Главные вкладки

    НОД "Зимние зарисовки"
    план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

    Золотова Евгения Владимировна

    НОД с использованием нетрадиционных техник рисования. Подготовительная группа (6-7 лет). Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

             Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе

                                                                  (6-7   лет)

               Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (рисование)

    Тема: «Зимние зарисовки»

                                                                                Автор работы:

                                                 Золотова Евгения Владимировна

                                                      МОУ Новоталицкая СОШ, дошкольные группы "Малыш"

                                                               Воспитатель

    Интеграция образовательных областей:

    -речевое развитие

    -социально - коммуникативное развитие

    -познавательное развитие

    -физическое развитие 

     Тема: "Зимние зарисовки".

    Цель НОД: знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования "Солёная акварель"

    Задачи:

    Образовательные:

    - учить детей проявлять своё эмоциональное состояние, творческие способности в рисунке;

    - обучить детей новой нетрадиционной технике рисования – «Солёная акварель»;

    - закрепить навык изображения деревьев и кустов;

    - продолжать обучать описывать картины;

    - закрепить представление о художественном музее;

    -обогатить и активизировать словарь по данной теме путём введения новых слов и закрепления введённых ранее, таких как «музей», «выставочный зал», «картинная галерея», «пейзаж», «портрет», «натюрморт» и другие;

    - закрепить умение определять тёплые и холодные цвета и их сравнивать;

    - закрепить знание времён года, зимних месяцев;

    - повторить пословицы и поговорки о зиме;

    - закрепить умение определять жанры изобразительного искусства;

    -закрепить умение давать характеристику (подбирать прилагательные) природным явлениям.

    Развивающие:

    - развивать умение изображать природу, используя нетрадиционные способы рисования;

    - развивать умение видеть красоту зимы и отображать её в своей работе с помощью изобразительных средств;

    - развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

    - формировать объяснительную речь;

    - формировать умение самостоятельно формулировать цель занятия и объяснять ход работы;

    - формировать умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и сверстников.

    Воспитательные:

    - воспитывать любовь к изобразительному искусству, природе;

    - воспитывать нравственные качества: чувство взаимопомощи, сотрудничества, доброжелательности, инициативности, умение работать в коллективе, умение радоваться успехам товарищей.

    Итоговая НОД - результат проекта по художественно - эстетическому развитию "Красота спасёт мир" (посвящён изучению нетрадиционных техник рисования, экспериментированию с художественными и бытовыми материалами)

    Тип образовательной деятельности: тематический.

    Используемое оборудование: работы детей, оформленные в рамки, интерактивная доска, слайды с репродукциями  зимних пейзажей известных художников (И. Э. Грабарь "Иней",И. И. Шишкин "Зима") музыкальные записи(С. Прокофьев "Вариация феи Зимы" из балета "Золушка", П. Чайковский "Вальс снежных хлопьев" из балета "Щелкунчик"), запись звука ветра, снежки из ваты, таз со снегом,  белые акварельные листы, простые карандаши, восковые мелки, восковые свечи, акварельные краски, беличьи кисти, баночки с водой, соль "Экстра", салфетки влажные и бумажные.

         Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанника

                               Этап 1 НОД. "Путешествие в музей"    10 минут

    Цель этапа: закрепление знаний детей об изобразительном искусстве

    Цель этапа: формирование объяснительной(разговорной) речи, обогащение словаря

     Дети приглашаются в зал, где размещены их работы, оформленные в рамочки  Проходят под музыку (С. Прокофьев "Вариация феи "Зимы" из балета "Золушка")

    -Ребята, полюбуйтесь, куда это мы попали? Сегодня наш зал - это место, где хранятся и выставляются картины. Как можно его назвать?

    -Ребята, кто же авторы этих работ?

    -На протяжении нескольких месяцев мы с вами экспериментировали с разными материалами и учились работать в необычных техниках рисования, а данная выставка - это результат нашей работы.

    - Как вы считаете, чем мы сегодня будем заниматься?

    - Какие жанры изобразительного искусства представлены на этой  выставке?

    - Какие времена года угадываются в ваших работах?

    - А какое сейчас время года?

    - Назовите пословицы о зиме.

                           

    - Так как мы с вами попали в настоящий музей, предлагаю посмотреть, как великие русские художники в своих картинах оживили пословицы, с помощью красок и воображения. Присаживайтесь.    

     - Посмотрим на первую картину(слайд). Это работа Игоря Эммануиловича Грабаря "Иней".

    - Что изображено на картине?

    - А как одним словом можно всё это назвать?

    - Как называется картина, на которой                    изображена природа?

    - Какое время года на ней изображено?

