Развитие художественно-творческих способностей
учебно-методический материал по рисованию (младшая группа) на тему

Губанова Ольга Борисовна

Знакомство педагогов и родителей с различными нетрадиционными техниками рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_ladoshki_na_sayt.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие художественно-творческих способностей

 О.Б. Губанова

(АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 188 «Степашка», г.о. Тольятти)

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А. Сухомлинский

Рисование – один из самых увлекательных видов деятельности для ребенка дошкольного возраста, им можно занять даже самого большого непоседу. Но самое главное – маленький художник испытывает огромную радость от самого изобразительного процесса.

Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание.      

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинное наслаждение, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети с радостью рисуют разные предметы не испытывая при этом трудностей. Они смело берутся  не только за традиционные художественные материалы. Им доставляет огромное удовольствие овладение нетрадиционными способами рисования – рисование пальчиками, рисование ладошкой, отпечаток поролоном и т.д. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Рисуя этими способами, дошкольники не бояться ошибиться, так как легко все можно исправить, а из ошибочного изображения легко придумать что-то новое. У них появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. 

Познакомившись с методической литературой  различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»,  Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

•        Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

•        формировать умение создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

 Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста,  я решила включить в свою работу с детьми  нетрадиционные техники рисования. Такое рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.  Составила перспективный план работы по 2 младшей группе по использованию нетрадиционных техник рисования, написала конспекты занятий для детей данного дошкольного возраста.

 С детьми младшего дошкольного возраста рекомендую использовать:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • печать поролоном;
  • отпечатки листьев;
  • тычок ватными палочками;

Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.

Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.

Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно - это и процесс, и результат художественного творчества.  

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Тычок  жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Тычок ватной палочкой.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять ватную палочку поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать.

Отпечаток поролоновой губкой.

Советуем сделать из поролона самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, силуэты животных, насекомых, цветов, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные цветы, желтых цыплят, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать фигуры. А затем предложите сделать из них композицию, орнамент. Можно использовать готовые трафареты,  для нанесения поролоном краски для получения изображения .

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Координации движений, мелкой  моторики руки, тактильных ощущений;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • У дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля;
  • Дети знакомятся сенсорными эталонами.

Свою работу по формированию у детей навыков  нетрадиционного рисования я проводила с учетом следующих принципов: учет зоны ближайшего развития; деятельный подход; системность и последовательность; доступность и индивидуальность; наглядность.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть:

•        показ видео письма или обращения;

•        сюрпризный момент -  появление сказочного героя и приглашение ребенка в путешествие;

•        создание проблемной ситуации - просьба о помощи мультипликационного героя;

•        музыкальное сопровождение.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Без активного сотрудничества с семьёй  мы не можем достичь желаемых результатов. В  своей  работе мы использовали следующие формы: оформили  папку передвижку « Волшебные ладошки»; провели ряд анкетирований, индивидуальных консультаций «Развитие творческих способностей у ребенка через нетрадиционные техники рисования»; родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов; оформили выставки совместного творчества детей и родителей.

Проводимая нами  работа, дала родителям не только  знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепила взаимоотношения между родителями и детьми.

Работа по данной теме определила положительную динамику в развитии у детей навыков рисования.  Дошкольники, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, проявляли  творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользовались материалами. Результаты совместной работы нашли свое отражение в организованных выставках: «Волшебные ладошки», «Зимняя сказка», «К нам весна шагает», «Лето, ах лето...»

Выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.

Результаты проведенной работы показали, что применение  нетрадиционных техник рисования оказало влияние на:

  • Повышение уровня творческих способностей у детей;
  • Развитие у них любознательности, воображения;
  • Повышение интереса и положительного отношения к рисованию;
  • Развитие у детей ориентировки на листе бумаги;
  • Развитие восприятия сенсорных эталонов (цвета, формы, величины предмета)
  • Развитие мелкой моторики пальцев;
  • Формирование аккуратности, самостоятельности, уверенности.

Перспективный план для детей 2 младшей группы:         

Сентябрь

№ 1

Тема занятий: Летняя полянка. Нетрадиционная техника – рисование пальчиком.

 Программное содержание: Познакомить с использованием нетрадиционных техник при создании рисунка.

Оборудование: Бумага, пальчиковые краски.

 Октябрь

№ 2

Тема занятий: Осенний ковер. Нетрадиционная техника– Отпечатки листьев.

 Программное содержание: Познакомить с использованием нетрадиционной техники - печатания  листьями .

Оборудование: Бумага, листья деревьев, гуашь (желтого, красного), кисть.

Ноябрь

№ 3

Тема занятий: Ветка рябины. Нетрадиционная техника – рисование пальчиком.

 Программное содержание:  Формировать умение  анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками.

Оборудование: Бумага, пальчиковые краски (красного цвета), ветка рябины.

 Декабрь

№ 4

Тема занятий: Первый снег. Нетрадиционная техника – тычкование сухой жесткой кистью.

Программное содержание:  Формировать умение использовать в рисовании жесткие кисти для изображения снега. Развивать чувство композиции.

 Оборудование: белая гуашь, жесткие кисти, тонированная в голубой цвет бумага.

Январь

№ 5

Тема занятий: Такие разные снежинки. Нетрадиционная техника – тычкование ватной палочкой.

Программное содержание: Упражнять в умении пользоваться техникой тычкования, украшать силуэт снежинки, используя ватные палочки. Умение составлять узор в круге (по спирали).

 Оборудование: белые кружевные бумажные салфетки, ватные палочки, гуашь голубого и синего цвета.

Февраль

№6

Тема занятий: Заюшкина избушка. Нетрадиционная техника –  печатание трафарета поролоновой губкой.

Программное содержание: Упражнять в умении пользоваться техникой печатание трафарета поролоновой губкой. Умение  передавать образ заюшкиной избушки.

 Оборудование: мисочки с гуашью белого цвета, трафарет избушки, кусочки поролона, тонированная в голубой цвет бумага.

Март

№7

Тема занятий: Подарок мамочке. Нетрадиционная техника – рисование ладошкой.

Программное содержание: Упражнять в умении передавать образ цветка с помощью ладошки, дорисовывать стебель и листья с помощью кисти. Развивать творчество и воображение.  

 Оборудование: мисочки с гуашью красного, желтого, синего, зеленого цвета, бумага  А 4, кисть, салфетки, баночки с водой.

Апрель

№8

Тема занятий: Нежный подснежник. Нетрадиционная техника –  печатание трафарета поролоновой губкой.

Программное содержание: закреплять  умение  пользоваться техникой печатание трафарета поролоновой губкой. Умение  передавать образ первоцвета.

 Оборудование: мисочки с гуашью белого и зеленого цвета, трафареты цветка подснежника и стебелька с листьями, кусочки поролона, тонированная в голубой цвет бумага.

Май

№9

Тема занятий: К нам весна шагает. Нетрадиционная техника – отпечаток трубочкой для коктеля, отпечаток поролоном.

Программное содержание:  Формировать умение пользоваться нетрадиционной техникой рисования - отпечаток трубочкой для коктеля для изображения цветов, использовать трафарет из поролона для изображения бабочки. Развивать чувство композиции.

 Оборудование: желтая, синяя и зеленая  гуашь, трубочки для коктеля  с краю разрезанные на несколько частей, бумага А4, трафареты бабочек из поролона,  кисть.

Июнь

№10

Тема занятий: Веселый щенок. Нетрадиционная техника – тычкование сухой жесткой кистью.

Программное содержание:  Формировать умение использовать в рисовании жесткие кисти для изображения щерстки щенка. Развивать  любовь к животным.

 Оборудование: желтая, коричневая гуашь, жесткие кисти, бумага с изображением силуэта щенка.

Литература:

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.

Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»

Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...

Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...

Сообщение на Всероссийской научно – практической конференции «Актуальные проблемы художественного воспитания в условиях модернизации образования» «Развитие художественно – творческих способностей детей в содружестве с родителями.

Одной из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике является идея сотрудничества, которая проявляется во взаимной деятельности дошкольного учреждения и семьи по достижению общей цели вос...

Развитие художественно-творческих способностей через ознокомление с художественной литературой

Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образова...

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити -ручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами, чем больше мастер...

Творческий проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей»

Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе...

Презентация на тему: "Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников"

Данная презентация поможет определить основные задачи и средства направленные на развитие художественно-эстетического развития дошкольников...