Рисование пейзажа как развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста
статья по рисованию (старшая группа) на тему

Смирнова Анна Викторовна
Рисование пейзажа как развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рисование пейзажа как средство развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель ГБДОУ №60

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Смирнова Анна Викторовна

Художественно-эстетическое развитие есть обязательная образовательная область в содержании любой образовательной программы дошкольного учреждения, основой которой в свою очередь является СТАНДАРТ дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрированный в Минюста РФ 14.11.2013 Регистрационный № 30384. Стандарт разработан на основа Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации Приказ вступил в силу 01.01.2014 г.

«Рисование пейзажа как средство развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста» - является актуальной темой, так как проблема развитие чувства цвета у детей старшего возраста приобретает все большее значение в настоящие время.

Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, в частности один из самых эмоциональных жанров – пейзажная живопись. По средствам пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развивается чувство цвета. Перед ними раскрывается богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся c новыми для них предметами и явлениями.

Рисование для ребенка - своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста [Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству, - М., 2005- 186с.].

  Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы [Миннарт М. Свет и цвет в природе. М., 1969. – 196 с.].

Пейзажное рисование имеет большое значение в развитии чувства цвета, оно необходимо для всех детей. Пейзажная живопись дает простор детской фантазии и возможность развития чувства цвета ребенка.

Проблема в том, что недостаточно используются в дошкольных учреждениях занятия по ознакомлению с пейзажем как средство развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение особенности развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста

Развитие эстетических чувств у дошкольников включает ознакомление с основными свойствами цвета и его образной выразительностью в различных видах деятельности (декоративном рисовании, художественном конструировании), ознакомление с окружающей средой (явлениями природы, ее отдельными элементами, повседневным бытом), произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства (рисунки, книжные иллюстрации, репродукции, изделия из глины, ткани). Познание мира малышом начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Полноценное умственное развитие ребенка в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Ежедневно нас окружают десятки тысяч цветов и их оттенков. Каждый объект этого большого мира раскрашен по-своему. Практически каждый цвет имеет своё название, а люди могут легко ориентироваться в огромном цветовом спектре. Прежде всего, необходимо разобраться с тем, что такое цвет. Цвет – это, в первую очередь, физическое явление. Если говорить научным языком, то это характеристика электромагнитного излучения особенного оптического диапазона - спектра. Возникает цветовосприятие на основе ощущений зрительного аппарата. Если говорить простым языком, то цвет – это зрительное ощущение, которое человек получает, когда в глаз попадают световые лучи разной длины волны. Академик С.В. Вавилов писал: "Владение цветным видением чрезвычайно повышает ценность зрительного восприятия. Цветное видение дает возможность очень быстро и по-новому различать предметы и элементы среды". В толковом словаре Ожегова дается такое определение цвета: «Цвет, -а, мн. -а, -ов, м. Один из видов красочного радужного свечения- от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. Все цвета радуги. Темный, светлый ц. Яркий, блеклый ц. Красный ц. (цвет крови),Зеленый ц. (цвет травы). Черный ц. (цвет угля). Белый ц. (цвет снега)». А современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой:«Цвет: 1) Окраска, световой тон, 2) Сочетание красок в картине, колорит, тон (в живописи)». Через все небо протянулась радуга. Сколько в ней цветов? Столько же, сколько в солнечном спектре. Белый солнечный свет-это смесь цветных лучей. И при разложении света мы можем их увидеть. Радуга не что иное, как преломление в каплях дождя солнечного света. Принято различать семь основных цветов, они и  являются  цветами спектра: красный, оранжевый, желтый,зеленый, голубой, синий,фиолетовый. Но сколько оттенков у каждого из них сосчитать невозможно. Чтобы разобраться в цветовом богатстве, надо научиться внимательно смотреть вокруг себя. Например, в спектре мы не видим переходных цветов от красного к фиолетовому, но они существуют. Такие цвета называются пурпурными ( пурпур — натуральный краситель, который использовали еще в Древнем Риме). Первым обоснованную систему цветов ввел Исаак Ньютон, в результате эксперимента, пропуская световой луч через призму. Так появилось понятие «Круга семи цветов», состоящего из индиго, фиолетового, синего, красного, оранжевого, желтого, зеленого. В 1921 году Иоганн Иттен, введя дополнительные оттенки создал прообраз цветового круга, который базируется на диаграмме в виде 12  конечной звезды. Тремя основными цветами (цветами первого порядка) являются красный, желтый, синий. При их смешении образуются оранжевый, фиолетовый и зеленый. Это цвета второго порядка. А при последующем смешении соседних цветов  образуются различные оттенки, которые и составляют цветовой круг. Дополнительными цветами считаются те, которые располагаются на цветовом круге строго напротив друг друга. Цвета спектра называют хроматическими (в переводе с греческого - цветные), тогда как  весь ряд цветов от белого до черного (включая все оттенки серого) называют ахроматическими (не цветные) или нейтральными. Все хроматические цвета делятся на теплые и холодные. К теплым относятся цвета с желтоватым, оранжевым или красным оттенками. При взаимодействии с ними у нас появляется впечатление как от солнца, горячего песка, это краски осенних листьев, закатного неба. К холодным цветам относят те, которые имеют голубоватый, синий или фиолетовый оттенки. Они напоминают нам о красках неба, снеге. Мы сталкиваемся с этим даже в быту. Вспомните какими цветами у нас окрашены краны с холодной и горячей водой? Конечно есть цвета, которые  могут быть и теплыми и холодными. Все зависит от того какую краску добавить к основному цвету. Например, зеленый. Добавьте в него желтую или синюю краску и получите разные цвета, первый будет теплым, а второй соответственно холодным. Глядя на цвет мы можем визуально ощущать даже расстояние на котором он находится от нас. То, что окрашено в теплый цвет кажется нам ближе, нежели предметы, окрашенные в холодные. Поэтому теплые цвета еще называют выступающими, а холодные - отступающими. Следовательно  цвета холодных оттенков визуально уменьшают объем, а теплых - увеличивают его. Первое свойство, характеризующее тот или иной цвет, и определяющее его принадлежность к хроматической группе называют цветностью. Ведь каждый цвет может быть темнее или светлее, но при этом сохранять свою цветность. Светлота - это вторая характеристика цвета. Любой цвет (кроме  ахроматического) может быть бледным или, напротив густым, насыщенным. Насыщенность-это третий  показатель, характеризующий цвет. Изменение характеристик цвета мы можем часто наблюдать в нашей жизни. Растворите в воде кристаллы марганца и вы увидите множество оттенков - от  бледно-розового до густого, почти черного, темно-пурпурного цвета. У них одинаковая цветность, но разная насыщенность, она увеличивается по мере растворения кристаллов. Светлота напротив уменьшается. Добавляя к любому цвету черный или белый, можно изменять насыщенность. При точном определении цвета используют три характеристики - цветность, насыщенность, светлота. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте. Главной причиной цветового разнообразия  в природе являются световые потоки. Вокруг нас рассыпаны миллиарды тончайших нитей, которые создают определенную цветовую среду. При разном освещении мы видим один и тот же цвет по разному. Цвет предмета  определяется тем цветом из цветового спектра, который отразился от поверхности предмета. Черные предметы поглощают весь цветовой спектр. Если цвета объединены общим свойством, то их ряд называют гаммой или тональностью. Если предметы одежды, входящие в состав костюма имеют светлые оттенки, то мы говорим, что он выдержан в светлой гамме или светлых тонах. Такая характеристика подходит к любому цвету: костюм в синих тонах  или в синей гамме. Если гамма подобрана удачно, то она создает определенное настроение. Так о насыщенных и светлых цветах мы говорим — сочная, жизнерадостная, яркая гамма. Малонасыщенные мы называем  приглушенными, вялыми. Цвета, насыщенность которых уменьшается за счет добавления белого цвета, называют разбеленными. [Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета / Пер. с англ. Д.А. Шкловера. М., 1964. – 229 с.]