    - Какие зимние месяцы вы знаете?- Какой сейчас месяц?

    - Как в народе называют февраль?

    - Ребята, сейчас мы с вами пофантазируем и представим, что оказались внутри этой зимней картины.

    - Разойдитесь и закройте глаза. Покружились, покружились, на картине появились. (воспитатель разбрасывает снежки из ваты на пол) Откройте глаза. Оглянитесь, под ногами земля, занесённая снегом.

    - Скажите, снег какой?(Выносится таз, наполненный снегом)

    - Запачкали ноги, потопаем, почистим. (гимнастика для ног)

    - Поднимите вверх глаза. Взгляните на небо. Чем особенно зимнее небо? Какое оно?

    - Присмотритесь. Какого цвета зимняя природа на данной картине?

    -Эти цвета тёплые или холодные?  Какие ещё холодные цвета вы знаете?

    - Какого размера деревья у горизонта? Покажите.

    - А те, которые находятся на первом плане, близко к нам, какого размера? Покажите.

    - Сможем достать до веток?

    - Нет? Почему?

    - Какими деревья становятся зимой?

    - Ой! Холодно! (звучит запись звука ветра) Съёжились, показали как замёрзли.

    - Зимний ветер какой?

    -Подул сильный ветер, закружил нас и унес на другую картину. (слайд)

    - Это картина Ивана Ивановича Шишкина "Зима".

    - Здесь ветер перестал дуть? Можно расслабиться (психогимнастика "холодно-тепло)

    - Как мы догадались, что ветра нет?

    - Но вдруг, он снова подул и превратил нас в кусты и деревья (запись звука ветра).

    - Деревья закачались, ветки стали гнуться, раскачиваться и даже некоторые чуть не сломались от силы ветра!

    - Как он шумит в ветвях?

    - Вдруг пошёл ещё и снег, всё закружилось вокруг, замело. Как называется такое природное явление?

    - Как она воет?

    - Но вдруг, ветер и метель стихли, и замер лес. Как на картине Ивана Шишкина. Красиво? Опишите, что видите.

    - Скажите, ребята, какие цвета использовал Иван Шишкин, когда изображал зиму?

    -Эти цвета тёплые или холодные?

    - Какой мы можем сделать вывод?

    - А ребятки медленно наклонились, выдохнули, медленно выпрямились, прогнулись назад, вдохнули и в зале очутились.(дыхательное упражнение)

    - Ой, ребята! У нас нет больше картин художников о зиме! Как же нам продолжать путешествие по зимним пейзажам? Что нам делать?

    - Правильно! Молодцы! Нарисуем свои картины зимней природы! Согласны? Тогда присаживайтесь.

    - Музей, выставочный зал, картинная галерея.

    - Мы!

    Ответы детей.

    - Натюрморт, портрет, пейзаж.

    - Лето, осень, зима.

    - Зима.

    - "Мороз не велик, да стоять не велит"; "Береги нос в большой мороз"; "Зимой солнце светит, да не греет".

    Ответы детей

    - Природа.

    - Пейзаж.

    - Зима.

    - Декабрь, январь, февраль.

    - Февраль.

    - "Ветродуй", "Лютень".

    Дети кружатся с закрытыми глазами.

    Дети трогают снег руками.

    - Белый, холодный, липкий. рыхлый и т.д.

    (вытирают руки салфетками)

    Дети топают ногами.

    - Голубое, чистое, холодное и т. д.

    - Голубого, белого, синего и т. д.

    - Холодные.

    - Бирюзовый, фиолетовый, сиреневый и т. д.

    - Маленькие.

    Приседают.

    - Большие.

    Встают на носочки, тянутся вверх.

    - Нет.

    - Ветки высоко расположены.

    - Сонные, тёмные, заснеженные и т. д.

    Дети съёжились. 

    - Резкий, холодный, сильный и т. д.

    Дети расслабились.

    - По деревьям и кустам. они не согнуты.

    Руки подняты, пальцы раскрыты.

    Выполнение детьми. 

    - Ш-Ш-Ш (психогимнастика и артикуляционная гимнастика)

    - Метель.

    - У-У-У (психогимнастика и артикуляционная гимнастика).

    Ответы детей.

    - Коричневый, жёлтый, оранжевый, белый и т. д.

    - Тёплые.

    Дети делают вывод, что зимнюю природу можно писать не только холодными, но и тёплыми цветами.

    Выполнение детьми.

    - Нарисуем зимние пейзажи сами!

    Дети садятся за столы по два человека.

                     Этап 2 НОД. "Юные художники-пейзажисты" 15 минут

    Цель этапа: обучение новой нетрадиционной технике рисования "Солёная акварель", закрепление ранее изученных техник работы с акварелью.

