Рисуночная терапия в преодолении страхов детей старшего дошкольного возраста.
статья по рисованию (средняя группа) на тему

Жилинская Анна Сергеевна

Страхи у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл терапия18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рисуночная терапия в преодолении страхов детей старшего дошкольного возраста.

Состояние повышенной тревожности – возникновение чувства страха у детей встречается очень часто. Дети боятся темноты, неизвестности, боятся потерять родителей, оказаться незащищенным… Современная психология предлагает различные формы решения этой проблемы. Для начала можно попробовать давно известный метод, как рисуночная терапия. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с неприятными образами.

После того как дети нарисовали свой страх, мы предлагаем взять ножницы и резать страх на мелкие кусочки, а мелкие на еще более мелкие. Когда страх рассыплется на крошечные кусочки, показываем ребенку, что теперь его собрать невозможно. Затем предлагаем детям завернуть эти мелкие кусочки в большую бумагу и выкинуть в мусорное ведро. Говорим о том, что весь мусор увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут, и «страх» больше его никогда не будет.

Занятие 1.

Упражнение «Мой страх»

Цель: научить детей выражать чувство страха в рисунке, развивать умения справляться с ним.

Занятие 2.

Упражнение «Рисунок пугающего животного»

Цель: развивать умение справляться с чувством страха.

Воспитатель. А есть ли животные, которых вы боитесь?   ,-__, Я хочу показать вам одно волшебное средство, которое больше не позволит таким животным угрожать вам и пугать вас. Но для этого сначала нужно нарисовать такое страшное животное. При этом нужно почувствовать, как вы сильно его боитесь.

Предлагаем детям нарисовать пугающее животное. Дети выполняют рисунки не на целом альбомном листе, а на площади в два раза меньшей — примерно в пол-листа или еще меньше. 

После того как дети нарисовали страшное животное, предлагаем «посадить» его в клетку и сделать несчастным и безопасным. Для этого берем линейку, ручку и начинаем рисовать вокруг зверя клетку.

Дети, чем более тонкое и гибкое животное, тем за более частую решетку его нужно посадить, «чтобы не могло пролезть».

В процессе того как дети заштриховывают свой страшный рисунок, говорим им о том, что теперь зверь становится все более безопасным, бессильным — ведь даже его изображение теряется, глаза становятся почти не видны, ему место только в зоопарке, где его никто не боится. Озвучиваем это такой последовательностью вопросов (используем метод скрытого внушения):

—   Вы посадили зверя в клетку? (Да — внушительный ответ.)

—   Его даже плохо видно за решеткой? (Да.)

—  Ему место в зоопарке? (Да.)

—    В зоопарке никто не боится зверей? Теперь он сам нас должен бояться? (Да.)

—  Он теперь не может угрожать нам? (Да.)

Следим за поддержанием соответствующего эмоционального настроения в группе: сначала некоторого страха, затем по нарастающей ~- смелости и чувства волшебной победы.

 Теперь мы смело можем уничтожить страшное животное: разорвать на кусочки и выбросить — это последний шаг нашего волшебства.

Дети рвут и торжественно выбрасывают кусочки в корзину для бумаг.

Занятие 3.

Упражнение 1 «Превращение страхов»

Цель: разрушение стереотипного восприятия агрессивных  персонажей сказок и фильмов;

Предлагаем детям поиграть в художников, которые смогут сделать рисунок добрым. Показать, как «страшный» рисунок можно превратить в симпатичный и забавный (приклеить элементы аппликации, дорисовать, изменить палитру рисунка).

Всем детям дается заранее подготовленный рисунок, к которому они пририсовывают «добрые детали». Например: воздушные шары, игрушки, яркую шляпу, одевают страшный персонаж в красивый костюм.

Упражнение 2 «Страх испарился»

Цель: устранение и преодоление страхов у детей.

 Дети, есть еще один способ уничтожить страх. При этом его даже не надо перерисовывать или закрашивать!

Раздаем детям альбомные листы, кисточки и баночки с чистой водой. Предлагаем еще раз нарисовать страхи, но не красками, а водой. Когда рисунки готовы, раскладываем их для просушки. Через несколько минут смотрим вместе с детьми-

Вот это да! От рисунка ничего не осталось! Чистый лист, на котором можно рисовать другие картинки.

Достигнутые результаты «рисуночной терапии» закрепляются в играх, включающих в себя драматизацию историй на темы страхов, оставшихся после рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых методик

Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность, ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).  Программа составлена на основе авторских разработок Агафоновой И.Н...

Страхи детей старшего дошкольного возраста.

Основная информация о детских страхах, причинах и коррекции....

Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста

Цель:1. Научить способам преодоления страхов.2. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, повышению уверенности в себе.3. Гармонизировать личность ребенка....

Авторские наработки .Игровые упражнения с элементами Су - Джок терапии по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Данные упражнения способствуют развитию не только речевых аспектов, но и развитию мелкой моторики посредством выполнения самомассажа....

«Развитие коммуникативных навыков методом арт-терапии (юнгианская песочница)» у детей старшего дошкольного возраста.

Вашему вниманию предлагается конспект занятия с элементами психологического тренинга для воспитанников старшего дошкольного возраста....

«Сказкотерапия как метод преодоления страхов детей старшего дошкольного возраста»

Проект«Проектная деятельность старшего дошкольного возраста, как метод осуществления преемственности дошкольного и начального общего образования» Тема: «Сказкотерапия как ...