краткосрочный проект по нетрадиционному рисованию " кисточкой взмахнём - краски в гости позовём"
проект по рисованию (старшая группа) на тему

Шашлова Елена Алксандровна
Краткосрочный проект
 в старшей группе по нетрадиционному рисованию на тему:
« Кисточкой взмахнём, краски в гости позовём!»





                                                              Воспитатель МБДОУ № 16                            ст. Луковской                                  
Шашлова Елена Александровна


















РСО-Алания
Моздокский район
2014-2015уч.год.

: Тип проекта: исследовательско — творческий.

Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: педагог, дети, родители.
Сроки реализации проекта: проект рассчитан на три месяца ( 01.09.2014 — 01.12.2014).

Актуальность проблемы: Изобразительная деятельность, в частности детское нетрадиционное рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества( Сакулина Н.П., Комарова Т.С, Григорьева Г.Г.) она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память. Нетрадиционное рисование актуально, так как большинство его техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем не известно какое изображение получится , но оно заведомо успешно по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности.

Проблема: недостаточное овладение  детьми изобразительной деятельностью и развитие их творчества. С помощью нетрадиционных техник у детей расширяются изобразительные возможности, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний.
Цель проекта: Создать оптимальные педагогические условия, необходимые для развития изобразительного творчества у детей посредством нетрадиционных техник рисования. Помочь ребенку с помощью нетрадиционного рисования раскрыть и обогатить свой внутренний мир, раскрыть потенциал ребенка — творца.
Задачи проекта:
Для детей:
1.Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
2.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость.
3. Расширять возможности использования нетрадиционных техник рисования.
4.Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
5.Совершенствать навыки свободного  эксперементированния с изобразительными материалами.
Для педагогов:
1.Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу.
2.Отобрать критерии и показатели оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества.
3.Разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования.
4.Разработать и реализовать краткосрочный проект «Кисточкой взмахнём , краски в гости позовём!».
5.Создать предметно-развивающую среду для реализации проекта.
Для родителей:
1.Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путём совместного участия.
2.Дать родителям знания о видах нетрадиционных техник рисования через папки раскладушки.
Основные направления реализации проекта:
 - художественно-эстетическое развитие,
 - творческое развитие,
 - приобщение к изобразительному творчеству,
 - развитие продуктивной деятельности.
Продукт проекта: традиционные и нетрадионные средства изобразительной деятельности, картотека игр по художественному творчеству, обучающая книга О.А. Пуховой «Маленький художник», пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми.
Ожидаемый результат:
 В процессе взаимодействия педагог- дети-родители в реализации проекта:
  • формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;

  • умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;

  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов по формированию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

Родители:

  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Этапы осуществления проекта.

1 этап- подготовительный.

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.
2. Разработка содержания проекта:
«Кисточкой взмахнем- краски в гости позовем!»

  1. Просмотр презентаций « Русские художники пейзажисты об осени». « Техники нетрадиционного рисования».

  2. Проведение д/игр: « Радужные гномы»(спектр), «Гусеница» (теплые, холодные тона), « Разноцветны капельки» (смешивание красок).

2 этап — основной.

Беседы на темы: « Занимательное рисование», « Краски дня и ночи», « Нетрадиционные средства рисования», « Возможности красок», «Что такое батик? Эбру?».

Раскрашивание мандалов.

Чтение сказки « Школа необычных художников».

Рассматривание готовых работ выполненных в нетрадиционных техниках.

Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию: Тип проекта: исследовательско — творческий.


 

  • « Осенний букет» (набрызг)

  • « Причудливые узоры» (рис-е нитью)

  • « Осеннее дерево» (кляксография + тычкование)

  • «Осенний лес» (штампинг)

  • « Бабочки красавицы» (рисование манкой)

  • « Отражение» ( монотопия)

  • « Подводное царство» (гравюра).

Выставки детских работ по каждой технике .

Разучивание пальчиковой гимнастики « Киска кисточку взяла».

Экскурсия к осеннему дереву.

Папка передвижка «техники нетрадиционного рисования», « Работа старшей группы»

Загадки про художественные средства рисования.

Игры « Составь портрет», « Дополни натюрморт».

3 этап — заключительный:

Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.

Презентация проекта.

Итоговое занятие « В гостях у Снежной Королевы».

Оформление отчетной документации: Проект «Кисточкой взмахнем, краски в гости позовём!».

Полная работа с детьми и родителями представлена в перспективном планировании.(Приложение 1).


 

Результат проекта:

В ходе проекта детей очень привлекли   нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволилоо не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование нитью, рисование манкой, штампинг, набрызг, монотопия,кляксография, свеча или восковые мелки с акварелью другими. Детям очень понравилось разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают группу.

Литература:

  1. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина ,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.

  2. Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.

  3. Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе « Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.

  4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.

  5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] /Л. А. Венгер,  Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.

  6. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М., 2000.

  7. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.

  8. Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.

  9. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.

 


Перспективное планирование
 в старшей группе
по краткосрочному проекту
нетрадионного рисования
на тему: « Кисточку возьмём — краски в гости позовём!».

                        Воспитатель МБДОУ № 16          
ст.Луковской                                   
Шашлова Елена Александровна

РСО-Алания
Моздокский район
2014-2015 уч.год.

 

месяц

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Работа с родителями

Сентябрь

1. Рисование в технике аэрография (набрызг) « Осенний букет».

2.Рисование нитью « Причудливые узоры».

3. Рисование в технике кляксография + тычкование « Осеннее дерево».

4.Чтение художественной литературы — сказка « Школа необычных художников» авт. Неизвестен.

5.Беседа на тему: « Нетрадиционные средства рисования».

1. Просмотр презентации : «Техники нетрадиционного рисования».

2. Дидактические игры: «Радужные гномы», «Разноцветные капельки»,

« Гусеница».

3.Разучивание пальчиковой гимнастики « Киска кисточку взяла».

4.Рассматривание работ выполненных в нетрадиционных техниках рисования.

5.Организация игр-упражнений :

« Опиши соседа», « Волны шторма».

1.Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования».

2. Оформление выставок детских работ в техниках : набрызг, кляксография + тычкование, рисование цветной нитью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

месяц

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Работа с родителями

Октябрь

1.Рисование в технике штампинг «Осенний лес».

2.Рисование в технике монотопия

« Отражение».

3. Рисование манкой « Бабочки Красавицы».

4.Беседы на темы: « Занимательное рисование», « Краски дня и ночи».

5.Чтение рассказа « Страна Рисования» инт-т рес.

1. Просмотр презентации

« Осенние деревья».

2.Дидактические игры:

« Составь портрет»,

« Найди в природе яркие и блёклые цвета»,

«Найди недостаток в портрете».

3.Разучивание пальчиковой гимнастики « Кисточки скорей берите девочки и мальчики».

4. Экскурия к осеннему дереву « Краски осени».

1. Папка-передвижка

« Зачем детям рисовать».

2. Оформление выставки детских работ в техниках:

штампинг, рисование манкой,

монотопия.

 

Месяц

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Работа с родителями

Ноябрь

1.Рисование в технике гравюра «Подводное царство».

2.Рисование ладошками « Тюльпаны»

3.Рисование смятой бумагой « Поляна одуванчиков».

4.Чтение художественной литературы

« Сказка о добром художнике и ангеле» Поленов.

5.Беседы на темы: « Что такое батик? Эбру?», « Природа глазами художника».

6. Итоговое занятие по нетрадиционному рисованию « В гостях у Снежной Королевы».

1. Просмотр презентации « Русские художники пейзажисты об осени».

2.Рассматривание репродукции картины И.И. Поленова « Осенний день. Сокольники».

3.Д/и : « Составь пейзаж», «Времена года»,

« Что лишнее?».

4.Слушание музыки П.И. Чайковский « Времена года».

1.Папка -передвижка

« Кисточку возьмём краски в гости позовём!» (Фото в процессе работы).

2. Оформление выставки работ в технике: Гравюра,

Рисование ладошками, Рисование смятой бумагой.

диагностика ЗУН

№ П/П

Фамилия , имя ребенка

Владение кисточкой , карандашом.

Владение нетрадиц. Сред. Рис.

Имеет представление о нетрадиц. Тех. Рис.

Умеет получать цвета при смешивании красок

Различает теплые и холодные оттенки

Проявляет интерез к нетрадиц. рисованию

Всего баллов

В - 9%

С – 67%

Н – 24%

 

        

Вывод: Анализируя результаты диагностики знаний ,умений и навыков по нетрадиционному рисованию в начале проекта детей старшей группы можно сделать вывод, что высокий уровень развития имеют всего 9% детей, средний уровень имеет больше половины группы, что составляет 67%, низкий уровень имеют 24% ребенка. Диагностика показала , что большинство детей умеют правильно пользоваться кисточкой и карандашом, проявляют интерес к нетрадиционному рисованию, но практически не имеют представление о нетрадиционных техниках и не владеют нетрадиционными средствами рисования, некоторые дети знают как получить цвета при смешивании, но не различают теплые и холодные оттенки.

Вывод: Анализируя результаты диагностики ЗУН по окончанию проекта можно сделать вывод , что 67% детей имеют высокий уровень, 33% средний, а низкий уровень отсутствует. Дети овладели нетрадционными средствами рисования, научились выполнять рисунки в таких нетрадиционных техниках . как аэрография ( набрызг ), штампинг, рисование нитью, рисование манкой, монотопия, гратаж, кляксография, тычкование. Усовершенствовали знания по смешиванию красок и получению различных тонов и оттенков. Получили навык работы нетрадиционными средствами : штампом, ватной палочкой, трубочкой, зубной щеткой, восковыми мелками, зубочисткой, нитью, манкой. Все дети различают теплые и холодные тона , каждый раз приступали с удовольствием к новой нетрадиционной технике рисования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нетрадиционному рисованию "Волшебные краски"

Автором представлен педагогический проект по ознакомлению младших дошкольников с нетрадиционным рисованием....

Краткосрочный проект по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные краски весны»

 Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.  Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники ри...

Краткосрочный проект по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные краски» для детей 4-5 лет

Формирование у дошкольников элементов учебной деятельности, развитие художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования....

Номинация: "Лучший творческий проект" по нетрадиционному рисованию Тема: "Волшебные краски весны" Елена Петровна воспитатель автор: Иванова Дарья Руководитель проекта: Тихонова МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 "Соловушка"

Номинация:"Лучший творческий проект"по нетрадиционному рисованиюТема:"Волшебные краски весны"Елена Петровнавоспитатель автор: Иванова ДарьяРуководитель проекта: Тихонова МАДОУ горо...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные краски» для детей 3-4 лет

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ по нетрадиционным техникам рисования«Волшебные краски»для детей 3-4 лет...

Нод по рисованию " кисточки и краски"

Конспект занятий по рисованию в подготовительной  группе  « Веселые кисточки и краски»Участники : Воспитатель и дети  подготовительной группы.Атрибуты: Макет большой кисточк...

Краткосрочный проект по нетрадиционным техникам рисования "Волшебные краски весны" для детей 3-4 лет

Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.  Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисовани...