Использование песочной терапии в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
статья

«Наилучшая для ребенка та игрушка,

 которую он может заставить по-разному изменяться;

 для детей наилучшая игрушка – это куча песка».

К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 117704-3026konsultatsiya_pesochnaya_terapiya.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Использование песочной терапии в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

«Наилучшая для ребенка та игрушка,

 которую он может заставить по-разному изменяться;

 для детей наилучшая игрушка – это куча песка».

К. Д. Ушинский

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла?

Да, есть такая игра!

Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель – один жизненный сюжет меняет другим, следуя законом бытия: все уходит и приходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, швейцарским психотерапевтом, сначала он рекомендовал использовать песок в целях диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г.М. Грабенко и Г.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для сказкотерапии, назвав из коррекционно-развивающими.

Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки и т.д. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фонтазирует , и в то же время, учится работать и добиваться цели.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др). Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия.

«Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи коррекции, и главную задачу развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

Обучающие игры.  

Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие

различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму и чтению.

Познавательные игры.

С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Игры на знакомство с окружающим миром (тем, что рядом с нами: животные, насекомые, моря, транспорт и т.д.)

Проективные игры.

Направлены на коррекцию и развитие ребенка.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют

три стадии игры с песком:

  • хаос,
  • борьба
  • разрешение конфликта.

На стадии "хаоса" ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия "хаоса" может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.

Стадию "борьбы" можно наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

На стадии "разрешения конфликта" можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Основные принципы игр на песке:

  • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
  • Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
  • «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
  • Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
  • Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Игры в песочной стране:

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое».

Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).

Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.

Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). В своей работе использую следующие игры:

Игры на развитие диафрагмального дыхания:

«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»

От детской машинки воспитатель проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«ЯМКА»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«ПОМОГИ ЗАЙЦУ»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«ДОРОГА К ДРУГУ»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«СЕКРЕТ»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Использование песочной терапии имеет много положительных моментов:

  • существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  • в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»;
  • в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;
  • совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;
  • песок, как и вода, поглощает отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, актуальность использования игр с песком определяется, во-первых, решением речевых задач; во-вторых, развитием связной речи; в-третьих, развитием мелкой моторики кисти руки; в-четвёртых, коррекцией психических процессов детей с ОНР и ЗПР.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.

Картотека игр с песком по развитию речи для старшего дошкольного возраста.

«Один – много»

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: песочница, мелкие игрушки или предметные картинки.

Ход игры: взрослый прячет игрушки или картинки в песке, ребёнок должен достать любую из них назвать в единственном числе, а затем во множественном. Например: «Огурец - огурцы, стул -стулья, ложка-ложки».

«Разноцветная фантазия»

Цель: упражнять детей в умении подбирать существительные к прилагательному.

Оборудование: песочница, жетоны разного цвета.

Ход игры: взрослый прячет жетоны в песке, дети по очереди достают жетон и подбирают существительные, обозначающие предметы данного цвета. Например, ребёнку попался жетон белого цвета, он называет слова: снег, мел, сахар, соль и т.д

«Что лишнее?»

Цель: формировать умение детей определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: песочница с влажным песком, набор мелких игрушек: машина, морковь, сумка, медведь, дом, сом, и т.д.

Ход игры: песочница делится на три зоны, дети строят в каждой зоне домик. В одном живут слова со звуком [м], [мь] в начале слова, в другом – слова со звуком [м], [мь] в середине слова, в третьем – слова со звуком [м], [мь] в конце слова. Из набора игрушек дети выбирают и распределяют предметы по домикам.

«Игры с песком»

Цель: упражнять детей в умении образовывать однокоренные глаголы с приставками (на, вы, пере, до); расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: песочница с сухим песком, ёмкости и миски для игры с песком.

Ход игры: вначале проводится беседа о свойствах сухого песка. Затем ребёнку предлагается поиграть с песком. Во время действий ребёнка с песком воспитатель задаёт ему вопросы: «Что ты сейчас делаешь?» (Насыпаю песок в стаканчик; высыпаю песок из тарелки; пересыпаю песок из одной миски в другую; досыпаю песок в этот стакан). После этого ребёнок может поиграть самостоятельно.

«Помоги Незнайке»

Цель: формировать умение детей рассказывать о животном, описывать его внешний вид; способствовать развитию связной речи.

Оборудование: песочница с сухим песком, предметные картинки с дикими животными, схема для составления рассказа, письмо от Незнайки.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, о том, что им пришло письмо от Незнайки и зачитывает его: «Здравствуйте дорогие ребята! Помогите пожалуйста составить рассказ об одном из животных, живущем в лесу. Я хочу принять участие в конкурсе «Моё любимое животное». Для этого я должен сочинить рассказ об этом животном, но у меня не получается. Я надеюсь, что вы мне поможете.» Затем педагог предлагает детям по очереди отыскать любое животное в песке и составить описательный рассказ опираясь на схему. Во время выполнения задания педагог помогает детям при помощи наводящих вопросов. Игра продолжается до тех пор пока все дети не расскажут о своём животном.

«Отгадай загадку и найди отгадку»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений, мышления, внимания, речи; закреплять умение детей отгадывать загадки.

Оборудование: песочница с сухим песком, предметы – отгадки.

Ход игры: воспитатель прячет все предметы до начала игры в песочнице. Затем предлагает отгадать загадки, тот кто правильно отгадывает загадку имеет право найти отгадку в песке на ощупь. Если он находит не правильно, ему может помочь кто другой из детей. Когда все предметы – отгадки будут найдены ребята могут продолжить самостоятельные игры с ними в песке.

«Найди друга»

Цель: способствовать развитию звуковой культуры речи, мышления, внимания, фонематического слуха; закрепить представления детей о том, что звуки бывают твёрдые и мягкие.

Оборудование: песочница с влажным песком, предметные картинки с изображением бабочки, коровы, лягушки, петуха, медведя, кита, белки, павлина, мышки и лошади.

Ход игры: педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. Затем предлагает: - Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Далее педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка) и говорит: - Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

«Чьё всё это?»

Цель: формировать умение детей согласовывать слова – предметы и слова – признак в нужном числе и падеже. Пополнять словарный запас. Способствовать развитию логического мышления.

Оборудование: песочница с сухим песком, фигурки домашних животных.

Ход игры: детям предлагается достать из песка фигурку любого из животных, после этого задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза? Например: корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

Игры на подносе с песком.

«Солнышко»

Цель: упражнять детей в умении образовывать однокоренные слова, активизировать словарь.

Оборудование: поднос с песком.

Ход игры: предложить ребёнку нарисовать солнышко при этом проговорить потешку:

Утром солнышко проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать –

Раз, два, три, четыре, пять

После того как ребёнок выполнит задание предложить ему назвать слова похожие на слово «солнце»

Например: Солнечный, солнышко, солнечная, подсолнух.

«Рыбка»

Цель: обогащать речь детей существительными, обозначающими названия рыб; способствовать развитию мелкой моторики пальцев.

Оборудование: поднос с песком.

Ход игры: педагог загадывает ребёнку загадку: « В воде она живёт,

нет клюва, а клюёт». Ребёнок должен отгадать загадку и нарисовать отгадку.

После этого поговорить с ребёнком о том какие ещё есть рыбы (морские, пресноводные), где они живут и т.д. затем предложить самостоятельно нарисовать известных рыб.

«Жук»

Цель: закреплять правильное, отчётливое произношение звука [ ж].

Оборудование: поднос песком.

Ход игры: предложить детям вспомнить ранее разученное стихотворение:

- Жук, жук пожужжи,

Где ты прячешься, скажи?

- Жу, жу,жу,жу

Я на дереве сижу

-Жук, жук, покажись!

Надо мною покружись!

- Жу, жу, жу, жу

Я летаю и кружу.

Затем предложить нарисовать жука на песке.

«Сотри лишнее».

Цель: способствовать развитию связной речи, умение объяснять свой выбор; тренировать логическое мышление.

Оборудование: поднос с песком.

Ход игры: воспитатель рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист-цветок-дерево).

«Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Оборудование: песочница с сухим песком.

Ход игры: дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

«Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.

Оборудование: песочница с сухим песком.

Ход игры: педагог говорит: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Список используемой литературы

1.Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 128 с.

2. О. Ю. Епанчинцева.  Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .

3. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2—3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 104 с.

4. Сказки на песке. Практика песочной терапии. Автор: Алена Шиманская

5. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Тренинг по сказкотерапии

6.Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь,2006.-176с.

7.  Бережная   Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2006. - №4. - С. 56 - 59.

8.Грабенко Т.М.  Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С.26 – 29

9.Кондратьев С. Ю.  Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития: развитие естественнонаучных представлений /

10.Кондратьева С. Ю. // Дошкольная педагогика. - 2005. - №3. - С. 39-41.

11.Некрасова Е.  Играем с песком, водой и глиной  / Е. Некрасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 41 - 43.

12.Т.Д.Зинкевич-евстигнеева, Т.М.Грабенко "Чудеса на песке"

13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии»

14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку»15. Т.Б. Филичева «Программа преодоления общего недоразвития речи» –– М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование технологии синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"

Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению мыслей....

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Консультация для родителей, которая раскрывает причины недоразвития речи дошкольника и знакомит с одним из эффективных методов развития речи "Песочной терапией"....

«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Актуальность и целесообразность использования синквейна• открываются новые творческие интеллектуальные возможности;• способствует обогащению и актуализации словаря;• является диагностич...

«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

ull;Синквейн – стихотворение без рифмы  из пяти строк•возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии•стал использоваться (а с 1997 года и в России) в дидактических ц...

«Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО»

quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"      ...