Пастель- новая возможность в развитии творчества у дошкольников
статья по рисованию на тему

Забаровская Елена Анатольевна

В статье описываются преимущества использования пастели в работе с докольниками, приемы использования техники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пастель -  новая возможность для развития творчества у дошкольников.

В работе с дошкольниками  необходимо достаточно много уделять внимания развитию воображения, фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

Работа с новыми материалами и техниками ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств.

 В своей работе с дошкольниками, я сначала включала пастель эпизодически, но заметила , что дети с удовольствием ее используют.

Решение, использовать пастель, было продиктовано тем, что она дает возможность легко осуществить замысел, пастель наноситься легко, оставляет яркий след, есть возможность легко смешивать цвета. Особая ее притягательность заключается в том, что с ее помощью можно создавать как живописные, так и графические работы.

В этой статье хочу вас познакомить с тем, как можно использовать пастель в работе с дошкольниками. Работу лучше начинать с возраста 5-6 лет, т.к. в этом возрасте уже неплохо развита мелкая моторика  и ребенок может контролировать силу нажима на пастельный мелок.

Основные задачи которые решались:

 -Познакомить с материалом его свойствами (мягкий, ломается, растирается),как хранить и как обращаться

-Познакомить детей с различными приемами рисования пастелью

-Закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения

Используемые материалы:

  • плотные листы бумаги разного цвета (для пастели), можно использовать цветной матовый картон
  • бархатная бумага;
  • бумага для акварели;
  • мягкая и полумягкая пастель в наборах и в коробках очищенная от оберток;
  • влажные салфетки для рук;
  • мольберт
  • фиксатор
  • ластики
  • губки

Знакомство с приемами нанесения пастели :

Кончиком пастели

Самый простой способ использовать пастель состоит в том, чтобы рисовать концом, держа мелок как карандаш или ручку. Получившаяся линия передаёт совершённый вами жест.

Толщина линии, меняется от давления на мелок. Чем сильнее нажим, тем больше пастели останется на листе. Для более тонких линий, нужно нажать более мягко или использовать край пастели. Этот прием легко осваивается детьми и наиболее часто применяется в рисунках т.к схож с работой карандашом.

При ознакомлении с этой техникой проводились занятия на тему : «Хрустальный водопад» (штрихи в одном направлении,2-3 цвета), « Зимний букет» (белый , голубой мелок, на темной бархатной бумаге)

Использование края пастели (плашмя или ребром)

Такой вариант дает возможность работать быстро, создавая большие блоки цвета. Изменение давления создаст различную структуру на пастельной бумаге. Прием – использования пастели ребром очень нравиться детям , он позволяет очень быстро закрашивать большие поверхности работы, чаще всего используется в изображении пейзажей, закрашивании фона.

Штриховка и пересекающаяся штриховка

Самый простой способ использовать пастель состоит в том, чтобы рисовать концом, держа мелок как карандаш или ручку. Получившаяся линия передаёт совершённый вами жест.

Толщина линии, меняется от давления на мелок. Чем сильнее нажим, тем больше пастели останется на листе. Для более тонких линий, нужно нажать более мягко или использовать край пастели. Этот прием легко осваивается детьми и наиболее часто применяется в рисунках т.к схож с работой карандашом.

При ознакомлении с этой техникой проводились занятия на тему : «Ароматное яблоко», «Корзинка с фруктами»

Смешивание пастелей (растушовка)

В отличие от других средств рисования, пастель нельзя смешать перед помещением на бумагу. Есть два способа создать цветные и тональные плавные переходы - оптическое смешивание, которое достигается при наличии цветов в непосредственной близости (см. штриховку), и смешивание, где пастель смешивается уже на бумаге.

Можно использовать широкий спектр инструментов для смешивания, но традиционный – палец, также используют вату, куски бумаги, ластик и т.д. Смешивание разных оттенков пастели вызвало у детей большой интерес и удовольствие – прямо  в работе изображаемый предмет легко меняет цвет

Этот прием используется почти во всех работах, он дает возможность смешивать цвета, придавать фактурность образам (мышка, котенок, пушистые астры..)

После того как дети хорошо освоили приемы использования пастели , они часто применяют их  как отельный художественный материал, в смешанной технике (нанесение фона, придание фактуры образу и т. д.)

Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Потребность  в рисовании у них заложена на генетическом уровне, рисуя они  изучают окружающий мир .Чаще всего занятия с дошкольниками сводятся к стандартным изобразительным материалам. Но учитывая потенциал нового поколения, этого не достаточно для развития творческих способностей, нужно знакомить детей с новыми для них художественными материалами и техниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творчества у дошкольника(вывод).

Младший дошкольник всегда готов воспринимать информацию от взрослого. Главная задача педагога поддерживать и развивать интерес ребенка к различным видам деятельности.Особенно важную роль несёт развити...

Развитие творчества у дошкольников с использованием бросового и природного материала.

Развивать  познавательные,  творческие,  художественные  и  конструктивные  способности в  создания  образов,  используя  различные  материалы....

Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство.

"Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство"Доклад из опыта работы на методическом объединении....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕ...

Современное игровое оборудование в детском саду: новые возможности в развитии дошколят

Современное образование ставит перед собой цель - формирование и развитие социально востребованной личности, способной добиться успеха. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного...

Новые возможности для развития воображения у дошкольников. «Мир вокруг нас»

Мы  живём в стремительно  меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Задача разв...