Авторская разработка художественно- эстетической направленности "Цветная сказка" для дополнительных занятий с детьми дошкольного возраста
рабочая программа по рисованию по теме

Шалабудова Елена Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_tsvetnaya_skazka1.docx567.79 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Лена\Desktop\Pictures\img001.jpg

Пояснительная записка

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Актуальность данной программы заключается в возможности еще более глубокого изучения основ изобразительного искусства и, как следствие, развития творческих способностей детей, умения видеть прекрасное, высказывать суждения об увиденных произведениях искусства, используя  «художественный язык», понимать их эстетическое достоинство.

В данной программе используются нетрадиционные изобразительные техники,которые дают возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование и лепка необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Цель программы: расширение образовательной области «Художественное творчество» в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами, развитие у детей дошкольного возраста изобразительного творчества, художественного вкуса.

Задачи:

Обучающие задачи:

- обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования, лепки  с использованием различных материалов;

- расширить понятие о таких средствах выразительности, как композиция и колорит;

- формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами;

- формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ.

Развивающие задачи:

-развивать интерес к изобразительному искусству

- развивать творческое мышление, воображение, внимание, аккуратность.

- побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами

Воспитывающие задачи:

- формирование у детей эстетического и художественного вкуса, эмоционально чувственного отношения к работе, предметам и явлениям природы.

Методы и приемы обучения:

- творческое экспериментирование с изобразительными материалами, познание свойств различных изобразительных материалов, освоение нетрадиционных изобразительных техник.

- рассматривание иллюстраций, репродукций, народных игрушек с целью формирования эстетических интересов.

- игры и упражнения, направленные на развитие эстетических и творческих способностей детей.

- использование современных информационных технологий.

-использование приемов сотворчества.

-организация коллективной творческой деятельности.

Техника исполнения работ:

    - рисование на цветной, тонированной, фактурной бумаге карандашом, мелом, гуашевыми и акварельными красками, пальцами, ватными палочками, губками с применением различных технологий;

- объемное изображение (используется бумага разной фактуры и качества, пластилин);

-декоративное творчество по мотивам народных промыслов и т.д. С использованием аппликации, мозаики, коллажа, витража.

- рисование под впечатлением от прослушанных литературных произведений в синтезе с музыкальным сопровождением.

Критерии, которые должны быть учтены при выборе материала для занятий:

-возрастные особенности детей;

-соответствие материала основной идеи занятия;

-индивидуальный подход.

Структура и  содержание программы

        Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания материала, имеет три ступени развития и предусматривает четыре вида работ: рисуноки живопись, композиция, декоративно-прикладная работа, лепка, которые способствуютвсестороннему развитию творческого потенциала ребенка.Указанные виды художественно-творческой работы и темы занятий должны быть тесно связаны, и проводиться в зависимости от времени года.

Программа рассчитана на три года (всего90 занятий), длительность занятий составляет: 15мин - 30 мин.

Тематический план 1 год

Рисунок и живопись(6ч)

Графические и живописные упражнения. Линия как средство изобразительного искусства. Разный характер линий (прямая ,волнистая, короткая, длинная).Упражнения в штриховке, проведении круговых , наклонных , вертикальных линий. Пятно как средство изобразительного искусства. Виды пятен(маленькие и большие, светлые и темные).Упражнения в мазках, выражение с их помощью сезонных состояний природы.

Рисование и живопись с натуры отдельных предметов.Передачапризнаков и некоторых характерных деталей предметов, относительное сходство по форме, цвету, размеру, фактуре; выделять главное цветом, расположением на листе. Рисование с натуры овощей и фруктов.

Композиция(8ч)

Композиция на заданные темы. Строить простую композицию (расположение героев, предметов относительно друг друга).  Рисование на темы «Осеннее деревце», «Веселые мухоморы», «Разноцветные рыбки», «Снеговичок», «Зимний денек», «Маленькой елочке холодно зимой», «Дождь идет», «Листопад», «У ежика в гостях», «Котенок».

Декоративно-прикладная работа(8ч)

Рисование простейших узоров состоящих из линий, точек, цветовых пятен (в полосе, круге)пи помощи ритма и чередования форм. «Моя любимая тарелочка», «Шарфик для куклы», «Валенки, валенки..», «Чудо-стадо», «Бусы для мамы».

Декоративная роспись детских художественных поделок из соленого теста. «Румяные яблочки», « Разноцветная полянка», «Голубой щенок», «Жители  Красного моря», « Яркие бабочки», «Красногрудые снегири».

Лепка(8ч)

Лепка фруктов, овощей и предметов быта. Знакомство с природными особенностями теста, пластилина, с правилами лепки. «Корзинка с яблочками», «Цветы», «Ваза».

Лепка птиц, насекомых, животных. «У меня есть котенок», «Рыбки», «Бабочки», «Снегирь»

Тематический план

2 год

Рисунок и живопись(6ч)

Графические и живописные упражнения.

Средства выразительности графики и живописи (линии, точки, штрихи, цвет),особенности передачи формы, строения. Упражнения в штриховке по форме, проведении круговых , наклонных , вертикальных , горизонтальных линий.Выразительность сочетаний различных линий и пятен. Упражнения в мазках с постоянным насыщением цветового тона. Цвета цветового спектра. Теплые и холодные цвета. Основные и составные цвета.

Рисование и живопись с натуры отдельных предметов. Рисование листьев, деревьев, овощей, фруктов с передачей их форм размеров, нахождение путем смешивания цвета нужного оттенка, расположение на листе.

Композиция(8ч)

Композиция на заданные темы. Строить композицию(выделять планы по всему листу), передавать пространственные и временные отношения, применять цвет как средство выразительности.Рисование на темы «Осенний день», «Зима пришла», «В морских глубинах», «Чудо дерево», «Сказочный домик», «»Расцвели красивые цветы», «Покормите птиц зимой», «Радуга-дуга», «Космос».

Композиция на литературные темы. Иллюстрирование сказок, стихов: З.Александрова «Мой мишка», А.Барто «Снегирь», «Лошадка». В.Берестов «Снегопад».

Декоративно-прикладная работа(8ч)

Рисование простейших узоров состоящих из растительных форм (в полосе, круге). «Украсим чашку для мамы», «Рукавички», «Чайный сервиз», «Платье для барышни».

Декоративная роспись детских художественных поделок из соленого теста, глиняных игрушек, с использованием традиций народных промыслов. Народные игрушки (дымковская, филимоновская), «Новогодний колокольчик», «Прекрасная снегурочка», «Разноцветный петушок».

Лепка(8 ч)

Лепка птиц, насекомых, животных, человека. Определениеразмера частей тела относительно друг друга, стремление к передаче характерной черты изображаемого объекта, украшение работы с использованием,паеток кондитерских присыпок и.т.д. «Крылатая стрекоза», «Снегурочка», «Птичий базар», «Слоненок».

Народные игрушки. «Петушок», «Колокольчики», «Лошадки».

Тематический план 3 год

Рисунок и живопись(6ч)

Упражнения в рисовании птиц и животных. Анализ формы, соотношение частей тела относительно друг друга, передача характерных черт. Выполнение набросков. Рисование и живопись с натуры отдельных предметов, групп. Передача объема предметов светотенью, путем разбавления водой основного тона, нанесение штрихов по форме предмета и регулирования нажима на карандаш. Рисование с натуры натюрмортов  «Мяч»,« Веточка в стакане», «Букет цветов».

Композиция(8ч)

Композиция на заданные темы.Строить многоплановую композицию с соблюдением законов перспективы, использовать живописные средства выразительности. «Золотая осень», «Мой город», «Ракета летит на луну», »Сказочные птицы», «Зимой в лесу», «Каждому времени года свои краски», «На цветочной поляне», «Подарок для мамы», «Женский образ осени».

Композиция на литературные темы.  Иллюстрирование русской народной сказки «Три медведя», Г.Сапгир «Лошарик», Г-Х. Андерсен «Гадкий утенок

Декоративно-прикладная работа(8)

Декоративная роспись детских художественных поделок из соленого теста, глиняных игрушек, предметов быта   с использованием традиций народных промыслов.Декоративное оформление подносов, ваз, разделочных досок  хохломской, городецкой росписью.Глиняные игрушки, поделки из соленого теста «Пряничный домик», «Филимоновские судари и сударушки».

Декоративное оформление предметов быта.Оформление в техники коллажа поздравительных открыток, витраж «Цветы», роспись бутылочек акриловыми красок.

Лепка(8ч)

Лепка тематических композиций. Передача характерных форм и пропорций птиц, животных, предметов быта пространственное положение изображаемых объектов.  «В зоопарке», «Лебединая стая», «Оберег дома».

Народные игрушки. Лепка глиняной народной игрушки с передачей ее характерных особенностей (дымковская, филимоновская)

Диагностики изобразительных умений и навыков детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

(адаптированная методика Т.С.Комаровой)

Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.

         В связи с этим важны показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельность.

Параметры развития детей в изобразительной деятельности.

Параметры развития

Высокий уровень развития

Средний уровень развития

Низкий уровень развития

Овладение техническими навыками и умениями

Полностью владеет техническими навыками и умениями

Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений

Пользуется помощью педагога.

Развитие цветового восприятия

Использует всю цветовую гамму. Самостоятельно работает с оттенками

Использует всю цветовую гамму

Использует не более 2-3 цветов

Развитие композиционных умений

Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел

Испытывает затруднения в композиционном решении

Изображает предметы не объединяя их единым содержанием

Развитие эмоционально – художественного восприятии, творческого воображения

Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества.

Испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы

Чувствует красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ, цвет

Подготовка исследования

 Приготовить листы бумаги, набор из 6 цветных карандашей.

 Подобрать тему для рисования в соответствии с возрастом детей.

Первая серия.

Ребенка просят нарисовать картинку на заданную тему.

Вторая серия.

Ребенку предлагают поиграть в «художника» и нарисовать картину.

Третья серия.

 Детям предлагают посоревноваться,кто лучше нарисует картинку.

Обработка данных.

Выявляют низкий, средний, высокий уровень у каждого ребенка по каждому пункту схемы.

Контрольное обследование проводится 2 раза в год. Это позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.

Дети могут овладеть и узнать.

 Первый год обучения

Узнать:

-материалы, которыми можно рисовать, лепить(пастельные мелки, кисти, краски, фломастеры и.тд), и в том числе нетрадиционные: пальчики, ладошки, ватные палочки, губка, пробковые печатки и.т.д.;

-цвета и некоторые оттенки (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, серый);

-материалы, которыми можно лепить и свойства соленого теста.

Овладеть:

-правилами работы карандашом, фломастером, кистью, пастельными мелками, знать приемы работы с соленым тестом;

- рисовать по шаблону,

-владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, рисование ватными тампонами. Тампонирование губкой;

-ориентироваться в понятии: форма, цвет, количество, величина предметов;

-изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты;

-создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы;

- приемы лепки и технологию выполнения работ из соленого теста.

Второй год обучения

Узнать:

-виды изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика,  декоративно-прикладное искусство;

-жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

- новые цвета и их оттенки(розовый, светло-зеленый, светло –голубой и.т.д);

-свойства акварели и ее отличие от гуашевых красок;

-характерные и отличительные признаки предметов быта,  животных;

-свойства, виды глины и ее отличие от других материалов;

- виды народных промыслов, игрушек.

Овладеть:

-изменять положение руки в зависимости от приемов рисования;

-владеть приемами нетрадиционных техник: монотипия, акватипия, работа по мятой бумаге, акварель по-сырому, рисование полусухой жесткой кистью;

- приемы лепки народных игрушек;

-использовать разнообразие цвета, смешивать краски  на палитре;

-комбинировать разные способы изображения, лепки  и изобразительные материалы;

-передавать строение предметов, соотнося их части по величине;

-создавать несложные композиции;

-создавать несложные декоративные работы, сочетая элементы узора по цвету, форме;

-создавать коллективные композиции;

-умело используют приемы лепки из глины.

Третий год обучения:

Узнать:

- виды изобразительного искусства:гравюра, архитектура;

-жанры изобразительного искусства: анималистика,  сказочно-мифологический;

- теплые и холодные оттенки спектра;

-особенности строения внешнего вида растений, животных, строения зданий;

-сведения о перспективе (линия горизонта, удаленности предметов);

Овладеть:

Различать виды изобразительного искусства, жанры;

-владеть навыками в нетрадиционных техниках рисования,лепки и сочетания их между собой(пластилиновая живопись ,рисование с использованием трафарета, набрызг, батик , коллаж, и.т.д..);

-смешивать краски для получения новых оттенков;

-передавать особенности внешнего строения и вида растений, животных, зданий по представлению и с натуры.

-сочетать различные виды изобразительной деятельности и изобразительные материалы;

-рисовать самостоятельно;

-создавать пейзажи с учетом  законов перспективы;

-создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателе;

- передавать специфические особенности разных народных промыслов;

-давать анализ своей работы и работы товарища.

Примерная структура занятий

1.Вводная часть, приветствие.

2.Основная часть.

3.Заключительная часть, подведение итогов.

Учебно-тематический план с детьми 1 группы

Наименование темы

Техника

1

«Мой любимый дождик».

Живописное упражнение

2

«Осеннее деревце».

Тампонирование губкой

3

«Моя любимая тарелочка».

Декоративная работа

4

Корзинка с яблочками

Лепка из цветного теста

5

«Море».

Графические и живописные упражнения

6

«Чудо-рыбки».

Рисование гуашью

7

« Цветы»

Лепка из цветного соленого теста

8

«Разноцветная полянка».

Примакивание кистью

9

«Яблоко».

Рисование пастелью с натуры

10

«Шарфик для куклы».

Декоративная работа

11

«Маленькой елочке холодно зимой»

Рисование гуашью с использованием губки

12

   «Бусы»

Лепка из соленого теста

13

«Роспись бус»

Декоративная роспись

14

«Снегопад»

Живописное упражнение

15

«Елочка нарядная»

Печатание пальцем

16

«Раз, два, три пятнышко оживи.»

Графические и живописные упражнения

17

«Колобок- румяный бок».

Декоративная работа с эл-ми бумажной пластики

18

« Красногрудые снегири»

Лепка цветными шариками

19

«Волшебный лес»

Печатание ладошкой

20

     «Апельсин»

Рисование гуашью

21

«Рыбки»

Лепка из соленого теста.

22

«Жители Красного моря»

Выполнить в цвете, украсить паетками.

23

  «У меня есть котенок»

Лепка из пластилина

24

«Космос»

Печатание зеркальцем, «набрызг»

25

« Букет для мамы»

Декоративная работа ;бумажная пластика.

26

«Бабочка»

Лепка из цветного теста

27

«Чудо- стадо»

Декоративная работа

28

«Жили у бабуси…»

Печатание ладошкой

29

«Весна пришла в березовый лес»

Монотипия

30

«Волшебные бутылочки»

Декоративная работа

Украшение бутылочки цветными крупами

Учебно-тематический план с детьми 2 группы 4-5лет

Наименование темы

Техника

1

«Осенний листочек»

Рисование с акварелью;

2

«Листопад»

рисунок с натуры

3

«Осенний день»

Живописное упражнение

4

«Крылатая стрекоза»

Монотипия

5

«Платье для барышни»

Декоративная работа

6

«Мой мишка»

Работа с гуашью щетинной кистью

7

«Дымковская игрушка»

Декоративная работа

8

«Сударушка»

Лепка из цветного теста

9

«Снежинки»

Графическое упражнение

10

«Зима пришла»

Рисунок бумажными салфетками

11

 «Покормите птиц зимой»

Рисование пастелью

12

«Птичий базар»

Лепка из глины

13

« Рукавички»

Декоративная работа

14

«Кораблик»

Рисунок с натуры; цветные карандаши

15

«В морских глубинах»

Кляксография

16

«Колокольчик»

Лепка из глины

17

«Новогодний колокольчик»

Декоративная работа

элементами стекляруса.

18

«Радуга- дуга»

Живописное упражнение

19

«Расцвели подснежники»

Пластилиновая живопись

20

«Украсим чашку для мамы»

Декоративная работа

(кондитерская присыпка)

21

«Снегопад»

Работа с гуашью и ватой.

22

«Петушок»

Лепка из глины

23

«Разноцветный петушок»

Декоративная роспись

24

«Космос»

Работа по сырой бумаге

25

«Чайный сервис»

Декоративная работа из цветной крупы

26

«Лошадка»

Лепка из глины

27

28

«Филимоновская лошадка»

«Сказочный домик»

Декоративная роспись гуашью

Лепка из пластилина

29

«Чудо-дерево»

Акварель; рисование свечой

30

«Цветочная полянка»

Живописное упражнение

Учебно-тематический план с детьми 3группы 6-7лет

Наименование темы

Техника

1

«Золотая осень»

Работа гуашью цветными пятнами.

2

«Букет осенних листьев»

Трафарет

3

«Веточка в стакане»

Акварель по сырой бумаге.

4

«Городецкие напевы»

Декоративная работа(гуашь)

5

«Лебединая стая»

Лепка из глины

6

«Мой город»

Мозаика

7

«Женский образ осени»

Акварель, бумажная пластика.

8

«Мяч»

Графическая работа

9

«Пряничный домик»

Лепка из цветного теста

10

«Узоры, которые создали люди»

Декоративная работа (узор акриловыми красками).

11

«Фрукты»

Рисование гуашью; мозаика.

12

«Зимой в лесу»

Граттаж

13

«Новогодняя маска»

Декоративная работа(бумажная пластика,паетки).

14

 «Оберег дома»

Лепка из цветного теста.

15

«Цветные стаканчики»

Рисование с натуры (пастель)

16

«Золотая Хохлома»

Декоративная работа ;роспись тарелочки (гуашь)

17

«Чудо-игрушки»

Лепка из глины

18

«Филимоновские завитки»

Роспись игрушки

19

«Листья клена»

Рисование с натуры; графическая работа

20

«В зоопарке»

Лепка из глины

21

«Ракета летит на луну»

Пластилиновая живопись.

22

«На цветочной поляне»

Коллаж

23

«Дымковская деревенька»

Объемная композиция из пластилина

24

«Подарок для мамы»

Бумажная пластика.

25

«Сказочные птицы»

Витраж

26

«Цветы»

Батик

27

 « Бабочки»

Батик

28

«Первоцветы»

Рисование с натуры по сырой бумаге

29

«Каждому времени года свои краски»

Акварель

30

«Три медведя»

Лепка пластилином

Литература:

1.Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Просвещение 1983г.

 народное декоративно-прикладное искусство. Москва 2004г.

4.Горичева В.С. Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Москва 2001г.

5.Ю.А.Майорова  Идеи для творчества. Москва 2011г.

6.А.Диброва, Ж .Шквыря  Волшебная мастерская, мои первые шедевры.феникс2012г.

7.В.И.Колякина. Организация занятий коллективного творчества. «ВЛАДОС» 2002г.

8. Комарова Т.С. « Изобразительная деятельность в  детском  саду»  .  М.:

        Педагогика, 1990.

9.  Комарова Т.С. «Изобразительное  творчество  дошкольников  в  детском

        саду» – М.: Педагогика, 1990.

10.Программа «Детство» /под редакцией В.К. Логиновой, Т.К. Бабаевой, Н.А. Ноткиной- М.:  Издательство «Детство- Пресс», 2006.

Тезаурус

Акварель- водяные краски, красящие вещества с добавлением для связи растительного клея, меда, сахара и глицерина. Акварель бывает твердая- в плитках, полумягкая-в фарфоровых чашечках и мягкая- в тюбиках.

Аппликация-орнамент или изображение, полученное путем наклейки или нашивки на бумагу (или ткань)кусочков цветной бумаги(или ткани) определенной формы.

Гуашь- водяная краска, применяемая для выполнения живописных, а также декоративно-оформительских работ и плакатов.

Декоративно-прикладное искусство- искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения парков, жилищ и т.д. К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, игрушки, а также орнаментальные росписи и скульптурно-декоративная отделка.

Живопись- один из основных видов изобразительного искусства; в узком смысле-художественное изображение предметного мира на плоскости посредством цветных материалов.

Колорит- общий характер соотношения красок к картине по тону, насыщенности цвета.

Композиция- в переводе с латинского означает «сочинение», составление расположение.

Контур-внешнее очертание какого-либо предмета, графическое изображение линии, очерчивающей предмет.

Лепка- одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала- глины, пластилина.

Мозаика- особая разновидность техники, применяемая в изобразительном искусстве, основанная на применении кусочков цветных камней, окрашенного стекла и.т.д.

Мольберт- станок, подставка, на который помещается на нужной высоте и в соответствии с наклоном холст, картон и пр.

Натура-предметы, которые наблюдаются и изображаются непосредственно в ходе работы.

Натюрморт- («мертвая натура»)-род живописи, изображающий предметы обихода, цветы, овощи, фрукты и пр.

Орнамент-узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов.

Палитра- тонкая дощечка, предназначенная для смешивания красок.

Перспектива- один из способов изображения пространственных форм

Пейзаж- жанр изобразительного искусства , где художник изображает природу.

Портрет- жанр изобразительного искусства, где художник изображает человека.

Репродукция- воспроизведение картины типографским способом или средствами фотографии.

Скульптура- художественное произведение,созданное путем резьбы, лепки или отливки.

Трафарет- пластина (из бумаги, картона и пр.) с отверстиями в виде определенной формы, рисунка.

Уголь- материал для рисования в виде тонких палочек, приготовленных обжиганием дерева определенных сортов или же сформированных из специальной угольной массы.

Фон- основной цвет, тон на котором пишется картина.

Шаблон-образец плоской фигуры, вырезанной по контуру из бумаги; используется для воспроизведения повторяющихся изображений.

Штрих-линия, выполнимая одним движением руки.

Эскиз - предварительный беглый набросок рисунка, картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги "Лукоморье" ( художественно-эстетической и нравственно-патриотической направленности) Для детей дошкольного возраста 5-6 лет На 2016-2017 учебный год

Рабочая программа кружка "Лукоморье" на 2016-2017 учебный год, по изучению русской литературы и нравственно-патриотическому воспитанию....

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет из опыта работы воспитателей).

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно - эстетической деятельности. Игры и занятия с детьми 3 - 4 лет из опыта воспитателей....