    Большинство детей поступающих в детский сад, практически не имеют понятие о цвете. Восприятие цвета у ребенка надо развивать как можно раньше. В основное определение чувства цвета входит умение видеть, «чувствовать» глазами именно физические, изобразительные свойства цветов и их оттенки, умение различать цвета по основным характеристикам цвета: светлоте, яркости, насыщенности. Это умение обусловлено, прежде всего, развитостью, «натренированностью» зрительного аппарата человека, опытом восприятия цветового богатства окружающего мира, природы.  Чувство цвета - это умение различать, называть и использовать различные цвета и их оттенки; умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний. Особенности зрительного и, в частности, цветового восприятия, зависят от строения сетчатки глаза каждого человека. Сетчатка глаза снабжена миллионами рецепторных клеток, играющих роль светочувствительных элементов и подразделяющихся на «палочки» и «колбочки». «Палочки» обеспечивают восприятие света и контрастность изображения, а «колбочки» улавливают все цветовые нюансы. У каждого человека со стандартным комплектом колбочек есть индивидуальные особенности цветового восприятия. Некоторые исследования показали, что более 50% представителей белой расы обладают повышенной чувствительностью к красному цвету и поэтому видят гораздо больше его оттенков, чем, к примеру, китайцы и африканцы. Новорожденные дети лучше всего воспринимают желтый и зеленый цвет.  Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень развития чувства цвета определен природными возможностями человека, количеством колбочек в сетчатке его глаз. Но это не совсем так. Цветовосприятие поддается «тренировке». Развитие чувства цвета играет важную роль в эстетическом и сенсорном развитии ребенка. В свою очередь, эстетическое развитие способствует благоприятному психическому развитию ребенка, развитию его художественных способностей. [Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета / Пер. с англ. Д.А. Шкловера. М., 1964. – 229 с.]

