Доклад "Пластилиновая живопись"
консультация по рисованию на тему

МАТЕРИАЛ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПОНЯТИЕМ "ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ", МЕТОДАМИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕМ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinovaya_zhivopis.docx9.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Доклад «Пластилиновая живопись»

                                                                                                            Подготовила: воспитатель Галочкина Н. И.

Понятие  «пластилинография»  имеет  два смысловых  корня:  «графия» - создавать,  изображать,  а  первая  половина  слова  «пластилин»  подразумевает материал,  при  помощи  которого  осуществляется  исполнение  замысла. Принцип  данной техники  заключается  в  создании  лепной  картины  с  изображением  более  или  менее  выпуклых  картин,  полуобъёмных  объектов на  горизонтальной  поверхности.                                                        

    В пластилиновой  живописи    заложены  колоссальные  воспитательные  резервы  , огромные  педагогические  возможности,  которые  влияют  на  формирование  и  развитие  художественно-эстетического  и  образно- пространственного  восприятия  окружающего  мира  детей    старшего  дошкольного  возраста.

    Авторы,  исследующие  проблему  эффективной работы с  пластилином  и  его  влияние  на  творческие  способности  детей  (Н. Б.Халезова ,Б.Б.Косминская,  Н.П. Сакулина,  Т.С.Комарова ,А.И.Савенков, и др.),отмечают  наличие  тесной  взаимосвязи  между  тонкой двигательной  координацией  и  уровнем  работоспособности,  степенью  овладения  техническими навыками  и  успешностью,  качеством  выполнения  работы.

      Процесс  рисования  пластилином  в  изобразительной  деятельности  вовлекает  в  работу  движения  рук  ( ладоней  ,  пальцев),зрительное восприятие,  а  также  развивает  такие  психические  процессы, как  внимание,  память,  мышление,  воображение,  речь( Л. А.Венгер,  В.С. Мухина,  Р.С.Немов  и  др.)

    Практика  пластилиновой  живописи  требует  высокого  уровня  интеллектуальных,  изобразительных  и  эмоциональных  знаний,  умений, навыков.  При  этом  она  доступна  детям  различной  степени  одарённости,  способствует  развитию  мелкой  моторики  пальцев  рук  и  биологически  активных  точек.  

     В  процессе  работы  с  детьми  решаются  задачи  развития:

     *детского  изобразительного  творчества  посредством  овладения  техникой пластилиновой  живописи;

     *последовательного,  целенаправленного  художественного  восприятия  произведений  искусства;

      *Сенсорного  восприятия  дошкольников  посредством  наблюдения ,  обследования  и  анализа   объектов  и  явлений  природы , конструктивного  строения  предметов,  разнообразия   цветовых  оттенков  предметов  и  состояний  в  работе  с  натуры,  с  репродукцией .

        * художественного  восприятия  детей  как  мотива  создания  творческих  работ;

        *способностей  использования  средств  выразительности,  понимания  особенностей  живописного  колорита;

         *устойчивого  интереса,  вкуса,  оценки  и  суждения,  общечеловеческих  эмоционально-нравственных  ориентаций  на  проявления  эстетического   в  разнообразных  предметах  и явлениях  природного и  социального  характера.

          НА  ЗАНЯТИЯХ  ПЛАСТИЛИНОГРАФИЕЙ  НЕОБХОДИМО:

          *воспитывать  бережное  отношение  к  произведениям  искусства

       *дать  представление  о  различном  характере  рисунка,  соотношении  изображения предметов  в  линейной  и  воздушной  перспективе;

      *совершенствовать  умения  достигать  выразительности  образа  не  только  через  большое  сходство   в  форме,  пропорциях,  но  и  передачей  характерных  поз;

       * формировать  у  детей  различные  способы  и  приемы  техники  пластилиновой  живописи,  используя  барельеф,  горельеф,  различные  налепы ;

       * развивать  речевые  навыки  в  процессе  обсуждения  изобразительных  средств  выразительности  при  создании  работы;  активизировать  художественный  словарь  дошкольников;

         * учить  видеть прекрасное  вокруг;

         * высказывать  доказательные  суждения  и  оценку  увиденного,  включать  познанное  -через  искусство  и  ознакомление  с  окружающим – в  собственную  эстетическую  и  художественную  деятельность;

         * формировать  образное  мышление  при  восприятии  цветового  и конструктивного  состояния  объектов  и  явлений  природы.

