Открытое занятие по художественной деятельности (сюжетное рисование) «Золотая осень» для старшей группы
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Патрикеева Ирина Николаевна

Программные задачи:

 Обучающие:

 1. Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад.

 2. Продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше, заполнять изображением весь лист бумаги.

 3. Учить детей оценивать работы сверстников, выделяя в них наиболее интересные изобразительные решения; высказывать эстетические оценки и суждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по художественной деятельности

(сюжетное рисование)

«Золотая осень»

для старшей группы

 

Программные задачи:

 Обучающие:

 1. Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад.

 2. Продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше, заполнять изображением весь лист бумаги.

 3. Учить детей оценивать работы сверстников, выделяя в них наиболее интересные изобразительные решения; высказывать эстетические оценки и суждения.

 Развивающие:

 1. Формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях, навыки технических приёмов (рисование всей кистью, концом, вертикальными мазками и др.).

 2. Закреплять умения и навыки работы с акварелью и кисточкой.

 3. Развивать художественно-эстетические чувства и творческие способности.

 Воспитательные:

 1. Прививать у детей любовь к природе и умение видеть, переживать всю её красоту.

 2. Закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе.

 3. Приучать к аккуратности при выполнении работы и умению следить за порядком на своём рабочем месте.

 Предварительная работа:

 1. Наблюдения за изменениями в природе.

 2. Беседа на тему: «Осень».

 3. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

 4. Чтение стихотворения З. Федоровской «Осень на опушке краски разводила… ».

 5. Д/и «Исправь ошибки природы» (на формирование лексического строя речи, например: наступила осень и подули тёплые ветры, распустились на деревьях листочки и т. д.) .

 6. Д/и «Скажи со словом «осенний» (на умение согласовывать существительное с прилагательным).

 7. Рисование на тему: «Осеннее дерево».

 8. Экскурсия в городской парк.

 9. Подготовка фона на альбомных листах детей к занятию.

 Словарная работа:

 1. Закрепить понятия и пополнить словарный запас детей словами: погода, осень, «Золотая осень», «Осенний (красивый) ковёр», яркая листва, листопад.

 2. Закрепить прилагательные, обозначающие признаки предметов, образование качественных прилагательных: красный, жёлтый, тёмно-жёлтый, оранжевый, голубое, ясный, осенний, солнечная, ветреная, дождливая, сырая, «голые», высокие, короткие, низкие, золотая.

 3. Упражнять в образовании мн. числа глаголов, существительных и прилагательных: наступили осенние дни; на деревьях жёлтые листья, стоят голые деревья, улетают птичьи стаи.

 4. Упражнять в поиске соответствующих понятий, выраженные глаголом и закреплять их в речи детей: желтеют, краснеют, опадают, вянут, летят, устилают, кружатся, сыплются.

 Демонстрационный материал:

 Несколько картин (репродукции) с изображением парка, леса, рощи в ясный осенний день, картинная трёхстворчатая ширма, 3-4 картонные фигурки мальчиков и девочек. Магнитофон с записями звуков природы, лирической музыки.

 Практический материал:

 У каждого ребёнка альбомный лист с заранее закрашенным голубым цветом листа (небо) и нарисованной широкой полосой земли, (дети накануне занятия закрасили акварелью, краски акварель, баночки с чистой водой, мягкие кисточки, салфетки.

 Место проведения: групповая комната.

 Ход занятия.

 Воспитатель:

 - Послушайте загадку и определите, о каком времени года в ней говорится:

 Что за волшебница краски взяла?

 Листья покрасила, с веток сняла,

 Мошек упрятала спать до весны,

 Что за волшебница, скажите вы?

 Дети: - Осень!

 Воспитатель:

 -Правильно. А что изменяется в лесу с приходом осени?

 Дети:

 - На деревьях и кустах желтеют и краснеют, опадают, вянут, сыплются листья. Дуют сильные ветры. Животные готовятся к зиме и др.

 Воспитатель:

 - По каким признакам мы узнаём осень?

 Дети:

 - Улетают птичьи стаи в тёплые края. Часто ветреная погода. Почти все деревья стоят голые. Листья падают, летят и кружатся. Устилают всю землю осенним ковром. Наступает листопад. Кругом очень красиво и др.

 Воспитатель:

 - Какая погода осенью?

 Дети:

 - Дождливая, ветреная, холодная, сырая. В начале осени ещё много тёплых дней, а в конце уже становится холодно и др.

 Воспитатель:

 -Русские поэты Пушкин и Тютчев любили осень за «пышное… увяданье», «в багрец из золота одетые леса», за то, что она с щедростью отдаёт нам богатства полей, садов, лесов. Да, это «первоначальная, короткая, но дивная пора – весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера… ».

 -Ребята, вы видите, как поэты красиво отзываются об осени? И мы с вами давайте вспомним нашу экскурсию в парк. Как мы тоже любовались этой красотой! Кто скажет, какой тогда был день, погода?

 Индивидуальные ответы детей:

 - Стоял ясный осенний день. Была солнечная погода. Был тёплый осенний день.

 Воспитатель:

 -А какие деревья мы с вами видели в парке, одинакового ли цвета была листва?

 Индивидуальные ответы детей:

 - На одних деревьях листья жёлтые, на других разные по цвету: красные, оранжевые, жёлтые, тёмно-жёлтые.

 Воспитатель:

 - А только ли на деревьях были листья?

