Главные вкладки

    Программа кружка «Волшебные ладошки»
    методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему

    Шкромида Елена Федоровна

    Нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, рисование ладошкой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                         

    ПРОГРАММА КРУЖКА

    «Волшебные ладошки»

    В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

    Руководитель: Шкромида Елена Федоровна

    Пояснительная записка

    Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

    Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

    Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

    Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

    Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

    Детям до трех лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки! Это увлекательное занятие дарит ребенку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику рук. Второе преимущество таких красок - творческая свобода. Рисуя руками, а иногда и всем телом, маленький "мастер" тренирует свою фантазию, учится абстрактно мыслить, осваивает разницу цветов и форм.

    В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. На занятиях дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их «характер», «настроение». Все это развивает в душе ребенка «особые переживания, наполненные фантазией».         Способы рисования — нетрадиционные, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Самый легкий способ вдохновить ребёнка на ручное искусство - превратить этот процесс в увлекательную игру. Например, фиолетовый отпечаток ладошки можно превратить в забавного осьминога. Можно рисовать или печатать абстрактные картины, наслаждаясь самим процессом. Можно создавать интересные сюжетные картины. Например, отпечатки раскрытых ладошек пальчиками вниз может стать семьей осьминожек, нужно только дорисовать глаза и рот и нарисовать морское дно, отпечатав пальчиками камушки. Посадить водоросли можно, обмакнув в краску четыре пальца и проведя волнистые линии. А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей плавники и хвостик.

            Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно "ограничиться" крыльями красивой птицы. Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка.

    Такие занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию у детей:

    1. мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
    2. сенсорного восприятия;
    3. глазомера;
    4. логического мышления;
    5. воображения;
    6. волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца;
    7. художественных способностей и эстетического вкуса.

    Из всего сказанного следует, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрывает и обогащает его творческие способности.

    Цель:    вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования  и желание действовать с ними.

    Задачи:

    • формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования.
    • способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности- рисунок, интересен другим(воспитателю, детям, родителям).
    • развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.
    • помогать детям в создании выразительных образов,сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
    • воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

    Методическое обеспечение:

    Нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, рисование ладошкой.

    Организация занятий кружка:

    Одно занятие в неделю по 20 минут.

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

    Сентябрь

    1.Тема:  «Мой любимый дождик»

    Техника : Рисование пальчиками

    Программное содержание: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

    Оборудование: Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки.

    2.Тема :  «Весёлые мухоморы»(1 занятие)

    Техника :Рисование пальчиками

    Программное содержание: Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.

    Оборудование: Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая,салфетки, иллюстрации мухоморов.

    3.Тема: «Весёлые мухоморы»(2 занятия)

    Техника : Рисование пальчиками

    Программное содержание: Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа)

    Оборудование: С предыдущего занятию + сухие листья.

    4.Тема:  «Осенние цветы». Коллективная работа.

    Техника : Рисование ладошками.

    Программное содержание: Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки . Развивать цветовое восприятие.

    Оборудование: Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая.

    Октябрь

    1.Тема: «Рябина красная».

    Техника: Рисование пальчиками.

    Программное содержание: Учить рисовать веточки рябины, украшать в техниках рисования пальчиками . (выполнение ягод рябины). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

    Оборудование: ½ листа, красная гуашь, кисть, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц.

     

    2.Тема: «Платочек для мамы».

     

    Техника: Рисование  ладошкой и пальчиками.

    Программное содержание: Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить    

    составлять элементарный узор.

    Оборудование: Две куклы – мальчик   девочка, гуашь, силуэты платочков, эскизы платков с различными узорами.

    3.Тема: «Солнышко».

    Техника: Рисование  ладошками.

    Программное содержание: Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

    Оборудование: Листы голубой бумаги с кругом  жёлтого цвета.

    4.Тема: «Ягоды на тарелочке».

    Техника: Рисование пальчиками.

    Программное содержание: Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

    Оборудование: Листы круглой формы(тарелочка),гуашь красного цвета.

    Ноябрь

    1.Тема: «Виноград»

    Техника: Рисование пальчиками.

    Программное содержание: Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию 

    Оборудование: Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда, гуашь синего и зелёного цвета.

    2.Тема: «Зайчик»

    Техника рисования: Рисование пальчиками.

    Программное содержание: Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

    Оборудование: Листы  бумаги, гуашь серого цвета.

    3.Тема: «Дерево»

    Техника рисования: Рисование пальчиками

    Программное содержание: Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

    Оборудование: Листы белой бумаги с силуэтом дерева, гуашь ,салфетки.

    4.Тема: «Жираф»

    Техника рисования: Рисование ладошками и пальчиками.

    Программное содержание: Вызывать эстетические чувства к животным и их изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

    Оборудование: Листы бумаги, гуашь, салфетки.


    Декабрь

    1.Тема: «Веселые Снеговики».

    Техника: Рисование пальчиками и ладошкой

    Программное содержание: Закрепить умение рисовать   пальчиками. Вызвать у детей радостные воспоминания, связанные с зимой.

    Оборудование: Листы бумаги, краска гуашь разных цветов.

    2.Тема: «Красивая салфеточка».

    Техника: Рисование пальчиками.

    Программное содержание: Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.

    Оборудование: Белая бумага размером 50*50.Гуашь разных цветов.

    3.Тема: «Весёлый осьминог».

    Техника: Рисование ладошками.

    Программное содержание: Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

    Оборудование: Листы белой бумаги размером 20*20.Гуашь синего цвета.

    4.Тема: «Нарядная ёлка».

    Техника: Рисование пальчиками.

    Программное содержание: Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить украшать ёлочку.

    Оборудование: Тонированный  лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная  гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек.

    Январь

    1.Тема:  «Снегирь»

    Техника: Рисование ладошками и пальчиками.

    Программно содержание: Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Развивать творческое воображение.

    Оборудование: Листы белой бумаги. Гуашь  разных цветов.

    2.Тема:  «Волшебные  картинки».

    Техника: Рисование ладошкой.

    Программное содержание: Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать  творческое воображение и чувство композиции.

    Оборудование: Листы белой бумаги     размером А4. Гуашь  разных цветов.

    Февраль

    1.Тема:  «Цветочек для папы».

    Техника: Рисование ладошкой.

    Программное содержание: Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять     изображение деталями.

    Оборудование: Ватман, гуашь разных цветов.

    2.Тема: «Рисуем, что хотим»

    Техника: Рисование пальчиками.

    Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

    Оборудование: Листы бумаги с нарисованными снеговиками .Гуашь синего цвета.

    3.Тема: «Снег кружится».

    Техника: Рисование пальчиками.

    Программное содержание: Закреплять умение рисовать   пальчиками Вызвать эмоциональный отклик.

    Оборудование: Листы голубой бумаги.


    Март

    1.Тема: «Мимоза для мамы».

    Техника: Рисование пальчиками и ладошками.

    Программное содержание: Упражнять в рисовании пальчиками. Развивать чувство композиции.

    Оборудование: Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки 4×4, гуашь жёлтая в мисочках, клей, кисти.

    2.Тема: «Солнышко» коллективная работа

    Техника: Рисование ладошками.

    Программное содержание: Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие.

    Оборудование: Лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом, гуашь алого, оранжевого, жёлтого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски.

    3.Тема: «Божьи коровки на лужайке».

    Техника: Рисование пальчиками.

    Программное содержание: Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).

    Оборудование: Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, , салфетки, листочки светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках, клей.

    4.Тема:  «Жили у бабуси два весёлых гуся»

    Техника: Рисование ладошками.

    Программное содержание: Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.

    Оборудование: Зеленая бумага, белая, серая гуашь, красный и чёрный маркеры для рисования деталей.

    Апрель.

    1.Тема: «Фрукты»

    Техника: Рисование пальчиками.

    Программное содержание: Продолжать учить детей рисовать пальчиками, закреплять знания основных цветов.

    Оборудование: Нарисованные заранее контуры фруктов, гуашь красного, желтого, зелёного цвета.

    2.Тема: «Веселая рожица»

    Техника: Рисование ладошкой.

    Программное содержание: Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство. Закрепить умение дополнять  изображение деталями.

    Оборудование: Листы белой бумаги 30*30,гуашь разных цветов.

    3.Тема: «Бабочка»

    Техника: Рисование пальчиком.

    Программное содержание: Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации.

    Оборудование: Листы белой бумаги с изображением бабочки, гуашь двух цветов.

    4. Тема: «Рыбка»

    Техника: Рисование ладошкой.

    Программное содержание: Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство. Закрепить умение дополнять  изображение деталями.

    Оборудование: Заготовка аквариума, гуашь.

    Май.

    1.Тема: «Травка»

    Техника: Рисование  ладошкой.

    Программное  содержание: Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.

    Оборудование :Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета.

    2.Тема: «Одуванчик»

    Техника: Рисование пальчиком.

    Программное содержание: Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

    Оборудование :Листы белой бумаги, гуашь жёлтого, зелёного цвета.

    3.Тема: «Бабочка»

    Техника: Рисование ладошкой.

    Программное содержание: Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, развивать творческое воображение.

    Оборудование: Листы белой бумаги, гуашь разных цветов.

    4.Тема: « Красивая природа»

    Техника. Рисование ладошкой и пальчиками.

    Программное содержание: Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание цветов, развивать творческое воображение.

    Оборудование: Листы белой бумаги, гуашь, салфетки.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...

    Авторская программа кружка "Волшебные ладошки"

    Автором представлена программа кружка для младших дошкольников по нетрадиционному рисованию....

    Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки"для второй младшей группы

    Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки"для второй младшей группы....

    Рабочая программа кружка "Волшебные ладошки".

    Рабочая программа кружка по оригами и нетрадиционному рисованию....

    ПРОГРАММА КРУЖКА «ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ» ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ №16

                         ПРОГРАММА КРУЖКА       ...

    Рабочая программа кружка "Волшебные ладошки"

    Актуальность и новизна.         Овладение детьми техникой нетрадиционного рисования благотворно сказывается на развитии мелкой моторики рук. Дети с плохо развит...

    Программа кружка "Волшебные ладошки"

    Отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества....