Требования к разделу "Развитие зрительного восприятия"(Сенсорное восприятие цвета, формы, величины)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру по теме

Исаева Дарья Сергеевна

Содержание требований программы по разделу

«Развитие зрительного восприятия»

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ   О   СИСТЕМЕ   ЭТАЛОНОВ   ВЕЛИЧИНЫ

 

I год обучения

II год обучения

III год обучения

IV год обучения

Учить находить большие и маленькие предметы;

 

 

 

учить различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой, маленький);

 

учить выделять, соотносить и словесно обозначать величину предметов: большой - меньший, маленький - высокий, ниже -  низенький, толстый - тоненький и т. д.;

учить узнавать и словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах;

учить зрительному анализу величины предметов;

учить зрительно анализировать ширину, длину, высоту предметов;

 

учить зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения;

закреплять умение измерять два предмета путем наложения, приложения в играх

 

продолжать учить называть, сличать величину предметов путем наложения, приложения;

 

учить устанавливать взаимосвязи между предметами по величине;

отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине (5-6)

располагать на ф/г, столе предметы по убывающей, возрастающей величине;

продолжать учить устанавливать взаимосвязи между предметами по величине;

отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине; (7-8)

располагать на ф/г, столе предметы по убывающей, возрастающей величине;

 

 

учить выделять и словесно обозначать величину реальных предметов;

учить проводить замеры с помощью условных мер;

учить сличать размеры разных предметов;

развивать глазомер.

продолжать развивать глазомер.

упражнять глазомер;

учить замечать величину реальных предметов:

называть в процессе наблюдения: близкие и дальние, высокие и низкие, широкие и узкие объекты;

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИСТЕМЕ ЭТАЛОНОВ ФОРМЫ.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ

 

 

I год обучения

II год обучения

III год обучения

IV год обучения

Учить различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал);

Продолжать учить различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);

Закреплять умение различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб) в разных пространственных положениях;

Упражнять в различении и назывании геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб трапеция, пятиугольник) в разных пространственных положениях;

учить соотносить форму геометрических фигур с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус);

закреплять умение соотносить форму геометрических фигур с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус);

учить отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемные тела(шар, эллипсоид, конус, куб, призма)

упражнять в  отличении геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемных тел(шар, эллипсоид, конус, куб, призма)

учить соотносить, находить форму геометрических и объемных фигур в реальных предметах;

 

развивать умение использовать эталоны формы (геометрические фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке;

обучать использованию форм геометрических и объемных фигур как эталона для анализа основной формы реальных предметов;

 

учить детей анализу формы предметов соответственно эталонам;

 

учить правильно употреблять понятия круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, овальная форма.

учить включать в описательную речь понятия: крупная форма, угольная форма;

учить анализу формы предметов соответственно эталонам, оперируя понятиями

 

 

учить анализу сложной формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа строения формы предметов;

закреплять умение анализировать сложную форму предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа строения формы предметов;

 

 

учить использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.

продолжать учить использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.

 

 

 

учить создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры.

     

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА

 

I год обучения

II год обучения

III год обучения

IV год обучения

Различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный);

Развивать цветовосприятие, закреплять знание основных цветов спектра: красный оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый (коричневый, черный);

Уметь отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту;

Продолжать учить называть основные цвета и оттенки(по насыщенности, светлоте);

учить соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов;

учить группировать предметы однородные по признаку цвета.

учить узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире

учить ориентироваться на цвет, как постоянный признак предметов и явлений окружающегося мира;

учить находить предметы определенного цвета в окружающем мире;

продолжать учить находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире;

учить находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире;

закреплять умение находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире;

учить группировать предметы однородные по признаку цвета.

продолжать учить группировать предметы по признаку цвета в играх.

учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками цвета;

учить правильно использовать эталоны цвета при описании классификации группы предметов;

 

 

учить создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием ф/г и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений;

учить создавать узоры, цветные композиции на ф/г, магнитной доске, из мозаики;

 

 

учить замечать цвет движущихся объектов.

учить различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов.

