Техники рисования.
статья по рисованию на тему

Калашникова Елена Викторовна

Данная статья рассказывает о техниках рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehniki_risovaniya.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные  техники рисования

1. Рисунки на рельефной  ткани

Возьмите  лоскут ткани (15х15 см). Завяжите  узелки, вложите  туда  пуговки,  фасоль, бобы, гаечки и т.д. Раскрасьте  ткань так, как вам  подскажет  фантазия. Когда  краска  высохнет, узелки  можно  развязать и аккуратно  расправить  ткань. Для  раскрашивания  лучше  использовать  яркую  флуоресцентную гуашь или специальные  краски  по ткани. По желанию  краской  можно  заполнить  всю ткань, дополнив  готовый  рисунок  тонкой  паутинкой, выполненной  фломастерами.

Увлекают  детей  и  рисунки по шелку. На нем  можно нарисовать  любой  сюжет. Чтобы  краска  не расплывалась, по карандашному контуру необходимо нанести  конторский клей или клей ПВА, а затем  раскрасить рисунок  акварелью или  гуашью.

Техника  рисования  по рельефной  ткани  вызывает у детей  интерес  простотой  выполнения и яркостью.  Для  выполнения  рисунка  требуется  предварительная  подготовка ткани – ее нужно накрахмалить и еще  в сыром виде  отутюжить через бумагу. Можно использовать  гуашь  и специальные краски  по ткани. Гуашевые  краски  нужно развести  до консистенции  жидкой  сметаны   и наносить их на ткань спичками, предварительно  удалив  серную головку.

Рисунок  для детей  младшего  возраста  черной  тушью или  маркером  наносит воспитатель. Дети старшего  возраста  делают  это самостоятельно. Далее  они  способом  тычка  смоченной  в краске  спичкой  заполняют  все  ячейки  рисунка соответствующим  цветом.  Можно  использовать фломастеры или яркие  маркеры.

Для 4-летних  малышей  подойдут  крупные рисунки (грибок,  цветок,  бабочка, дом и т.д.); для  детей  старшего возраста -  небольшие  сюжетные  или предметные  рисунки.

В процессе  работы  дети  могут  посчитать, сколько  клеток нужно  заполнить той или иной  краской;  кроме этого,  они  легче ориентируются  на клетчатом рисунке. Выполненная  таким образом  работа  немного  напоминает  вышивку  крестом.

Рельефной  тканью  можно  делать  цветные оттески  на бумаге и тонировать ее. Тонировать лист  бумаги  лучше  при помощи  валика. На лист  бумаги  наложить  смоченные  в гуашевой  краске  кусочки  рельефной  ткани в виде  узоров: цветов,  листьев, завитков и др. Сверху  положить  еще  один  лист  бумаги такого  же размера и широким валиком  слегка  прокатать получившийся  слоеный  пирог. Затем  аккуратно  снять  верхний  лист  и удалить  кусочки  ткани  с первого  листа. Два листа  готовы для  дальнейшей  творческой работы.

2. Гипсопластика

Материал: гипсовый  бинт, картон (10х15см), пластилин.

Последовательность  изготовления  барельефной  пластины:

  • Подобрать  плотный  картон, который  не будет  деформироваться  при легком  смачивании  его водой, и  определиться  с размером будущего  барельефа;
  • Нанести на картон крупный  рисунок (домик, ваза с цветами, грибок, бабочка) простым карандашом;
  • Скатать  из пластилина  жгутики диаметром  примерно 0,5-1см. Жгутики  выложить  по всему  контуру рисунка, можно  сразу  выложить рамку. Если нужно  придать объем каким-либо  деталям, можно  использовать  ватные  шарики;
  • Гипсовый  бинт  должен  быть  на 5-6 см. длиннее периметра  листа  картона;
  • Аккуратно  разгладить  бинт  пальцами, подчеркивая  все  впадинки и выпуклости, загнуть  остатки бинта на оборотную  сторону картона;
  • Раскрашивать  можно  обычными  гуашевыми  или флуоресцентными красками. Смешиваясь  с белым гипсом, краска становится  нежной, пастельных  тонов. Если  после  застывания  гипса  нет  возможности  раскрасить  работу, ее  нужно  загрунтовать  (две части  клея ПВА, одна часть  белого  мела, разведенного  в небольшой количестве  воды), а затем  раскрасить.

Готовую  работу  надо  покрыть лаком  по дереву, а оборотную  сторону  заклеить  самоклеящейся  бумагой или кусочком  гипса, заранее  прикрепив  петельку. Барельефная  пластина  готова.

