Развитие у дошкольников восприятия цвета
консультация по рисованию (младшая группа) на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_u_doshkolnikov_vospriyatiya_tsveta.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Развитие у дошкольников восприятия цвета

Ознакомление детей 3-4 лет с цветом

Знакомство с цветовыми эталонами начинается с формирования у детей представлений о хроматических и ахроматических цветах, с усвоения их названий. В младшей группе особое внимание уделяется формированию у детей представлений о красном, синем, желтом и зеленом цветах. Дети в процессе практических действий учатся узнавать и называть эти цвета: выбирают заданный цветовой эталон из множества разноцветных, закрашивают предметное изображение определенным цветом, соединяя представления о цвете с представлениями, о реальных предметах. У детей формируется отношение к цвету как важнейшему признаку предметов, расширяются знания о предметах, которые имеют постоянный признак того или иного цвета. Дидактические игры и упражнения подбираются с учетом постепенного их усложнения, повторения с использованием нового наглядного материала.

Малышей следует знакомить и с оттенками цветов. В обиходе принято давать характеристику оттенков того или иного цвета, указывая только их светлоту (светло-красный, темно-красный). На этом этапе детей необходимо учить сравнивать три объекта красного, желтого, зеленого, синего цветов, отличающихся по светлоте. При этом дети овладевают и сравнительной оценкой светлоты предметов (темнее, светлее, еще светлее) в возрастающей степени.

При ознакомлении детей с системой цветов следует включать действия, направленные на сопоставление разных цветов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. С этой целью используются упражнения, в которых детям необходимо, например, узнать и выбрать такой же объект по цвету, оттенку в пространстве (с постепенным увеличением расстояния восприятия), по наглядно представленному образцу из множества разноцветных и др.

В процессе действий с цветами от детей требуются запоминание и использование их названий. Это ведет к закреплению представлений о каждом цвете и к возможности выполнения действий по словесной инструкции.

При ознакомлении с цветами спектра и особенно с их оттенками большое значение имеет самостоятельное их получение детьми: так, например, дети учатся получать два оттенка синего цвета и три оттенка зеленого, окрашивая краской воду.

Представления об основных разновидностях цвета, которые усваивают дети, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

 Обучение применению представлений о цвете предполагает выработку умения группировать предметы: сначала различающихся по форме, величине, назначению, но имеющих одинаковый цвет; затем имеющих одинаковый цвет, но отличающихся оттенками. Работу с детьми следует начинать с показа объединения однородных по цвету объектов в группы, связанного с употреблением педагогом обобщенного названия, представления детям образца действия по созданию группы.

Особую трудность для детского восприятия представляют те задания, в которых требуется оценить сочетание цветов, составляющих сложную структуру. В процессе такой работы следует следить за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно отбирали цветовой материал и правильно его использовали.

Путь к овладению обследованием цветовых сочетаний лежит через обучение их построению сначала по образцу, а затем по замыслу.

Дидактические игры и упражнения должны включать занимательные умственные задачи в сочетании с активными действиями по использованию эталонов цвета. Цветовой материал подбирается с учетом доступности для активного восприятия малышей и его обследования.

При проведении дидактических игр и упражнений по формированию представлений о цвете детям четвертого года жизни необходимо объяснять их правила по ходу. «Возьмите темно-красный цветок и приложите его вот к этому стебельку». (Показывает.) После того как дети выполнят задание, вновь обращается к ним: «Теперь возьмите самый темно-красный цветок из оставшихся и приложите его вот сюда». (Показывает.) «Какой цветок остался? Куда его нужно приложить?»

Игра повторяется до тех пор, пока ее участники не усвоят основное правило: «Каждый раз выбираю самый темный объект из оставшихся». Усвоив правило, дети охотно выполняют подобные задания с объектами другого цвета.

В конце игры педагог, как правило, отмечает только положительные стороны: играли дружно, узнали о... (назвать конкретно цвет, оттенок цвета), научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки и т.д.

Основы цветовой грамоты

Говоря об объективно существующих цветах, необходимо знать их характеристики, а также особенности воздействия на человека.

Цвет может иметь коммуникативное значение, которое предполагает различение, выделение, объединение объектов; символическое, указывающее на явление, предмет или сущность и выразительное (экспрессия), передающее определенное чувство и вызывающее соответствующие эмоции (триединство цвета).

Цвет на изображение накладывается естественно, поэтому такие выразительные характеристики, как теплый (красный), холодный (голубой), близкий (желтый), далекий (синий), легкий (белый), тяжелый (черный), со временем приобретают устойчивое значение ассоциаций.

Цветовые коммуникативные (связующие) обозначения являются, по существу, вспомогательными операциями, помогающими восприятию основного содержания.

Различительная — первичная функция цвета. Ее могут выполнять не только отдельный цвет и его оттенки, но и определенное сочетание цветов — гамма, отличная от цветовой гаммы объектов другого характера. Например, по цвету различают отдельные предметы или группы предметов: овощи и фрукты, предметы одежды и т.д.

Выделительная функция означает не только факт отличия предметов по цвету, но и особый его характер, учитывающий цветовые взаимоотношения с окружающими предметами или цветовой средой. При сравнении объектов цвета наблюдается противопоставление одних цветов другим (контраст цветов).

Все существующие цвета в природе принято делить на две группы: хроматические (цветные, окрашенные) — все цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) и оттенки спектра; и ахроматические (бесцветные) — белый, черный и все переходы серого.

Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлоты, т.е. могут быть светлее или темнее.

Хроматические цвета имеют три основных свойства: цветовой тон, светлоту и насыщенность.

Цветовой тон — основная характеристика цвета, термин для обозначения оттенка цвета (красный, зеленый, желто-зеленый). Существует множество цветовых тонов, значительно больше, чем придумано для них названий. Развитый человеческий глаз способен различать до 360 оттенков цвета.

Светлота (тон, светосила цвета) — это большая или меньшая близость к белому цвету. Чем дальше от темного, тем большую светлоту имеет цвет. Темные цвета получают в результате смешения с черной краской, а светлые — с белой или разбавлением водой.

Светлота — качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Любой хроматический цвет по светлоте может быть сопоставлен с ахроматическим цветом.

Необходимо различать понятия «тон» и «цвет». Говоря о цвете, мы имеем в виду многоцветность окраски. Тон — это, во-первых, художественный строй произведения, его колорит (употребляется для характеристики художественных произведений). Например, можно сказать: коричневый тон картины. Во-вторых, он может определять светлотные отношения в произведении. В этом случае употребляется также термин «светлота» или «светосила».

Насыщенность (интенсивность цвета, цветосила) — это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте серого цвета.

Цвет наибольшей насыщенности — это чистый цвет, т.е. цвет без примеси других цветов. Насыщенность цвета можно уменьшить, добавив к нему белый или черный цвет. При добавлении белого цвета получают разбеленные (пастельные) цвета.

В группе хроматических цветов различают теплые и холодные цвета. Деление это условное. Теплые цвета связываются с представлением об огне, солнечном свете — это красный, оранжевый, желтый и все оттенки этих цветов, а холодные — с представлением о воде, снеге и т.п. — это синий, голубой, сине-зеленый, сине-фиолетовый и все цвета, полученные от смешения с ними. Зеленый цвет считается нейтральным, со всеми оттенками он наиболее благоприятен для зрения человека.

Все теплые цвета спектра обладают свойством выступать, т.е. зрительно приближаться, а холодные — отступать, т.е. зрительно удаляться. Самый холодный цвет — сине-зеленый, самый теплый — оранжевый.

Теплые цвета еще называют активными, а холодные — пассивными.

Деление на теплые и холодные цвета в основном относится к чистым цветам, так как в пределах каждого цвета бывают более теплые и более холодные оттенки. Например, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым — если с желтоватым. Зелено-желтый — теплый, зелено-синий — холодный и т.д. К тому же цвет зависит и от окружения, т.е. от того, что находится рядом. Особенно это относится к зеленому цвету: рядом с теплым (желтым) он холоднее и, наоборот, рядом с холодным (синим) — теплее. Красный теплее по сравнению с фиолетовым, но холоднее по сравнению с оранжевым. На этом свойстве основано усиление сочетания цветов: так, оранжевый рядом с синим кажется еще ярче, теплее, а синий — холоднее.

Любой цвет в окружении более светлых цветов кажется темнее, а в окружении более темных — светлее. Это явление называется светлотным контрастом. Примером является различие в восприятии одного и того же квадрата серого цвета на черном и белом фоне: на светлом фоне цвет фигуры кажется более темным, а на темном — более светлым.

Цветовой контраст проявляется в следующем: белый, серый и черный цвета в окружении хроматических приобретают дополнительный оттенок цвета. Например, три серых квадрата одинаковы, но на синем фоне они приобретают оранжевый оттенок, на желтом — сиреневый, на зеленом — розовый.

Цветовой контраст проявляется и по отношению к холодным и теплым цветам. Например, серый фон для красной фигуры покажется холодным, а для синей и зеленой — теплым.

Под цветовым контрастом понимают любую противоположность цветов: различие по цветовому тону, насыщенности и светлоте, т.е. контраст в широком понимании. Контрасты цветов могут быть сильными (прямыми), средними и слабыми (обратными).

Сильные цветовые контрасты производят резкое впечатление. Например, это контраст черного и белого, желтого и синего, красного и зеленого, оранжевого и зеленого. Различие в насыщенности усиливает контраст.

Слабые цветовые контрасты придают композиции мягкость и нежность. Это сочетание серого и черного, красного и фиолетового, желтого и оранжевого, оранжевого и малинового и т.п.

Средние контрасты наиболее уравновешенны и изысканны. Например, красный и синевато-фиолетовый, красный и серовато-коричневый, оранжевый и фиолетово-сиреневый.

Кроме сильных, средних и слабых контрастов, которые построены на подчеркивании одного цвета другим, большое значение имеют контрасты между холодными и теплыми цветами. Даже легкое контрастирование активизирует эти цвета, делает их звучание богаче и ярче.

Интересно влияние контура на цветовой контраст. Если обвести границы контрастирующих цветов контуром черного цвета, то впечатление контраста усиливается. Это придает орнаменту большую выразительность и увеличивает общее эстетическое впечатление, так как усиливает звучание хроматических цветов.

Различные цвета вызывают у человека неодинаковое настроение: светлые — лирическое, яркие — приподнятое, темные и тусклые — угнетенное, а пестрота и дисгармония красок раздражают.

Гармония в цвете — это согласованность, равновесие цветовых пятен. Гармоничность сочетаний часто заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, а также в сопоставлении близких цветов, воспринимающихся как оттенки одного цвета.

Цвета зелено-голубые, зелено-желтые различных оттенков считаются наиболее благоприятными для зрения, успокаивающими.

Восприятие цвета зависит и от освещения. Свет и цвет неразделимы. Без света нет и цвета. Цвет есть ощущение, вызываемое светом. Благодаря свету человек различает форму и цвет предметов.

Программа развития восприятия цвета

I полугодие

• Формировать первоначальные знания об эталонах цвета. Развивать зрительную, перцептивную ориентировку при восприятии цвета. Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет».

• Учить узнавать, выделять объекты красного цвета из множества разноцветных (синих, желтых, зеленых); выделять цвет, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, назначения); соотносить три оттенка красного цвета, сопоставлять цвет предмета с эталоном. Упражнять в соотнесении объектов красного цвета, в выделении красного цвета из группы разноцветных. Развивать практические действия: пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного предмета на другой, умение осуществлять зрительный контроль за выполнением этих действий.

• Учить узнавать, выделять объекты желтого цвета из группы разноцветных. Формировать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при выделении объектов заданного цвета из множества разноцветных. Упражнять в соотнесении трех оттенков красного и желтого цветов.

• Учить узнавать, выделять объекты синего цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности, а также малой насыщенности и высокой светлоты. Упражнять в ранжировании объектов красного и синего цветов в ритмически заданной последовательности, систематизации предметов по цвету.

• Учить соотносить три оттенка красного и три оттенка синего цветов. Упражнять в выборе цвета по образцу при соотнесении двух оттенков красного, двух оттенков синего, двух оттенков желтого цветов. Развивать способность различать в знакомых предметах красный, синий, желтый цвета.

• Учить узнавать и называть белый и черный цвета. Упражнять в узнавании белого (черного) цвета из множества разноцветных (красных, синих, желтых, зеленых).

• Формировать умение получать два оттенка синего и три оттенка зеленого цвета, используя способ окраски воды.

• Развивать способность сравнивать три объекта красного, желтого, зеленого и синего цветов, отличающихся по светлоте. Способствовать овладению сравнительной оценкой светлоты предметов (темнее, светлее, еще светлее). Учить ранжировать объекты по возрастающей степени светлоты: сначала раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу — начинай с самого темного.

II полугодие

• Учить узнавать, выделять объекты зеленого цвета по образцу из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. Упражнять в составлении ряда из аналогичных по цвету предметов. Формировать умение получать три оттенка зеленого цвета, используя способ окраски воды, и называть их: «темный», «светлее», «самый светлый».

Формировать умение ранжировать объекты красного и зеленого цветов в ритмически заданной последовательности с использованием образца.

Учить соотносить три оттенка красного и зеленого цветов. Развивать способность устанавливать сходства и различия между зрительно воспринимаемыми изображениями предметов и на этой основе делать необходимое обобщение.

• Тренировать в составлении узора с использованием хроматических и ахроматических цветов. Развивать упорядоченное восприятие при выкладывании орнамента.

• Упражнять в применении обобщающего понятия «цвет» в практической деятельности. Познакомить детей с предметами окружающего мира, имеющими постоянный признак цвета, учить ориентироваться на этот признак при узнавании предмета.

Основные задачи в ознакомлении

детей четвертого года жизни с цветом:

1. Овладение системой цветовых эталонов

• знакомство с хроматическими цветами,

• знакомство с ахроматическими цветами,

• обучение получению цветовых тонов,

• знакомство с изменяемостью цветовых тонов по светлоте.

2. Формирование способов обследования цветовых свойств предметов

• обучение действиям идентификации предметов и их изображений по цвету,

• упражнение в сопоставлении предметов и их изображений по цвету,

• закрепление знаний о цвете в памяти,

• обучение действиям с цветом по словесной инструкции,

• закрепление представлений о цвете в пространстве. 3. Развитие аналитического восприятия цвета

• обучение построению цветовых сочетаний по образцу,

• обучение построению цветовых сочетаний по замыслу,

• обучение составлению рядов из аналогичных по цвету предметов,

• обучение составлению рядов из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.

Подготовила воспитатель по ИЗО Гараева Э.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет

Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов. Восприятие младших дошкольников (3-4 года) носит предметный хар...

Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»

Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...

Требования к разделу "Развитие зрительного восприятия"(Сенсорное восприятие цвета, формы, величины)

Содержание требований программы по разделу«Развитие зрительного восприятия» ФОРМИРОВАНИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ   О   СИСТЕМЕ   ЭТАЛОНОВ   ВЕЛИЧИНЫ I год...

Дидактическая игра для развития восприятия цвета для детей раннего возраста "Подбери наряд по цвету".

Данная игра направлена на развитие восприятия цвета у детей раннего возраста. Игру можно включить как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в совместную деятельность взрослы...

Развитие у дошкольников восприятия цвета.

Развитие у дошкольников восприятия цвета.Ознакомление детей 3-4 лет с цветом....

Игры на развитие у детей восприятия цвета

Игры  будут полезны  родителям....

Дидактическая игра для развития восприятия цвета для детей раннего возраста "Одень ребят по цвету".

Данная игра направлена на развитие восприятия цвета у детей раннего возраста. Игру можно включить как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в совместную деятельность взрослы...