     Проанализировав психолого-педагогическую литературу, я выяснила, что дети разного возраста по-разному воспринимают цвет. Период раннего и младшего возраста, где все внимание ребенка направлено на освоение новых материалов, интерес к краскам объясняется возможностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет может не связываться ассоциативно с эмоциями, настроением. Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Постепенно цветовые пятна, штрихи становятся более ритмичными, движения кисти уверенными и точными. Третий год жизни детей характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, развития конкретного, образного мышления, развитием эмоциональной сферы. Детей привлекает не только процесс закрашивания листа, но и восприятия пятна. Они рисуют одно пятно рядом с другим, в разных направлениях проводят полосы, ритмично наносят мазки. Ассоциации возникают по цвету и массе пятна. Лист бумаги, закрашенный в какой-либо цвет, воспринимается как единый образ. Эти ассоциации возникают не только по цвету, пятна по своим очертаниям похожи на предметы, названные детьми. Ассоциативная связь цвета с предметом может возникнуть и не из зрительного соответствия, а из характера линий, пятен и штрихов. Выбрав черную краску, маленький художник ведет кистью непрерывную полосу по листу бумаги. Потом появляются круги, пятна, точки. Ребенок приговаривает: «Кап, кап, шлеп, шлеп. Это дождик». - «Какого он цвета?»- «Черный - потому что туча черная». Меняет краску. Теперь она желтая. «Желтый, потому что хороший!» Этот ассоциативный цветовой рисунок, в общем, мало чем отличается от первых каракулей и пятен, с той лишь разницей, что ребенок дает характеристику цвета и высказывает свое отношение к нему. В конце третьего года жизни процесс рисования существенно изменяется. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно-смысловой стороны деятельности. Ребенок может самостоятельно выбрать красный, желтый и зеленый цвета. Под определение красного могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов.

   В первой половине дошкольного детства ребенок начинает усваивать сенсорные эталоны и действия с ними. К трем годам у ребенка уже существует некоторый запас представлений о внешних свойствах предметов (цвет, форма, величина), которые учитываются им в деятельности. Малыш в три года знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий).

   До четырех лет цвет для ребенка не играет существенной роли в рисовании. Он используется лишь одним оттенком какого-либо цвета. Все, что определяется как зеленое, он рисует только ярко-зеленой краской, синее - ярко-синей, все желтое - желтой, даже если в наборе красок имеются и другие оттенки этих цветов.

В старшем дошкольном возрасте формирование цветовосприятия активно продолжается. К пяти годам дошкольник хорошо знаком с основными цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), имеет представление об оттенках (2-3 оттенка одного и того же цвета). Пятилетний ребенок назовет два оттенка одного цвета (например, темно-зеленый и светло-зеленый) и покажет соответствующие карточки. При этом следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым.

    Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и использовать цвета в своем изобразительном творчестве, необходимо системно и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений, окружающей среды, формировать у них умение самим создавать нужные цвета и оттенки, развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов, их сочетаний. В дошкольном возрасте можно заложить основы (развить цветоразличие, умение подбирать и составлять цвета для передачи образов предметов и явлений, понимания красивых и непривлекательных сочетаний цветов и др.)  Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в своё время писал ещё чешский педагог Ян Амос Коменский.  В начале XVII в. Я. А. Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что в проведении этой работы значительная роль принадлежит изобразительной деятельности.  Я. А. Коменский считал, что формирование у детей интереса к цвету должно осуществляться постепенно и строиться с учетом возрастных особенностей. Он рекомендовал давать детям что-нибудь раскрашенное и цветное уже в два - три года, а на четвертом году призывал еще более расширять область цветового зрения, основываясь на том, « что доставляет удовольствие глазу». Он подчеркивал, что необходимо с раннего возраста воспитывать у детей эмоциональное отношение к цвету. Большое значение Я. А. Коменский уделял формированию чувства цвета в процессе восприятия детьми произведений изобразительного искусства. Он считал, что благодаря художественным образам, ребенок способен лучше воспринимать и подмечать различные цвета и наслаждаться ими. Такое же большое значение воспитанию чувства цвета придавала М. Монтессори. Она считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога.  Взгляды Я. А. Коменского полностью разделял Ф. Фребель. Он считал, что в процессе изобразительной деятельности дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки. Особое значение Ф. Фребель предавал качеству изобразительных материалов, отбору цветов и оттенков для работы с детьми. Он рекомендовал использовать те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребенка. Ф. Фребель считал, что при формировании у детей представлений о цвете педагог должен учитывать их интересы, эмоциональные отношения к тому или иному цвету. Ф. Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов. Прежде всего, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т. д.).  Затем называются цвета по их внутренней силе (темный, светлый и т. п., и в конце - отдельные цвета по их видам смешивания.

    В русской педагогической мысли интерес к детскому рисунку возник в 80-е годы XIX столетия, но изучение его продолжается и по настоящее время. Впервые специальному исследованию цвета в дошкольной педагогике была посвящена работа Е. А. Флериной "Изобразительное творчество детей дошкольного возраста" (1965г.) . Было установлено, что на первых этапах работы детей с изобразительными материалами каждый новый цвет краски воспринимается ими как большая эстетическая ценность. Но, научившись смешивать краски и получать новые оттенки и цвета, ребенок уже не может и не желает ограничиваться одним цветом, а тяготеет к их разнообразию. Е. А. Флерина подчеркивала, что педагоги при обучении дошкольников обязательно должны учитывать эмоциональный характер цветового решения. Ведь цвет выступает для ребенка как средство выражения его эмоционального состояния. (Красная елка, потому что праздничная, красивая) [Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956. – 280 с.]. В.С. Мухина, изучая особенности восприятия цвета детьми, выделила, что дети 3-4 лет изображают «красивое» яркими, чистыми красками, отдавая преимущество желтому, оранжевому, красному, голубому, зеленому цветам. «Некрасивое» изображается детьми нарочито небрежно и обязательно закрашивается каким-либо темным, немилым цветом [Мухина В.С. Красивое – хорошее искусство. М.: Просвещение, 1964. – 123 с.].

