Доклад "Сенсорное воспитание"
статья (младшая группа)

Л.А.Власова

ДОКЛАД

 

«Сенсорное воспитание»

Подготовила воспитатель: Власова Л.А.

 

2023 год

Г. Заволжье

Что такое сенсорное воспитание 

Сенсорное воспитание — это развитие представлений ребёнка о свойствах предмета. Такое воспитание происходит через поощрение изучения окружающего мира: чем больше он видит и трогает разные предметы, слышит интересные звуки, тем активнее он учится разными органами чувств ощущать и воспринимать мир.

В результате сенсорного воспитания у ребёнка должны появиться представления о форме, цвете, величине, положении в пространстве,  запахе, материале, вкусе, количестве и прочих свойствах вещей в окружающем мире. С помощью них формируются сенсорные эталоны — общепринятые образцы свойств предметов, которыми взрослые пользуются ежедневно, даже не замечая этого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sensornoe_vospitanie.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1»

ДОКЛАД

«Сенсорное воспитание»

Подготовила воспитатель: Власова Л.А.

2023 год

Г. Заволжье

Что такое сенсорное воспитание

Сенсорное воспитание — это развитие представлений ребёнка о свойствах предмета. Такое воспитание происходит через поощрение изучения окружающего мира: чем больше он видит и трогает разные предметы, слышит интересные звуки, тем активнее он учится разными органами чувств ощущать и воспринимать мир.

В результате сенсорного воспитания у ребёнка должны появиться представления о форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, материале, вкусе, количестве и прочих свойствах вещей в окружающем мире. С помощью них формируются сенсорные эталоны — общепринятые образцы свойств предметов, которыми взрослые пользуются ежедневно, даже не замечая этого.

Как происходит освоение сенсорных эталонов

Исследователи выделяют следующие этапы:

  1. Этап сенсорных предэталонов (6 месяцев — 2,5 года).

В это время ребёнок знакомится с базовыми формами, цветами, пространственными понятиями и другими простейшими свойствами предметов.

  1. Этап знакомства с предэталонами через сравнение (3–7 лет)

На этом этапе ребёнок начинает сравнивать характеристики вещей и учится выделять общее и отличия. Например, малыш понимает, что предмет зелёный, через сравнение с травой: мяч зелёный, как трава.

  1. Этап сравнения качеств предметов с общепринятыми эталонами (с 6–7 лет)

В качестве сенсорных эталонов цвета начинают выступать семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. В качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер, в слуховом восприятии — звуковые отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты, во вкусовом — четыре основных вкуса и их сочетания, в обонятельном восприятии — узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, тяжёлые. Всё это помогает лучше ориентироваться в мире.

Зачем необходимо сенсорное воспитание

Сенсорное воспитание:

— помогает считывать информацию, чтобы в дальнейшем её правильно обрабатывать;
— развивает наблюдательность и внимание;
— упорядочивает представления ребёнка о внешнем мире через понимание сенсорных эталонов;
— помогает лучше учиться;
— является основой развития воображения и даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— закладывает основу для перехода от чувственного к рациональному познанию, от восприятия — к мышлению.

Более того, множество профессий имеет выраженную сенсорную основу. Например, архитектор или художник должны обладать высокой точностью восприятия окружающего мира и различать формы, а музыкант и врач — обладать высоко развитым слуховым восприятием.

Что должен знать дошкольник

Своевременное сенсорное восприятие на этапе дошкольного возраста — главное условие познавательного развития растущего человека, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, формирования эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира.

Пробелы в сенсорном развитии малыша трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем периоде. В школьном возрасте эти пробелы могут проявиться в виде отставания в развитии, затрудняющего овладение знаниями основ наук.

Поэтому в течение дошкольного возраста ребёнок должен приобрести представления:

  • о цвете (цвета радуги);
  • величине (большой, маленький, средний и т. п.);
  • форме (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);
  • вкусе (сладкий, горький, солёный, кислый);
  • запахе;
  • массе (тяжёлый, лёгкий);
  • положении в пространстве (право, лево, внизу, вверху, близко, далеко и т. п.);
  • ориентировании во времени (утро, день, вечер, ночь и час);
  • звучании предметов (громко, тихо, высоко, низко);
  • речевом слухе (гласные, согласные, твёрдые, мягкие);
  • материале (мягкий, твёрдый, пушистый, гладкий и т. п.).

Какие игры развивают сенсорное восприятие мира

Все игры, предполагающие взаимодействие ребёнка с предметами, являются частью сенсорного воспитания. Важно сделать так, чтобы ежедневные занятия малыша развивали разные органы чувств и задействовали работу со всеми категориями мышления: массой, цветом, формой и другими.

В этом тексте мы приведём несколько примеров полезных игр, которые можно проводить для детей.

  1. Развитие зрительных ощущений.

Для этого поиграйте в «Солнечного зайчика». Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малыша на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, полу и потолку. Затем предложите дотронуться до него — и поймать.

  1. Знакомство с геометрическими фигурами.

Предложите ребёнку обвести контуры фигур на бумаге, ощупать фигуру, проводя ладонью по поверхности. Попросите найти предметы, похожие на какую-нибудь фигуру.

  1. Сравнение предметов по величине.

Для ознакомления с величиной можно использовать приём приложения предметов друг к другу. По мере накопления опыта сравнение предметов по размеру осуществляется на глаз.

  1. Знакомство с цветом.

Цвет распознаётся приложением предметов друг к другу, наличие границы показывает разность цвета.

  1. Знакомство с материалами.

Здесь поможет игра «Кот в мешке». В непрозрачный пакет или мешочек кладутся различные предметы, которые можно определить на ощупь, например грецкий орех, разные крупы, вата, шишка т. п.

Есть и другие современные игрушки, направленные именно на сенсорное развитие. Можно приобрести или сделать самим набор цветных палочек, с помощью игр изучать через них цвет и познакомить малыша с категориями размера, количества, величины.

Для изучения категорий вкуса, высоты и громкости звука, запахов стоит придумать игры, которые легко встраиваются в ежедневную рутину конкретно вашей семьи.

Итак, сенсорное воспитание — это каждодневная работа со всем, что окружает нас. С возрастом у ребёнка начинает накапливаться представление о форме, цвете, величине и других свойствах предметов.

Знакомя детей с различными категориями, не стоит добиваться запоминания названий и их дальнейшего употребления. Главное, чтобы ребёнок учился учитывать свойства предметов во время действий с ними.

В раннем возрасте предметный мир вызывает у малыша наибольший интерес, а взрослым важно помочь ему обеспечить полноценную сенсорную среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...