«Нетрадиционные техники рисования и их роль во всестороннем развитии ребенка»
консультация по рисованию (средняя группа) на тему

 

Нетрадиционная техника рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс воспитателя старшей группы

Тутариновой Оксаны Владимировной

Место проведения: МДОУ д/с №37 КВ

Тема: «Нетрадиционные техники рисования и их роль во всестороннем развитии ребенка».

Присутствовало:

Я бы хотела начать свою консультацию со слов Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Каждый ребенок, начиная с 2-3 летнего возраста, с упоением рисует, но к подростковому возрасту увлечение это проходит. Чтобы не дать угаснуть интересу к рисованию, я решила использовать в работе нетрадиционную технику рисования. Нетрадиционная техника рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности и, прежде всего, на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства.

Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого вида для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчики в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, есть ли сходства и если находит, то дорисовывает недостающие детали. Яркие пятна на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге, на фольге). Координация мелкой моторики пальцев рук способствует такая техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную сферу. Она позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляет стимуляция познавательного интереса (использование предметов, которые окружают малыша в новом ракурсе – можно рисовать ладошкой, колоском, листочком, целлофаном и т.д.). Происходит развитие наглядно-образовательного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности детей; создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развитие мелкой моторики.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, благотворительно сказывается на динамике речевого развития, развития артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания (выдувание красок, рисование мыльными пузырями). Дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ.

Необходимо помнить, что каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче и разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

Итак, существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Для начала, я хотела бы вас познакомить с техниками рисования, свойственными определенному возрасту.

С детьми младшего возраста рекомендуется использовать:

- рисование пальчиками, ладошкой

- оттиск печатками из картофеля

- оттиск пробкой (в пробку вложен поролон)

В среднем возрасте можно знакомить с более сложными техниками рисования:

- тычок жесткой полусухой кистью

- печать поролоном

-печать пробками

- восковые мелки + акварель

- свеча + акварель

- отпечатки листьев, цветов

- рисунки из ладошки

- волшебные веревочки

- оттиск смятой бумагой

В старшем возрасте используются:

- рисование песком, солью

- рисование мыльными пузырями

-рисование мятой бумагой, целлофаном

- кляксография с трубочкой

- монотипия пейзажная

-печать по трафарету

- кляксография обычная

- пластилинография

Рисование мятой бумагой или полиэтиленовым кульком

Весенняя листва, сады зацвели, осенняя листва, деревья зимой, веселые утята, снеговик, Винни-Пух и Пятачок.

Рисование ножницами

Лист цветной бумаги складывают пополам, переводят рисунок и вырезают.

Процарапывание

Графическая работа на мыльной подкладке, на восковой подкладке.

Набрызгивание

Расческа обыкновенная, кисточка или зубная щетка, краски.

Рисование по сырому

Великолепные рассветы и закаты, рисование окраски животного.

Ниткография

Дети выкладывают на листе бархатной бумаги рисунок ворсистой ниткой.

Кляксография

На лист бумаги наносятся кляксы, поверх накладывается чистый лист бумаги, дети рассматривают и дорисовывают детали.

На воздушных шариках

Кисточка должна быть ирокой от 10 мм «Летающие объекты» могут быть выполнены и в виде коллажей. Например: крылья мотылька или отдельные детали звездолетов.

Трафареты

Одни вырезаны внутри листа, другие сделаны из листа.

Волшебная палочка

Карандаш или ручка обматываются с тупого конца поролоном. Можно нарисовать шерсть животных, крону деревьев, снег.

Волшебные рисунки

Восковая свеча и акварель

Пластилинография

Детям предлагают листы картона с готовым контурным рисунком или же картоном с шаблоном. Пластилин вымазывают  от контура к середине кругообразными движениями.

Соленые рисунки и зубная краска.

На поверхность, покрытую клеем, насыпают соль, или медленно, выдавливая зубную пасту, проходятся по намеченным контурам.

Граттаж

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свобод для самовыражения.

Успех обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог.

Информационно-рецептивный

Рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя.

Репродуктивный

Этот метод направлен на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора, работу на черновиках, выполнение формообразующего движения рукой.

Эвристичекий

Этот метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, то есть педагог предлагает ребенку часть работы выпольнить самостоятельно.

Исследовательский

Этот метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает выполнять ребенку всю работу самостоятельно.

Сегоня я бы хотела вас познакомить с некоторыми нетрадицонными техниками рисования.

Монотипия

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок масленой или гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Его можно использовать путем складывания альбомного листа, нанесения краски на одну из половин листа.

По мятой бумаге

Эта техника интересна тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называется эффектом  мозаики. Перед рисованием аккуратно мнем бумагу, потом аккуратно разглаживаем и начинаем рисовать.

Цветные ниточки

Возьмите нитки длинной 25-30см, окрасьте их в разные цвета, выложите – как захочется – на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист (морозные узоры, кружева).

Тиснение

Ребенок на фольге рисует сюжет или просто один-два предмета. Используется пластмассовая палочка, стержень от ручки. Получается чеканка. Можно на поверхности фольги наложить копирку и рисунок. Ребенок обводит по контуру.

Рисование ладошкой, ребром, пальчиком

Дерево летом, дождик, рыбки, веточка рябины, волшебные бабочки, солнышко, улитка, тюльпаны, мимоза.

Способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина, или натирают свечой, затем покрывают тушью.

        Водяная печать

Краска наливается в воду, а сверху кладется лист бумаги. Полученное изображение можно дополнить.

Печать листьями, цветами.

Растения покрываются толстым слоем гуашевой краски, затем укладываются покрашенной стороной вниз на подготовленный листок бумаги.

Рисование линией

Предмет рисуется, не отрывая карандаша от бумаги.

Рисование ниткою

Лист бумаги складывается пополам и разворачивается. На одну из сторон произвольно укладывается нитка, на половину смоченная в туше или чернилах. Чистый ее конец выводится за предел листа. Смоченная часть нитки придавливается другой частью листа, и в таком положении нитка потихоньку вытаскивается. След, оставленный ниткой, дорисовывается.

Психорисование

Дети под звучащую музыку начинают рисовать простым карандашом и с закрытыми глазами.

Принцип проведения игр-занятий – от простого к сложному. Правила. Ребенок имеет право выбора изобразительного материала: карандаши, акварель, гуашь, уголь, сангина, восковые свечи, пластилин, клей, различный бросовый материал и т.д.

Воспитатель должен обучит детей различной технике рисования изображения:

  1. Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой , тканью и т.д.
  2. Использование пальчиковой живописи. Знакомство с живописью Г. Юккера.
  3. Использование монотипий – изображение наносится целлофаном, кусочком бумаги, стеклом.
  4. Рисование свечой – «Волшебный рисунок».
  5. Рисование по мокрой бумаге.
  6. Рисование щетками различного размера.
  7. Коллаж – сочетание аппликации и рисования.
  8. Кляксография.
  9. Точечный рисунок.
  10. Рисование по скомканной бумаге.
  11. Рисование по копировальной бумаге.
  12. Рисование канцелярским клеем.


Литература

  1. Грек В.А. Рисую штрихом. – Мн.: Скарына, 1992.
  2. Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  4. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, №9.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...

Мастер - класс для педагогов "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста"

Раскрывается значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Педагоги знакомятся с многообразием нетрадиционных техник рисования ....

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Пока...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в дет...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ / «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...

Доклад на тему: «Нетрадиционные техники рисования в помощь родителям для всестороннего развития детей дошкольного возраста».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13065088","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13065097","...