 В своих исследованиях Мухина доказала, что полноценное развитие восприятия цвета ребенком осуществляется только тогда, когда он сам получает возможность утвердиться в многоцветии окружающего мира. Также Мухина сделала вывод о необходимости обучения детей пятого года жизни смешиванию красок.

Содержание и методика развития цветового восприятия детей, усвоение ими цветовых эталонов, знаний о цветах и способах их получения были в дальнейшем более подробно изучены в результате проведения исследований по сенсорному воспитанию. Работы по сенсорному воспитанию и развитию позволили лучше разобраться в природе развития детского восприятия, его психологии.

Л. А. Ремезова рекомендовала начинать знакомство с цветовыми эталонами с формирования у детей представлений о хроматических и ахроматических цветах, с усвоения их названий. Дети в процессе практических действий учатся узнавать и называть эти цвета: выбирают заданный цветовой эталон из множества разноцветных, закрашивают предметное изображение определенным цветом, соединяя представления о реальных предметах. Дошкольников она рекомендует знакомить и с оттенками цветов. На этом этапе детей необходимо учить сравнивать три объекта красного, желтого, зеленого, синего цветов, отличающихся по светлоте. При этом дети овладевают и сравнительной оценкой светлоты предметов (темнее, светлее, еще светлее) в возрастающей степени: сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу - начинай с самого темного.

З.И.Истомина, Ж.И. Шиф изучали особенности восприятия и называния цвета детьми старшего дошкольного возраста. Эти исследования отмечают, что дифференцирование цвета у дошкольников развивается сначала в отношении самих цветовых тонов, а затем в отношении светлот. При различении и отборе тёплых цветов (красный, оранжевый, жёлтый) дети делают меньше ошибок, чем при различии и отборе холодных цветов (зелёного, голубого, синего, фиолетового). Е.А.Аркин отмечает, что старшие дошкольники могут уже точно подбирать большое количество оттенков одного цвета, т.е. у них развито цветовое чувство в большей степени.

При ознакомлении детей с процессом получения нового цвета, нужно обратить его внимание на красоту цвета. Необходимо разъяснить ребёнку то, что он не должен быть равнодушен к цвету, ему необходимо понять, что он сам может изменить его, сделать лучше, красивее. Так, чтобы зелёный цвет стал ярче, можно добавить немного жёлтой краски, получится цвет молодой весенней зелени. Подробные эксперименты помогают детям понять, что важен не сам процесс смешивания, а результат этого процесса – получение нового цвета. Ученые педагоги и психологи считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета, а также подчеркивать важность проведения специальных наблюдений, образовательной деятельности, игр и т. д.

 Ребенок старшего дошкольного возраста стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

В старшем дошкольном возрасте происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук»,«Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в которой существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.  

Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка.

К старшему дошкольному возрасту дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7—10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства.

Старшем возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Старший дошкольный возраст можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.

Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

В старшем дошкольном возрасте в  жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребенка старшего дошкольного возраста пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка старшего дошкольного возраста. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.  

В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение)

Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод, что вопросы формирования у детей чувства цвета широко представлены в истории педагогики, а также в исследованиях по сенсорному воспитанию и в методике обучения изобразительной деятельности, и что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Развитие чувства цвета заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

Эта работа должна начинаться с раннего детства и постепенно в соответствии с возрастными особенностями.

К старшему дошкольному возрасту дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный).

В процессе восприятия  изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на  произведения искусства.

В старшем дошкольном возрасте с детьми можно активно развивать чувство цвета  в различных видах деятельности:  художественном конструировании,  ознакомление с окружающей средой (явлениями природы, её отдельными элементами, повседневным бытом), произведениями изобразительного искусства (рисунки, книжные иллюстрации, репродукции картин), один из эффективных средств в развитии чувства цвета знакомство с изделиями  декоративно – прикладного искусства и декоративное рисование.

Пейзаж как средство развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста

Природа может выступать роли Художницы или прекрасной Волшебницы, которая творит видимый мир по законам красоты гармонии. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно-образных средств других искусств: музыки, живописи и литературы. Пейзаж (фр.рaysage– местность, страна) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, ее естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей художника как представителя определенной эпохи. В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени. Художественный пейзаж – высшая ступень восприятия человеком природы. В живописном пейзаже истинного мастера перед нами предстает природа, как бы вновь сотворенная, высветленная и зазвучавшая в полную силу во всей своей целостности и гармонии, ибо она одухотворенна чувством художника. Создавая художественные образы, живопись использует цвет, колорит и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной другим видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, воздушную перспективу. Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами ее объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа:

• первозданный природный пейзаж (поле, луг, река, озеро);

