Картотека дидактических игр, направленных на развитие графическихнавыков у детей 4-5 лет
картотека по рисованию (средняя группа) на тему

Амосова Юлия Ивановна

Эти дидактические игры помогут детям в ознакомлении с предметным окружением. Нельзя рисовать предмет, если не знаешь что это и для чего он нужен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию моторики, графических навыков у детей 4-5 лет

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Дидактические игры, направленные на развитие графических навыков предполагают также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Некоторые дети в возрасте 4-5 лет на занятиях по рисованию с трудом осваивают технику рисования. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, лепке, аппликации. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.

Базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Если сказать коротко, развитием крупной и мелкой моторики педагог занимается исключительно в том объеме, который нужен для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира. При этом целенаправленное воздействие средств физической культуры на психические процессы позволяет стимулировать их созревание и повысить уровень развития, что обеспечит более успешное овладение детьми учебной программой.

У детей 4-5 лет наблюдаются некоторые затруднения в двигательной сфере. Движения зачастую неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Особую сложность для детей, вследствие существенных отклонений у них в развитии тонкой моторики, представляет застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, т. е. так называемые навыки самообслуживания. Детям свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром. В то же время практика работы показывает, что, овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие. Ведь достижение цели любого двигательного акта, например, бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке и др., определяется уровнем сенсомоторного и эмоционально-волевого развития и одновременно стимулирует это развитие.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируются в схеме собственного тела и т. д. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи. В процессе выполнения различных движений формируются психические качества. Основные формы работы, используемые на занятиях по сенсорному развитию детей, — это двигательные упражнения, дидактические и подвижные (средней и малой подвижности) игры.

Структура саморегуляции предполагает наличие трех обязательных этапов:

- ориентировочного (принятие и понимание инструкции),

- исполнительского (программа действий и ее реализация),

- контрольно-оценочного (оценка полученного результата).

У дошкольников наблюдается несформированность всех этих этапов. Для успешного овладения чтением, письмом и другими учебными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме).

У детей с 2 до 4 лет, о развитии графических навыков пока говорить рано т.к. точность и ловкость движения пальцев приобретается детьми в старшем дошкольном возрасте и поэтому сейчас в своей работе я использую пальчиковые игры и игры на развития мелкой моторики пальцев рук такие как:

• Игры с крупой, бусинками, пуговицами.

• Занятия с пластилином.

• Занятие с конструкторами.

• Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.

• Рисование различными материалами – фломастерами, цветными карандашами, мелом, акварелью.

• Шнуровка.

Кроме пальчиковой игр, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Штриховка развивает глазомер, формирует умение видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями, развивает мелкие мышцы пальцев, делает их более послушными.

Разные виды деятельности, используемые в нашей работе, при целенаправленном их применении не только способствуют развитию графических навыков у детей, но и помогают развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

Д/и «Из чего сделано?»

Дидактическая задача. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровые правила. Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование "чудесного мешочка".

Ход игры. Для этой игры подбираются предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

До начала игры взрослый проводит короткую беседу и уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а так же, сделанные из них вещи. Затем предлагается поиграть в новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его. Мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись. Для того чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, взрослый вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические - положить на поднос, сделанный из металла, пластмассовые - на пластмассовый и т.д. В конце игры взрослый отмечает тех разведчиков, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли товарищам найти нужный предмет. Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а также, их не ярко выраженное качество.

Д/и «Найди такую же».

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Игровые правила. Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо взрослому. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их.

Игровые действия. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу взрослого.

Ход игры. Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание. - Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задание; здесь стоят на столе игрушки. Я сосчитаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые игрушки. Будьте внимательны! Раз-два-три! Одинаковых найди! Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к взрослому и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, взрослый ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках). Затем дает сигнал: - Раз-два-три! Одинаковых найди! Дети сразу же пытаются назвать двух матрешек, но взрослый напоминает о том, что игрушки должны быть совсем одинаковые.

Дети молчат. Далее взрослый переставляет игрушки и незаметно ставит к грузовой машине, у которой зеленый кузов, такую же машину, у которой красный кузов, а матрешек ставит одинаковых, только подальше друг от друга. - Раз-два-три! Одинаковых найди! Дети внимательно смотрят на все игрушки и находят двух одинаковых матрешек. К этой игре чаще нужно привлекать детей рассеянных, невнимательных, которые торопятся ответить, не подумав.

Д/и «Новоселье куклы».

Дидактическая задача. Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки; воспитывать у детей доброжелательное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.

Игровые правила. В комнату, где будет жить новая кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся только к одному слову, названному взрослым. Предметы надо класть или ставить в определенное место.

Игровые действия. Устройство комнаты для новой куклы, поиск нужных предметов.

Ход игры. Взрослый освобождает игровой уголок от всех игрушек и лишь оставляет на полу ковер. Все убранство и игрушки расположены на столах в стороне, у стены комнаты. - У нас, ребята, сегодня новоселье. К нам приехала новая кукла Рита, и мы должны ей помочь устроить квартиру. Давайте познакомимся с новой куклой! - начинает игру взрослый. Дети рассматривают куклу, называют свои имена, знакомятся. - Вот теперь мы и поиграем в игру - новоселье. Рита посмотрит, как вы умеете играть. Правило игры такое: я буду называть предметы одним словом, а вы будете находить все нужные предметы и ставить их в комнату, где будет жить Рита. Будьте внимательны! Нам нужна будет мебель. Пойдут Юля, Света и Вика и найдут все, что нужно из мебели. А все остальные проверят, то ли они принесли. Девочки находят предметы кукольной мебели, располагают их на ковре. Взрослый продолжает руководить: - Теперь пойдут Матвей, Лера и Вова и принесут посуду - обеденную и кухонную. (Дети приносят посуду и ставят ее на стол и плиту. Все следят, чтобы делалось это аккуратно.) Обувь принесет другая группа детей. Что еще надо принести, чтобы Рите хорошо жилось у нас? - Игрушки! Много игрушек! - говорят дети. Ребята приносят игрушки и расставляют их на ковре, на полочках. В этой игре закрепляются обобщающие понятия. И главное - взрослый побуждает ребят к творческой игре: надо заботиться о новенькой, самостоятельно устроить ей комнату, поиграть с куклой, чтобы ей было хорошо в новом доме. В такой игре воспитывается доброжелательность, аккуратность, умение самим оборудовать уголок для игры.