3. Коллаж и гипсопластика

 Материла: рамка  для коллажа с натянутой  на нее  плотной  тканью;  резиновая  игрушка, гипсовый  бинт, вазелин, клей ПВА, грунтовка (одна  часть  клея ПВА, две  части  белого мела);  кусочки  цветной  ваты, ткани,  синтепона;  лента, тесьма, нитки;  пластилин, дощечка  для лепки;  краски и лак.

В начале работы  ткань на рамке  необходимо  загрунтовать  и дать  ей  просохнуть (на это  понадобиться  приблизительно  сутки). Надо  подобрать  резиновую  игрушки нужного размера  и разрезать ее  вдоль  на  две  части. Если такой игрушки нет, можно  вылепить  заготовку  из пластилина  или  теста. Игрушку  или заготовку  надо смазать  тонким слоем  вазелина  для  более  удобного  снятия  с нее  гипса.

Заготовку вырезаем из гипсового  бинта, большего, чем игрушка; там, где  необходимо, сделать  надрезу. Накладываем два или  три слоя  гипсовых  заготовок на  игрушку, разглаживаем  все  изгибы и углубления. Излишки  гипсового  бинта  лучше  не загибать  внутрь игрушки, иначе  снять  их будет  непросто.

Заготовку  надо  оставить  до полного  застывания и высыхания  гипса. Затем следует аккуратно  снять  заготовку  и приступить  к ее  грунтовке  и раскрашиванию. В конце работы  изделие  хорошо  покрыть  лаком.

Нарисуйте на ткани  любой  сюжет (лес,  дом, поляна и т.д.), приклейте  гипсовую  игрушку  и дополните  работу  кусочками  ваты,  ткани,  нитками и прочим  бросовым материалом.

4. Куклы на проволочном каркасе

Материал: любая  проволока, которая  хорошо  гнется и держит форму; гипсовый  бинт, кусочки  ткани,  нитки, вата, лак и краски.

Нарисуйте  эскиз – задуманного  персонажа  или сказочного  героя. Подберите  материал по цвету  и фактуре. Изготовьте из проволоки  каркас – основу  куклы, придайте  ей форму  движения  и укрепите  на устойчивую  платформу, чтобы  удобнее  было  работать.

Гипсовый  бинт  необходимо  нарезать  на полоски шириной 1,5-2см и длиной 8-10см; приготовить  квадрат из гипсового бинта для головы 5х5см. Чтобы  придать голове  объем, кусочек ваты  примотайте нитками  или  прикрепите  кусочком  бинта, смоченным в воде. Далее  наложите  приготовленный  гипсовый  квадрат  на  предполагаемую  голову  куклы. Нужно  зафиксировать квадрат, обжав  его пальцами  вокруг  шеи, и тщательно  разгладить гипс, не оставляя  комочков и шероховатостей. Сформируйте  голову (сделайте  нос, глаза,  рот), пока гипс  не застыл.

Заготовленные полоски  гипсового  бинта  сверните  в рулоны, оставляя  небольшой  кусочек, который  поможет  зафиксировать  бинт на проволоке. Аккуратно  обмакните рулон в воду на несколько  секунд, слегка отожмите  и обмотайте  все тело куклы, начиная  с ног.

Когда заготовка  куклы  застынет, важно  отшлифовать ее мелкой наждачной бумагой, предварительно  загрунтовать (одна  часть клея ПВА, две части  белого мела кашицеобразной  консистенции). Нарисуйте глаза,  рот, нос и прикрепите волосы.

Для прочности лицо, руки и ноги покройте  лаком, нарядите  куклу  в заранее  приготовленный костюм.

Замечательная  кукла готова!

Художественные  техники:

Цветные карандаши и фломастеры

Цветные карандаши – излюбленный материал  многих  известных  художников – не уступают  в выразительности  другим изобразительным материалам. Их ценность  к тому же в том, что  материал незаменим в процессе обучения  основам  изобразительной грамоты, особенно  при изучении  типов  смешения цветов. Дело в том, что  при работе  в акварелью или гуашью, помимо красок, детям  необходимы  вспомогательные  инструменты (кисти,  стаканчики  с водой, салфетки, палитры), что, несомненно, осложняет  процесс  рисования. Кроме того,  дети, особенно  раннего возраста, достаточно  длительное  время  не могут  запомнить  последовательность  работы  с красками (кисточка  опускается  в стакан с водой,  лишняя  вода  убирается  салфеткой, затем набирается краска, после этого  кисточкой  с краской  наносится  рисунок  на лист бумаги). А вот  цветные  карандаши  позволяют  быстрее  получить  изображение  без  особенных  технических  умений. Цветные карандаши  не  исключают  все другие  техники. Более  того,  с их помощью у детей  формируются  и закрепляются  необходимые  изобразительные навыки, они  овладевают  многими  приемами. К примеру: чтобы получить, работая с гуашью, оранжевый цвет, необходима  красная краска с добавлением желтой. Но оттенок  оранжевого  зависит от того,  сколько  взято желтой  и сколько  добавлено воды. С цветными  карандашами  намного  проще. Достаточно  заштриховать  требуемую область  на бумаге  желтым цветом, а потом нанести  на это же  место  штрихи карандашом  красного цвета или наоборот. Цветные карандаши  позволяют  рисовать  в нужной  тональности, работая  от светлого к темному, изменяя оттенок по своему желанию.

К сожалению,  дошкольники  используют  цветные карандаши  очень  примитивно.  Поэтому  получаемые  изображения  не  оставляют  сильного  эстетического  впечатления. Карандаш  в этом  случае  выступает  как инструмент, который  может  заполнить  свободное время.

В процессе  рисования  цветными  карандашами  дети стремятся, как  правило, передать  цвет предмета, изобразить  его детали. Однако  фон остается  упрощенным, без тонального  рисунка. А это,  безусловно, лишает  его выразительности. Поэтому  с первых  шагов  важно,  чтобы педагог  показал  различные  приемы работы с цветными  карандашами, дабы  избежать  в рисунке  примитива  и стереотипности.

Свойства  цветных карандашей и их  специфика

Грифель  цветного карандаша  состоит из  красящего  пигмента, замешенного  на  воске  и лаке и заключенного  в деревянную  оболочку.

Цветные карандаши  бывают  нескольких разновидностей:

  • ученические из 6, 10, 12, 16, 24 цветов;
  • профессиональные водостойкие художественные – от 12 до 80 цветов и оттенков;
  • акварельные – от 6до 250 цветов и оттенков

Их отличительная  особенность – эффект  акварели. Достигается это  с помощью  кисточки  и чистой воды. Водой  размываются  некоторые  участки  штриховки  для  того,  чтобы  передать  иллюзию  прозрачности и воздушности.

Несколько  общих  советов  по работе с карандашами

  1. карандаш  ставят в стакан
  2. для работы  с короткими карандашами  более  применим  специальный держатель
  3. лучше рисовать на крупнозернистой бумаге
  4. как можно  меньше  пользоваться  ластиком. Стирать  лучше  мякишем ржаного хлеба. Его крошат на тот участок, который  требует  корректировки, а затем  ладошкой  слегка  потирают им поверхность  листа.
  5. чтобы рисунок  получился  аккуратным, под  рисующую руку  подкладывается  листочек  бумаги.

Несколько правил  смешения  цветов

  1. происходит  за счет  наложения  прозрачных  слоев  разного  цвета  один на другой.
  2. важно  определить,  какой  оттенок  желательно  получить. Если требуется  более  насыщенный, сначала накладывается  светлый исходный цвет (к примеру,  желтый), а на  него  более  темный (например, синий). Тогда  получится  темно-зеленый. Если  же желателен светлый оттенок, все делается наоборот – сначала  светлый оттенок, затем  светлый.
  3. первоначальный рисунок  наносится  сразу  цветными карандашами (серый, охра, голубой), но  не графитным карандашом. Графитный карандаш в данном  случае  может  испортить  своим тоном  весь рисунок.
  4. рисуя  цветными карандашами, целесообразно  идти от светлого к темному. Иными словами,  сначала  закрывается  самое светлое место,  потом потемнее, потом  еще темнее  и т.д. Таким образом, легче  контролировать  получаемые  оттенки  и общий  тон  работы.
  5. в завершении – для создания  иллюзии  пастельной  работы – необходимо  пройтись по всему рисунку  белым карандашом.

Упражнения, предназначенные для работы с карандашами

Их основная задача -  закрепить  изобразительные  навыки  и активизировать  самостоятельный поиск детей  в рисовании. Упражнение  создают благоприятную  основу  для творчества -  позволяют  ребенку овладеть художественно-изобразительным  инструментарием, который  и дает  творческую свободу. Ошибочно думать,  что  до  всего  он  дойдет  самостоятельно. К сожалению, многое  при этом упускается. Да, в раннем и младшем  дошкольном возрасте  эти упущения  не так  сильно  сказываются  на общей  выразительности  рисунка, поскольку  работа  полна  интуитивной  экспрессии.  Однако  очевидными  они становятся  в старшем  дошкольном  возрасте. Отсюда  и основная задача педагога: сформировать у детей  изобразительные навыки, не лишив их  рисунок  непосредственности.