 Дети:

 - Листья падали на землю, устилая её красивым ковром.

 Затем воспитатель помещает несколько репродукций картин на доску и говорит:

 - Посмотрите, ребята. Осень – очень красивое время года. Многие художники любят рисовать лес, парк в осенние ясные дни. Они подбирают для своих картин яркие краски. Рисуют голубое небо, тёмные стволы деревьев, рядом с которыми особенно яркими кажутся жёлтые, оранжевые и красные листья. Картины получаются радостными.

 - А вы бы хотели сейчас превратиться в осенние листики и полетать, покружиться? (Да)

 Воспитатель включает магнитофон с записями звуков природы.

 Физкультминутка.

 Мы листики осенние,

 На ветках мы сидим.

 Дунул ветер – полетели.

 Мы летели, мы летели

 И на землю тихо сели.

 Ветер снова набежал

 И листочки все поднял.

 Повертел их, покрутил

 И на землю опустил.

 (Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями. Повторить 2 р.)

 Воспитатель:

 - Вот сегодня, ребята, вы сможете себя почувствовать маленькими художниками. Потому что вы тоже будете рисовать парк в ясный осенний день.

 - Придвиньте к себе листы бумаги. На листах у вас уже есть голубое небо и широкая полоса земли. На такой полосе земли можно нарисовать деревья, которые растут в разных местах – одни ближе, другие дальше.

 - Если дерево близко, покажите, где вы его нарисуете? (Дети показывают)

 - Какие будут деревья?

 Дети:

 - Высокие, крупные, большие, длинные.

 Воспитатель:

 -А если дальше? (дети показывают)

 - Как они будут выглядеть?

 Дети:

 - Маленькие, низкие, короткие.

 Воспитатель:

 - Чтобы успеть нарисовать 3-4 дерева, сначала нарисуйте стволы и ветки у всех деревьев, а потом уже на всех деревьях будете рисовать листву. Постарайтесь нарисовать так, чтобы у вас весь лист был заполнен изображениями.

 Воспитатель включает спокойную лирическую музыку. Дети приступают к рисованию. В процессе работы воспитатель побуждает детей к использованию разных красок для изображения осенней листвы. Предлагает ещё раз посмотреть на картины, чтобы убедиться в разнообразии осенней окраски листвы. Напоминает о рациональных приёмах при изображении деревьев. Следит за использованием разных технических приёмов рисования кистью (всей кистью, концом, вертикальными мазками и др.). Падающие листья с деревьев нужно рисовать концом кисти в небольшом количестве. Тем, кто раньше справиться с заданием, можно посоветовать нарисовать дорожки в парке, скамейки и др.

 В конце занятия воспитатель помещает рисунки детей на доску и спрашивает:

 - Можно ли узнать, какое время года нарисовано на рисунках? Как вы узнали, что это осень?

 Дети:

 -На рисунках много жёлтого, красного и оранжевого цвета. Они не только на деревьях, но и на земле.

 Воспитатель:

 - Какой осенний день нарисован – ясный или пасмурный? Как об этом можно узнать по вашим рисункам? Дети:

 - Ясный день, потому что голубое небо, яркая листва, светит солнце.

 Воспитатель:

 - Как можно назвать осень в ярких, жёлтых тонах?

 Дети:

 - Золотая осень!

 Воспитатель подтверждает высказывания детей, что в их рисунках больше всего жёлтых, оранжевых красок, которые напоминают цвет золота.

 Далее педагог показывает детям картонные фигурки мальчиков и девочек и предлагает поиграть.

 - Посмотрите, какой замечательный у нас получился парк! Эти маленькие девочки и мальчики захотели прогуляться по нашему парку. Им захотелось побывать в самых красивых местах. Но парк получился большой, и они не знают, как найти эти места. Кто поможет им найти такие красивые места? (Воспитатель раздаёт желающим детям по одной фигурке и предлагает поставить их возле того места, которое он считает самым красивым местом в осеннем парке. Рассказать своему мальчику или девочке, чем же оно привлекательно, какие растут деревья, какая на них листва, что ещё интересного есть в этом месте).

 После занятия воспитатель прикрепляет несколько рисунков к ширме и предоставляет детям фигурки мальчиков и девочек для игры. Добавляет картонные деревья, кусты, или дети могут сами нарисовать их на вырезанных силуэтах, а потом прикрепить на подставки. Из строительного материала можно предложить сделать ограду, скамейки (обыгрывание сюжета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию "Золотая осень" в старшей группе

Конспект занятия с использованием нетрадиционных техник рисования...

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Мастера городца» в старшей группе

конспект занятия составлен в соответсвии с ФГОС. так же материал содержит презентацию...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности (нетрадиционное рисование) «Золотая осень. Печать мятой бумагой». Старшая группа.

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности (нетрадиционное рисование) «Золотая осень. Печать мятой бумагой». Старшая группа. Образовательная область: художественно - эстетическое ра...

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию (рисованию) во 2-й младшей группе «Ягодка» «Грибы для Белочки»

Дети вместе с воспитателем  отправились в осенний лес, чтобы помочь Белочке заготовить грибов на зиму. Не найдя грибов в лесу, малыши решили их нарисовать. С помощью педагога они узнали, как можн...

Конспект занятия по рисованию «Золотая осень» в старшей группе.

Программные задачи: 1. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. 2. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. 3. Продолжать учить детей отражать...