Консультация на тему «Знакомство с Петриковской росписью».
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

Самойлова Надежда Александровна

"Петриковская роспись"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrikovsk.rosp_.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему «Знакомство с Петриковской росписью».

Педагог дополнительного образования

По изобразительной деятельности

Самойлова Н.А.

        Издревле наша страна славилась добрыми мастерами, одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство: это и живописцы, и гончары, и резчики, и вышивальщицы, и кружевницы. У некоторых видов народного декоративно-прикладного искусства счастливая судьба. От отца – к сыну, от матери  - к дочери передается это мастерство из поколения в поколение.

        У каждого вида народного искусства, как и у каждого человека, свое лицо, и оно отличается от других своими узорами, своей росписью. И сегодня мы с вами познакомимся с  Петриковской росписью – единственной живописной техникой на Кубани.  

  1. История возникновения Петриковской росписи.

        Название этого вида народного творчества пошло от названия села Петриковка в Днепропетровской области. Село Петриковка было основано более 230 лет тому назад Петром Калнышевским. Жительницы села стали раскрашивать стены своих домов красивыми цветочными рисунками. Кисти для росписи изготавливали из кошачьей шерсти, а рисовали красками, изготовленными  из соков, отваров ягод, овощей и трав, разводили их на яйце и молоке. В селе не осталось ни одного дома без расписных стен. Хозяйки устраивали соревнования между собой. Самых лучших мастериц называли «чепурушками».

        Петриковская роспись пришла к нам из Украины в виде настенной росписи и распространилась казаками-переселенцами.

Вместе с нехитрым скарбом  они везли с собой  свои обычаи, традиции, свою культуру. Необыкновенно красочная и своеобразная петриковская роспись служила не только предметом убранства, но и носила символическое, обрядовое значение. Казаки относились к росписи как к средству предохранения  «от нечистой силы», поэтому хозяйки, выбелив на лето хату, старались расписать стены и печь элементами символических орнаментов: «курячьи лапки», «косицы», «калина», «три квитка».  Затем стали расписывать курятники, ульи, предметы быта, мебель. Рисунок наносили на стену куриным перышком, самодельными кистями из кошачьей шерсти, тростниковой палочкой «рогозой» или комком тряпки «вихотью». Цветы и листья чаще рисовали пальцем. Композицию узора каждая хозяйка составляла по-своему. Кроме цветов и листьев присутствовали силуэты людей, птиц, рыб и бабочек.

        На Кубани петриковская роспись наиболее популярна на территории Северского района в станицах Шабановская, Смоленская, Крепостная.

2. Характерные особенности Петриковской росписи.

        Современный Петриковский орнамент характеризуется прежде всего как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов. Но многие мастера изображают еще и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных, причем они должны обязательно смотреть друг на друга, чтобы в семье всегда был лад.

        Одним из основных законов композиции петриковского рисунка является его целостность. Такому восприятию помогает применение определенных правил, приемов и средств: каждая композиция должна быть уравновешена в заполнении листа крупными и мелкими деталями, цветовыми пятнами, которые в петриковской росписи традиционно являются контрастными – зелень листьев и красные оттенки цветов, вспомогательные краски – желтая, бордовая и оранжевая. Нынешние петриковские мастера часто выполняют свои композиции в теплой или холодной гамме.

Действуют и определенные правила композиции – наиболее важными – передача ритма, примером тому является схема «бегунец», их также называют  «бегунками», «дорожками» или «фризами».

        «Бегунец» образует ленточный орнамент, в котором основные элементы (цветы и листья) ритмично повторяются, располагаясь на одинаковом расстоянии друг от друга и разворачиваясь  каждый раз в противоположную сторону. «Бегунец» используется в создании жилищного интерьера: украшении печей, потолков, межоконных простенков.

        В современном петриковском рисовании ленточный орнамент часто является дополнением к схеме «Вазон», «Букет» и «Ковер».

        Характерной особенностью петриковского букета является расположение в его центре трех больших цветков, из сторон которых ответвляются меньшие по размеру цветочки и бутончики, которые завершаются грациозно выгнутыми усиками и стебельками луговых трав

        Композиционная схема «Вазон» известна с конца 18 века в настенных росписях, вышивке, керамике и композиционная схема «Килим» (ковер)

        Интересно отметить, что пишут петриковские мастера от себя, а не к себе как это делают, например, хохломские мастера. Расписывают не только интерьеры домов, но и сундуки, народные музыкальные инструменты, сани, веялки, а в начале 20 века стали делать бумажные малевки.

  1. Инструменты и материалы Петриковской росписи

        Мастера петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти «кошачки», беличьи кисти №№ 1-4, пипетки (резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге, получается круглая ягодка. Если резиновый отпечаток протянуть на себя, получается лепесток цветка), соски, ватные палочки, тампончики, тряпочки «вихоть», комочки бумаги, зубочистки, веточки  рогозы, срезанные наискось - «рогозина», щепочки, просто пальцы мастера.

        Инструментом в петриковской росписи может стать любая вещь, главное подключить мозги и воображение. Петриковские мастера не пользуются карандашом. У них чрезвычайно точный глазомер и удивительная сноровка руки. Будущее произведение вынашивается в воображении все до последней черточки и лишь тогда ложится мазок за мазком.

4.Техника выполнения.

        Как мы уже говорили, мастера петриковской росписи используют в своей работе разнообразные материалы и приспособления. Для работы нам понадобятся: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, беличьи кисти №№ 1-4, палитра, вода, пипетка, мастихин.

        Перед началом росписи надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем все мастихином и разбавляя водой доводим до густоты сметаны. Кисть держим как обыкновенный карандаш, рука при этом опирается на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой изображается узор, можно поворачивать в разные стороны – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

  1. Элементы росписи
  • «Зернышко» - это простой мазок, профиль которого зависит от кисточки. Он является одним из основных элементов петриковской росписи, с помощью которого создаются все орнаментальные мотивы. Вдоль вертикальной линии, проведенной карандашом, кисточкой наносят мазки «зернышка». Держать кисть надо так, чтобы усик «зернышка» был перпендикулярный к линии. При этом корпусом кисточки нажимают так, чтобы мазок имел форму капли воды. Иногда его называют «капля». Повторяя мазок много раз, надо стараться получить одинаковое расстояние между мазками. Это оказывает содействие развитию глазомера и ритма в изображении. Далее мазки наносят под углом относительно вертикальной линии кончиком вверх, а потом кончиком вниз, придерживаясь одинакового промежуточного расстояния между мазками кисти. Упражнение заканчивается нанесением мазков против мазка. Овладение этим упражнением приближает к изображению основных изобразительных элементов петриковской росписи.
  • «Изогнутое зернышко» - очень распространенный элемент, с помощью которого образовывают «перистую листву», «бутоны», лепестки цветов. Чтобы сделать «изогнутое зернышко», надо кончик кисточки опустить на бумагу возле вертикальной линии. Вытягивая тонкую линию усика, делают легкий поворот кисточки. Завершают этот мазок прижимая «пяточку» кисточки к бумаге. Чтобы получить «перистую листву» первое «изогнутое зернышко» протягивают длиннее, а второе и третье постепенно укорачивают. Из этих мазков составляют одинаковые группы. После того, как будут освоены навыки изображения этого элемента вдоль вертикальной линии, можно переходить к его изображению по дугообразной линии, где он может быть использован для создания одного из типовых элементов петриковской росписи – «бегунка» («маленькая волна») или «волнушка».
  • «Бутон», «сложный бутон». Из двух мазков «изогнутого зернышка» делают полураскрытый цветок «бутон». Мазки располагают так, будто усики тянутся из одной точки, а округлые части соединяются. Надо расположить «бутоны» на одинаковом расстоянии друг от друга, обращая их усиками в противоположные стороны. Потом «бутоны» объединяются в группы из трех элементов и каждая группа разворачивается в противоположную сторону. В «сложном бутоне» к двум большим «изогнутым зернышкам» добавляются два меньших мазка «зернышек», которые расположены внутри. Эти элементы можно соединить тоненькой волнистой линией. «Сложные бутоны» объединяются в группы из трех элементов, создавая своеобразный цветок, эти цветки соединяют тоненькой волнистой линией.
  • «Бегунок». Соединив трехлепестковые цветы и «перистую листву» и изменяя наклон их влево, вправо по очереди, мы получим элемент «бегунок»(«хвылька») - один из главных элементов петриковской росписи. Он может быть использован для декоративного оформления любого изделия.
  • Листья, выполненные при помощи мазков «зернышко». Разнообразная форма листочков получается с помощью разносторонне направленных мазков «зернышек». Листочки с зубчатым контуром создаются с помощью «зернышек» удлиненной формы, расположенных пяткою к середине листка. Другие листочки с волнистой линией контура воссоздаются «зернышками», усики которых тянутся от серединной линии листка. Элемент «зернышко» должен быть единой формы и размера и четко прописан, тогда получится красивый листочек.
  • Рисование ромашки, майора, астры. Новые необходимые элементы композиции создаются объединением таких разных мазков как «зернышко» и «изогнутое зернышко». Надо иметь в виду их размер, расположение и цвет. Основу всех цветов составляет «бутон», дополненный в определенном порядке мелкими и большими лепестками. На основе цветка «бутона» строятся также другие большие цветочные элементы. В зависимости от формы основы (кругловатой, удлиненной или растянутой по ширине) решают форму растительного элемента. Еще один вариант цветков можно сделать с помощью «зернышек», расположенных в один или несколько рядов. Серединку цветка оформляем концом держателя кисточки, нанеся густой краской несколько небольших крапинок, точек, которые сделают рисунок более рельефным и выразительным.
  • Рисование пальцем. Ягодки калины, смородины, винограда петриковские мастера делают кончиком пальца или палочкой. Набрав краску на кончик пальца делается оттиск на листе бумаги, его можно сделать меньше или больше (при выполнении оттиска палочкой все ягодки будут одного размера). Ягодки размещают одну над другой в форме корзинки или грозди, постепенно уменьшая их размер, потом ягодки соединяются тонкими веточками и дополняются волнистой листвой и усиками. Пальцем можно рисовать не только ягодки, но и цветы, и листья. Для того, чтобы край мазка был округлый нужно при выполнении каждого мазка набирать краску на кончик пальца. Для начинающих лучше отметить карандашом на бумаге контур будущих цветов и листьев и закрасить его яркой акварельной краской. Тогда цветок или листок будут выглядеть будто подсвеченными изнутри.
  • Рисование сложных листьев (клена, калины, винограда). Рисование выполняется широкой кистью на основе удлиненного мазка, который располагается по центру (середине) листка, другие мазки размещаются под острым углом к середине первого. Кончик каждого мазка (усики) являются зубцами листочков. Лист клена и калины состоит из трех сложных частей: трехзубчатой центральной верхушки и двух боковых. Начинают рисовать из центральной части из среднего зубчика, который будет основой всего листика, прибавляя по краям два мазка, которые соединяются снизу. Затем также рисуют боковую часть листка, снова начиная из срединного зубчика. Изображение можно оставить в одном цвете или прибавить темной краской тонкие прожилки. Лист папоротника состоит из центрального мазка, к нему добавляется второй, боковой. Мазки накладываются легко и непринужденно.

6. Переходной мазок

        Переходной мазок в росписи впервые стала использовать петриковская мастерица Татьяна Пата. Выполняется он двумя красками (используется  гуашь и акварель). Выбираются два цвета – темный и светлый, например, для изображения листвы берется желтая и зеленая краски. На палитре или фаянсовой тарелочке краска смешивается с яичным желтком до густоты сметаны.

        Для получения переходного светлого мазка кисть полностью погружается в краску светлого цвета (желтого), а кончик кисти – в темную (зеленую). Начинаем мазок с зеленого кончика постепенно усиливая нажим (желто-зеленый), уменьшаем нажим возвращаемся в точку (желтый). За один забор краски можно сделать 2-3 переходных мазка. Затем кисть промывается, вытирается и все повторяется. Если мы планируем сделать мазок темнее, значит погружаем кисть сначала в зеленую краску, а на кончик кисти набираем желтую, получатся зеленые листья с желтым кончиком. Также переходным мазком пишутся цветы. На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом чем сильнее мы макаем кисточку в  красную краску, тем меньше в мазке останется желтого цвета и больше красного.

        Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

Сейчас вместо яйца в краску добавляют клей ПВА и разводят в % соотношении 60/40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ИЗО знакомство с Петриковской росписью "Распишем тарелочку для казачки".

Знакомство детей с Петриковской роспиью.Воспитывать уважение к культуре родной страны....

План-конспект занятия по образовательной области "Художественное творчество" в старшей группе на тему: "Знакомство с Гжельской росписью"

План-конспект занятия по образовательной области "Художественное творчество" в старшей группе на тему: "Знакомство и Гжельской росписью"...

«Знакомство с Петриковской росписью»

Цель:Знакомить детей с декоративно-прикладным творчеством Кубани: с Петриковской росписью.  Задачи:Образовательные:Расширить и углублять представления об особенностях кубанской культур...

Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей группы старшего возраста "Знакомство с Петриковской росписью"

Цели:Расширить представление о промыслах Кубани;Познакомить с историей возникновения Петриковской росписи;Показать различные нетрадиционные способы рисования;Развивать воображение детей, поддерживать ...

Конспект Занятия в старшей группе на тему: "Знакомство с Гжельской росписью"

Тема: «Знакомство с Гжельской росписью» Задачи:Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы р...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Знакомство с Мезенской росписью»

Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской роспи...

Открытое итоговое занятие художественно-эстетической направленности по теме неделе для педагогов ДОО по теме «Знакомство с гжельской росписью»

Открытое итоговое  занятие  художественно-эстетической направленности по теме неделе для педагогов ДОО  по теме «Знакомство с гжельской росписью»...