При этом  следует  помнить:

  1. детей  следует  учить  зрительно  рисовать  любой  объект и регулировать  рисовальные  движения
  2. учить технике  изображения
  3. показать  последовательность  изображения  для достижения  целостности  образа.
  4. учить  цветовым  отношениям  и формообразующим движениям

Каждая  из обозначенных  задач  одновременно  является  самостоятельным механизмом и составляющей единого  творческого процесса.

Какие  упражнения  можно  предложить  детям  при работе с карандашами?

1.Бесформенная  штриховка

цель: учить выполнять  штрихи  в свободном  направлении, используя  разные  цвета. В данном  упражнении  важно  научить  накладывать  штрихи  плотно  друг к другу. Результаты  бесформенной  штриховки  могут  впоследствии дорисовываться до образа. С одной стороны, формируется  ловкость  руки, а с другой – развивается наглядно-образное  мышление. В процессе  дорисовки  возможны частично  и другие  материалы (фломастеры, белая и черная гуашь, тушь). Вспомогательный материал  применим  исключительно  для выразительности  образа,  поскольку  изначально  только  с помощью  цветных  карандашей  сложно  выполнить  законченный  образ. Как известно, цветные  карандаши  оставляют  однообразные  штрихи и линии  одинаковой  толщины. В раннем и младшем  возрасте  для выполнения  бесформенной штриховки  детям  необходимы  мягкие цветные  карандаши, допустимы  и акварельные. Первый опыт  преобразования  пятна  в образ  дети  решают  совместно  с педагогом. Позже  для этого  пятна  целесообразны заготовки (глаз,  веток и т.д.), выполненные  из бумаги. Их  приклеивают дети,  причем  самостоятельно. Поняв  суть  данного  процесса, они  уже смогут дорисовывать образ только  цветными  карандашами. Процесс  это  возможен  к 4 годам, когда  накоплен опыт,  чтобы  реализовать возникший  замысел.

2. Вертикальная  штриховка

цель: учить  выполнять  штрихи  в вертикальном  направлении, плотно  прижимая  штрих к штриху. Вертикальную  штриховку  можно  выполнять как  одним  карандашом, так и разными.  Это дает возможность  увидеть, как один цвет переходит  в другой. Темы  вариантов  вертикальной  штриховки  следующие:

  • «Заборчик». Для  детей  раннего  и младшего  дошкольного  возраста, чтобы получить  изображение  забора, предложите  для работы трафарет, изображающий его верхний край. Изображение  должно быть  выполнено  в форме  зигзагообразной  линии.  Трафарет  накладывается  на бумагу, прикрепляется, а свободное  пространство  листа  заполняется вертикальными  штрихами. Карандаш  при выполнении  штриховки  будет  упираться  в трафарет; тем самым  выдерживается  общая линия  края забора. По выполнении штриховки трафарет  убирается. Так взору  детей  представляется целостное  изображение  забора. Чтобы  работа  заиграла  в цвете, предложите цветную  бумагу для  пастели.

Старшие дошкольники  данное  упражнение  выполняют  без  трафарета. Предварительно  они готовят  фон  с помощью  акварели, после чего  рисуют  вертикальную  штриховку, стараясь  сохранить  ее  верхний  край в форме  зигзагообразной линии. По нанесении штрихов  более  четко  обозначается  верхний  край забора, после чего, чтобы  придать  работе  аккуратный вид, наносятся мелкие  штрихи.

  • «Северное сияние». В ранних  и младших возрастных группах дети  ритмично  выполняют вертикальные  штрихи, попеременно  меняя  их высоту с помощью  трафарета. Внутри  на цветном  фоне  рисуют штрихи. На этом  этапе  задача усложняется, поскольку  вводится  сразу  несколько карандашей  при  однонаправленном  ритме  штрихов.

Старшие дошкольники  выполняют  штриховку  без опоры на трафарет. Чтобы  выдержать  сменяющийся  ритм, предложите детям  рисовать  на специально  прикрепленных обоях. Но так, чтобы  они легко  приседали  при этом. Смена  ритма  движений -  поскольку  у детей  динамика  тела  взаимосвязана с движениями  рук – дает  возможность  получить  зигзагообразные  изображения.