Д/и «Что кому?»

Дидактическая задача. Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

Игровые правила. Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Игровые действия. Поиск нужных предметов.

Ход игры. У взрослого на столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки: набор медицинских инструментов, набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка), набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ (из конструктора) и т.д. Взрослый приглашает по одному участнику к своему столу. тот берет какой-либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например, ребенок показал и назвал молоток. Дети хором отвечают: "Он нужен столяру, плотнику". Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, взрослый предлагает детям их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для труда людям разных профессий. Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет орудия труда, а другая - профессии. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.

Д/и «Кто что слышит?»

Дидактическая задача. Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.

Игровые правила. Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издает.

Игровые действия. Действовать со звучащими предметами. Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы звучат.

Ход игры. На столе у взрослого стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит игрушечное пианино, погремушка и др., т.е. все, что найдете звучащее, можно использовать в игре.

За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, взрослый просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. "Книгу листает, листики шуршат", - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал. Предметы остаются за ширмой, потому что звуки можно повторять несколько раз (только тише). Такую игру можно проводить и на прогулке. Взрослый обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, машина сигналит, листья шелестят и т.д.

МБДОУ «Детский сад №21»

Коррекционная деятельность средней группы №2 по формированию графических навыков

Составили воспитатели:

Амосова Ю.И.

Ермакова О.С.


Перспективный план по работы по развитию графических навыков с помощью дидактических игр

Название дидактической игры

Задачи

Содержание

Сентябрь

«На что похоже»

Формировать представления о предметах прямоугольной формы. Обогащение словаря.

Игровое упражнение: «Обведи по точкам»

Д/и «Назови предмет по признакам»

«Во саду ли в огороде»

Познакомить детей с понятиями «большой – средний - маленький» Формировать у детей знания об овощах и фруктах.

Игровое упражнение: «Помоги Кате дойти до сада»

Игровое упражнение: «Каждый овощ в свою корзину»

Октябрь

«Что растет на грядке»

Формировать представления о тех овощах, которые растут на грядке. Учить детей различать овощи по внешнему виду.

Д/и «Сбор урожая»

Игровое упражнение: «Нарисуй овощ круглой формы».

«Найди такой же по форме»

Формировать представления о внешних сходствах предметов, учить детей их находить.

Игровое упражнение: «Дорисуй»

«Что катится?»

Познакомить детей с формой предметов, учить сравнивать куб и мяч. Формировать навыки обследования и сравнения.

Чтение стихотворения С. Маршак «Мяч». Игра - соревнование «Кто быстрее докатит мяч до ворот?»

«Почтовый ящик»

Учить определять форму, соответствующую фигуре. Обследовать форму фигур. Формировать умение определять расположение предметов и объектов на плоскости.

Игровое упражнение: «Какой формы посылка?»

Игровое упражнение «Найди дорогу до почты».

Ноябрь

«Оденем кукол»

Познакомить с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Формировать умения устанавливать размерные отношения между объектами.

Игровое упражнение «Чей больше?»

Д/и «Виды одежды»

«Воздушные шары»

Повторить понятия «шар-круг» Развивать внимание детей. Учить находить одинаковые предметы, опираясь на характерные особенности.

Игровое упражнение: «Цветочная полянка»

Игровое упражнение: «Подбери заплатку»  

«Спрячь Мышку»

Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с квадратом, кругом, треугольником. Продолжать знакомить с признаками предметов.

П/и «Кот и мыши»

Игровое упражнение: «Угости мышку»

«Сравни предметы»

Учить сравнивать предметы, находя схожие черты. Привлечь внимание детей к передаче соотношения предметов по признакам (величине, форме, цвету)

Игровое упражнение: «Раскрась одним цветом»

Декабрь

«Найди такой же»

Развивать внимание. Учить находить одинаковые предметы. Совершенствовать умения сравнивать предметы по внешним признакам.

Игровое упражнение: «Найди пару»

«Найди ошибки»

Формировать умение рассматривать и обследовать предметы. Развивать умение использовать различные средства выразительности.

Игровое упражнение: «Дорисуй»

«Запомни узор»

Учить по памяти воспроизводить заданный узор, постройку. Развивать умение анализировать образец постройки, узора, выделяя основные части.

Игровое упражнение: «Что изменилось?»

«Подарки для куклы»

Развивать воображение, фантазию детей. Повторить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Игровое упражнение: «Угостим куклу»

Январь

«Что бывает круглым»»

Формировать представления детей о предметах круглой формы.

Игровое упражнение: «Нарисуй снеговика»

«Волшебные палочки Снежной королевы»

Развивать фантазию и воображение детей. Учить детей применять свои навыки в изображении незнакомых предметов.

Игровое упражнение: «Нарисуй палочки»

«Что бывает треугольным»

Формировать представления о предметах треугольной формы.

Игровое упражнение: «Обведи треугольные предметы.

Февраль

«Светофор»

Закреплять знания о светофоре, правилах дорожного движения.

Рисование на тему: «Трехглазый часовой»

«Геометрическое лото»

Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Игровое упражнение: «Дорисуй, на что похоже?»

«Проводы зимы»

Рассказать ребятам о масленице, о культуре и традициях нашего народа.

