Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Знакомство детей с видами изобразительного искусства».
    план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

    Мальцева Марианна Сергеевна

    На занятии по изобразительной деятельности, дети закрепляют представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет), скульптурах - монументальной и малой формы. Также закрепляют знания об особенностях филимоновской игрушки.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

     Подготовила

     педагог -организатор

    Мальцева Марианна Сергеевна

    Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

    Тема: «Знакомство детей с видами изобразительного искусства».

    (Живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)

    Цель: Обобщить знания  детей о разных видах изобразительного искусства.

    Программные задачи:

    Образовательные:

    1. Познакомить детей с некоторыми репродукциями картин разных жанров.
    2. Закрепить у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт).
    3. Выделять выразительные средства (цвет, композиция, украшения, одежда, поза, движение, материалы).
    4. Закрепить знания детей о том, что скульптура бывает монументальной и малой формы.
    5. Закрепить знания детей об особенностях филимоновской игрушки.

    Развивающие:

    1. Расширять кругозор.
    2. Развивать художественный вкус и наблюдательность, воображение и умение проводить анализ различных художественных изображений.
    3. Развивать речь детей, умение развернуто оценивать произведение искусства, подбирать синонимы.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

    Активизация словаря: пейзаж, натюрморт, портрет, художник-живописец, скульптор, монументальная скульптура, скульптура малой формы, памятники, монументы.

    Ход занятия:

    Педагог:  Сегодня я хочу пригласить в небольшое путешествие и познакомиться с различными видами изобразительного искусства. Как вы думаете, что такое искусство?

     Дети: Это картины, скульптура, народное творчество.

    Педагог: исторически сложились устойчивые формы существования и развития искусства - архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, графика, которые и получили название видов искусства. Этим видам искусства соответствуют определенные разновидности художественной деятельности. Виды искусства различаются по способам воспроизведения действительности и художественным задачам, а также по специфическим материальным средствам создания образа.

    Педагог: А кто создает произведения изобразительного искусства?

     Дети: Художники, скульпторы, народные мастера.

    Педагог: Представьте, что мы попали с вами в картинную галерею - сказочную страну Искусства.

    Колокольчик, позвони!

    В Мир Искусства позови!!!

    Педагог:  Проходим, в  зал живописи.

     (Звучит мелодия, дети подходят и рассматривают репродукции картин).

    Педагог: На выставке представлены картины. Как вы думаете, кто их написал?

    Дети: Картины пишут художники.

    Педагог: Правильно, а как ещё можно назвать? художника? 

    Дети: Художника можно назвать живописцем.

    Педагог: А почему?

    Дети: Потому что, они стараются запечатлеть в своих работах красоту родной природы, чтобы люди любовались этими картинами

    Педагог: Посмотрите внимательно на картины. Они все разные и не похожи друг на друга. Как вы думаете, для чего художники пишут свои картины?

    Дети: Чтобы у людей, когда они смотрят  на эти картины, то у них было бы хорошее настроение.

    Педагог: Конечно, художники стремятся показать не только свое мастерство. Они стараются передать красоту окружающего мира. И если художник рисует дома, реки, природу, то, как называются такие картины?

    Дети: Эти картины называются пейзажами.

    Педагог: Посмотрите внимательно на картины пейзажной живописи. Может, какие-то уже знакомы вам. Назовите их.

    Дети: И. И. Левитан «Золотая осень», «Летний вечер», «Берёзовая роща», «Первая зелень. Май»; И.Шишкин «Рожь», «Осень», «Лес зимой», «Дождь в дубовом лесу»; В. Саврасов «Грачи прилетели», «Весна»; Н. Ромадин «Весенний день», «Зимняя луна»; А.Куинджи «Берёзовая роща», «Закат».

    Педагог: Какие произведения вам особенно понравились?

    Скажите, все ли картины пейзажной живописи вы назвали? Может среди этих картин есть те, которые мы с вами ещё не рассматривали? Что на них изображено?

    Дети: В. И. Иванович Шишкин «Утро в сосновом бору». (Дети делятся своими впечатлениями).

    Педагог: А сейчас мы переходим в следующий зал к другим картинам. Скажите, что на них изображено?

    Дети: На картинах нарисованы люди.

    Педагог: Как вы считаете, трудно ли быть художником?