 

ФОРМИРОВАНИЕ И УТОЧНЕНИЕ ЗНАНИЙ О СВОЙСТВАХ И КАЧЕСТВАХ ПРЕДМЕТОВ. РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ОПЕРАЦИЙ И СИСТЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ

 

I год обучения

            II год обучения

III год обучения

               IV год обучения

развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира,

 

 

формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности;

 

учить целенаправленному, осмысленному зрительному наблюдению предметов и явлений окружающей действительности,

 

 

расширять представление о предметах и явлениях окружающей действительности;

 

воспитывать интерес к окружающему миру;

 

формировать устойчивый интерес к наблюдению, поиску воспринимаемых объектов;

 

формировать заинтересованность и положительное отношение к наблюдению, поиску, анализу воспринимаемых объектов;

 

продолжать формирование заинтересованности и положительного отношения к наблюдению, поиску, анализу предметов и явлений окружающего мира;

формировать действия с предметами, формировать зрительные способы обследования формы предметов;

 

учить осязательно-зрительным способом обследовать предметы;

закреплять умение зрительного обследования предметов;

развивать скорость и полноту зрительного обследования предметов;

 

развивать умение замечать форму, цвет в окружающих предметах;

 

закреплять умение анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение;

 

закреплять умение анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам;

 

закреплять умение выделять главные (существенные) признаки;

 

учить находить предметы определенной формы, цвета, величины в окружающем мире;

 

Продолжать учить предметы определенной формы, цвета, величины и пространственного положения в окружающем мире;

Закреплять умения находить предметы определенной формы, цвета, величины в окружающем мире;

Упражнять в нахождении предметов определенной формы, цвета, величины и пространственного положения в окружающем мире;

учить группировать однородные предметы по одному из сенсорных признаков(форма, цвет, величина);

 

продолжать учить группировать предметы по одному из сенсорных признаков (форме, цвету, величине) в играх;

 

учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками (форма, цвет, величина и пространственное положение);

упражнять группировать предметы по отдельным признакам (форма, цвет, величина или пространственное положение);

учить видеть движущиеся объекты:

- наблюдать на улице за     движением транспорта, ходьбой, бегом людей, животных;

 

различать движущиеся предметы, понимать, называть словом скоростные качества движения (быстро, медленно);

 

продолжать учить различать движущиеся предметы, понимать, называть словом скоростные качества движения (быстро, медленно);

 

упражнять в различении движущихся предметов, назывании скоростных качеств движения;

учить  выполнять движения в разном     темпе;

продолжать учить  выполнять движения в разном  темпе;

закреплять умение  выполнять движения в разном  темпе;

упражнять в  выполнении движения в разном  темпе;

 

учить пользоваться при рассматривании оптическими средствами коррекции (лупы, бинокли).

учить пользоваться при рассматривании оптическими средствами коррекции (лупы, бинокли).

учить пользоваться оптическими средствами (лупами, линзами, биноклями) при рассматривании предметов;

 

 

РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.

 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ СЮЖЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

 

I год обучения

II год обучения

III год обучения

IV год обучения

1. Учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному или контурному изображению:

- находить реальный предмет по цветному, по силуэтному, по контурному изображению;

 

 

1. Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с реальными предметами;

-       учить сличать изображения с реальным предметом в играх;

 

  1. Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с реальными предметами;

-       учить описывать предметы и находить их по описанию;

-       находить по части предмета целый;

составлять из частей целое;

 

Продолжать учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с реальными предметами;

-        учить описывать предметы и находить их по описанию;

-       находить где детали, где целый предмет, составлять и дополнять из частей целый предмет: сюжетное изображение;

- учить различать, называть и сравнивать предметы с изображением на картинке, последовательно выделять основные признаки.

 

 

 

 

 

1.                   Учить правильно воспринимать картину по заданному плану.

 

2.                   Учить видеть расположение предметов на картине:

- называть предметы, расположенные ближе – дальше,

- учить понимать заслоненность одного предмета другим при изображении и в действительности.

2. Учить видеть расположение предметов на картине:

- называть предметы, расположенные ближе – дальше,

- учить понимать заслоненность одного предмета другим при изображении и в действительности.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Конспект занятия «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)»

Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой сферы Развитие ли...

Занятие «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)»

Занятие «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)»...

Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»

Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...

Освоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины в дидактических играх с детьми раннего дошкольного возраста

Освоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины в дидактических играх с детьми раннего дошкольного возраста...

Проект по сенсорному развитию с детьми раннего возраста «Цвет, форма, величина»

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого....