Главные вкладки

    Авторские наработки .Игровые упражнения с элементами Су - Джок терапии по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
    материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

    Разина Татьяна Викторовна

    Данные упражнения способствуют развитию не только речевых аспектов, но и развитию мелкой моторики посредством выполнения самомассажа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igrovye_uprazhneniya_po_razvitiyu_rechi.docx17.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игровые упражнения по развитию речи и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

    Работа над звукопроизношением посредством использования элементов Су – Джок терапии

    Упражнение «Жёлудь»

    Цель: автоматизация звука [ж] в скороговорке.

    Материалы: игрушка «жёлудь» с заострёнными выступами или жёлтый шарик Су – Джок.

    Дети становятся в круг и по очереди проговаривают скороговорку, передавая жёлудь. «У жёлудя жёлтый кожух»

    Упражнение «Кто внимательный?»

    Цель: формировать умение на слух определять в слове звук [с]; выполнять самомассаж.

    Материалы: резиновый эспандер с выступающими шипами.

    Педагог называет слова со звуком [с] и без звука [с]. Ребёнок сжимает эспандер в руке, если услышит звук [с] в слове.

    Упражнение «Какой звук первый?»

    Цель: формировать умение выделять первый звук в слове; определять согласный твёрдый, согласный мягкий или гласный; выполнять самомассаж.

    Материалы: три шарика Су – Джок красного, синего и зелёного цвета.

    Педагог называет любое слово или предъявляет картинку, а ребёнок называет первый звук слова и берёт соответствующий шарик, сжимая его в руке.

    Активизация словарного запаса посредством использования элементов Су – Джок терапии

    Упражнение «Назови признак»

    Цель: развивать активный словарный запас; развивать согласованные движения в сочетании с речью; выполнять самомассаж.

    Материалы: массажный мяч.

    Ребенок подбирает слова – признаки к той картинке, которую покажет второй ребёнок. Затем дети меняются местами. Во время ответа на каждое, произнесённое слово, ребёнок сжимает массажный мяч рукой.

    Упражнение «Назови действие»

    Цель: развивать глагольный словарь; развивать согласованные движения в сочетании с речью; выполнять самомассаж.

    Материалы: массажный валик, картинки диких животных.

    Ребёнок выбирает картинку и подбирает слова – действия к дикому животному. При проговаривании слов, ребёнок прокатывает правой ладонью массажный валик по столу.

    Упражнение «Загадки»

    Цель: развивать активный словарь; развивать внимание и мышление; выполнение самомассажа.

    Материалы: большой массажный мяч.

    Педагог загадывает загадку, а тот ребёнок, который знает ответ, должен первым схватить мяч двумя руками и произнести отгадку.

    Развитие связной речи посредством использования элементов Су – Джок терапии

    Упражнение  «Прогулка в лес»

    Цель: формировать умение связно пересказывать небольшой текст, согласовывая речь с движением; выполнять самомассаж.

    Материалы: аппликатор Ляпко, ежик – игрушка, ель из аппликатора Кузнецова, сосновые шишки, конструктор Банчемс.

    Ребенок пересказывает текст, выполняя по ходу рассказа действия с предметами.

    Текст: Шли дети по дорожке и вышли на полянку, огляделись и увидели ежика, они хотели потрогать его, но ежик, выставил свои острые иголки, а потом убежал в лес. На поляне росла большая ёлка, и её ветки были очень колючими. Кругом лежали сосновые шишки, они приятно шуршали под ногами. Когда дети выходили из леса, к одежде пристали колючки репейника. Ребятам приходилось долго вытаскивать его руками, они тоже были колкими. Вот такая получилась прогулка.

    Упражнение «Репортёры»

    Цель: формировать умение задавать вопросы и связно отвечать на них; выполнять самомассаж.

    Материалы: Чудо – валик.

    Дети задают по очереди друг – другу различные вопросы и отвечают на них, используя в качестве микрофона чудо – валик.

    Упражнение «Расскажи о диком животном»

    Цель: формировать умение связно рассказывать по картинке; выполнять самомассаж.

    Материалы: массажный мяч, картинки диких животных.

    Ребенок смотрит на картинку, рассказывает и одновременно катает мяч между ладоней.

    Развитие лексико – грамматических категорий посредством использования элементов Су – Джок терапии

    Упражнение «Мешочек»

    Цель: формировать умение правильно согласовывать прилагательное с существительным; выполнять самомассаж.

    Материалы: разноцветные массажные шарики Су – Джок.

    Ребёнок достаёт из мешочка шарик, соотносит его с цветом и даёт ответ. Например: зелёный огурец, зелёная трава, зелёный кузнечик. И т.д.

    Упражнение «Назови, какой?»

    Цель: формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительного; согласовывать речь с движением; выполнять самомассаж.

    Материалы: картинки предметов, чудо – валик.

    Ребёнок выбирает любую картинку и произносит: «Стул из дерева – деревянный», «Игрушка из резины – резиновая» и т.д.

    Упражнение «Мой, моя»

    Цель: формировать умение согласовывать местоимения с существительным; согласовывать речь с движением; выполнять самомассаж.

    Материалы: предметные картинки, массажные мячи.

    Дети по очереди достают из стопки картинки и проговаривают с одновременным прокатыванием между ладонями мяча: «Мой карандаш», «Моя шапка» и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов технологии ТРИЗ

    Данная методическая разработка представляет собой образовательную ситуацию, раскрывающую способ развития монологической речи дошкольников с опорой на символы. Обогащение и активизация словаря детей ид...

    Роль театрально-игровой деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

    Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрос...

    Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста

    Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

    Презентация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности"

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности...

    Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с применением элементов театрализованной деятельности Занятие «В гостях у сказки»

    Сценарий занятия на конкурс "Учитель года 2017"Конкурсное задание «Педагогическое мероприятие с детьми»Цель: представление профессионального опыта, наглядная демонстрация тех про...

    Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО

    Консультация для родителей, которая раскрывает причины недоразвития речи дошкольника и знакомит с одним из эффективных методов развития речи "Песочной терапией"....