         Занятия  пластилиновой  живописью-  прекрасная  возможность  вовлечь   детей  в  процесс  эмоционально-эстетического  и  образно  пространственного  восприятия  окружающей  среды  и  на  основе  этого  формировать  потребность  создавать  самим  продукты  эстетической  значимости, а  также  способ  развить  мелкую  моторику  пальцев  рук  и  подготовить  руку  к  письму.

         В процессе  знакомства  с  пластилинографией    и  овладения  ею  у  детей  дошкольного  возраста:

        Развиваются  внимание,  наблюдательность ,  восприятие (зрительно- слуховое,  слуховое,  осязательное);

         Совершенствуются  память  (образная  словесно-логическая , двигательная ,  эмоциональная),мышление ,  воображение ,фантазия.

          ДЕТИ  УЧАТСЯ:

         Воспринимать  различные  произведения  изобразительного  искусства,  выделяя  средства  выразительности,  цветовой  гаммы,  понимать  единство  содержания,  смысла  и  языка  художественного  образа;

          Воспринимать  и  различать  произведения  изобразительного  искусства , выделяя  средства  выразительности,  цветовой  гаммы,  понимать  единство  содержания,  смысла  и  языка  художественного  образа;

            Видеть  общие , типичные ,  характерные  и  индивидуальные  признаки  предметов,  явления  окружающего  мира,  их  эстетические  проявления;

             Передавать  характерные  признаки , пропорции,  сочетания;

             Добиваться  определённого  сходства  с  реальным  объектом  при  рисовании  пластилином  с  натуры;

             Выполнять  рисунок  детально,  используя  горельеф,  барельеф  и  налепы  в  изображении;

              Различать  от  15  до  20  оттенков  цветовой гаммы,  некоторые  из  них  получать  путём  смешивания,  скатывания  или  раскатывания  кусочков  пластилина  и  использовать  их  в  своих  работах;

              Различать  и  систематизировать  теплые  и  холодные  гаммы  цветов,  использовать  эти  знания  в  создании  композиций;

              Передавать  особенности  цветовой  гаммы,  соответствующей  цвету  наблюдаемого  объекта, явления;

              Использовать  цвет  как  средство  выразительности  в  передаче  настроения,  состояния,  отношения,  к  изображаемому  или  выделения  в  картине  главного;

               Изображать  предметы  близкого , среднего,  дальнего  плана;

               Владеть  навыками  работы  с  различными  изоматериалами  и  инструментами:  цветной  пластилин,  стеки  гуашь,  акварель,  палитра, кисти  и  др. ;

               Владеть  техникой  работы  по  пластилиновой  живописи;

               Видеть  и  изображать  фактуры  предметов  с помощью  пятна,  линий,  штрихов,  точек  и  их  сочетаний;

                Создавать  свой  сюжет  и  проявлять  желание  самостоятельно  разнообразить  средства  художественной  выразительности  и  изобразительный  материал;

                  Развивать художественное  восприятие  как  мотив  создания  творческих  работ;

                  Давать  эстетическую  оценку  наблюдаемых  предметов,  объектов,  явлений,  эмоционально  отзываться  на  красоту  природы,  картин,  репродукций, произведений  искусства.