Рисование на тему: «Блины, блины, блинчики мои»

«Храбрые вояки»

Формировать у детей знания о мужских качествах, о том, что мужчины должны защищать женщин.

П/и «Выше, быстрее, сильнее»

Игровое упражнение: «Обведи звезду»

Март

«Подарки маме»

Прививать детям чувства любви, уважения, нежности к мамам»

Рисование на тему: «Подарок для любимой мамочки моей»

«Бегут ручьи»

Закреплять знания о весне как о времени года.

Игровое упражнение: «Нарисуй свой ручей»

«Оденем куклу»

Формировать представления детей о внешнем виде детей весной.

П/и «Весенние капельки»

Игровое упражнение: «Весенний дождик»

«Домашние питомцы»

Формировать у детей желание ухаживать за своими питомцами.

Игровое упражнение: «Накорми своего питомца»

Апрель

«Первые весенние цветы»

Формировать представление детей о подснежниках,

П/и «Собери букет»

Игровое упражнение: «Нарисуй подснежник»

«Транспорт»

Закреплять знания о транспорте, прививать любознательность.

Игровое упражнение: «Нарисуй дорожку»

«Составь по образцу»

Формировать у детей мыслительные способности: анализ и синтез.

Игровое упражнение: «Нарисуй такой же»

«Продолжи цепочку»

Формировать способность анализировать, внимание и память.

П/и «Перепрыгни»

Игровое упражнение: «Продолжи ряд»

Май

«Волшебные одуванчики»

Формировать представления детей о приходе весны, о ее признаках.

Игровое упражнение: «Заштрихуй правильно»


Картотека игр, направленные на развитие мелкой моторики рук

Игры с крупой

Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по немного гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-своему. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время.

Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь.

Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком. Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.

Разверни, не порви. Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу. Сколько фольги ребята испортили, прежде чем научились делать это аккуратно и медленно, стараясь не порвать тонкий материал.

Игры со счётными палочками.

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички (без серы). «Сложи колодец», «Выложи картинку», «Выложи геометрическую фигуру».

Игры с прищепками.

Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

Игры с конструктором лего.

Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Сухой бассейн.

Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер - сюрпризов, которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек.

Игры – шнуровки

Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа». Способствуют развитию речи. Развивают творческие способности. Развивают усидчивость, внимание, терпение. Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.

Игры с пластилином.

Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография. При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

Игры с бумагой.

Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами. Такие игры помогут детям узнать, как обычная бумага превращается в красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки. Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т.д.

Игры с природным материалом.

       Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

Пазлы и мозайка

Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей.

Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Работа с ножницами

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.

Массаж кистей рук и пальцев

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.

Пальчиковые игры.

Апрель

3 неделя

Пальчики уснули, в кулачок свернулись. (сжать пальцы правой руки в кулак).

Один! Два! Три! Четыре! Пять! (поочередно разжимают пальцы).

Захотели поиграть! (пошевелить всеми пальцами).

Разбудили дом соседей, (поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак).

Там проснулись шесть и семь, восемь, девять, десять – (отогнуть пальцы один за другим на счёт).

Веселятся все! (покрутить обеими руками).

Но пора обратно всем: десять, девять, восемь, семь (загнуть пальцы левой руки один за другим).

Шесть калачиком свернулся, пять зевнул и отвернулся. Четыре, три, два, один, (загнуть пальцы правой руки).

Круглый кулачок, как апельсин.

4 неделя

Мы делили апельсин, (левая рука в кулачке, правая её обхватывает).

Много нас, а он – один. Эта долька – для ежа. (Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке).

Эта долька – для чижа. Эта долька – для котят.

Эта долька - для утят. Эта долька - для бобра.

А для волка – кожура!            Встряхиваем обе кисти.

Май

1 неделя

Раз, два, три, четыре, пять! (поочередно разжимают пальцы).

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять! (поочередно загибают пальцы).

В домик спрятались опять.

3 неделя

Ушки длинные у зайки, (указательный и средний ушки, шевелятся).

Из кустов они торчат, (остальные пальцы – вместе, это мордочка зайки.

Он и прыгает, и скачет, веселит своих зайчат!

Зайка взял свой барабан (прижать указательный к среднему, ими не шевелить).

И ударил бам-бам-бам! (безымянный и мизинец стучат по большому).

Сентябрь

1 неделя

Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы, (загибают большой палец).

Листья рябины, (загибают указательный палец).

Листики тополя, (загибают средний палец).

Листья осины, (загибают безымянный палец).

Листики дуба мы соберем, (загибают мизинец).

Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают кулачки)

3 неделя

Закапали капли, (постучать двумя пальцами каждой руки по столу).

Идет дождь (постучать четырьмя пальцами).

Он льет как из ведра! (стучим сильнее).

Пошел град, (косточками пальцев выбиваем дробь).

Сверкает молния, (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе).

Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки).

Все быстро убегают домой, (прячем руки за спину).

А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг).

Октябрь

1 неделя.

В прятки пальчики играли и головки убирали вот так, вот так, вот так, вот так,

Вот так они головки убирали. (поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках)

А потом они плясали. (разогнуть пальцы и пошевелить всеми пальцами).

3 неделя

Встал зайчишка рано, вышел на поляну. (показать пальцами одной руки зайца с ушами).

По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу).

И большой кочан нашел (кулак другой руки).

Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты:

Хруст-хруст, хруст-хруст (заяц - одна рука «грызет» кочан - кулак др. руки).

Съел, под куст свалился и уснул. (опустили «зайца» на колени).

Проснулся, сладко потянулся (с усилием растопыриваем все пальцы).

А домой добрался – долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу).

Ноябрь

1 неделя

Серенький комок сидит (средний и безымянный пальцы упираются).