• лесной пейзаж,

• морской;

• горный;

• космический;

• сельский;

• городской пейзаж;

• индустриальный (конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы);

• исторический (изображение какой-либо местности в определенную эпоху),

• сказочный, фантастический. [Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. – С.-П., 2000]

   Природа на полотнах художников предстает в разное время года и суток, в разную погоду. Художники всего мира со свойственной каждому манерой изображения стремились передать на холсте все многообразие природы, свою любовь к ней. Пейзажист рассказывает нам о знакомых и много раз виденных лесах, реках, полях, но вносит в свое видение, создает поэтический образ природы. И.Левитан, К.Коровин, И.Шишкин - внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу как источник прекрасного в жизни человека, раскрыли многообразие цветовой палитры на своих полотнах. Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь все это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок.            Выразительное средство живописи — рисунок (линия и светотень) — ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение, линия разграничивает пространство листа бумаги либо холста, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы. А цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения частью его художественной структуры. Художественный пейзаж раскрывает поэзию природы, учит видеть ее красоту, обогащает наши представления. Искусство пейзажа никогда не было оторвано от жизни, ее социальных законов от человека. Богатство содержания, красота и разнообразие пейзажа нашей Родины делает его важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Дети способны воспринимать образный язык искусства и чувствовать красоту природы. Но многое в формировании в выявлении переживаний зависит от того, как направляется и осуществляется их эстетическое развитие. Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение , ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество. [Миннарт М. Свет и цвет в природе. М., 1969. – 196 с.] Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней.     Изучение возможности использования пейзажа для развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста обусловлено тем, что старший дошкольный возраст наиболее благоприятный для накопления и усвоения как индивидуального, так и социального опыта, знаний и практических умений в изображении объектов окружающей местности. Однако необходимо отметить, что занятия по рисованию на тему отражения пейзажа педагогами в совместной образовательной деятельности используются частично и практически редко. В результате нет системности и последовательности в методике работы на занятиях, и, кроме того, наличие методических материалов по ознакомлению детей с пейзажем для развития чувства цвета ограничено.

Для работы по развитию чувства цвета я определила следующие методы и приёмы:

Наглядные методы и приёмы: показ предмета, показ образца, показ способа действия, наблюдение,  рассматривание предмета,  сравнение объектов, выявление характерной цветовой гаммы.

Словесные методы и приемы: использование художественного слова, рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, слова-названия   цвета, развернутая словесная оценка, поощрение.

  Изобразительная деятельность: смешивание красок на палитре для получения нужных оттенков, рисование простых элементов, рисование сложных элементов, создание самостоятельной композиции по заданной теме.

Работу необходимо начать с создания условий для приобщения детей  к пейзажу. Рассматривание пейзажных картин великих художников способствует эстетическому развитию вкуса, позволяет обратить внимание на то, что ранее оставалось незамеченным, пробуждает желание и развитие умений детей, рассказать об этой красоте, посмотреть на неё ещё раз, уже в жизни. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувства бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты в своих произведениях, с которыми с которыми педагог может знакомить детей. Итак, пейзаж является наиболее доступным жанром живописи для восприятия детьми старшего дошкольного возраста, он способствуют более глубокому познанию природы, на котором основывается и детское изобразительное творчество. Его использование в педагогическом процессе даёт возможность ребёнку не только чувствовать красоту окружающей действительности, но и правильно строить различную композицию по форме, цвету, строению предметов в собственных творческих работах. Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном сюжетном рисовании является его умение изображать по-разному фон, составляя и используя оттенки цветов, окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию – она способствует передаче настроения, чувств ребенка. Наиболее полно свои замыслы дети выражают в рисовании окружающей местности, где можно передать собственное впечатление от восприятия объектов действительности. Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения.  Момент восприятия картины - это встреча всего опыта, накопленного человеком к данному моменту и картины, как некого символа, посланного человеку автором. Умение расшифровать этот символ, понять идею, ощутить красоту изображения, обусловлено подготовленностью восприятия, основанного на сенсомоторной натренированности глаз. Что значит «воспринимать произведения изобразительного искусства»? Наиболее распространены два типа такого восприятия. Первый тип в педагогической литературе обозначен термином «наивный реализм». В нем отражен самый распространенный вид неадекватного восприятия и оценки художественного произведения искусства и окружающую действительность. Его симпатия и антипатия к отдельным персонажам, удовлетворенность, интерес или досада по поводу сюжета легко превращается в оценку самого произведения как «хорошо или плохо». А если произведение не содержит привлекательного сюжета, не имеет увлекательности, то оно часто вовсе ничего не говорит воспринимающему его. Ущербность такого подхода к произведениям живописи очевидна, и все же он имеет не одни только минусы. В нем проявляется в наивной форме неистребимое стремление людей к тому, чтобы искусство было правдой, помогало бы жить и понимать жизнь, пробуждало бы сочувствие, давало высокие образцы характера и поведения. Второй тип восприятия свойственен людям, частично приобщившимся к художественной практике, имеющим контакты с художественной средой, знакомым с искусствоведческой литературой, Если на первом уровне восприятия человек безразличен и невосприимчив к художественной форме, то тут, напротив, все его внимание поглощено формой как таковой. Ценитель искусства отметит, в теплой или холодной гамме написан пейзаж, в плоскостной или объемно-пространственной форме написана картина, оценит соподчиненность тонов, манеры письма. Дети старшего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт восприятия природы и художественного ее описания в стихах. Они уже могут представлять содержание произведения, отмечать сходство и различие в описании явлений или образов природы, давать им точную характеристику. Продолжая знакомить детей с пейзажными произведениями, воспитатель нацеливает их на восприятие и изображение целостной картины природы, в которой органически связываются представления о нескольких ее образах. Этому способствует и использовании не только иллюстраций к определенному стихотворению, но и репродукции с картин выдающихся художников, усиливающих впечатления.

