Картотека дидактических игр, направленных на развитие представлений о форме предметов и фигур, для детей дошкольного возраста
материал по коррекционной педагогике

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов формы у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических   фигур у детей дошкольного возраста.

Игра «Белый лист»

Цель. Развитие восприятия формы предметов у детей 3-5 летнего возраста, а так же развитие мелкой моторики рук.

Материал. На листе бумаги нарисованы фигуры, часть закрашена зеленым цветом, другие только обведены по контуру.

Задание: Вырезать из листа фигурки, обведенные по контуру, а затем закрыть ими зеленые фигурки на листе. При правильном расположении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

Для детей 5 лет задание можно усложнить, поместив наклеенные на листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просит ребенка на ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зеленую фигурку.

Игра «Круг, треугольник, квадрат»

Цель. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 4-6 лет.

Ребенку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы. Предварительно нужно подготовить карточки с изображением геометрических фигур.

- Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат в окно. Положи круг на диван. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зеленый треугольник.

-Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленые круги, желтые круги, красные круги.

-Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники.

-Собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.

-Покажи маленькие круги (квадраты, треугольники)

Игра «Зашиваем ковер» (4-5)

Цель. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста.

Работать ребенок будет с материалом, по предлагаемой схеме задания.

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки. Ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

Игра «Кто наблюдательней» (4-6)

Цель. Развитие восприятие формы у детей дошкольного возраста.

Просим ребенку за одну минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные) . Повторять предметы не  разрешается.

Воспитатель может организовывать игру с подгруппой детей. Каждый ребенок должен по очереди назвать предметы названной формы, поэтому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребенка.

Тот из ребят, кто за одну минуту не сможет назвать пять предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры.

Игра «Сосчитай, сколько каких геометрических фигур» (4-5)

Цель. Развитие памяти, воображения, мышления.

Воспитатель раздает детям карточки с нарисованным человеком и спрашивает:

-Сколько кругов, треугольников, квадратов и прямоугольников в человеке?

Воспитатель просит нарисовать машину, дом используя геометрические фигуры.

Игра «Проверим  внимание» (4-6)

Цель. Развитие внимания, памяти.

В качестве игрового материала используется несколько предметов, геометрических фигур, элементов строительного материала. (Сначала комплект для каждой пары состоит из 7-8 предметов; в дальнейшем набор материала и количество предметов будут меняться). После знакомства с правилами игры предлагается в парах играть в нее.

Правила игры заключаются в следующем: ведущий раскладывает на столе несколько предметов из набора, например пять предметов из приготовленных для игры. Ребенок внимательно их рассматривает, пытаясь запомнить. Ведущий про себя считает до десяти. Затем предметы на столе накрываются салфеткой. Тот, кто правильно назвал все предметы, получает очко(например, цветной кружочек, элемент мозаики). На столе меняется количество и состав набора предметов. Игра повторяется вновь.

«Я вижу то, что не видишь» (5-6)

Цель. Развитие мышления, внимания.

Водящий ребенок выбирает предмет круглой формы, находящийся в групповой комнате, и говорит остальным детям, которые сидят по кругу: «Я вижу что-то, что вы видите, и оно круглое». Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим. Игра повторяется несколько раз.

«Угадай форму предмета» (4-5)

Цель. Развитие памяти, воображения, восприятия формы предмета.

Под платком находятся предметы круглой , квадратной, прямоугольной формы,2 счетные палочки: короткая и длинная (например, оранжевого и светло-зеленого цвета). Ребенок ощупывает предмет, называя его. Остальные дети проверяют правильность задания.

Воспитатель поощряет тех детей, которые выделяют и называют несколько признаков, например: тонкий, круглый. На такие ответы он обращает внимание всех остальных детей.

«Построим поезд» (5-6)

Цель. Развитие восприятия формы, внимания.

Из дидактического материала дети выбирают карточки круглой формы, а многоугольные пластины откладывают  на другую сторону стола. Воспитатель предлагает им построить поезд, чередуя  круги с многоугольниками. Каждый ребенок должен обязательно назвать, что он кладет: круг или многоугольник.

«Какой фигуры не стало?» (4-5)

Цель. Развитие внимания.

Воспитатель выбирает четыре плоские фигуры (круглую, прямоугольную, треугольную) и кладет на стол. Водящий убирает одну фигуру, остальные дети должны отгадать, какой фигуры не стало. Игра может быть усложнена за счет того, что фигуры подбираются разного цвета, разной величины.