И бумажками шуршит. (Большой, указательный и мизинец согнуты в дуги).

А у кошки ушки на макушке, (и прижаты к ним (мышка).

Чтобы лучше слышать (затем указательный и мизинец поднять и пошевелить ими (кошка).

Мышь в ее норушке.

3 неделя

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому (поочередно соединять все пальцы до мизинца)

Указательный и средний, (с большим пальцем).

Безымянный и последний (мизинец стучит по большому пальцу).

Сам мизинчик-малышок постучался об порог.

Вместе пальчики-друзья, (пальцы собрать в щепотку).

Друг без друга им нельзя.

Декабрь

1 неделя

Птичка крылышками машет (сжать обе ладони, большие пальцы – клюв)

И летит к себе в гнездо, (повернуты к ребенку).

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно. (Остальные пальцы скрестить и шевелить - крылья).

3 неделя

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! (соединить все пальцы в щепотку).

- Здорово, Васька - указка, (соединять поочередно с большим)

Мишка - середка, Гришка - сиротка, (пальцем все остальные пальцы).

Да крошка-Тимошка!



Предварительный просмотр:

Картотека игр, направленные на развитие мелкой моторики рук

Игры с крупой

Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по немного гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-своему. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время.

Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь.

Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком. Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.

Разверни, не порви. Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу. Сколько фольги ребята испортили, прежде чем научились делать это аккуратно и медленно, стараясь не порвать тонкий материал.

Игры со счётными палочками.

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички (без серы). «Сложи колодец», «Выложи картинку», «Выложи геометрическую фигуру».

Игры с прищепками.

Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

Игры с конструктором лего.

Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Сухой бассейн.

Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер - сюрпризов, которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек.

Игры – шнуровки

Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа». Способствуют развитию речи. Развивают творческие способности. Развивают усидчивость, внимание, терпение. Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.

Игры с пластилином.

Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография. При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

Игры с бумагой.

Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами. Такие игры помогут детям узнать, как обычная бумага превращается в красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки. Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т.д.

Игры с природным материалом.

       Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

Пазлы и мозайка

Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей.

Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Работа с ножницами

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.

Массаж кистей рук и пальцев

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.

Пальчиковые игры.

Апрель

3 неделя

Пальчики уснули, в кулачок свернулись. (сжать пальцы правой руки в кулак).

Один! Два! Три! Четыре! Пять! (поочередно разжимают пальцы).

Захотели поиграть! (пошевелить всеми пальцами).

Разбудили дом соседей, (поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак).

Там проснулись шесть и семь, восемь, девять, десять – (отогнуть пальцы один за другим на счёт).

Веселятся все! (покрутить обеими руками).

Но пора обратно всем: десять, девять, восемь, семь (загнуть пальцы левой руки один за другим).

Шесть калачиком свернулся, пять зевнул и отвернулся. Четыре, три, два, один, (загнуть пальцы правой руки).

Круглый кулачок, как апельсин.

4 неделя

Мы делили апельсин, (левая рука в кулачке, правая её обхватывает).

Много нас, а он – один. Эта долька – для ежа. (Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке).

Эта долька – для чижа. Эта долька – для котят.

Эта долька - для утят. Эта долька - для бобра.

А для волка – кожура!            Встряхиваем обе кисти.

Май

1 неделя

Раз, два, три, четыре, пять! (поочередно разжимают пальцы).

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять! (поочередно загибают пальцы).

В домик спрятались опять.

3 неделя

Ушки длинные у зайки, (указательный и средний ушки, шевелятся).

Из кустов они торчат, (остальные пальцы – вместе, это мордочка зайки.

Он и прыгает, и скачет, веселит своих зайчат!

Зайка взял свой барабан (прижать указательный к среднему, ими не шевелить).

И ударил бам-бам-бам! (безымянный и мизинец стучат по большому).

Сентябрь

1 неделя

Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы, (загибают большой палец).

Листья рябины, (загибают указательный палец).

Листики тополя, (загибают средний палец).

Листья осины, (загибают безымянный палец).

Листики дуба мы соберем, (загибают мизинец).

Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают кулачки)

3 неделя

Закапали капли, (постучать двумя пальцами каждой руки по столу).

Идет дождь (постучать четырьмя пальцами).

Он льет как из ведра! (стучим сильнее).

Пошел град, (косточками пальцев выбиваем дробь).

Сверкает молния, (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе).

Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки).

Все быстро убегают домой, (прячем руки за спину).

А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг).

Октябрь

1 неделя.

В прятки пальчики играли и головки убирали вот так, вот так, вот так, вот так,

Вот так они головки убирали. (поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках)

А потом они плясали. (разогнуть пальцы и пошевелить всеми пальцами).

3 неделя

Встал зайчишка рано, вышел на поляну. (показать пальцами одной руки зайца с ушами).

По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу).

И большой кочан нашел (кулак другой руки).

Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты:

Хруст-хруст, хруст-хруст (заяц - одна рука «грызет» кочан - кулак др. руки).

Съел, под куст свалился и уснул. (опустили «зайца» на колени).

Проснулся, сладко потянулся (с усилием растопыриваем все пальцы).

А домой добрался – долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу).

Ноябрь

1 неделя

Серенький комок сидит (средний и безымянный пальцы упираются).

И бумажками шуршит. (Большой, указательный и мизинец согнуты в дуги).

А у кошки ушки на макушке, (и прижаты к ним (мышка).

Чтобы лучше слышать (затем указательный и мизинец поднять и пошевелить ими (кошка).

Мышь в ее норушке.

3 неделя

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому (поочередно соединять все пальцы до мизинца)

Указательный и средний, (с большим пальцем).

Безымянный и последний (мизинец стучит по большому пальцу).

Сам мизинчик-малышок постучался об порог.