Беседы о поэтических произведениях проводятся уже до занятий по рисованию, поскольку дети рисуют на темы более сложных по сравнению с предыдущей группой стихотворений. В старшей группе перед живым наблюдением можно организовать рассматривание иллюстраций к стихотворению, в котором описан определенный пейзаж. Дети наглядно убедятся, что и художник, и поэт черпают впечатления из окружающей действительности. В старшей группе постановка темы должна настраивать детей не только на изображение ряда предметов, но и на передачу в рисунке определенной ситуации, направлять на поиск различных вариантов ее исполнения. Работа над выразительностью рисунка в старшей группе направлена на накапливание ребятами опыта восприятия поэтических строк. Наблюдение рекомендуется максимально приближать к процессу изображения, а в некоторых случаях сочетать оба процесса. Наблюдая природу, дети получают яркие зримые впечатления, которые совпадают с восприятием поэтических образов. А просмотр иллюстраций способствует уяснению приемов передачи выразительного образа художником (цвет, пропорции, расположение в пространстве), о которых в стихотворении говорится обобщенно с помощью метафор, сравнений, эпитетов.

Следующий этап – это рисование разных видов пейзажа.

Перед педагогом, обучающим детей рисованию, стоят следующие задачи:

-развивать чувства цвета;

-развивать чувство композиции;

-совершенствовать технические навыки в рисовании кистью.

 В пейзажном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Для изображения пейзажа дети могут использовать гуашь, акварель, в старших группах им доступны применение угольных карандашей, сангины, ваксовых мелков, пастели. Они уже знают, что на темном фоне светлые тона кажутся светлее, а на светлом темнее. Старшие дошкольники учатся сочетать оттенки цветов с фоном рисунка: желто-зеленые листья красиво смотрятся на голубом, сером фоне неба, светло-зеленая окраска стебелька, нежно-голубых цветы становятся ярче на фоне темно-зеленой травы. Рисуя пейзаж, ребенок стремится к отражению лишь характерных, на его взгляд, признаков и особенностей. Например, рисуя ель, дети четырех-пяти лет передают лишь главные признаки дерева: ствол и ветки. Старшие дошкольники стремятся выделить старые и молодые ели, большие и маленькие и т. д. Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Дети старшего дошкольного возраста изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. И в старшем дошкольном возрасте цветом дети начинают передавать настроение поэтических строк. Предметы чаще всего окрашиваются определенным локальным цветом: небо синее, ствол дерева коричневый, солнце желтое или оранжевое. Это отмечается как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем.

   Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном рисунке дошкольника следует считать его умение изображать по-разному фон, составляя и используя оттенки цветов. Окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию – она способствует передаче настроения, чувств маленького художника. Для выразительного изображения природы важно овладеть рисованием линий разной интенсивности, создаваемой различным нажатием на карандаш или использованием различных кистей, линейным и пространственным ритмом, который часто встречается в детских рисунках, помогая дошкольнику передать пространственные взаимоотношения предметов. Использование всех этих средств для достижения выразительности является показателем художественно-творческих способностей детей в изображении природы.[ Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М., 1985]

   Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент пейзажа на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе. Необходимо следить  за правильным положением кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее овладеть техникой рисования и будет способствовать возникновению положительных эмоций к рисованию. Научившись работать с палитрой и получать из пяти красок двадцать – ребёнок ощущает себя творцом своего любимого цвета. Развивая глаз, он начинает видеть множество цветовых оттенков. Его собственный мир обогащается и расцвечивается десятками красок. Даже смешивая две краски  белую и красную – никто не получит одинаковый оттенок розового цвета. Ребёнок радуется, что только он может создать такой цвет. Большое значение имеет просмотр и анализ детских работ. Следует помнить, что для просмотра нужно выставлять на стенде, доске, столе, все детские работы. Анализ должен проходить при самом активном участии детей; педагог вопросами, вступительными и заключительными словами направляет детскую деятельность. Обсуждение работ надо проводить живо, эмоционально. Важно найти образные, яркие слова для характеристики изображенных детьми предметов и явлений, подчеркнуть их выразительность. Дети, которые познакомились с некоторыми свойствами красок, никогда не скажут: «Небо – синее, облака – белые, ночь – чёрная». Ведь теперь они знают, что небо синим бывает лишь иногда, в разное время суток  в разное время года оно бывает всевозможных оттенков. Ребёнок сможет разглядеть бесконечные оттенки синего, зелёного, красного и других цветов. Умело, руководя процессом развития детского художественного творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении задач развития чувства цвета.