  • «Кора дерева». Для этого  предложите детям раннего и младшего  возраста  готовые  силуэты  различных  деревьев. Они  будут заполнять  их вертикальной  штриховкой и разными  цветами. Накладывая  штрих на штрих, можно  получить  множество  других  оттенков. В ходе  упражнения  важно  не только  формировать  у детей  навык  вертикальной  штриховки, но и  обратить внимание на то, что  у каждого  дерева  свой  оттенок  коры.

Старшие  дошкольники  сначала  выбирают  разновидность  дерева, затем  рисуют  силуэт. Только после этого  силуэт  заполняют штриховкой. Задача  при этом  усложняется: штрихи  следует  накладывать  на силуэт так, чтобы  передать  элементарный  объем. Как это делается? С одной стороны  силуэт  заполняют штрихами  светлого тона, с другой -  темными.

  • «Травка». Чтобы  научиться рисовать траву,  дети раннего  и младшего  дошкольного  возраста  должны овладеть  умением выполнять  штрихи, разные  по тональности. Тут на помощь  приходит  педагог – совместно с детьми подбираются  соответствующие  цвета  и оттенки карандашей. Частая  ошибка, характерная  для малышей, - изображение  травы  по одной линии. Это так  называемый фризовый  рисунок. Чтобы избежать  ошибки, до ребенка  следует  донести: трава  на рисунке -  это плоскость, на которой  подчеркиваются отдельные травинки. Как донести этот прием? Педагог  предлагает  выполнить  вертикальную штриховку. Начинается  она с линии  горизонта, блистая  светлыми  оттенками  зеленого цвета. Затем  оттенки переходят  в штрихи  более  насыщенных  цветов и оттенков. Завершается  рисунок  штрихами  наиболее  ярких  цветов. Они должны  закрыть  нижнюю  часть  листа. Выразительность  работе  могут  придать  восковые  мелки  или масляная  пастель.  С их помощью  вырисовываются  отдельные  травинки  на переднем  плане  рисунка.

Старших дошкольников  следует учить  выполнять штрихи, разные  по плотности  и высоте. Последовательность работы  такова:  от линии горизонта  дети  наносят  мелкую  разреженную  штриховку, слегка  нажимая  карандашом  на лист бумаги. Следующий  слой  штриховки  должен  быть  более  плотным, а штрихи  большей  высоты. Завершается  рисунок  выполнением  на переднем плане  штриховки  плотной, насыщенной  по цвету  и высоте.  Плотность  и размер  штриховки  дают  зрительное  ощущение  воздушной  перспективы. Что дает  этот прием детям? Они учатся  передавать  пространство (см.рис.9)

3. Диагональная штриховка

Цель:  учить  изображать  штриховку  в диагональном  направлении.  Данный вид  штриховки  переходный – от вертикальной  к горизонтальной. Положение  руки  слегка  меняется. Подобранные  нами  темы  для  рисунков  наиболее  полно  отражают  суть  рисунков  диагональной  штриховки.

  • «Дождик». Детям  раннего  возраста  и младшим дошкольникам  можно предложить  заштриховать  какой-либо  рисунок  (или фотографию, выполненную  на обычной бумаге) с помощью  белого карандаша. Первоначально  направление  штриховки  может меняться – в зависимости  от характера  образа  дождя (тихий,  спокойный или сильный  при ветреной погоде).  Старшие дошкольники  выполняют  диагональную  штриховку  карандашами  разных  оттенков (см.рис.10).
  • «Горы». Дети  раннего возраста  и младшие  дошкольники  выполняют  штриховку  с помощью  трафаретов. Так легче  передавать  разную форму. Общий силуэт  направляет движение карандаша. Поэтому  диагональная штриховка  выполняется  достаточно  легко  и свободно.

Старшие дошкольники  создают  свой  силуэт гор,  который затем  заполняют    диагональной штриховкой. Задачу  это можно  немного  усложнить  предложением  изобразить  самую высокую  часть гор  наиболее  насыщенными  штрихами  в плане  цвета  и тона (см.рис.11)

4. Горизонтальная  штриховка

Цель:  учить наносить  штриховку  в горизонтальном  направлении. Этот  вид более  сложен, поскольку  требует  в процессе  рисования  изменить  привычное  положение   руки.  Поэтому  первоначально, чтобы  отработать  движения руки, дети рисуют  карандашом в воздухе. Первые попытки  заканчиваются, как правило,  дугообразными  линиями. Однако   в процессе  упражнений  навык  постепенно  формируется. Для  наглядности  предлагаем  следующие  упражнения.

  • «Ленточка». Дети раннего  и младшего дошкольного  возраста  выполняют  горизонтальную штриховку  в форме  ленточки  с помощью  трафаретов,  имеющих вид  вытянутого  по вертикали  прямоугольника. Внутренняя  часть трафарета  заполняется  штриховкой (см.рис.12). Старшие дошкольники  рисуют  горизонтальную  штриховку, меняя  степень  нажима  карандаша (от светлого  тона  к темному или наоборот).
  • «Дорожка». Дети раннего и младшего дошкольного возраста выполняют  упражнение  с помощью  трафарета  и карандашей  разного цвета, отличающихся  тональностью. Упражнение  не только  развивает  изобразительные навыки, но и знакомит  детей  с элементарной  линейной  перспективой. Старшие дошкольники  работают  в такой  последовательности:  сначала  на лист  бумаги  наносят  силуэт  дороги  техникой  рисования  двумя руками. И только  по ее  обозначении  прибегают  к горизонтальной  штриховке приемов растяжения – от светлого тона  к темному (см.рис.13)
  • «Небо». Дети раннего и младшего дошкольного возраста  выполняют  горизонтальную  штриховку  разноцветными  карандашами. Основная  задача:  научить  их  передавать  различные  тональные  соотношения;  выполнять  длинную, горизонтальную  штриховку. Выразительность  рисунку  придает  тушевка  с помощью  ватных  дисков. Старшие дошкольники  изображают  облака  приемом  разреженной  штриховки,  меняя  тональность (см.рис.14).

5. Формообразующая  штриховка.

Цель:  учить  выполнять  наиболее  сложный  вид  штриховки – форму  изображаемого предмета (объекта). Как  этому  научить  детей?  Тогда, когда  они будут  чувствовать  эту форму, соотносить  направление  штрихов  с обследуемой  формой.  Вариантов  формообразующей  штриховки  очень много,  поскольку  все  окружающие предметы  имеют  определенный  объем. Его-то  и передают  только  формообразующей штриховкой. Для развития  изобразительного  навыка  предлагаем  вниманию  три  характерных  вида  упражнений.

  • «Клубочек» (круговая штриховка). Дети раннего  и младшего дошкольного возраста выполняют  штриховку  круговыми движениями, проводя  их  внутри  трафарета. Старшие дошкольники  изображают  клубочек  без трафарета. Здесь  важно, чтобы  дети,  пытаясь передать  элементарный объем, научились  варьировать  степень  нажима  карандаша  на лист  бумаги (см.рис.15).
  • «Крона дерева» (смешанный тип  штриховки). Малыши  раннего и младшего дошкольного  возраста  выполняют  разнонаправленную  штриховку, передавая  форму  кроны  того  или иного  дерева. Ствол  по завершении  работы  просто  наклеивается  на крону.  Важно одно: дети должны  научиться  подбирать  ствол  дерева  к форме  кроны. Старшие дошкольники  более  тщательно работают над  формой  кроны дерева, применяя  не только вертикальные, горизонтальные, диагональные  штрихи, но и  дугообразные (см.рис.16).
  • «Вазочка» (комбинированная  штриховка на основе  соподчинения  форм). Дети раннего и младшего  дошкольного возраста  рисуют  простые  формы  вазочек, силуэт которых  состоит  из двух  форм.  Каждая  составная часть  выполняется  определенной  штриховкой. Дети  старшего  дошкольного  возраста  могут  комбинировать  как  составные  формы вазочек, так и  характер  штриховки (см.рис.17)

Варианты комбинирования  цветных  карандашей  с другими  техниками

Цветные карандаши и графитный карандаш – самое распространенное взаимодействие  техник. Постой карандаш дает  тон рисунку, а цветной  позволяет  отобразить характер образа (см.рис.18)

Цветные карандаши  с акварелью. Это типичная  комбинация, на основе  которой  созданы  акварельные  карандаши. Акварель -  воздушная  легкая  техника, обволакивающая  пространство  листа. Карандаши, передавая фактуру  изображаемых  предметов, делают  рисунок  осязаемым (см.рис.19)

Цветные карандаши и  мелковая  пастель. В данной комбинации  карандаши  выступают  формообразующим материалом, а пастель  слегка  разрушает  четкие  формы. Такой симбиоз  позволяет  раскрыть  образ,  играть  пространством плоскости листа (см.рис.20)

