Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности "Золотая хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Соболь Любовь Владимировна

Непосредственно образовательная деятельность по изобразительной деятельности "Золотая хохлома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zolotaya_hohloma.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект непосредственно – образовательной деятельности

                      по изобразительной деятельности    

                                   «Золотая хохлома»

Цели: продолжать воспитывать к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; развивать творческие способности.

Материалы и оборудование: посуда с хохломской росписью.

  1. Мотивация.

Вводное слово воспитателя.

- Сегодня мы будем в гостях у хозяйки Хохломы.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

У красы точеной – сарафан парчовый,

По волнам узоров яхонты горят.

Что за чародеи Хохлому одели

В этот несказанный праздничный наряд?

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома.

                                        П. Синявский

  1. Основная часть. Ознакомление с хохломской росписью.

- Давайте познакомимся с элементами росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами хохломской росписи.

   Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. В чем же секрет красочной хохломской посуды?  Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

Послушайте этапы работы:

  1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
  2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
  3. Следующий этап – лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
  4. Затем за работу берется красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
  5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома».

    По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

    - Какие цвета предпочитают художники?  (Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.)

   Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка».  Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины).  А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив заговорит по-новому. Давайте прорисуем в воздухе элементы травки. Назовите элементы хохломской росписи. (Травка, листочки, ягодки, цветы, птицы.) ребята, послушайте стихотворение и, возможно, оно поможет вам в работе.  

Резные ложки и ковши ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы небывалой красоты.

Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки, здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди называют хохломой.

 - А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами и подарим нашей хозяйке. Дети расписывают шаблоны посуды.

Автор-составитель Н.В.Лободина

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ПОЛХОВ – МАЙДАНСКИЕ МАТРЕШКИ»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста об истории рождения русской деревянной матрёшки.Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Пол...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы "Гжельская сказка"

Данный материал содержит конспект по изобразительно художественному творчеству полезному для воспитателя...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности «Колючий ёжик» II младшая группа

Рисование красками  «Колючий ёжик»Цель: Учить детей наносить длинные и короткие штрихи в одном направлении.  Отработка свободного движения перемещения руки по всему   листу. Развив...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности «Цветок для мамы» II младшая группа

Рисование красками «Цветок для мамы»Цель: Закрепить навыки рисования красками при помощи пальцев, закрепить у детей  название  цвета. Развивать  внимание,  усидчивость, мелкую мото...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности «Фруктовый сад» II младшая группа

Рисование ладошками  «Фруктовый сад»Цели:   Учить детей рисовать ладошками. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Воспитывать доброту и отзывчивость....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по изобразительной деятельности, с учётом интеграции театрализованной деятельности с дошкольниками в старшей группе

Конспект НОД по изобразительной деятельности, с учётом интеграции театрализованной деятельности с дошкольниками в старшей группеТема: «Волшебный лес».Цель: Развитие творческой самостоятель...