Вместе пальчики-друзья, (пальцы собрать в щепотку).

Друг без друга им нельзя.

Декабрь

1 неделя

Птичка крылышками машет (сжать обе ладони, большие пальцы – клюв)

И летит к себе в гнездо, (повернуты к ребенку).

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно. (Остальные пальцы скрестить и шевелить - крылья).

3 неделя

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! (соединить все пальцы в щепотку).

- Здорово, Васька - указка, (соединять поочередно с большим)

Мишка - середка, Гришка - сиротка, (пальцем все остальные пальцы).

Да крошка-Тимошка!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: Формирование графических навыков у дошкольников

В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для воспитания развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются, наблюдательность, эстетическое воспитание, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создать красивое. Обучение рисованию детей должно быть направлено на развитие их творческих самостоятельности и активности. Для изображения нужны ясные и отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме.

Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности их формирования и развития, те же что и любых других двигательных навыков. Обучение техническим навыкам и умениям будет успешным если учесть физиологические и психологические особенности.

Игры с карандашом или краской должны подбираться с учетом обучения и навыков. Например, рисуем дождик, травку, шарик воздушный, забор, солнышко с лучами и так далее. Играя ребенок вырабатывает определённый навык и ему становиться легче владение карандашом и кистью. На пятом году жизни дети любознательны, и их интересы выходят за рамки семьи и детского сада. Внимание детей можно привлечь к большому количеству признаков рассматриваемого предмета. Это повышает интерес к рассматриванию, образ предмета становиться ярче, полнее. Слова, которыми описывается предмет, запоминаются и постепенно входят в активный словарь дошкольника.

Изображая различные признаки предметов в рисунке, дошкольник получает эстетическую радость, рисунок становиться более ярким, красочным и интересным. Координация движений рук у дошкольника становиться лучше, точнее, движения свободнее. На основе умения изображать замкнутые линии они могут нарисовать (или попробовать нарисовать) предметы: грибы, цветы, игрушечного мишку, неваляшку и другие.

У детей пяти лет интенсивно развивается память, внимание, наблюдательность, острый интерес, к тому что их окружает. Возрастают их возможности в изображении окружающего. В этом возрасте надо научить ребёнка располагать предметы согласно задуманному содержанию так чтобы изображение было не только понятным, но и выразительным. Совершенствуя навыки изображения предмета, дети получают возможность шире отражать явление окружающего его мира. Ребёнок уже может уверено держать карандаш, а не сжимать его всеми пальцами, как в начале обучения. Конечно надо следить за тем чтобы дошкольник заканчивал свои рисунки, даже если он рисует не на занятие. Умение владеть карандашом или кисточкой во многом способствует облегчению изучения ребёнка технике письма.

Маленькие дети еще не могут управлять движениями своих рук, поэтому они не могут скатать глину, сдавить её ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую форму, не могут самостоятельно правильно взять карандаш, подчинить движение руки с карандашом созданию изображения того или иного предмета. Дошкольников надо учить самому осуществлению движения, и его качествам: силе, длительности, направленности и другим. Техника рисования включает и движения, и восприятие их, то есть движение под контролем зрения и двигательных (осязательных и кинестетических) ощущений. При восприятии движения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия. В соответствии с образовавшимися у ребенка с зрительными и кинестетическими представлениями производится нужное действие и по ходу его выполнения корректируется. В связи с этим первый момент показа движения педагогом (показ формирующего движения, технического приема) очень важен, так как он кладет начало изображению. Ведь в результате восприятия движения и формируется представление о нем, на основе которого осуществляется движение.

Вначале зрительный контроль за движением руки будет иметь большое значение, так как опыт движения только образуется. Постепенно, по мере формирования движения, роль зрительного контроля несколько снижается: рука «приобретает представление» о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, так как без этого невозможно создать отчетливое изображение. Передача свойств предмета (формы, величины, строения) требует постоянного зрительного контроля за движением. С образованием двигательных представлений, происходит накопление опыта, рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличивается произвольность реакции движения по направленности, размаху, длительности и так далее. Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющегося представления о предмете. Направляя взором действия рук при задании рисунка, ребенок все время сверяет создаваемое с представлением того, что должно получиться, и исправляет изображение в соответствии с образовавшимся представлением.

Таким образом, необходимо единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических навыков. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. Автоматизированное выполнение действия не есть бессознательное. Сознательный контроль остается в любой степени автоматизации.

Консультация для родителей на тему: «Роль индивидуальных способностей детей в процессе обучения предметному рисованию»

Способности к рисованию у разных детей проявляются по-разному, с большими индивидуальными различиями и формирование технических навыков происходит у детей различно и часто является ярким показателем индивидуальных проявлений. У детей индивидуальные особенности в овладении изобразительными движениями, техникой рисования появляется очень рано. Дети по-разному овладевают движениями, направленными на изображение простых предметов: одним достаточно только общего показа у доски, что бы они смогли повторить движения и получить изображение; другие не могут перенести зрительно воспринятое движение в руку, им недостаточно зрительного образа, им нужно, чтобы рука кинестетически восприняла движение, почувствовала его. Таким детям после общего показа следует показать это движение, взяв руку ребенка в свою. Некоторые дети осваивают движения с еще большим трудом. Им нужен не только зрительный показ, но и неоднократное движение с их рукой, так как глаз и рука этих детей тут же «забывают» движение и в следующий раз ребенок делает попытку вспомнить, пытается сделать и так, и так, а ничего не получается. Формирование движения руки у таких детей требует пристального внимания педагога на каждом занятие в течение длительного времени, пока правильное движение не закрепится окончательно. Индивидуальные различия в усвоении движений относится и к овладению инструментом. Одни дети производят движения быстро, энергично, и некоторая неточность движения их не смущает, а интересует лишь общая направленность его. Другие стараются произвести как можно более точное движение, чтобы передать форму изображаемого предмета во всех его деталях. На первых порах движения этих детей могут быть несколько замедленными, осторожными, затем становятся все более уверенными, смелыми, но точность от этого не страдает. У некоторых детей точность движений не удается и при большой их осторожности.

Овладение формообразующими движениями в младшем возрасте является той основой, на которой затем строится усвоение более сложных технических навыков и умений. Индивидуальный подход в обучении технике рисования на первых этапах овладения детьми деятельностью мотивирует успешному формированию её у всех детей. Дети получают равные возможности изображения окружающих предметов и явлений. При этом овладение одними и теми же техническими приемами не ведет к равному усвоению. Дальше развитие техники изображения идет с индивидуальными различиями.

У некоторых детей качество рисунка снижается из-за неумения активно участвовать в обследовании предмета, и в результате чего отсутствует достаточное представление о предмете, совокупности его пространственных свойств. Можно наблюдать иногда затруднения, которые испытывают дети и в силу того, что рука их «не слушается». Ребенок видит несоответствие рисунка представлению предмета и не может добиться большёй точности в передачи, величины, формы, пропорции, прямизны или плавности закругления линий. Совет и помощь воспитателя принимается детьми охотно. Улучшенный рисунок радует их.

Особенно ярко проявляются различия в манере исполнения при рисунке с натуры. Дети все по-разному передают один и тот же предмет. И хорошо видны индивидуальные особенности интерпретации натуры. Одни рисуют более обобщенно, не останавливаясь на прорисовке мелких деталей, другие стараются передать мельчайшие детали: часть рисует крупно, другие уменьшают изображение по сравнению с натурой и так далее. Воспитатель не должен сковывать возможности выразительной передачи детьми образа, не навязывать детям одинаковую манеру, не принуждать к однообразному решению.

Овладев техникой работы, разными материалами, каждый использует их по-своему, выразительно раскрывая характер предметов в рисунке. Выполнение некоторых тем требует от детей большой амплитуды и динамичности линий. Рисунки, лишенные этого качества, оказываются маловыразительными. Одной из таких тем, требующих передачи движения, является изображение праздничного салюта. Детей поражает взлет цветных огней и медленное падение их, как бы повисание на дугообразных изогнутых нитях. Взор улавливает то один, то другой, то третий момент полёта, каждый из которых детям хочется запечатлеть на рисунке. Одни дети изображают разнообразие цвета в салюте, другие выражаются в движении линий, третий заострили внимание на деталях и так далее.

Особенности техники выполнения рисунка нельзя рассматривать изолированно от других индивидуальных особенностей изображения. Каждый ребенок индивидуален он чувствует и видит мир по-своему. Перенося на бумагу свои чувства, он пользуется имеющимися у него навыками. Изображая какой- либо предмет дети ощущают его по-разному даже цветовая гамма у каждого своя. Рисуя яблоко каждый, ребёнок нарисует своё яблоко, не похожее на другие и это очень важно для дальнейшего развития личности.


Консультация для родителей "Расскажи, скорей, художник нам, какого цвета дождик? ..."

Уважаемые родители!  Если возраст вашего ребенка от 1,5 года до 7 лет и вы всерьез заинтересованы в том, чтобы он полноценно и всесторонне развивался, раскрыл свои природные художественные способности, научился самовыражению при помощи изобразительных средств и материалов, фантазировать и воплощать замысел, получать эмоциональное удовольствие от сделанного – эта консультация для вас.

Разрешать или не разрешать? Вам всем наверняка знакома ситуация: малыш случайно нашел острый карандаш или ручку, и вы к своему ужасу застаете его рисующим на новых обоях. Какова же ваша реакция? Вам жаль обои, вы ругаете ребенка, отбираете карандаш, запрещаете впредь это делать. Но ребенок мал, он поймет, что этого делать нельзя, но это не уменьшит его желания «творить». Поэтому важно вовремя переключить его внимание с обоев на более доступные материалы, например, лист бумаги, или мелом на асфальте.

Зачем это нужно? Когда маленький ребенок берет в руки карандаш, фломастеры, он возможно, еще не догадывается об их назначении. Но научившись оставлять деревянной палочкой след на бумаге (или где-нибудь еще), он стремится повторить свои действия. Это доизобразительный период – каракули. Постепенно ребенок начинает менять характер движений и вдруг, к своему удивлению он видит что клякса, это вовсе не клякса, а кошка или собака, или даже слон. Это процесс узнавания. В этот момент очень важно взрослому быть и поддержать. Это переломный момент, это начало нового периода – изобразительного. Теперь рисование обретает для ребенка смысл, он сознательно пытается что-то изобразить, хотя получается это частично и пока еще продолжает носить случайный характер. Но это только начало, толчок. Взрослому теперь можно подключиться и показать несложные приемы рисования, но только с разрешения ребенка, ненавязчиво. Зачем это нужно? Во первых, развивается мелкая моторика рук. А так как деятельность руки напрямую связана с работой головного мозга, стимулируется умственное развитие, развивается зрительный анализатор, ребенок усваивает сенсорные эталоны (цвет, форму, размер), формируется художественное и конструктивное мышление. Все это вместе взятое помогает ребенку становиться личностью, раскрыть свой творческий потенциал.

Изобразительная деятельность – это, пожалуй, самый продуктивный вид детской деятельности. И пусть даже ваши сын или дочь не станут художниками, ребенок перенесет усвоенные знания, умения и навыки с одного на другие виды деятельности. Полученный опыт поможет освоить детям различные виды деятельности.