Цветные карандаши и фломастеры «хорошо»  взаимодействуют  друг с другом: первые  мягко  закрашивают плоскость,  вторые  придают  изображению четкость. Данная  интеграция  довольно  плотно  применима  в декоративном  рисовании (см.рис.21)

Цветные карандаши  и восковые мелки или масляная пастель. В этой комбинации  солирующую роль  играет, как правило,  более  плотный материал, а именно  восковые мелки и масляная пастель. Цветные  карандаши  выступают  как  дополнительная  техника, позволяющая  смягчить  рисунок (см.рис.22)

Фломастеры. Это изобразительный материал  не стол давно  вошел  в нашу  действительность. И, тем не менее, – один  из самых  распространенных  в детском рисовании. Впервые  фломастеры  появились в Японии  вначале  шестидесятых годов. Их внешний вид  с тех пор  мало чем изменился: по-прежнему мы пользуемся  ручкой с резервуаром, наполненным  специальными чернилами. Капиллярами  чернила   поступают на пишущую  часть, изготовленную из пористого  синтетического  материала. Цветные  чернила – это красящий  пигмент,  который растворен  в ксилене  и по своему  составу  напоминает спирт. Однако  не во  всех  фломастерах  чернила  наполнены  спиртовой основой. Специально для детей  разработаны  водные фломастеры.

Условно  можно  выделить  несколько  видов фломастеров:

  1. толстые – для покрытия  больших поверхностей или рисования  крупных  предметов, не требующих  изображения  мелких  деталей;
  2. средние – для рисования  деталей  разной  сложности;
  3. тонкие – необходимые  для  изображения контура и линейного  рисунка (см.рис.23)

Учитывая, что фломастеры  сложнее  смешивать друг с другом, производители  стараются  выпускать  наборы  с большим  количеством  оттенков – некоторые  из них  насчитывают  до 33. Самые  привычные  наборы  представлены  цветами  в количестве от 6 до 24.

Фломастерами  рекомендуется  рисовать  на плотной, гладкой бумаге, поскольку  рыхлая, мягкая  быстро  пропитывается составом  и контур изображаемого  предмета  растекается. Чтобы получить  плавный  переход  одного  цвета в другой, целесообразны  бесцветные  фломастеры – позволяют  получить  нужные  по интенсивности  тональные  пятна и тоновые  градации (см.рис.24)

Правила  рисования  фломастерами

  • тонкая линия – рисование ребром
  • изображение  средней  толщины – рисование  узкой  стороной
  • толстый, жирный  штрих – рисование  широкой  стороной, держа  фломастер  под наклоном

Создавать  выразительный образ  с помощью  данного  материала, несмотря  на его  простоту, не так  просто.  Причина? Фломастер  плотным  пятном  ложится  на поверхность  листа,  и крайне  сложно  затем  исправлять  неточности  рисунка.  Поэтому  рисовальные  движения  должны быть  четкими, уверенными.

Анализируя  рисунки детей, выполненные  фломастерами, можно  сделать  вывод:  чаще всего  они не смешивают  цвета, а используют  только  локальные. От этого  рисунок  приобретает  пестроту,  излишнюю  яркость, теряя  целостность  образа. Во избежание подобной  ошибки  следует  научить  комбинировать  фломастеры  с другими  материалами или использовать  технические  приемы, способствующие  достижению  выразительности рисунка.

Варианты  применения фломастеров

1.Рисование  фломастером и водой. Суть этой  техники:  на закрытый  фломастерами  лист бумаги  наносятся, разбрызгивая,  капли  воды. Вода, разъедает  красящий  элемент фломастеров, оставляя  выбеленные  участки. Учитывая  данный  эффект, можно  варьировать  темы.

  • «Цветочная полянка». Дети раннего  и младшего дошкольного  возраста, чтобы  изобразить  траву,  заполняют  поверхность  листа  штрихами. Далее  чистой  кисточкой  по бумаге  разбрызгивают  воду. Выбеленные  участки  заполняют цветными  пятнами – это цветы;  после  чего  любым темным  цветом (оттенком) рисуют  сердцевину. Старшие дошкольники, во-первых, регулируя  степень  нажима  фломастера, передают  разные  тональные  соотношения на фоне; во-вторых, нарисовав цветы, дорисовывают  стебельки, листочки (см.рис.25)
  • «Снег». Малыши – дети раннего  и младшего дошкольного возраста – выполняют  фломастерами  фон, обозначающий  небо,  после  этого  разбрызгивают  воду. Капли  воды  имитируют  падающий  снег. Дети старшего  дошкольного возраста – для  них  тема  усложняется – рисуют  зимний  пейзаж. (см.рис.26)
  • «Декоративные  композиции». Данная тема  может иметь  множество  вариантов  для детей  любого возраста.
  • «Натюрморт». В группах раннего и младшего  дошкольного возраста  применяют  локальные  формы – капли воды  имитируют  мелкие  цветочки. В старших группах дети  создают  более  сложный  по  композиции  натюрморт, вводя  полутона  для передачи  составляющих  предметов (см.рис.27)

2.Рисование фломастерами и цветными карандашами.

В данной  комбинации  можно  предложить  следующие темы

  • «Бабочка». С помощью силуэтов дети  заполняют  текстур карандашами (в монохроматической или многоцветной гамме), а затем закрывают фон  фломастерами. Далее  наклеивают силуэты  на фон. Эта тема  применима  на практике  в форме  как  индивидуального рисунка, так и коллективной  работы (см.рис.28)
  • «Осенний  ковер». Данная  тема  раскрывается  подобно  предыдущей. В качестве  нового  элемента  педагог  предлагает  детям  заполнять  силуэты  листьев  не  текстурами, а штриховкой  или тушевкой с помощью цветных карандашей.
  • «Бутоны». Цветными  карандашами  штриховкой  заполняются  лепестки, сердцевинка рисуется  фломастерами. Бутоны  можно  объединить  в общую  композицию или на  их основе  создать натюрморт  (см.рис.29)
  • «Птенец». На листе бумаги  с определенным фоном  дети  фломастерами спомощью  круговой  штриховки  рисуют  пятно, имитирующее  тело птенца. Далее  чистой кисточкой  проходят  по карюю  пятна,  добиваясь  растекания  фломастера. Детали  (глаза, клюв,  лапки)  рисуют  фломастерами или вырезают  из  цветной бумаги. Гнездо  рисуют  цветными  карандашами дугообразной  штриховкой (см.рис.30)
  • «Лес». Фон  выполняется  цветными  карандашами, кроны деревьев – фломастерами и карандашами, а основная часть  ствола – карандашами. Фломастеры  применяют  только  для передачи  фактуры ствола (см.рис.31)
  • «Морской пейзаж». Небо  изображается  цветными  карандашами  штриховкой  и тушевкой, море – как карандашами, так и фломастерами. Применима  также  вода  для  передачи  волн  или  бликов (см.рис.32).
  • «Декоративная композиция». Лист бумаги  следует  разбить  на  сегменты, каждый  из которых   заполняется  определенной  текстурой – как  карандашами, так и фломастерами. Задача,  поставленная  перед детьми, - добиться  разной  тональности  сегментов (см.рис.33).
  • «Необычное  животное». Первоначально рисуется  силуэт  любого  животного,

который  заполняется  текстурами, отображая  уже  основные признаки животного. В качестве  дополнительного  выразительного средства  может  выступать  вода,  позволяющая  получить  выбеленные  участки (см.рис.34).

  • «Пейзаж». Фон  изображается  комбинацией  цветных карандашей с фломастерами и выделением  с его  помощью  основных элементов  композиции (см.рис.35).
  • «Портрет». Общий  тон  лица  дети рисуют  карандашами, волосы – комбинированной техникой, глаза, рот, нос -  фломастерами и, частично, цветными карандашами (см.рис.36).

3. Рисование  фломастерами и тушью  позволяет обобщать цветовые  пятна  с акцентом  на фломастеры. Темы  для всех  возрастных групп  одинаковы, но  исполнение  разное. Речь идет  об определенном  усложнении и техническом  выполнении  образа.

  • «Фантазии  с помощью  монотипии». Первоначально акварелью  наносятся  пятна  на одну  половинку  сложенного   пополам листа, после чего  половинки  соединяются. Так получается  симметричное  цветовое пятно, которое  дорисовывается  до образа  с помощью  фломастера (см.рис.37).
  • «Пейзаж». Фон  заливается  тушью. Предметы  и объекты  рисуются  фломастерами. Если фон  влажный, можно  получить  дополнительный  эффект -  растекание  контура, что  придаст рисунку  определенную  живость (см.рис.38).
  • «Натюрморт».  Фон и крупные  детали  натюрморта  выполняются  тушью, мелкие детали – фломастерами (см.рис.39).

Фломастеры  можно  использовать  и в комбинации  с другими  материалами – акварелью, пищевыми красителями, но  изображение  будет  похожим  на предыдущую  технику.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...