Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности "Золотая хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Непосредственно образовательная деятельность по изобразительной деятельности "Золотая хохлома"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по изобразительной деятельности
«Золотая хохлома»
Цели: продолжать воспитывать к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; развивать творческие способности.
Материалы и оборудование: посуда с хохломской росписью.
- Мотивация.
Вводное слово воспитателя.
- Сегодня мы будем в гостях у хозяйки Хохломы.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи, перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
У красы точеной – сарафан парчовый,
По волнам узоров яхонты горят.
Что за чародеи Хохлому одели
В этот несказанный праздничный наряд?
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша хохлома.
П. Синявский
- Основная часть. Ознакомление с хохломской росписью.
- Давайте познакомимся с элементами росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами хохломской росписи.
Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
Послушайте этапы работы:
- Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
- После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
- Следующий этап – лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
- Затем за работу берется красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
- Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома».
По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
- Какие цвета предпочитают художники? (Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.)
Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив заговорит по-новому. Давайте прорисуем в воздухе элементы травки. Назовите элементы хохломской росписи. (Травка, листочки, ягодки, цветы, птицы.) ребята, послушайте стихотворение и, возможно, оно поможет вам в работе.
Резные ложки и ковши ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы небывалой красоты.
Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки, здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют хохломой.
- А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами и подарим нашей хозяйке. Дети расписывают шаблоны посуды.
Автор-составитель Н.В.Лободина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/19/picture-196108-1511123366.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ПОЛХОВ – МАЙДАНСКИЕ МАТРЕШКИ»
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста об истории рождения русской деревянной матрёшки.Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Пол...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-382091-1389719755.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы "Гжельская сказка"
Данный материал содержит конспект по изобразительно художественному творчеству полезному для воспитателя...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-550951-1418624783.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности «Колючий ёжик» II младшая группа
Рисование красками «Колючий ёжик»Цель: Учить детей наносить длинные и короткие штрихи в одном направлении. Отработка свободного движения перемещения руки по всему листу. Развив...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-550951-1418624783.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности «Цветок для мамы» II младшая группа
Рисование красками «Цветок для мамы»Цель: Закрепить навыки рисования красками при помощи пальцев, закрепить у детей название цвета. Развивать внимание, усидчивость, мелкую мото...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-550951-1418624783.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности «Фруктовый сад» II младшая группа
Рисование ладошками «Фруктовый сад»Цели: Учить детей рисовать ладошками. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Воспитывать доброту и отзывчивость....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/20/picture-1388923-1645353853.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в старшей группе с использованием электронных образовательных ресурсов Тема: «Секреты мастера декупажа»
Познакомить детей с нетрадиционной формой изобразительной деятельности – декупаж. Украсить тарелочку в этой технике....
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/29/picture-1390646-1661804031.jpg)
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по изобразительной деятельности, с учётом интеграции театрализованной деятельности с дошкольниками в старшей группе
Конспект НОД по изобразительной деятельности, с учётом интеграции театрализованной деятельности с дошкольниками в старшей группеТема: «Волшебный лес».Цель: Развитие творческой самостоятель...