Возрастные  особенности детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. «В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе». [Чепцова Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников / Прикладная психология] Большой вклад в исследование психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста внесли работы таких исследователей, как Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и других. В данных исследованиях усиленное внимание направляется на понимание особенностей развития умственной, а также мотивационной сферы и отдельных познавательных процессов дошкольников; на формирование их самосознания, особенности общения и способы социального взаимодействия; специфику игровой, изобразительной и других видов детской деятельности, механизмы формирования в дошкольном возрасте элементарной учебной деятельности, а также готовности к началу школьного обучения.

Опираясь на рассматриваемые в исследованиях наиболее существенные с точки зрения особенностей возраста психологические новообразования старших дошкольников, составим психологический портрет ребёнка старшего дошкольного возраста с описанием основных видов его деятельности. Ребёнок-дошкольник отличается динамичным развитием. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в разных направлениях, совершенствуются основные виды его деятельности, активно развиваются психические процессы. Так, например, память ребёнка претерпевает как количественные, так и качественные изменения. Увеличивается её объём: дети старшего дошкольного возраста запоминают до 7-8, а в подготовительной группе и до 10-12 названий предметов. «Качественные изменения характеризуются появлением опосредованности и произвольности, которые выражаются в том, что ребёнок уже не просто запоминает интересную для него информацию, а принимает задачу на запоминание, применяет особые способы для удержания нужной информации». [Чепцова Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников / Прикладная психология] Аналогичные показатели определяют и развитие внимания. «Помимо усиления таких качеств внимания, как устойчивость, объем, распределение, переключение, возрастает, что наиболее существенно, его произвольность, способность ребёнка ко всё более направленному сосредоточению. Если младший дошкольник внимателен только к тому, что наиболее ярко и ново для него, то дети старшего дошкольного возраста могут удерживать своё внимание на решении самых различных задач». [Чепцова Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников / Прикладная психология] Ребёнку старшего дошкольного возраста оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут. Также при выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. Одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. Формируются такие его особенности, как произвольность и оригинальность. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно придумать небольшую сказку с последовательно разворачивающимся сюжетом на заданную тему. К семи годам они могут подчинить своё воображение определенному замыслу, последовать заранее намеченному плану, естественно внося в него некоторые коррективы. «Развитое воображение, его культурная форма, характеризуется, прежде всего, продуктивностью. Это не отрывочное фантазирование, которое часто встречается у детей, а решение определённой творческой задачи. Такой задачей может быть создание сюжета игры, замысла рисунка или конструкции. Образы воображения характеризуются символичностью, замещением. Ребёнок использует одни предметы для раскрытия важнейших для него сторон других предметов и явлений». [Чепцова Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников / Прикладная психология]

Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины и строения предметов; систематизируются представления детей, полученные ранее. Старший дошкольник способен вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве. При этом старший дошкольник «испытывает трудности при анализе пространственного положения объектов, особенно если он должен одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков». [От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с. ]

   Активное развитие воображения и совершенствование восприятия становятся основой детского творчества, которое находит своё отражение в продуктивной деятельности. Старший дошкольный возраст – это период наиболее активного рисования: в течение года ребёнок способен создать до шести тысяч рисунков. В старшем дошкольном возрасте рисунки детей представляют собой схематичные изображения различных объектов, но «могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения». [От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с. ]

Совершенствуется и конструктивная деятельность детей. Ребята овладевают обобщённым способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. В старшем дошкольном возрасте ребёнок может освоить даже сложные способы складывания бумаги и придумать собственные конструкции. Также усложняется конструирование из природного материала.

   В этот период продолжает развиваться образное мышление. В старшем дошкольном возрасте ребёнок способен не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен использовать простые схемы для решения несложных задач, конструирования, может решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение: на основе пространственного расположения объектов ребёнок может сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом ему трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. «В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и так далее. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта». [От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с. ]

   Старший дошкольный возраст – это период осознанных открытий и познавательной активности. На его протяжении постепенно углубляются и расширяются знания и представления детей, происходит их обобщение. «Ребёнок развивает представления о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Также он осваивает способы получения знаний. У ребёнка формируется умение слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами наряду с освоенной ребёнком информацией характеризует содержательную сторону его умственного развития». [Чепцова Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников / Прикладная психология ]