    Цель этапа: развитие способности отображать красоту природы в рисунке с помощью изобразительных средств.

    - Ребята, какие холодные цвета мы будем использовать для изображения зимнего пейзажа?

    - Как вы думаете, чем мы будем сегодня рисовать?

    - Верно. И сегодня мы совместим несколько необычных способов  рисования акварелью. Три из них вам уже известны: акварель и восковой мелок, акварель по - сырому и фотокопия. А четвёртый - новый способ называется "Солёная акварель".

    - Кто из вас может сам объяснить ход работы?(образец висит на мольберте)

    - А теперь я разъясню вам ход работы. (проходит объяснение хода работы поэтапно, с показом новой нетрадиционной техники рисования акварелью ("солёная акварель", которая даёт эффект падающего снега)

    - Покажите, как правильно держать карандаш, нарисуем в воздухе воображаемое дерево.

    - Молодцы! Можно приступать к работе. А рисовать мы сегодня будем под музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского "Вальс снежных хлопьев" из балета "Щелкунчик".

    Ответы детей.

    Ответы детей.

    Ответы детей.

    Формообразующие движения.

    Дети рисуют.  В ходе работы используются подсказки, пояснения, указания, похвала, восхищение.  

    Перед тем, как начать работу красками, проводится физкультминутка "Деревья"(см. приложение )

                            Этап 3 НОД. "Восхитительные пейзажи". 5 минут

    Цель этапа: рефлексия.

    Цель этапа: формирование умения адекватно оценивать результаты своей деятельности и сверстников.

                                Работы детей развешиваются на мольбертах

    - Ребята, наши пейзажи готовы!

    -Чего больше всего на зимних картинах?

    - Вдохнём же глубоко этот воздух, представим, чем он может пахнуть                           (ароматерапия)

    - Что вы чувствуете?

    - Скажите, пожалуйста, почему рисунок нанесённый мелком и свечой не закрашивается краской и остаётся нетронутым?

    - Ребята, пора вспомнить, чем мы сегодня занимались и чему научились.

    - Какая работа вам нравится больше и почему?

    - Ребята, продолжить путешествие по нашей картинной галерее предложим нашим дорогим гостям, а сами отправимся на прогулку - любоваться живыми картинами зимы.

    Дети подходят к мольбертам, на которых развешены их работы.

    - Простора, снега, свежего воздуха и т. д.

    - Запах мороза, снега...

    - Потому, что мелок и свеча сделаны из воска, а он не пропускает воду, которая есть в краске.

    Ответы детей. 

    Обсуждаются преобразования, произошедшие со снегом. 

    Проходит обсуждение работ (какие нравятся, какие выполнены с ошибками)

         

    Приложение

    Физкультминутка "Деревья"

    Станем мы деревьями (шагают на месте)

    Сильными, большими. (ноги на ширине плеч, руки на поясе)

    Ноги - это корни,

    Их расставим шире.

    Чтоб держали дерево, (кулак на кулаке)

    Падать не давали,

    Из глубин подземных (наклоны, ладони чашечкой)

    Воду доставали.

    Наше тело - прочный ствол, (разогнуться, ладонями по телу сверху - вниз)

    Он чуть - чуть качается. (наклоны вправо - влево)

    И своей верхушкой (руки над головой шалашиком)

    В небо упирается.

    Наши руки - ветви (раскрыть ладони, развести пальцы)

    Крону образуют.

    Вместе им не страшно. ( повороты головы влево – вправо)

    Если ветры дуют. (качают руками над головой)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мини концерт "Осенние зарисовки"

    Сценарий осеннего мини концерта....

    "Песочные зарисовки"

    Конспект по художественному творчеству в старшей группе детского сада в нетрадиционной технике рисования цветным песком и морскими камешками с использованием стола с песком. Дети не только рисуют песк...

    " Осенние зарисовки"

    Сценарий развлечения осеннего праздника для средних групп....

    Осенние зарисовки

    Осенние зарисовки...

    "Осенние зарисовки занятие с изотерапией

    Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в поздней осени. Оптимизация двигательной деятельности ,использование здоровьесберегающих технологий:...

    Музыкально-поэтическая зарисовка "Поэтическое наследие М. Ю. Лермонтова" для детей старшего дошкольного возраста

    Материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям ДОУ при знакомстве с творчеством поэта М. Ю. Лермонтова...

    Конспект НОД по нетрадиционному рисованию «Осенние зарисовки».

    развивать умение изображать осеннюю природу с помощью угля, используя прорисовку и растушёвку,- закреплять навык изображения деревьев, кустов,- формировать умение работать самостоятельно, аккуратно, в...