Чем рисовать? Родители часто задумываются: чем лучше рисовать ребенку карандашом или кисточкой, а может ручкой, давать ли ребенку краски, а если давать, то какие? Давать нужно все, но не сразу, и желательно в игровой форме. Взрослый постепенно показывает и объясняет назначение всех изобразительных материалов и инструментов. Лучше начинать с одного цвета. Цвет обязательно надо назвать, но поначалу не нужно добиваться от ребенка того же. В следующий раз можно взять краску другого цвета. Как нельзя лучше для этих целей подойдут гуашь. На данном этапе важно научить ребенка правильно держать кисточку и пользоваться ею. Постепенно можно прибавлять цвета (2 цвета, затем 3 и т.д.). Когда малыш научиться пользоваться кистью и хорошо ее промывать, можно предложить ему большой набор акварельных медовых красок. Учеными установлено, что у детей более острое восприятие цвета и глаз 4-х летнего ребенка различает гораздо больше оттенков, чем глаз взрослого. Если эту особенность не развивать и не закреплять, то с возрастом она утрачивается. Дети старшего дошкольного возраста могут пользоваться как гуашью, так и акварельными красками. Можно научить ребят смешивать цвета на палитре для получения новых оттенков.

Кисти следует иметь разных номеров и разной формой ворса (плоские, круглые). Чем меньше указан номер на деревянной ручке кисти, тем она тоньше. Достаточно 2 – 3 кисти (узкая, средняя и широкая). Кисти лучше покупать с натуральным ворсом. Детям 4 – 7 лет лучше приобретать беличьи кисти или колонковые. Чтобы правильно выбрать беличью или колонковую кисть достаточно ее окунуть в воду. Все ворсинки должны ровно прилегать друг к другу и образовывать тонкий и плотный кончик.

Яркий сочный след от краски на бумаге вызывает у детей эмоциональный отклик. След же от карандаша более бледный и тонкий, к тому же пальчики ребенка не могут регулировать силу нажима, карандаши надо постоянно точить. Эту проблему можно решить, приобретая восковые мелки. Но у карандашей есть преимущества: они всегда под рукой их можно взять с собой на улицу, при рисовании они не размазываются, не надо ждать пока высохнет. Поэтому большой набор карандашей будет кстати. Старшим детям можно предложить фломастеры и научить рисованию в смешанной технике: фломастеры + карандаши + восковые мелки. Можно также разрешать пользоваться цветными ручками.

Где рисовать? Традиционно – на белом альбомном листе хорошей плотной бумаги. Но листу можно придать различную форму, бумагу можно затонировать, да не в один цвет, а сразу в несколько. Можно рисовать гуашью на цветной бумаге, акварелью на мятой. Можно рисовать и вовсе без бумаги: мелом на улице, палочкой на песке. Создать нарядную салфетку помогут тычки, которыми разноцветной тушью наносится оригинальный узор на белой хлопчато - бумажной ткани. Затем прогладить салфетку горячим утюгом и готово. В детской комнате, если позволяют возможности желательно прикрепить к стене лист линолеума или доску, чтобы ребенок мог рисовать мелом и дома. А если вы хотите избежать разрисованных обоев, то прикрепите к стене большие листы бумаги так, чтобы они плотно прилегали друг к другу.


Консультации для родителей на тему: «С чего начать обучению рисованию?»

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с окружающими его людьми. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что он увидел, что ему понравилось, взволновало его, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему. К полугоду опыт вашего малыша невероятно обширен. К 6-7 месяцам кроха уже сидит за общим столом, пробует делать первые шаги, всего и не перечислить! Почему бы не заняться рисованием?

Начните с того, что рисуйте при малыше сами. Показывайте ему краски, называйте их, демонстрируйте сочетания цветов. Общаясь с ребенком, называйте вещи своими именами. Называя какой-то предмет, добавляйте название цвета этого предмета (зеленые листья, голубое небо, желтое солнце), причем важно использовать не только основные цвета, но и их оттенки: розовый, бирюзовый, изумрудный, бежевый и т. д. Ребенок с легкость, без труда, все это запомнит.

Первые уроки рисования – это важное событие в жизни ребенка. Ведь не секрет, что первые впечатления являются наиболее яркими и наиболее запоминающимися. Именно они закладывают основу будущих рисунков и отношение к рисунку как к творчеству и процессу творения. С 9 месяцев можно переходить к настоящему творчеству. Рисовать нужно на больших листах бумаги, на обоях, так как дети в этом возрасте рисуют от плеча. Лучше начинать с маркера, затем, до года, добавить ручки, карандаши. Убедительная просьба: не ждите от своего "маленького художника" сразу полотен Репина или Левитана. Помните, что, начав рисовать, он уже является самым лучшим Художником во Вселенной. Для первого раза его надо похвалить не меньше 20 раз. Не зря говорит русская поговорка: "кашу маслом не испортишь". Помните: первое движение карандашом по листу бумаги это замечательный процесс познания ребенком и взрослым картины мира.

Необходимо с первых занятий научить ребенка правильно брать фломастер, кисть, карандаш: тремя пальцами, большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Надо следить, чтобы малыш не слишком сильно сжимал карандаш пальцами, так как это приводит к перенапряжению руки, скованности движений, слабые пальцы ребенка могут не удержать карандаш, и он выпадет из рук. Поэтому во время занятия малыша надо следить за тем, как ребенок держит карандаш, кисть, фломастер и действует ими. Этот навык вырабатывается и закрепляется очень медленно.

Часто происходит, что ребенок не может удержать кисть, карандаш в руке, часто роняет их и очень быстро снова захватывает всей ручкой. Дело в том, что малыши все предметы захватывают не пальцами, а в кулачок. Правильная хватка пальцами для него неудобна. Надо терпеливо перекладывать карандаш, приучая ребенка держать его тремя пальцами. Постепенно рука ребенка окрепнет, и правильная хватка закрепится. Если же не следить за этим, ребенок так и будет держать карандаш, кисть в кулачке, у него долго не сформируется правильный навык.