                                  МАТЕРИАЛЫ

                    Для  занятий  лепкой  на  пластинах   в  качестве  фона   я  чаще  всего  предлагаю  детям  цветной  картон,  иногда  создаем  живописный  фон сами- накладывая и  размазывая  небольшие  кусочки  пластилина  на  картон.  Форма  пластины  (основы)  может  быть  разной  квадратной,  прямоугольной, круглой,  овальной, треугольной  и  т.д.  Для  основы  иногда  я  приспосабливаю  различные  обрезки  ДВП, пластиковые  стаканчики,   стеклянные  пластины  идр.  материалы.

 Также  фон  можно  создать  на  бумажной  основе  используя  гуашь, акварель, пастель.

                     В  пластилиновой  живописи  основным  материалом  служит  пластилин .  Перед началом  работы  пластилин , рекомендую,  слегка  разогреть.  Перегревать  пластилин  нельзя  иначе  он  станет  жидким  ,потеряет  клейкость, свойство  держать  форму  и будет  сильно  пачкать  руки  и  одежду.

                     Пластиковая  доска  для  лепки ,  стэка  и    бумажные  салфетки-

  они  используются  для того  чтобы  вытереть руки  почистить  и  убрать  лишний  пластилин  с  инструментов.

                     Занятия  пластилинографией  я  включаю  в  кружковую  работу  начиная  с  младшей  группы.  С  малышами  мы  начинаем  работу  с  изготовления  пластин  ,  за  тем  украшаем  их  семенами  разных  растений.   Постепенно у  малышей  появляются  навыки  работы  с  пластилином ,они  умеют  скатывать  шарик ,  колбаску  , сплющивать  их- работа  усложняется  и  свои  пластины  они  уже  украшают  налепами  из  пластилиновых овальчиков,  кружочков  столбиков ,   волнистых линий   и  т.д.

                    Дети  старшего  дошкольного  возраста  активно  интересуются  предметами  живой  и  неживой  природы,  проявляют  исследовательскую  любознательность,  художественное  развитие .Этот  возраст  характеризуется  характеризуется  более  высокой  степенью  овладения  различными  видами  изобразительной  деятельности  и  проявлением  художественных  способностей  .В своих  работах,  дети  нашей  группы,  свободно  передают  характерные  признаки  предметов:  цвет,  форму ,части  и  детали , пропорции. Они  самостоятельно  подбирают изобразительные   материалы  и   средства для  передачи  состояния  предметов  и явлений,  самостоятельно  задумывают  содержание  своих  работ,  заниматься  пластилинографией  они  любят, часто    создают   лепные  изображения   на  пластинах   не  только  на  кружках  ,но  и  в  свободное  время  в  детском  саду  и дома .

 

   

ЛИТЕРАТУРА:

Т.Н.Яковлева   методическое  пособие  «Пластилиновая  живопись»  изд.  Творческий  Центр  «Сфера»  Москва  2010.

                                                     Доклад  к  семинару

Объёмная  лепка  на  пластинах

             

                                Подготовила  воспитатель:  Галочкина Н.И.  

                                                   Новокуйбышевск  2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности по ознакомлению с искусством /живопись, пейзаж/

Программное  содержание:1. Формировать у детей   эстетическое видение природы в произведениях изобразительного искусства,  вызывать эмо­циональный отклик на красоту...

Программа по изобразительной деятельности с детьми 4-7 лет "Дети и пейзажная живопись"

Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее кр...

Программа по изобразительной деятельности с детьми 4-7 лет "Дети и пейзажная живопись"

Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее кр...

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - "пальцевая живопись"

Знакомим детей с таким нетрадиционным способом рисования как "пальцевая живопись"...

Перспективное планирование по работе кружка «Разноцветные пальчики» (нетрадиционная техника рисования – «пальцевая живопись») во второй младшей группе

Персективное планирование по работе кружка по рисованию для детей 3-4 лет (нетрадиционная техника "пальцевая живлоспись")...

Пластилиновая живопись "Снегири"

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции — это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего, худож...