Авторские наработки .Игровые упражнения с элементами Су - Джок терапии по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Разина Татьяна Викторовна

Данные упражнения способствуют развитию не только речевых аспектов, но и развитию мелкой моторики посредством выполнения самомассажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_uprazhneniya_po_razvitiyu_rechi.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения по развитию речи и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Работа над звукопроизношением посредством использования элементов Су – Джок терапии

Упражнение «Жёлудь»

Цель: автоматизация звука [ж] в скороговорке.

Материалы: игрушка «жёлудь» с заострёнными выступами или жёлтый шарик Су – Джок.

Дети становятся в круг и по очереди проговаривают скороговорку, передавая жёлудь. «У жёлудя жёлтый кожух»

Упражнение «Кто внимательный?»

Цель: формировать умение на слух определять в слове звук [с]; выполнять самомассаж.

Материалы: резиновый эспандер с выступающими шипами.

Педагог называет слова со звуком [с] и без звука [с]. Ребёнок сжимает эспандер в руке, если услышит звук [с] в слове.

Упражнение «Какой звук первый?»

Цель: формировать умение выделять первый звук в слове; определять согласный твёрдый, согласный мягкий или гласный; выполнять самомассаж.

Материалы: три шарика Су – Джок красного, синего и зелёного цвета.

Педагог называет любое слово или предъявляет картинку, а ребёнок называет первый звук слова и берёт соответствующий шарик, сжимая его в руке.

Активизация словарного запаса посредством использования элементов Су – Джок терапии

Упражнение «Назови признак»

Цель: развивать активный словарный запас; развивать согласованные движения в сочетании с речью; выполнять самомассаж.

Материалы: массажный мяч.

Ребенок подбирает слова – признаки к той картинке, которую покажет второй ребёнок. Затем дети меняются местами. Во время ответа на каждое, произнесённое слово, ребёнок сжимает массажный мяч рукой.

Упражнение «Назови действие»

Цель: развивать глагольный словарь; развивать согласованные движения в сочетании с речью; выполнять самомассаж.

Материалы: массажный валик, картинки диких животных.

Ребёнок выбирает картинку и подбирает слова – действия к дикому животному. При проговаривании слов, ребёнок прокатывает правой ладонью массажный валик по столу.

Упражнение «Загадки»

Цель: развивать активный словарь; развивать внимание и мышление; выполнение самомассажа.

Материалы: большой массажный мяч.

Педагог загадывает загадку, а тот ребёнок, который знает ответ, должен первым схватить мяч двумя руками и произнести отгадку.

Развитие связной речи посредством использования элементов Су – Джок терапии

Упражнение  «Прогулка в лес»

Цель: формировать умение связно пересказывать небольшой текст, согласовывая речь с движением; выполнять самомассаж.

Материалы: аппликатор Ляпко, ежик – игрушка, ель из аппликатора Кузнецова, сосновые шишки, конструктор Банчемс.

Ребенок пересказывает текст, выполняя по ходу рассказа действия с предметами.

Текст: Шли дети по дорожке и вышли на полянку, огляделись и увидели ежика, они хотели потрогать его, но ежик, выставил свои острые иголки, а потом убежал в лес. На поляне росла большая ёлка, и её ветки были очень колючими. Кругом лежали сосновые шишки, они приятно шуршали под ногами. Когда дети выходили из леса, к одежде пристали колючки репейника. Ребятам приходилось долго вытаскивать его руками, они тоже были колкими. Вот такая получилась прогулка.

Упражнение «Репортёры»

Цель: формировать умение задавать вопросы и связно отвечать на них; выполнять самомассаж.

Материалы: Чудо – валик.

Дети задают по очереди друг – другу различные вопросы и отвечают на них, используя в качестве микрофона чудо – валик.

Упражнение «Расскажи о диком животном»

Цель: формировать умение связно рассказывать по картинке; выполнять самомассаж.

Материалы: массажный мяч, картинки диких животных.

Ребенок смотрит на картинку, рассказывает и одновременно катает мяч между ладоней.

Развитие лексико – грамматических категорий посредством использования элементов Су – Джок терапии

Упражнение «Мешочек»

Цель: формировать умение правильно согласовывать прилагательное с существительным; выполнять самомассаж.

Материалы: разноцветные массажные шарики Су – Джок.

Ребёнок достаёт из мешочка шарик, соотносит его с цветом и даёт ответ. Например: зелёный огурец, зелёная трава, зелёный кузнечик. И т.д.

Упражнение «Назови, какой?»

Цель: формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительного; согласовывать речь с движением; выполнять самомассаж.

Материалы: картинки предметов, чудо – валик.

Ребёнок выбирает любую картинку и произносит: «Стул из дерева – деревянный», «Игрушка из резины – резиновая» и т.д.

Упражнение «Мой, моя»

Цель: формировать умение согласовывать местоимения с существительным; согласовывать речь с движением; выполнять самомассаж.

Материалы: предметные картинки, массажные мячи.

Дети по очереди достают из стопки картинки и проговаривают с одновременным прокатыванием между ладонями мяча: «Мой карандаш», «Моя шапка» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Консультация для родителей, которая раскрывает причины недоразвития речи дошкольника и знакомит с одним из эффективных методов развития речи "Песочной терапией"....

Использование песочной терапии в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».К. Д. Ушинский...

Использование элементов Су-Джок-терапии для развития речи детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные методы и приёмы применения Су-Джок для развития речи детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"

Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"...

"Влияние сенсорных игр с использованием Су-Джок терапии на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушением речи. Возникает необходимость в комплексном  преодолении речевых нарушений, наряду с традиционными методами и приёмами испо...