Конспекты занятий в старшей группе "Знакомство детей с городецким промыслом"
план-конспект занятия по рисованию на тему

Назаркина Елена Владимировна

1). Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора.

2). Воспитать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazarkina_e.v.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

 ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ГОРОДЕЦКИМ ПРОМЫСЛОМ

1). Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора.

2). Воспитать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества.

3). Учить рисовать «листок».

Материал: в группе оформлена выставка изделий с городецкой росписью.

У воспитателей и детей – гуашь зеленого и черного цвета, белого, лист бумаги.

                                                   ХОД ЗАНЯТИЯ:

В начале занятия дети стоят около воспитателя:

 - Сегодня мы с вами побываем на выставке, где познакомимся с изделиями городецких мастеров.

 - Давайте внимательно рассмотрим эти предметы, их прислали на нашу выставку мастера городецкой фабрики (включить русскую народную мелодию), Воспитатель рассказывает об истории промысла.

        Много-много лет назад, в городе Городец, что недалеко от нашего города Нижнего Новгорода возник этот промысел. Отсюда и название – Городецкий. Авторы – крестьяне, которые стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами.

Утонул в лесах зеленых

Город – сказка – Городец

В нем открыт для всех друзей

Замечательный музей.

        Тут и блюда расписные

        Что известны в целом мире

        Поставцы и сундучки

        Коромысла с ведрами,

        Доски яркие, цветные

        И солонки расписные.

Я всегда, признаться рада

Съездить в город Городец

Там в цехах фабричных чистых

Трудится народ – творец.

        Розы, травки и купавы

        Вырастают из-под рук

        Взглянешь – и полюбишь сразу

        И изделия и краски

        Словно взятые из сказки.

Затем детям предлагают занять свои места за столами. Столы расставлены так, чтобы видна была выставка.

        Понравилась вам наша выставка? Чем? (яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке и т.д.)

        Из какого материала все эти изделия? (из дерева)

        Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись. (Дети вслед за воспитателем находят листья, розы, купавы, бутоны, ромашки и называют их.)

        - Какие краски используют мастера?

        - А теперь я вам хочу показать, как создается такой узор (рисует отдельные узоры).

        А теперь все попробуем рисовать листья, сделаем тоневку и разживку.

№ 2 ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ.

1). Познакомить детей с городецкой росписью, учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка).

2). Учить выполнять узор из бутонов и листьев, закреплять умение правильно полировать гуашью и кистью.

3). Развивать художественный вкус, чувство цвета.

Материал: гуашь, соответствующая городецкой росписи оттенков, кисти, полоски светло-желтого цвета, в форме закладок.

Предварительная работа: знакомство с городецкой росписью, рассматривание изделий городецких мастеров, выставка этих изделий в группе.

                                        ХОД ЗАНЯТИЯ    

В начале занятия в группу приходит воспитатель (или дети) подготовительной группы и просят ребят украсить будущим школьникам закладки в книги красивым узором (отдают полоски бумаги).

        

- Каким узором мы можем украсить закладки? (городецким)

- Какие элементы Городецкой росписи вы уже знаете? (бутон, розан, купавы, листья)

- Какие еще предметы встречаются в городецкой росписи? (кони, птицы, люди)

Сегодня будем учиться рисовать самый простой элемент – бутоны и листья (показывает воспитатель).

        Дети выполняют сначала на отдельном листе, потом на закладке.

        Анализ – как вы думаете, какие из этих закладок понравятся ребятам из подготовительной группы? Почему? Какие элементы городецкой росписи вы выполнили на закладке? (во время работы включить негромко русскую народную мелодию)


№ 3 ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ. РИСОВАНИЕ «КУПАВКА»

  1. Продолжать знакомство с городецкой росписью, учить узнавать и выполнять следующие элементы: бутоны, листья, купавы.
  2. Закреплять знания о технике выполнения узора – наложение краски, рисовать концом кисти и всем ворсом.
  3. Развивать чувство цвета, передавать характерные цветов сочетания.

Материал: формы посуды светло-коричневого цвета, гуашь, кисти, городецкие изделия.


ХОД ЗАНЯТИЯ


        -В игрушечные магазины привезли разную деревянную посуду. Как вы думаете, ребята, захотят ли посетители этого магазина купить такую посуду? Почему? Что можно сделать для того, что люди захотели ее купить?  (Нужно украсить посуду). Какой росписью вы хотели бы украсить эту посуду? (городецкой) Какие элементы мы  умеем выполнять? (бутоны, листья)

        - Сегодня я покажу еще один элемент, который называется «купава».  Попробуйте выполнить его на отдельном листочке. (Дети упражняются в рисовании купавы)

- А теперь выберите предмет, который хотите украсить.

- Детям, которые быстро справляются показать ромашку. Во время выполнения работы играет негромкая русская народная мелодия.

        Анализ: дети вместе с куклой выбирают и «покупают» понравившейся предмет, рассказывают, почему его выбрали.

 Предложить детям  использовать понравившиеся предметы в сюжетно-ролевых играх.

№ 4 ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

  1. Продолжать знакомство с городецкой росписью. Познакомить с разными способами составления цветочных композиций, используя пазлы. Способствовать развитию художественного вкуса, восприятиию цвета.

(Звучит русская народная мелодия)

В группу входит Коробейник с расписными досками на подносе:

А вот доски резные

Края расписные

Купавки, розаны

Все без изъяна

Цветы – загляденье

Всем на удивленье.

   - Красивые доски? Посмотрите, как на них по-разному расположены узоры. Здесь – из угла вверх веточка и вниз, а здесь украшен центр доски и верх и низ. Везде есть украшения. А вот здесь у меня еще для вас сюрприз – отдельные части узора – пазлы. Они помогут нам составить красивый узор.

- А вы знаете, какие элементы используют мастера Городецкой росписи? (Дети находят их среди пазлов и называют -листочки, розаны, бутоны).

- А вот вам и доски. Я их уже подготовил: бумагой наждачной почистил и крахмальным клеем пропитал. Хотите украсить?

- А для кого сделаем такую красоту? (в подарок маме и папе на Новый год)

        - Чтобы узор получился как можно красивее, я предлагаю сначала выложить  узоры из пазлов на досках. Вспомните, как расположить: можно из уголка пустить веточку вверх и в сторону; можно украсить центр и верх, и низ; можно в виде пирамидки. (Дети располагают элементы узора на доске)

        - А теперь нужно  обвести их карандашом и можно приступать к работе.

- Напомните мне, какие цветовые сочетания наиболее удачны? (розово-коричневый, бежевый, зеленый, синий)

(Воспитатель во время работы напоминает, что сначала выполняется теневка, а затем разживка белой гуашью. Помогает детям, поощряет, напоминает о постановке руки при рисовании).

        (Воспитатель покрывает доски лаком в отсутствии детей)

№ 5 ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

Цель: Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить с помощью взрослого подбирать узор на разных формах: солонка, балалайка, доска-вешалка.

Учить самостоятельно, подбирать форму и композиционное решение узора. Развивать художественный вкус.

                                     ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: «Здравствуйте, я экскурсовод. Экскурсию в город Городец заказывали? Приглашаю вас в туристический автобус.

Итак, прибыли в старинный г. Городец посмотрите, как расписаны наличники на окнах этой стариной улочки (фото). А знаете, как попали узоры на окна, затем на посуду и игрушки?

В далекие времена в Городце строили деревянные корабли – ладьи и расписывали их веселыми, яркими узорами. Затем деревянные корабли заменили железными и мастера, которые расписывали ладьи, остались без дела. Они пошли по деревням и предлагали свое умение, стали расписывать наличники, ворота, игрушки- качалки детям, прялки девушкам. И пошла красота городецкая, гулять по всему миру. Основали фабрику городецкой росписи.

Вот мы к ней и подъезжаем (фото).

Сколько здесь мастеров! Все сидят за длинными столами, перед ними заготовки – «белье» (фото). Представим, что мы тоже мастера этой фабрики. Выберите себе тот предмет, который хотите расписать. Чтобы узор получился красивым, предлагаю вначале взять  пазлы, составить из них  узор, затем обвести его и раскрасить. Мастера Городецкой фабрики наносят узор сразу, без карандашного наброска. Тот из вас, кто уверен в себе и может выполнить роспись без карандашного наброска, может приступать сразу».

(Воспитатель индивидуально  помогает детям подобрать композиционное решение, цвет.)

В конце занятия дети отравляются домой на автобусе, поделки берут на память.

Художественное слово к занятиям и играм по знакомству с Городецким промыслом

Вот нарядный конь – качалка

И розан здесь, и купавка.

Скачут кони по белу свету

Их нарядней и краше нету!

    От народа веселым коням спасибо

    От веселых коней народу – сказка.

    А от мастеров-умельцев –

    Расписная веселая прялка.

    Чтоб кудель не секлась, завивалась

    Чтобы нитки тянулись, не рвались,

    Чтобы пряха, взглянув на веселых коней,

    Не скучала, а все улыбалась!

    Чтобы наука и память про веселых коней

    Ни в какие года не кончалась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе детей с ОНР по теме "Зимующие птицы"

Конспект занятия для детей  старшей группы по лексической теме "Зимующие птицы" Это занятие проводилось для детей с общим недоразвитием речи и имело следующие цели:Коррекционно-образовательн...

конспект занятия в старшей группе детей с ОНР "3 медведя"

Программные задачи: Учить детей распространять предложение, отвечая на вопрос какой? Закреплять умение отвечать на заданный вопрос полным предложением. Закрепить у детей понятие семья. ...

Конспекты занятий в старшей группе детей с ОНР

Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром в старшей группе детей с О Н Р «Путешествие в прошлое куклы» Программное содержание:Развивать ретроспективный взгляд на предметы;    ...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14844977","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Цель: Знакомство с народным промыслом Городца.Программные зада...

Конспект занятия в старшей группе детей с ТНР «Кто работает в ателье» .

  Данный материал познакомит детей с трудом взрослых в ателье: модельером, закройщиком, швеей. Расширит знания детей о профессиях.   Дети познакомятся  с трудом взрослых: шв...

Конспект занятия в старшей группе детей с ТНР "НЕОБЫЧНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ"

КОНСПЕК ЗАНЯТИЯ  ПОМОЖЕТ развить у детей любознательность, познавательный интерес, логическое мышление через экспериментальную деятельность....

Конспект занятия в старшей группе детей дошкольного возраста «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни; воспитывать желание следить за своим внешним видом; формировать знания о том, что природа является источником здоровья; сформировать знания о п...