   Дошкольный возраст также характеризуется активным развитием игровой деятельности, особенно сюжетно-ролевой игры, которая в этот период входит в свой расцвет. «Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей – по содержанию и интонационно – взятой роли. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется, в нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок может в ходе игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее». [От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.] Групповой характер сюжетно-ролевой игры развивает способность ребёнка координировать свои действия с другими детьми. Поэтому к старшему дошкольному возрасту он научается общаться, устанавливать со сверстниками определенные отношения, разрешать конфликты с помощью речи. В старшем дошкольном возрасте активно развиваются все компоненты устной речи, совершенствуются такие показатели, как фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон. Развивается связная речь. В этом возрасте изменяется содержание общения ребёнка как со взрослым, так и со сверстником. Общение со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим в общении становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. Ребёнок делится с воспитателем своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит «социальное взросление дошкольника, формируются социально-ценностные ориентации, осознаётся смысл событий, развивается готовность к новой социальной позиции школьника. В организации процесса воспитания присутствуют две тенденции. Одна из них – нисходящая: от подражания взрослому к собственному поведению. Обретая в контакте со взрослыми представления о необходимых результатах человеческой деятельности, разделяя чувства, рождающиеся в общении и совместной деятельности с ними, ребёнок приобщается к ценностям взрослых людей. Другая тенденция – восходящая: от рождающихся в самой деятельности ребёнка представлений, намерений, эмоций к рождению мотивов более высокого уровня, которые оцениваются взрослыми. Ориентация на свою значимость для других даёт ребёнку возможность полноценно участвовать в совместных делах, содействует приобщению к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности. Ребёнок очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого, что является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе. Сам дошкольник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений. У него формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для него оказывается чрезвычайно важной его похвала. Недостаток же приводит к повышенной обидчивости детей на замечания. При этом повышенная обидчивость – это возрастной феномен.

   «Ребёнок к 6-7 годам начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это новообразование подводит к кризису семилетнего возраста. У ребёнка появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их деятельности…. У ребёнка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни». [Косолапова Н.Г. Становление позитивной концепции дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 75. С. 212-219.]     Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры; в отношениях возникает конкурентность, соревновательность. В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Основное стремление некоторых дошкольников – жажда сотрудничества, которая возникает в играх с правилами. «Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной деятельности». [Косолапова Н.Г. Становление позитивной концепции дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 75. С. 212-219. ] Формирование всё более точных и полных представлений о физических, интеллектуальных и личностных качествах не только сверстников, но и самого себя, сопоставление результатов своей деятельности с результатами других детей, подводит ребёнка к развитию его Я-образа. Это происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения.

  Далее происходит структурирование Я-концепции, под которой следует понимать «теоретическую картинку самого себя (А.А. Реан); форму переживания человеком своей личности (А.Д. Леонтьев); систему представлений о себе, сопряжённую с самооценкой (Р. Берне)». [Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника/ А.П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. – 265 с.] В возрасте 5-6 лет ребёнок узнаёт и дифференцирует свои личностные качества. В это время потребность в самоизменении может выражаться не только вербально, но и с помощью приложения реальных усилий. У детей старшего дошкольного возраста «слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой для саморегуляции. Эти слова-нормативы сначала мысленно произносятся самим ребёнком, затем постепенно формируются умения учитывать их в собственном поведении, а также в поведении другого человека, учитывать его чувства и мысли». [Косолапова Н.Г. Становление позитивной концепции дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 75. С. 212-219.]

Наряду с «осознаванием» себя, ребёнок старшего дошкольного возраста начинает претерпевать процесс «самооценивая» - оценки собственных поступков с точки зрения нормативных эталонов. Вследствие ограниченности адекватного знания своих возможностей ребёнок первоначально на веру принимает оценку себя другими людьми, отношение к себе и уже оценивает себя как бы через призму отношения к себе. Немалую роль играет то положение, которое он занял в группе детей (что тоже, чаще всего, происходит с подачи взрослого). В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда. Самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной, и переход из одного состояния в другое – её динамичность – естественна в условиях её начального этапа формирования. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в круг представлений о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Установлено, что тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» в группе дети, а недооценку – наоборот, «популярные», эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее. Задача воспитателя и родителей – создать условия для формирования адекватной самооценки, для осознания детьми реальных собственных возможностей в той или иной деятельности.

Итак, старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и так далее – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Происходят изменения и в представлениях детей о самих себе, в их самосознании и самооценках, на что оказывают непосредственное влияние более сложные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми. Задача воспитателя и родителя – грамотно поддержать этот процесс развития и создать условия для наиболее успешного проживания ребёнком своего дошкольного детства.

Вывод

Я  могу сделать вывод о том, что чувство цвета играет важную роль не только в развитии изобразительного творчества, но и в общем развитии личности ребенка, его сенсорном, нравственно-эстетическом, психическом развитии. Проблема развития чувства цвета изучалась такими учеными, как Л.А. Венгер, Ф. Фребель, М. Монтессори, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина и др. В частности Е.А. Флерина отмечала, что в изобразительной деятельности цвет стоит на первом месте по значимости для ребенка. Ученые, педагоги и психологи считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Но в настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений задача по развитию чувства цвета у детей хоть и занимает значительное место, но реализуется эта задача слабо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с дымковской росписью

Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребенка.Эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды  ребенокбудет  с...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Информационный стенд для родителей «Развитие чувства цвета у детей раннего дошкольного возраста»

Информационный стенд для родителей «Развитие чувства цвета у детей раннего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей: "Развитие чувства цвета у детей раннего дошкольного возраста"

Знакомство с цветом помогает малышам полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь....

Консультация "Развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста"

Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствует развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. ...

Методика формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в технике «коллаж»

Опыт работы по методике формирования чувства цвета в подготовительной к школе группе...

Возможности использования Городецкой росписи для развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста

Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными трад...