Первый рисунок малыша будет состоять из горизонтальных линий, через два месяца появятся вертикали, затем ребенок поймет, что есть еще и кружочки, а после этого он начнет соединять все линии вместе. К 1,5 годам ребенок начинает рисовать сюжетные рисунки. Важно давать рисовать крохе и правой, и левой рукой. Левая должна обязательно участвовать в процессе, это поможет развиваться ребенку гармонично.

Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Как известно многим взрослым – стимуляция работы мелкой моторики, а именно движение пальцами рук: быстрые, медленные, осознанные, приводит к увеличению и активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить, тем быстрее идет процесс постановки речи. Рисование в свою очередь выполняет сразу несколько функций: эстетическое восприятие мира через рисунок, усиление речевой активности, а также повышение самооценки ребенка.

Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает справиться со стрессами, напряжениями. Например, если ребенку приснилось что-то плохое, то предложите ему нарисовать это, и все будет в порядке.

Практические упражнения

Упражнения на расслабление кистей рук:

1. "Потряси руками"

2. "Пальчики здороваются" Для того, чтобы пальчики дружили и помогали друг другу, пусть все они поздороваются друг с другом.

3. "Разогреем ладошки" (Потереть друг о дружку).

4. "Надеваем перчатки" (Каждый пальчик потереть сверху вниз).

5. "Снимаем перчатки" (Трем каждый пальчик снизу вверх).

6. Покатать горох, фасоль, орехи (между ладошками, пальцами).

7. Покатать карандаш (между ладошками, двумя пальцами, тремя пальцами).

8. Перекладывание фасоли (с права налево, слева направо, правой и левой рукой).

9. Нанизывание бус на ниточку.

10. Шнуровки разных форм.

11. Рисование прямых, волнистых линий в воздухе карандашом (Солнышко).


Консультация для родителей на тему: "Как организовать домашнее занятие по рисованию"

Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной - пространственной среды. Поэтому так важно для домашних занятий рисованием правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества. В первую очередь родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша.

Для рисования, прежде всего, потребуется бумага - листы из альбомов, листы большого формата: ватман или рулоны обоев. На такой бумаге ребёнку удобно рисовать и карандашами, и красками. Кроме того, большие листы позволяют ребёнку не ограничивать движение руки. Позаботьтесь о форме листа бумаги, это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких либо, предметов (посуды, одежды).

Запаситесь цветной бумагой или затонируйте часть альбомных листов. Для этого возьмите небольшое блюдце с водой и разведите в нём гуашь, интенсивность цвета будет зависеть от количества используемой краски. Затем окуните туда поролоновую губку слегка отожмите её и равномерно нанесите разведённую гуашь на лист бумаги, направляя руку слева на право. Через некоторое время краска высохнет, и вы получите цветные листы. Таким образом, вы готовы предложить малышу разную по форме, цвету и размеру бумагу. Запас бумаги необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист, если ребёнок захочет порисовать ещё.

Первые краски, с которыми знакомится малыш - гуашь. Гуашь выпускается в пластиковых баночках с цветными крышками, для малыша это удобно, так как он сам сможет выбирать нужный ему цвет краски. Для начала малышу достаточно четырёх шести цветов, а затем ему можно дать весь набор красок. Гуашь- это кроющая, непрозрачная краска, по этому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, можно развести её водой, до консистенции сметаны. Покупая кисти, обратите внимание на номер на деревянной ручке, чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти № 18-20.

Не забудьте о баночке с водой для промывания кисти, очень удобны баночки непроливайки с крышечками, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с неё, а также подставки, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если малыш решит отложить рисование. Наиболее распространённым изобразительным материалом являются цветные карандаши, в коробке их может быть 6, 12, 24 штуки. Малышу лучше рисовать мягкими цветными или графитными (М, 2М, 3М) карандашами. Ребёнку удобно брать в руки и удерживать толстые карандаши диаметром 8-12 миллиметров, карандаши всегда должны быть хорошо отточены. Приучайте ребёнка складывать карандаши в коробку или ставить в специальный стакан для рисования.

Для рисования ребёнку можно давать и пастель - короткие палочки матовых цветов. В коробке их бывает обычно 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ним надо аккуратно - мелки ломкие, хрупкие требуют повышенной аккуратности и осторожности в работе. Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью - закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкаются, легко облетают, хранят пастельные работы, в папке переложив их тонкой бумагой.

Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки представляют собой короткие восковые палочки, карандаши тоньше и длиннее. Ими легко и мягко получается широкая фактурная линия. В руке их держат также как и обычные карандаши. Для рисования часто ребёнок использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут.

Как правильно подготовить рабочее место. Вы приобрели весь необходимый для занятий изобразительной деятельности материал, а теперь позаботьтесь о рабочем месте для рисования. Комната должна иметь хорошее естественное освещение, если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение. Помните, свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту малыша, постелите на стол клеенку. Посадите малыша за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь за столом.

На первых занятиях рисованием предложите малышу только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из двух трех цветов. Не открывайте баночки. Когда ребенок выдерет одну из них, покажите, как её открыть. Если, заглянув внутрь, малыш захочет взять краску, не останавливаете его, пусть экспериментирует. Проведя рукой по бумаге, он с удивлением обнаружит оставшийся след, а теперь можно показать, как надо рисовать кисточкой. Когда появились первые линии, штрихи, пятна, спросите: «Что это такое?», «Что у тебя получилось?». Пофантазируйте вместе с детьми, ищите сходства с уже знакомыми предметами и персонажами. Это будет увлекательным занятием и для вас, и для малыша. Для знакомства с материалами потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длиться дольше 20-25 минут. В конце занятия обязательно похвалите малыша, покажите его рисунок всем членам семьи.