Доклад"Сенсорное воспитание"
статья по рисованию на тему

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

                               Доклад

                 «Сенсорное воспитание в младшей группе»

                                       (из опыта работы)

                                     

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли…

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

                                                                                                                                      В. А. Сухомлинский.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. д.

Задачи сенсорного воспитания решаются во всех видах деятельности: музыкальном, физкультурном, в художественном творчестве , развитию речи. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно - психического развития и всестороннего воспитания дошкольников. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего действия ознакомления со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Шелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве эталона цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период основной вид воспитания вообще. Если ребенок в этом возрасте испытывает «сенсорный голод» ведущий к значительным задержкам общего развития. Чтобы привлечь детей раннего возраста к свойствам предметов, надо вырабатывать устойчивые представления об этих свойствах, организуем такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы: положить друг на друга, сравнить по величине, форме, цвету. На 2-3 году жизни задачи сенсорного воспитания усложняются. Хотя ребенок данного возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, но у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не добиваемся запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Занимаясь с детьми, употребляю название форм и цветов, но не требую этого от детей. Важно, чтобы дети научились правильно понимать слова «форма», «цвет», «такой же». Дети младшего возраста испытывают большие трудности в усвоении цвета, формы. В начале года при знакомстве детей с цветом проводила игру «Чудесный мешочек», где в мешочке были положены предметы синего, красного, зеленого, желтого цветов. Раскрывала мешочек, доставала игрушки, раскладывала на столе, таким образом, чтобы они были в поле зрения детей. Называла их, отмечала какие они красивые, предоставляла возможность полюбоваться ими, предлагала снова собрать в мешочек. Поведение детей в игровой деятельности регулировала словами: открой, закрой, достань, положи, такой же. Так же проводила дидактическую игру на закрепление цвета, где в мешочке были овощи, фрукты.

Наиболее доступны для ребенка третьего года жизни задания на выполнение предметных действий. В начале года формировала умение раскладывать предметы на две группы. Например: при проведении игры «Раскладывание однородных предметов различных по цвету на две группы» использовала карандаши разного цвета в сочетании красный – черный, синий – желтый. В ходе игры объясняла детям, что они разного цвета. Предлагала разложить карандаши одного цвета в одну сторону, другого – в другую. Сначала выполняла эти действия сама, спрашивала детей куда положить предмет того или иного цвета. Показав карандаш красного цвета, задавала вопрос, где лежит карандаш такого же цвета. Затем вплотную прикладывала к нему карандаш черного цвета и объясняла, что они разные; затем прикладывала карандаш красного цвета к красному, поясняла, что они одинаковые. После дети выполняли задание самостоятельно. Детей правильно выполнивших задание хвалила, поощряла.

Слова – название цвета, не произносила, а говорила только слово «цвет», «такой», «разные». В дальнейшем упражняла малышей в раскладывании грибков двух резко различающихся цветовых тонов в отверстия столиков, окрашенных в соответствующие тона. Цель данного упражнения – закрепить умение детей группировать предметы по цвету. Показывая детям столики, поясняла, что одна половина стола одного цвета, а другая другого; так же и грибки:  одна часть такого же цвета, что и половинки стола. Если мы поместим грибок желтого цвета на желтую часть стола, то грибок «спрячется» и его не будет видно, а если грибок желтого цвета поместить на зеленую поверхность, он виден из - далека. Так же проводила игры на восприятие и закрепление цвета: «Разложи шарики в тарелочки», «Пришей пуговицу», «Лети голубок» и т. д.

Дальнейшее сенсорное развитие детей осуществляется в процессе обучения рисованию. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают, находят свойства и различие, т. е. производят умственные действия. Как один из разделов работы художественное творчество тесно связано с другими разделами, со всей жизнью в дошкольном учреждении и прежде всего с играми детей, с конструированием, развитием речи. Сенсорное воспитание происходит в процессе специально организованных игр и упражнений, а так же в различных видах детской деятельности. Потому планируя образовательную деятельность, учитываю, что дети усвоили в дидактических играх, в других видах деятельности, опираясь на сенсорный опыт детей, обогащать и уточнять его при обучении рисованию.  У детей 3 года жизни происходит формирование художественно – образного начала. Очень любят дети рассматривать рисунки, который рисует взрослый. «Ребенок наблюдает за тем как создается рисунок, развивает способность видеть особенности цвета, формы в плоскостном изображении» (В. Космиленская). Сходство рисунка с предметом для ребенка основана, на признаке цвета или характера проводимых в процессе рисования движений (машина едет, дождь идет и т. д.). У детей 3 года жизни нет еще развернутого сюжета, но это не значит, что у них отсутствует замысел; они рисуют карандашами и красками. Дети радуются цветным картинкам. При рисовании красками, детей, прежде всего привлекает цвет. Цветовые пятна, мазки вызывают у детей различные ассоциации. В них дети узнают знакомые предметы. Так при рисовании в свободное время спрашивала у детей, что у них нарисовано: рыбка, цветок, солнце и т. д. На занятиях обучаю детей различию цветов: красного, синего, желтого, зеленого и их предметному использованию в процессе рисования. Дети по признаку цвета дают изображению, какое – либо название. Например: нарисовав пятно желтого цвета, Надя сказала, что это солнце, Стасик – это цыпленок, Юля – одуванчик цветок.

При проведении первых занятий давала карандаши красного и черного цвета, затем зеленого и синего. Например: прежде чем приступить к рисованию на тему «Дождик кап, кап, кап» - наблюдали за дождем, рассматривали картину с изображением дождя, закрепляли с детьми цвет (синий), а затем только приступили к рисованию. Чтобы рисование доставляло детям радость, подбадривала, поощряла. Обращала внимание на то, что рисовать линии надо сверху вниз, карандаш держать правильно. По окончании рисования рассматривали рисунки, отмечала, что у некоторых детей получился сильный дождь (много капель), а у других вот, вот закончится (мало капель). Затем занятия усложнялись. Например: рассматривали картинки желтые и красные, зеленые и синие, очень красивые. На синей картинке - туча, дождь; на красной – маленький флажок, спрашивала, кто же это нарисовал. Дети отвечали карандаши, а затем предлагала самим нарисовать разные картинки.

Слова взрослого позволяют детям связать образ предмета с изобразительными движениями, осознавать это движение, направить и организовать действия малыша. При рисовании применяем метод сотворчества воспитателя и детей. Например: на большом листе рисую елку, побуждаю детей назвать цвет, а затем дети зажигают на ней огоньки. При рисовании красками на первых занятиях даю краску одного цвета, чтобы не отвлекать внимание на цвет, а сосредотачивать на работе с кистью. При рисовании на тему «Огоньки ночью» рассказывала детям, что вечером в окнах домов зажигают огни. Затем показала лист бумаги черного цвета и нанесла на него два мазка краской красного и желтого цвета и синего. Объяснила, что синий темный цвет и его плохо видно на черном, а вот желтый виден хорошо. Раздавала краски и попросила найти такого цвета огоньки, которые видны лучше всего. Дети находили , показывали, закрепляли цвет. При рисовании огоньков следила, чтобы дети наносили мазки по всему листу, не накладывали один мазок на другой. Использование стихотворений, потешек, песенок во время рисования являются важным методическим приемом.

Во 2 полугодии уже подводила детей к простейшему изображению, намечая определенные дидактические задачи: нарисовать ниточки к шарикам, т. е. к красному шарику красную ниточку и т. д. Проводила игру «Угадай, что нарисовано». Дети рассматривали рисунки и рассказывали, что там нарисовано (синий дом, желтое солнце и т. д.).

Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. Для обогащения сенсорного опыта: проводим наблюдения за явлениями в природе (облаками, небом и т. д.), рассматриваем одежду детей, игрушки, комнатные растения, читаем книги и рассматриваем иллюстрации к ним. На основе этого опыта происходит упорядочение знаний, и закрепление его в течение дня.

     

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей» Возраст1.6-2 года

Доклад на тему «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей» Возраст1.6-2 года (из опыта работы)адрес ссылки: http://nsportal.ru/sites/default/files/013/2/sensornoe_vospitanie_v_povsednevnoy_zhiz...

Доклад на родительском собрании на тему: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».

Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к ...

Доклад по теме "Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представл...

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.З...

Доклад "Сенсорное воспитание"

ДОКЛАД «Сенсорное воспитание»Подготовила воспитатель: Власова Л.А. 2023 годГ. ЗаволжьеЧто такое сенсорное воспитание Сенсорное воспитание — это развитие представлений ...

Доклад по теме «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста»

Каждый ребёнок от рождения наделён огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии.Период...