Программа дополнительного образования по художественному творчеству
рабочая программа по рисованию на тему

Вирясова Эльмира Ринатовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №19 «Яблонька» ПРИНЯТО: «УТВЕРЖДАЮ» на заседании педагогического совета Заведующий МДОУ детский сад МДОУ детский сад общеразвивающего общеразвивающего вида №19 «Яблонька» вида №19 «Яблонька» ___________________ Т. Н. Филичкина №___от «__»_________2015 «___»______________ 2015

 

 

 

Программа дополнительного образования по художественному творчеству

«Разноцветные пальчики»

Для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет

Срок реализации программы - 1 год

Составитель программы Вирясова Э.Р.

воспитатель МДОУ №19

Кол-во воспитанников – 8 человек

с. Барановское

Московская область 2015 год.

 

Пояснительная записка. Я рисую - руки в краске, это мелочь для меня, Я рисую яркой краской, посмотрите на меня. В садике рисуем краской, ушки, носики и глазки, Получаются мордашки и детишки – замарашки! С самого раннего возраста малыши стараются отразить впечатления об окружающем нас мире в своем изобразительном творчестве. Детям 2-3 лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. Яркий мир красок и рисование ими помогут открыть их собственные ладошки. Это увлекательное занятие дарит малышам многократные тактильные ощущения, развивают мелкую моторику рук. В.А.Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Художественное творчество с использованием нетрадиционных способов рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Назначение. Данная нетрадиционная техника рисования поможет воспитателям и родителям освоить очень веселый, увлекательный и полезный вид деятельности - рисование с помощью пальчиков и ладошки и открывает возможность развития у детей творческих способностей, фантазию, воображение. Данная программа дополнительного образования направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования. Разработанная программа развития творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования рассчитана на один год обучения и представляет собой обобщённый опыт работы по изобразительной деятельности в образовательной области «Художественное творчество» по нетрадиционным техникам рисования для детей младшего дошкольного возраста. Наибольшую эффективность работы по данной программе даёт способ совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи. Педагог должен не только научить детей изобразительным техникам, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату. В данной программе предлагается планирование занятий с использованием нетрадиционных художественных техник . Доступность3 использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Художественно- творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания , основное средство художественного развития детей. Программа воплощает новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Практическая значимость программы Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь" Педагогическая целесообразность Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов4 изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе : Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях. Все занятия в разработанной программе носят творческий характер. Программа знакомства ребёнка с нетрадиционной техникой рисования опирается на принципы построения общей дидактики: - Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени. -Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному». -Принцип развивающего характера художественного образования. -Принцип природосообразности : постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей. -Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей. - Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку; - Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих . Все занятия в разработанной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования . Во-первых , педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен( в должной степени) в современных образовательных программах. Во-вторых , эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными. В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.5 В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный . Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Рисование пальчиками. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы : мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются влажной салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть , плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку( всю кисть) или окрашивает ее кисточкой при помощи взрослого, затем ребенок делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой раками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Новизной и отличительной особенностью программы «Разноцветные пальчики» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Основной задачей в работе кружка развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием нетрадиционных техник рисования. Во 2-ой младшей группе «Пчелки» организована кружковая работа по художественному творчеству с использованием нетрадиционных способов рисования. Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей , а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение родителей . Все занятия в разработанной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования . А комплексное содержание программы обеспечивает целостность педагогического процесса и охватывает различные стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой обобщённый многолетний опыт работы по ИЗО деятельности.6 Организация кружка выстраивалась поэтапно: Первый этап – подготовительный. На этом этапе ставятся цели и задачи, решаемые в процессе работы кружка. Изучается педагогическая литература. Систематизируются и расширяются знания о нетрадиционных техниках рисования. Второй этап – моделирование кружка. На этом этапе достигается контакт с детьми для вовлечения их в процесс изобразительной деятельности. Выявляются способности и возможности детей, которые необходимо развивать дополнительно от системы НОД. Также на этом этапе проводится работа с родителями. Разрабатываются беседы, консультации, семинары. Третий этап – основной (практический). Чтобы выстроить работу кружка на основном этапе разрабатывается перспективный план работы. Для заинтересованности детей на кружковых занятиях используются разнообразные методы: Словесный метод включает в себя беседы, рассказ, художественное слово. Мы вместе с подружкой рисуем загадку, Ладошку, другую прижмем по порядку. Добавим кружков, украсим их снова – И вот уже бабочка наша готова. Информационно-рецептивный метод включает в себя следующие приемы: наблюдение, рассматривание, образец и показ педагога. Наблюдая, малыш видит удивительные превращения на листе бумаги, например, как из ладошки получается сказочная птица. Большой палец – голова на шее, ладонь – туловище, пальцы – хвост. Репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и навыков детей. Он включает в себя прием повтора, формообразующих движений руки. В воздухе малыши вырисовывают пальчиком круговые движения или волнообразные линии, а затем все это проделывают на бумаге. Эвристический метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Мотивационный метод направлен на убеждение, поощрение. Продолжительность кружковых занятий соответствует гигиеническим нормам для детей 2-3 лет (10 мин), 1 раз в неделю. На занятиях кружковой деятельностью используются здоровьесберегающие технологии: проводятся физкультминутки, гимнастика для пальцев рук, подвижные игры и т. д. Дети с удовольствием занимаются в кружке «Разноцветные пальчики», самые интересные работы выставляются на выставках. В процессе кружковой работы обеспечивается интеграция образовательных областей: «Художественное творчество» - развитие детского творчества. «Коммуникация» -развитие общения со взрослыми и детьми.7 «Познание» -формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, формирование сенсорных представлений. «Социализация» -приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. «Здоровье» -сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Итак, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник способствует развитию у ребенка: 1.Мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; 2.Тактильного восприятия; 3.Сенсорного восприятия; 4.Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; 5.Логического мышления; 6.Воображения; 7.Волевых качеств: усидчивости, терпения, умение доводить работу до конца; 8.Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; 9.Кроме того в процессе этой деятельности у ребенка формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение). Формы организации деятельности воспитанников. Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной образовательной программы в ДОУ. Кружок комплектуется из числа детей 3-4лет. Занятия проводятся во вторую половину дня. Количество занятий в неделю-1, в месяц-4, в год-36занятий. Продолжительность одного занятия- 15минут. Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование психических процессов, развитие художественно- творческих способностей и положительно- эмоционального восприятия окружающего мира.8 Задачи кружка:  познакомить детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования (показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка).  Развивать художественно- творческие способности детей.  Развивать цветовое восприятие и зрительно- двигательную координацию, чувство композиции и колорита.  Развивать внимание, речь, память, творческое мышление, воображение и восприятие, координацию рук;  Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.  Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребенка).  воспитывать у детей стремление к достижению результата, аккуратность, интерес и положительное отношение к рисованию. Подходы и методы их реализации: -Систематические занятия. -Игры и игровые приемы. -Сюрпризный момент. -Беседа. -Рассматривание картин, иллюстраций. -Художественное слово. -Показ образца. -Показ способов выполнения. -Пояснения. -Поощрение. -Самостоятельная деятельность детей. -Вхождение в образ. -Организация и оформление выставок детских работ. -Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа. -Индивидуальная работа. Ожидаемые результаты: 1.Значительное повышение уровня развития творческих способностей. 2.Расширение и обогащение художественного опыта. 3.Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умение взаимодействовать друг с другом. 4.Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности. 5.Создание образов детьми, используя изобразительные материалы и технику.9 6.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом. 7.Развитие речи, памяти, внимания, мышления, воображения, самостоятельности. 8.Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества. Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы. В течении года умения детей должны расширяться и соверщенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребенка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Диагностическая карта. № Ф.И ребенка Технические навыки Точность движений Средства выразительности (цвет, форма и др. Проявление самостоятель- ности Отношение к рисованию Речь в процессе рисования н к н к н к н к н к н к Н – начало года; К – конец года. Уровень развития художественно- творческих способностей детей Первое полугодие Уровень развития детей Кол-во детей Процент ы Высокий Средний Низкий Второе полугодие Уровень развития детей Кол-во детей Процент ы Высокий Средний Высокий10 Методы оценки результативности программы: Количественный анализ: посещаемость; статистические данные; отслеживание результата (наблюдение, диагностика), практические материалы. Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы. Выставка детских работ. Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ с родителями являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда. Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество11 определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, , семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования . Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки , информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, , выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей. В результате совместной творческой деятельности: воспитатель-дети-родители ощущаем теплую атмосферу общения, взаимно испытываем хорошие, добрые эмоции, а это самое главное в нашей работе- радость и теплота. В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, DVD и др. Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми и родителями в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике . Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой. Рисунки , выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года. Индивидуальная работа. •Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности учитывая, индивидуальные способности детей. • Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы). • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей. Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности. Заключение. Мир детства светлый и огромный, со своими законами, познанием мира, языком общения. И роль рисования в нем огромна. Каждая минута, час, день приносит для ребенка столько нового, интересного, радостного. Человечек познает мир, накапливает впечатления, чем больше он увидит и услышит, тем ярче будет его12 воображение, разнообразнее речь, активнее мышление, рисунки интереснее и радостнее. Эта радость проявляется на бумаге чистыми, яркими красками, которые создают ощущения любви и жизни. На западе не так давно стали проводить выставки и аукционы шедевров, написанных пальчиками малышей! Эти картины напоминают картины- импрессионистов, которые основаны на интуитивном рисовании. Детки дают волю своей безграничной фантазии. И краски они, как правило, используют яркие, жизнерадостные. Красота! Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь испачканного краской малыша легко отмыть водой с мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться. Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать, На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне. Э. успенский. Структура проведения занятия Подбор художественных материалов Демонстрация Беседа, диалог Физминутка Практическая работа Итог (анализ) Тематическое планирование на 2015-2016 год по работе с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года). План кружка «Разноцветные пальчики» составила воспитатель Вирясова. Э.Р. Сентябрь № п/п Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание Задачи Оборудование 1. В нашем саду листопад Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками; учить узнавать и называть цвета: жёлтый, красный, оранжевый; вызывать эмоциональный отклик от рисования; -искусственные ветки с листьями; - тонированные альбомные листья с нарисованными деревьями; - гуашь в тарелочках - жёлтого, красного, оранжевого цветов;13 воспитывать аккуратность. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке - демонстрационный лист для педагога; - влажные салфетки; музыкальное сопровождение . 2. Божьи коровки на лужайке Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точку на всю поверхность предмета; вызывать эмоциональный отклик от рисования; Воспитывать бережное отношение к насекомым. Вызывать эмоционально – эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать аккуратность в работе. -вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, на каждого ребенка, -черная гуашь в тарелочках (мисочках). -муляж божьей коровки, иллюстрации. 3. Веселый мухомор рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. -вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, - гуашь красная, алая, белая в тарелочке (мисочке) , салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов. 4. Мой любимый дождик Рисование пальчиками Упражнять в нетрадиционной технике рисования пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, сильный, ливень), используя точку и линию как средство выразительности (проводя линию сверху -вниз) . Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь . -листы А4 на каждого ребенка, с наклейными тучками разной величины - синяя гуашь в тарелочках (мисочках), - салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. Октябрь № п/п Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание Задачи Оборудование 1. Рябина Рисование пальчиками Закреплять умение нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками, закреплять умение равномерно наносить точку (ягодки) и примакивать пальчик к листу бумаги (листочек) -квадратный лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, - зеленая и желтая, красная гуашь в тарелочках (мисочка), - салфетки, - ветка рябины, - иллюстрация14 2. Солнышко Рисование пальчиками Познакомить детей с понятием «лучик», продолжать учить рисовать пальчиками короткие и длинные линии, глаза, нос, рот. Развивать мелкую моторику рук. Активизировать речь. Создавать эмоционально- положительный настрой на занятие. . Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке -листы А4 с нарисованным посередине желтым кругом, - гуашь алого, желтого, оранжевого цветов, - тарелочки с краской. 3. Жили у бабуси два веселых гуся Рисование ладошкой Учить детей использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закреплять умение дополнять изображение деталями. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке -листы бумаги А4 синего цвета, - белая, серая, зеленая гуашь в тарелочке; -иллюстрации с птицами. 4. Зонтик. Рисование пальчиками Продолжать учить детей использовать пальчики как изобразительное средство, закреплять умение равномерно наносить точки на всю поверхность шляпки зонтика. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке. Ноябрь № п/ п Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание Задачи Оборудование15 Р1ы.бки в аквариуме. Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования .пальчиками. Закреплять умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь .Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. -вырезанные аквариумы, синего цвета, - гуашь красного, желтого, зеленого, коричневого цвета в тарелочке, - иллюстрации с изображением рыбок. 2 . Компоты и варенье в баночках. Рисование пальчикам и Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками..Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. -вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера; - гуашь красного и желтого цвета в чашечках; -салфетки; - банки с вареньем; чайные ложки. 3. Моя любимая чашка Рисование пальчиками . Учить украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность. Закреплять умения в рисовании пальчиками. -вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера; -разноцветная гуашь в тарелочке (мисочке); - салфетки, выставка посуды. 4 . Птички клюют ягоды Рисование пальчиками Закреплять умения нетрадиционной изобразительной технике рисования пальчиками. Выполнять ягоды разной величины и цвета. -пол листа формата А4; - гуашь коричневая, красная в тарелочке (мисочке); -иллюстрации птиц, салфетки Декабрь № п/п Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание Задачи Оборудование 1 Дед мороз (1-ое занятие) Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию -листы светло-голубого цвета; - белая гуашь в плошках, - салфетки16 нетрадиционными способами. 2 . Дед Мороз (2-е занятие) Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить рисовать глаза, украшать шапочку Деда Мороза помпончиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. - заготовки с бородой Деда Мороза дополненные аппликацией (шапочка и нос) с предыдущего занятия; - гуашь белого, зеленого и черного цвета в чашечках; - салфетки. 3 . Елочка- красавица (коллективная работа). Рисование ладошками Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. Лист ватмана; - зеленая гуашь в плошке, - салфетки, - магнитофон 4 . Снежок порхает, кружиться Рисование пальчиками Закрепление приемов рисование пальчиками, создание образа снегопада. Развивать чувство цвета и ритма. -тонированные листы формата А4; - белая гуашь в тарелочке; - салфетки; -картинки с изображением снегопада. Январь № п/п Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание Задачи Оборудование 1 Зайка Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. . - листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика; - гуашь белого цвета;17 Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку. - чашечки; - салфетки; - магнитофон. 2. Веселый снеговичок Рисование пальчиками Продолжать учить правильно и аккуратно использовать краски, обмакивать в них пальчик, рисовать круги по спирали, ориентироваться на листе бумаги. Развивать чувство цвета, эмоции и фантазии, мелкую моторику рук, речь .Продолжать знакомить детей с окружающим миром. Формировать интерес к рисованию. - тонированный лист бумаги с изображением снеговика; - белая гуашь в мисочках; -салфетки. 3. Варежки Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами, аккуратность. - вырезанные из бумаги варежки; - гуашь разных цветов; - салфетки; -детские варежки. 4. Звездочки на небе Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. - листы бумаги темно- синего цвета с аппликацией - крыши домов; - гуашь желтого цвета в чашечках; - салфетки; - иллюстрации с ночным звездным небом;18 ФЕВРАЛЬ 1. Красивая шапка Рисование пальчиками Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на рисунок. Развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, внимание, память, речь. Вызвать у детей желание нарисовать красивую шапочку. Воспитывать аккуратность в работе. -вырезанные из бумаги силуэты шапок; -разные детские шапочки; - гуашь разноцветная в чашечках; - салфетки; 2. Веселые осьминожки. Рисование ладошками. Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. лист ватмана голубого цвета – «море»; - гуашь разноцветная в плошках; - салфетки; - магнитофон 3. Саночки Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую Листы голубой бумаги с изображением на ней нарисованных саней. - гуашь разноцветная в мисочках; -салфетки;19 моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание нарисовать красивый рисунок. 4. Белая метелица Рисование пальчиками . Продолжать учить правильно и аккуратно использовать краски, обмакивать в них пальчик, рисовать круги по спирали, ориентироваться на листе бумаги. Развивать чувство цвета ,эмоции и фантазии, мелкую моторику рук, речь .Продолжать знакомить детей с окружающим миром Формировать интерес к рисованию. - тонированный лист бумаги; -белая гуашь в мисочках; -иллюстрации с изображением метелицы. МАРТ 1. Веточка мимозы Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание - листы бумаги с веточками мимозы; - гуашь желтого цвета; - чашки для краски; - салфетки; - магнитофон.20 сделать в подарок маме красивый букет. 2. Наряды для наших кукол. Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе. - вырезанные из бумаги силуэты платьев; - куклы; - гуашь разноцветная в чашечках; - салфетки; 3. Бусы для куклы Кати Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы. листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус; - кукла Катя; - гуашь разноцветная; - чашечки для краски; - салфетки; 4. Красивые цветы. Рисование пальчиками Продолжать учить правильно и аккуратно использовать краски, обмакивать в них пальчик, рисовать круги по спирали, ориентироваться на листе бумаги. Развивать чувство цвета ,эмоции и фантазии, мелкую моторику рук, речь .Продолжать знакомить детей с окружающим миром Формировать интерес к рисованию. - листы бумаги с нарисованными силуэтами цветов; - гуашь разноцветная; - чашечки для краски; - фланелеграф с цветами, живые цветы.21 АПРЕЛЬ. 1. Солнышко (коллективная работа Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. - лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом; - гуашь жёлтого цвета в плошке; - салфетки; - магнитофон. 2. Носит одуванчик желтый сарафанчик Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. листы бумаги светло- зеленого цвета; - гуашь желтого цвета в чашечках; - салфетки; - магнитофон 3. Наш веселый звонкий мяч Рисование пальчиками Продолжать учить детей рисовать пальчиками, закрепляя умение равномерно наносить точки. Учить узнавать и называть основные цвета. Вызвать эмоционально- эстетический отклик на тему - квадратный лист цветной бумаги с нарисованным мячиком; - разноцветная гуашь в мисочках;22 занятия. Развивать мелкую моторику рук память, воображение, речь .Воспитывать аккуратность. - салфетки; - мячики разные; 4. Мои любимые животные из сказок Рисование пальчиками Продолжать знакомить с изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь .Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь животным. Развивать речь, память, мышление, воображение. Воспитывать аккуратность в работе. -вырезанные из бумаги силуэты или нарисованные на бумаге животные (медведь, лиса, заяц); -гуашь разных цветов; -салфетки. Май. 1. Солнышко лучистое (коллективная работа). Рисование ладошкой Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Развивать память, мышление, воображение и речь детей. - тонированный лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом; - гуашь желтого цвета; -салфетки. 2. Бабочка – красавица. ( 1-ое занятие) Рисование пальчиками Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки пальчиками. Развивать чувство ритма. Вызвать эмоциональный отклик на тему занятия. Воспитывать аккуратность в работе. - тонированные листы бумаги с изображением бабочки; -разноцветная гуашь в мисочках; - картинки , иллюстрации по теме; - влажные салфетки.23 3. Бабочка- красавица. (2 -ое занятие). Рисование ладошками и пальчиками. Закреплять приемы печатания ладошками и рисования пальчиками .Учить передавать образ крыльев используя ладошки рук и туловища используя пальчики. Закрепить знание цвета (зеленого, желтого, красного, синего). Воспитывать бережное отношение к насекомым. Вызывать эмоционально – эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать аккуратность в работе. - тонированный лист бумаги А 4 с нарисованным туловищем бабочки; - разноцветная гуашь в мисочках; - салфетки; 4. Травка Рисование ладошкой. Продолжать учить детей технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовое восприятие. Упражнять в технике рисования пальчиками. -листы А4; - гуашь темно- и светло-зеленая гуашь в тарелочке; - салфетки; -иллюстрации к теме, искусственная травка. Список литературы 1. Аверьянова А.П. Мастерилка. – Дмитров: Издательский дом «Карапуз», 2000. 2. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50. 3. Как научиться рисовать. Пер с англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмэн, 2001.24

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественному творчеству "Волшебный квиллинг"

Квиллинг - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время. С её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку». Из  полос ...

Программа дополнительного образования по художественному творчеству в детском саду

Программа дополнительного образования по художественному творчеству в детском саду "Разноцветный калейдоскоп"...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа дополнительного образования по художественному творчеству для детей от 5 до7 лет "Мир фантазии"

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работа...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Радуга» (художественно-эстетическому направлению детей 6-7 лет) Декоративно-прикладное творчество (один год обучения)

quot; Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия" М И Калинин...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству» Автор-составитель: Будкина Елена Сергеев

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.программа реализуется с использованием техн...