Мастер-класс для воспитателей «Рисунки точками Маклин»
учебно-методический материал по рисованию на тему

Россова Маргарита Валериевна

Сейчас точечная живопись - очень популярное направление в искусстве и творчестве. Иногда её ещё именуют "point-to-point" (от англ. "точка к точке") или роспись пике (от франц. piqu "стёганый").

Этот вид декорирования ползволит детям познакомиться с искусством точечной росписи, художественными традициями в этой области искусства, а также реализовать свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей «Рисунки точками Маклин»

Актуальность: Точка, точка, запятая. Это известный детский стишок на самом деле очень точно отражает саму историю зарождения живописи на земле. Которая, как и все великое, начиналась с малого, с. точки. Сейчас точечная живопись - очень популярное направление в искусстве и творчестве, известное во многих странах. Иногда ее еще именуют "point-to-point" (от англ. "точка к точке") или "роспись пике" (от французского piqu, букв. "стеганый").

Первыми точечную роспись придумали австралийские аборигены более 40 000 лет назад, которые использовали эту технику для того, чтобы передать через поколения свое послание об их истории, укладе жизни, победах и поражениях. В наше время у нас есть возможность воспользоваться этой техникой и с помощью множества различных по цвету и размеру точек создать свое послание, свои интересные узоры и рисунки, передавать настроение и ощущения, декорируя любые поверхности.

«Рисование – это мой способ найти свое «счастливое место» в жизни, а краски – это возможность передать все оттенки моей души», - так рассказывает о своей работе австралийская художница Элспет Маклин (Elspeth McLean). Ее творчество необычно – девушка украшает жизнерадостными и яркими узорами обыкновенные серые камни, найденные на побережье Тихого океана.

Точечная роспись "Точка к точке" сегодня является очень эффектным, а потому и востребованным видом декорирования. Она позволяет украшать практически все предметы вокруг - разных фактур, форм и сделанных из разных материалов (ткань, дерево, металл, пластик и т. д.) . Предметы, украшенные с её помощью, похожи на вышивку, на чеканку, и на кружево одновременно. Техника точечной росписи не отличается особенной сложностью, поэтому позволяет создавать авторские предметы интерьера, которые могут стать прекрасным украшением вашего дома или же замечательным подарком, которому приятно будет удивлен любой человек.

Этот вид декорирования позволяет детям познакомиться с искусством точечной росписи, художественными традициями в этой области искусства, а также и реализовать свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности. Для детей это идеальное упражнение — проставление точек, что бы координировать свои действия, силу нажима на тюбик с краской, развивает чувство стиля, аккуратность. Занятия росписью способствуют формированию и развитию духовного мира ребенка, поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению кругозора и формированию нравственных принципов. Занятия точечной росписью развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор.

Цель мастер - класса:

Обучение участников мастер – класса, использованию художественной точечной росписи.

Задачи Мастер – класса:

• Сформировать представления о возможностях применения точечной росписи с детьми дошкольного возраста

• Обучить участников мастер- класса способам работы с акриловыми красками, контурами и другими материалами, применяемыми в технике точечной росписи.

• Вызвать у участников мастер- класса интерес и желание использовать представленную технику в своей практике.

Этапы мастер – класса:

• Теоретическая часть

• Практическая часть

• Рефлексия (заключительная) .

Задачи, реализуемые в работе с детьми

• Способствовать развитию мелкой моторики

• Развивать умение детей самостоятельно создавать точечный узор

• Способствовать развитию у детей простейшему сенсорному анализу

• Способствовать развитию творческой активности.

Методы и приемы:

• Наглядные - показ педагога, пример, помощь.

• Словесные - объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественной литературы;

• Практические - самостоятельное и совместное выполнение рисунка

Структура ООД:

1 часть:

Традиционное начало занятия.

Сюрпризный момент (волшебный мешочек, загадка, создание проблемной ситуации)

2 часть:

Пальчиковая гимнастика.

Показ, объяснение воспитателя (начальная стадия обучения, ребенка

Самостоятельная деятельность ребенка

3 часть: Рефлексия

Материал для работы

• акриловые контуры (по стеклу, керамике, тканям и др. поверхностям)

• ацетон/спирт

• ватные диски

• акриловый лак

• кисть

• карандаши

• трафареты

Этапы работы (точечной росписи) .

1. Обезжириваем декорируемую поверхность с помощью ватного диска, смоченного в ацетоне или спирте. При работе с детьми делаем это заранее в хорошо проветриваемом помещении.

2. Наносим примерный контур рисунка карандашом по шаблону или заранее нарисованный на миллиметровке рисунок переводим с помощью кальки на декорируемую поверхность.

3. По намеченным линиям, равномерно нажимая на контур с выбранным цветом, ставим точки. Стараемся соблюдать одинаковое расстояние между точками и их размер.

4. После высыхания основного рисунка, заполняем свободные поля точками других цветов.

5. Когда контур подсохнет, покрываем поверхность акриловым лаком с помощью синтетической кисти.

6. После небольшой просушки работа готова. Стоит уточнить, что покрытую лаком поверхность необходимо просушить в течение суток для прочного закрепления рисунка.

Практическая часть:

1 .Сюрпризный момент (волшебный мешочек) .Чтобы узнать, что лежит в волшебном мешочке, нужно отгадать загадки:

а) Если б не было ее

Было б кушать тяжело.

Некуда и суп налить

И котлетку положить. (тарелка)

б) В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий —

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять. (камень)

2. Часть

А теперь давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадки, что же лежит в волшебном мешочке? Деление на компании (достают по одному предмету) .все правильно.

Какие расписные вы достали тарелочки, крышки и камешки. Обратите внимание-как раскрашены предметы: рисунки выполнены мелкими точками! А вы хотите научиться такой росписи?

Для начала разомнем пальчики и сделаем гимнастику для них:

Потешка: «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин, (начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы)

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для чижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка – кожура. (показать пустую ладошку) Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда. (спрятать руки за спину)

Звучит музыка.

Посмотрите, ребята, в каком порядке мы будем работать:

Для начала мы потренируемся на листах бумаги ставить точки и правильно держать тюбик с краской. Открываем тюбик с краской, берем контур как ручку или карандаш в вертикальном положении носиком вниз, чтобы краска подтекла к выходу, легко надавливаем на тюбик и ставим точку.

Чтобы получилась маленькая точка, нужно резко или быстро поднять контур от поверхности.

Рядом поставить другую точку, нужно добиться равномерного расстояния между точками, чтобы получилось профессионально. Двигаем рукой, как будто отстукиваем Азбуку-Морзе. Делаем цепочку из точек. Чтобы точки были одинаковыми, нужно надавливать на тюбик с одной силой, чем сильнее давим на тюбик, тем крупнее точка. Чем слабее, тем точка меньше.

Когда точки освоили и стало получаться, можно приступить к росписи предметов, которые вам достались.

1) обработаем поверхность предмета салфеткой (обезжириваем декорируемую поверхность с помощью ватного диска, смоченного в ацетоне или спирте. При работе с детьми делаем это заранее) .

2) наносим примерный контур рисунка карандашом или с помощью трафарета

3) по намеченным линиям, равномерно нажимая на контур с выбранным цветом, ставим точки

4) когда контур подсохнет, покрываем поверхность акриловым лаком

3. Подведение итогов работы

Расскажите, что мы сегодня делали, чем занимались? (отвечает один человек от каждого стола)

Вам нравятся ваши работы? А работы других ребят?

Трудно было выполнять эту работу?

Ребята, вы молодцы!

Рефлексия МАСТЕР - КЛАССА :

• Насколько вы считаете тему моего мастер - класса актуальной?

• Используете ли вы в своей практике данную технику в работе с детьми?

• Какие ощущения вызвал у вас мастер – класс?

• Оправдались ли ваши ожидания?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс Тема: «Рисунки точками Маклин ». Техника « point to point ». Подготовила: Воспитатель МДОУ «Детский сад ком вида №226» Россова Маргарита Валериевна

Слайд 2

Актуальность: Точечная роспись пришла к нам из древних времен благодаря искусству австралийских аборигенов, которые использовали эту технику для того, чтобы передать через поколения свое послание об их истории, укладе жизни, победах и поражениях. В наше время у нас есть возможность воспользоваться этой техникой и с помощью множества различных по цвету и размеру точек создать свое послание, свои неповторимые узоры и рисунки, передать настроение и ощущения, декорируя любые поверхности. Рисунки точками Макин техникой « point to point » сегодня является одним из наиболее эффектных, а потому и востребованных видов декорирования. Не отличаясь особенной сложностью, техника точечной росписи позволяет создавать авторские предметы интерьера, которые смогут стать прекрасным украшением вашего дома или же великолепным подарком, который приятно будет получить каждому человеку. Этот вид декорирования позволяет детям познакомиться с искусством точечной росписи , художественными традициями в этой области искусства, а также и реализовать свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности. Занятия росписью способствуют формированию и развитию духовного мира ребенка, поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению кругозора и формированию нравственных принципов. Занятия точечной росписью развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор. На занятиях изучаются модные тенденции point to point .

Слайд 3

Цель мастер - класса: Обучение участников мастер – класса, использованию художественной точечной росписи. Задачи Мастер – класса: Сформировать представления о возможностях применения точечной росписи с детьми дошкольного возраста Обучить участников мастер- класса способам работы с акриловыми красками, контурами и другими материалами, применяемыми в технике точечной росписи. Вызвать у участников мастер- класса интерес и желание использовать представленную технику в своей практике.

Слайд 4

Этапы мастер – класса: Теоретическая часть Практическая часть Рефлексия (заключительная ). Задачи, реализуемые в работе с детьми: Способствовать развитию мелкой моторики Развивать умение детей самостоятельно создавать точечный узор Способствовать развитию у детей простейшему сенсорному анализу Способствовать развитию творческой активности.

Слайд 5

Методы и приемы: Наглядные - показ педагога, пример, помощь . Словесные - объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественной литературы. Практические - самостоятельное и совместное выполнение рисунка. Структура ООД 1 часть: Традиционное начало занятия. Сюрпризный момент (волшебный мешочек, загадка, создание проблемной ситуации) 2 часть: Пальчиковая гимнастика. Показ, объяснение воспитателя(начальная стадия обучения), ребенка Самостоятельная деятельность ребенка 3 часть: Рефлексия

Слайд 6

Материалы для работы Основные способы нанесения точечного рисунка акриловые контуры (по стеклу, керамике, тканям и др. поверхностям) ацетон/спирт ватные диски акриловый лак кисть карандаш трафареты

Слайд 7

Точечный рисунок на камнях

Слайд 8

Этапы работы 1 . Обезжириваем декорируемую поверхность с помощью ватного диска, смоченного в ацетоне или спирте. При работе с детьми делаем это заранее в хорошо проветриваемом помещении. 2. Наносим примерный контур рисунка карандашом с помощью трафарета или заранее нарисованный на миллиметровке рисунок переводим с помощью кальки на декорируемую поверхность. 3. По намеченным линиям, равномерно нажимая на контур с выбранным цветом, ставим точки. Стараемся соблюдать одинаковое расстояние между точками и их размер. 4. После высыхания основного рисунка, заполняем свободные поля точками других цветов. 5. Когда контур подсохнет, покрываем поверхность акриловым лаком с помощью синтетической кисти. 6. После небольшой просушки работа готова. Стоит уточнить, что покрытую лаком поверхность необходимо просушить в течение суток для прочного закрепления рисунка.

Слайд 9

Практическая часть Рефлексия : Насколько вы считаете тему моего мастер -класса актуальной? Используете ли вы в своей практике данную технику в работе с детьми? Какие ощущения вызвал у вас мастер – класс? Оправдались ли ваши ожидания?