    Дети:  Трудно.

    Педагог: Художник должен не только уметь рисовать, а еще быть очень наблюдательным и внимательным человеком, Если художник хочет написать портрет, то ему будет легче работать с моделью, о которой он знает. Важно почувствовать характер модели. А что такое характер? Это то, какой человек в жизни: добрый, заботливый, ласковый, отзывчивый, веселий или застенчивый, грустный или грубый, резкий, решительный, злой, капризный. Что может рассказать о характере человека?

    Дети:  Прическа, походка, руки, поведение, одежда, окружающие его предметы, а самой основное это лицо, выражение глаз.

    Педагог: Что помогает художнику, через лицо, глаза определить характер.

    Дети:   Цвет, он замечательный помощник художнику. Он передает блеск и яркость глаз, румянец и бледность. Он говорит о настроении, о чувствах и характере.

    Педагог:  Вам знакомы эти картины?

    Дети: Да. портрет девочки «Стрекоза» И.Репина; мальчик с собакой; мама, купающая своего малыша.

    Педагог:   Да, на всех этих картинах изображены люди. А как называются картины, на которых художник рисует человека.

    Дети: Портрет.

    Педагог:   А какие картины портретной живописи вам уже знакомы? Назовите их.

    Педагог:   О. А. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина»; И. Е. Репин «Стрекоза», «На солнце», «Портрет дочери художника»; Б. Кустодиев «Дочка Ирина Кустодиева со своей собакой Шумкой», «Утро».

    Педагог:  Правильно, эти картины портретной живописи мы рассматривали с вами раньше. А есть ли портрет, вам не знакомый?

    Дети: Да.

    Педагог:   Это картина известного художника В.Серова «Мика Морозов».

    Педагог: Перед вами портрет мальчика. Его зовут Мика Морозов. Посмотрите на его лицо. Он такой же спокойный как стрекоза, или чем-то встревожет.

    Дети: Он чем-то встревожен.

    Педагог: Как художник нам рассказал, что Мика чего-то испугался, чего-то ждет?

    Дети: У него широко раскрыты глаза, он напряженно смотрит вперед, губы его приоткрыты.

    Педагог: Посмотрите на его позу. Он сидит на краю кресла, руками держится за подлокотники. Вот-вот привстанет. Скажите, художник передает в портрете  только внешность человека - какие у него глаза, волосы, одежду?

    Дети: Нет, еще его настроение, и что он чувствует.

    Педагог: А сейчас, мы отправляемся дальше по нашей галерее.

    Посмотрите вокруг. Как много красивых предметов нас окружает. Вот декоративная ваза. А вот книга с яркой обложкой. Посмотрите на комнатное растение. Оглянитесь вокруг.  Художники очень внимательные люди. Они всё вокруг замечают. И всё что им нравится, что их волнует, они изображают на картинах. Скажите, эти картины отличаются от тех, которые мы уже рассмотрели?

    Дети: Да. 

    Педагог: Этот жанр живописи называется «Натюрморт».

    Педагог: А что такое натюрморт?

    Дети: Натюрморт - это картина, на которой изображены предметы повседневной жизни: музыкальные инструменты, домашняя утварь, плоды, цветы, дары моря, вазы с фруктами и цветами, посуда. 

    Педагог: Правильно! -  всё, что вы перечислили – овощи, фрукты, посуда, вазы, цветы - это неодушевленные предметы.

    Педагог: Назовите знакомые вам картины натюрмортной живописи. 

    Дети: Картины И. Левитан «Васильки»; И. Хруцкий «Натюрморт с грибами».

    Педагог: Художники специально подбирают несколько предметов, красиво расставляют их рядом - создают композицию, и рисуют. Они хотят, чтобы мы увидели, как прекрасны эти предметы.

    Педагог: Перед вами натюрморт «Яблоки». Эту картину написал Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Опишите яблоки, какие они?

    Дети: нарядные, разноцветные, спелые, желтые, желто-зеленые, сочные .

    Педагог: На картине изображены пять яблок. Одно яблоко белое. Это белый налив, оно спелое, сочное, прозрачное от сока. Оно лежит рядом с двумя яблоками, которые освещают белое, дружат с ним, делают его ещё наряднее.

    Педагог: Почему, по-вашему, художник расположил яблоки не все вместе? Дети: Художник хотел показать красоту каждого яблока.

    -Что самое яркое на картине?

    Дети: красная скатерть.

    Педагог: Ребята, посмотрев на эту картину, каким стало ваше настроение?

     Дети: Оно стало радостное, праздничное.

    Педагог: Этим мы обязаны красному цвету. Красный цвет создает радостное, праздничное, торжественное настроение.

    Педагог: Ребята, как вы думаете, о чём художник хотел нам рассказать, когда писал эту картину?

    Дети: Яблоки не только вкусные, но ещё очень красивые, аппетитные даже на картине.

    Педагог: Вот и закончилось наше путешествие по картинной галерее зала живописи. А для того, чтобы ещё раз напомнить какие бывают жанры картин, дети прочтут стихи - загадки.

    1 ребёнок:

     Если видишь на картине 

    Нарисована река,

    Или ель и белый иней,

    Или сад и облака,

    Или снежная равнина,

    Или поле и шалаш

    Обязательно картина

    Называется-ПЕЙЗАЖ.

    2 ребёнок:

    Если видишь на картине 

    Чашку, кофе на столе,

    Или морс в большом графине,

    Или розу в хрустале,

    Или бронзовую вазу,

    Или грушу, или торт,

    Или все предметы сразу,

    Знай, что это - НАТЮРМОРТ.

    3 ребёнок:

     Если видишь, что с картины 

    Смотрит кто-нибудь на нас

     Или принц в плаще старинном,

    Или вроде верхолаз,

    Летчик или балерина,

     Или Колька, твой сосед,

    Обязательно картина

    Называется - ПОРТРЕТ.

    Физминутка:

    Все встаем на ноги, ноги вместе, руки вниз.

    Говорим и повторяем движения по тексту медленно:

    Правой ручкой хлоп-хлоп-хлоп,

    Левой ручкой хлоп-хлоп-хлоп,

    Правой ножкой топ-топ-топ,

    Левой ножкой топ-топ-топ,

    Голову направо,

    Голову налево,

    Голову вперед-назад.

    Будем делать все подряд (хлопаем по груди)

    (ещё два раза ускоряя темп).

    Педагог: Молодцы, ребята. Давайте, продолжаем путешествие в следующий зал. Подойдите и рассмотрите иллюстрации, расположенные на стене. Не забывайте, что вы находитесь в галерее, поэтому вести себя надо тихо, разговаривать в полголоса. (Дети рассматривают изображения на стене)

    Педагог: Посмотрите и скажите, произведения, какого вида искусства вы видите?

    Дети: скульптуры.

    Педагог: Какая бывает скульптура?

    Дети: Монументальной и малой формы.

    Педагог: Где можно встретить монументальную скульптуру?

    Дети: В парке, на улицах города, на площадях.

     Педагог: Как еще называют монументальную скульптуру?

    Дети: Памятник.

    Педагог: Для чего устанавливают памятники?

    Дети: Чтобы было красиво, чтобы люди помнили великих поэтов, писателей, ученых, художников, героев войны и т.д.

    Педагог: Правильно, к монументальной скульптуре относятся монументы, памятники, скульптурные ансамбли, которые обычно посвящены известным людям или историческим событиям. Это символы эпохи, прославляющие великих людей. 

    Педагог: Какие вы знаете памятники?

    Дети: А.С.Пушкину, Минину и Пожарскому.

    Педагог:  Для чего делают памятники?

    Педагог: Из каких материалов делают монументы?

     Дети: Металл, камень, бронза, гранит.

    Педагог: Верно, вы уже знаете, что картины пишут художники. А кто создает монументальные скульптуры, памятники?

    Дети: Художники-скульпторы.

    Педагог: Сначала скульптор делает эскиз, набросок, а потом уже воплощает задуманное в камне, металле, бронзе, дереве и т.д.

    Педагог: Монументальная скульптура большая по своим размерам. Даже на иллюстрациях видно, что любой памятник во много раз выше роста человека. Но есть и другая скульптура. Посмотрите на чудесные фигурки на моём столе. Что это?

    Дети: Скульптура малой формы.

    Педагог: Почему эти фигурки так называются?

    Педагог: Правильно, если памятники огромные по своей величине, то скульптурки малой формы мы можем потрогать, подержать в руках, даже проиграть.

    Педагог: Попытайтесь определить и назвать эти материалы (дерево, глина, фарфор, бронза, камень, стекло)

    - Какой материал самый хрупкий; самый холодный; самый твердый?

    - Из какого материала фигурки тяжелее?

    Педагог: Послушайте стихотворение и догадайтесь, о какой скульптуре малой формы идет речь.

    Есть под Тулой деревенька

    Филимоново зовут
    И живут там мастерицы,
    Что добро в дома несут,
    А добро там не простое,
    И не злато, серебро,
    Филимоновской игрушкой называется оно.

    Педагог: Что же это?

    Дети: Филимоновская игрушка.

    Педагог: Правильно. Что вы чувствуете, глядя на эти скульптурки? 

    Дети: Радость, веселье и т.д.

    Педагог: Для чего делают скульптурки малой форм?

    Дети: Для украшения комнаты, чтобы подарить в подарок другу или маме, чтобы любоваться.

    Педагог: Из каких материалов делают филимоновские игрушки?

    Дети: Из глины.

    Педагог: Правильно. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная - белая, красная, розовая, жёлтая, оранжевая и даже чёрная. Лепят из неё барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек.

    Педагог: Что отличает филимоновскую игрушку от других скульптурок? 

    Дети: Узор, рисунок.

    Педагог: Не только узором и рисунком отличается филимоновская игрушка. Все игрушки забавные, высокие, весёлые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи. Все они - не простые игрушки, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдатов - в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

    Педагог: Какие элементы встречаются в узоре? 

    Дети: Линии, точки, полоски.

     Педагог: Какого цвета линии?

    Дети: Желтые, розовые, красные, зелёные.

    Педагог: Какой размер кругов?

     Дети: Большой и маленький.

    Педагог: Да, ребята, вы правы, основу филимоновской росписи составляет простой геометрический орнамент, состоящий из кругов, прямых и линий, точек, полосок. Эти геометрические узоры создают веселый многокрасочный орнамент рисунка.

    Педагог: Подходит к концу наше путешествие по картинной галерее. Скажите, о каких видах изобразительного искусства мы сегодня говорили.

    Дети: Живопись и скульптура.

    Педагог: Какие жанры живописи мы встретили в первом зале? 

    Дети: Натюрморт, портрет, пейзаж.

    Педагог: Кто пишет картины? 

    Дети: Художники-живописцы.

    Педагог:  Что вы увидели во втором зале, о чем беседовали? 

    Дети: О монументальной скульптуре и скульптуре малых форм. Педагог:  Кто создает скульптуры?

    Дети: Художники-скульпторы, народные мастера.

    Педагог: Хотелось бы закончить наше путешествие вот таким стихотворением:

    И в шесть, и в десять лет, и в пять

    Все дети любят рисовать

    И каждый смело нарисует

    Всё, что его интересует:

    Цветы, рисунки, лес и сказки

    Всё нарисуют, были б краски,

    Да лист бумаги на столе,

    И мир в семье и на земле!

    Педагог: В память о нашем путешествии приготовила вам фигурки филимоновской игрушки. Когда мы вернемся в группу, то вы сможете представить себя народным мастером и украсить собственную фигурку малой формы. А потом подарить маме или другу, или украсить ей свою комнату.

    Под музыку, дети выходят из зала)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Хищники».

    Закрепление представлений у детей об образе жизни хищников (где живут, чем питаются). Формирование  представления о приспособленности хищников к добыванию пищи....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности "Аппликация"(подготовительная группа) Тема:"Елочки для друзей"

    Конспект интегрированного занятия по аппликации для детей подготовительной группы, изготовление елочек различными приемами....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Социализация» Тема: ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”

    Тема  ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”занятие направленно на создание условий для естественного психологического развития ребёнка....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Времена года. Необычное путешествие»

    Конспект занятия по образовательной области " Познания" с использованием ТРИЗ-технологий...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Знакомство с хорошими манерами»

    Программное содержание:  познакомить детей с историей  этикета;  формировать навыки использования в речи вежливых слов ; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить фо...

    Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Знакомство детей с видами изобразительного искусства»

    Конспект НОД в подготовительной группеТема: «Знакомство детей с видами изобразительного искусства»...