«Место рядом свободно» (5-6)

Цель. Развитие умений различать форму и цвет геометрических фигур.

Для игры необходимы карточки для обозначения цвета и формы. Каждый получает карточку. Карточки не повторяются.  Дети сидят в кругу на стульях.  Одно место свободное. Водящий говорит: «Место рядом со мной свободно. Я хочу, чтобы его занял ребенок, у которого синяя карточка (желтая, красная, карточка с треугольником, кругом и т.д.)

Лото с геометрическими фигурами (6-7)

Цель. Определение геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника. Развитие внимания, зрительной памяти и пространственного ориентирования.

Правила и игровые действия. У каждого ребенка должна быть карточка с нанесенными на ней геометрическими фигурами. Фигуры  различным образом сочетаются по форме и пространственному расположению на карточке.

Например: две фигуры- на верху и внизу; две- справа и слева; по две одинаковые фигуры- в четырех углах, три одинаковые фигуры и одна различная; три различных и четыре различные. У воспитателя есть все виды карточек. Он показывает одну из них. Участники, у которых есть такие же карточки, поднимают их, высоко держа руку. Воспитатель спрашивает детей, какие фигуры изображены и каким образом они размещены. После того как все карточки, на которых изображены различные комбинации, будут использованы в игре, участники обмениваются.

«Составим сами фигуру» (6-7)

Цель. Развитие наблюдательности, пространственного мышления и воображения, путем комбинации различных геометрических фигур воспроизведение данного предметного образца, составленного из плоскостных фигур.

Правила и игровые действия. На столе размещаются предметные образцы и отдельно от них- различные по виду и величине геометрические фигуры. По сигналу, данному руководителем игры, каждый участник должен выбрать те фигуры, которые ему необходимы для построения образца. Побеждает тот, кто первый сумеет составить точную копию предложенных фигур (одной из них)

Игру можно продолжить следующим образом: воспитатель называет какой-нибудь предмет (например: дом, поезд и т.д .), а участники игры строят его с помощью имеющихся геометрических фигур, или каждый участник строит предмет по своему выбору. В последнем случае побеждает тот, кто после сигнала о начале игры успел построить самую фигуру за кратчайшее время.

«Разместим (нарисуем) флажки» (4-5)

Цель. Размещение флажков, имеющих квадратную, треугольную и прямоугольную формы. Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления и воображения.

Правила и  игровые действия. Играют индивидуально следующим образом: на листе картона в верхней его части горизонтально вычерчены (контуры) образцы геометрических фигур, а с лева вертикально даны образцы штриховки (или цвета), расположенные в порядке уменьшения их величины. Отдельно сделаны флажки из картона различные величины, но форма и штриховка (цвет) такие же. Ребенок должен нарисовать (разместить) флажки, успевая одновременно учитывать три условия: форму, отображенную в образцах фигур, штриховку, показанную слева, и постепенное уменьшение размеров флажков.

В игре принимают участие две команды. По сигналу воспитателя, каждый участник ставит один или несколько флажков. Побеждает та команда, которая первая правильно расположит флажки в соответствии с образцами.

«Правильно расположите» (5-6)

Цель. Размещение геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника и прямоугольника- по величине. Развитие внимания и сообразительности.

Правила и игровые действия. Игра может быть индивидуальной или же рассчитанной на участие в ней двух команд. Пред началом игры раздаются дидактические материалы, имеющие форму геометрических фигур, покрашенных в один цвет, но отличающиеся друг от друга по величине. На большом листе картона с левой стороны вертикально рисуют образцы геометрических фигур и справа- по одной из четырех видов фигур разной величины. Дети должны догадаться, какая фигура и какой величины должна заполнить каждую клеточку, и нарисовать ее. Если в игре принимают участие две команды, побеждает та команда, которая первая правильно расположит все геометрические фигуры клеточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр, направленных на развитиие представлений о форме предметов и геометтрических фигур у детей дошкольного возраста

Картотека подвижных игр, направленных на развитие представлений о фоме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста...

Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.

Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста....

Диагностика сформированности представлений о форме и геометричских фигурах у детей дошкольного возраста

Диагностика сформированности представлений о форме и геометричских фигурах у детей дошкольного возраста...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИНОНИМИИ КАК ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-6 ЛЕТ)

Работа по развитию представлений о синонимии как языковом явлении у дошкольников направлена на:1.Привлечение внимания детей к фактам синонимии в языке.2. Развитие языкового чутья.3. Обогащение словаря...

Картотека подвижных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.

Картотека подвижных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста....