Программа по художественно-эстетическому развитию : "Жар-Птица"
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Образовательная программа дополнительного образования для детей по художественному творчеству : "Жар-Птица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhar-ptitsa.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Государственное бюджетное образовательное учреждение

                               города  Москвы Школа № 1161

Образовательная программа

дополнительного образования для детей

по художественному творчеству

«Жар-птица»

                                                            Возраст детей: 3-7 лет

                                                              Срок реализации: 1 год

 

 Составитель:

                                                                           воспитатель первой категории

                      Борзёнкова С.А.

                                                               

                                               

Москва 2015-2016          

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его заинтересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Все нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

                                        В. Берестов

Нетрадиционные техники рисования

Пояснительная записка

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детском саду чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Необходимо научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать процесс можно включать размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а так же комбинировать разные материалы, используя специальные изобразительные техники. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования нескольких материалов.    Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.

Программа «ЖАР-ПТИЦА» призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Формируясь в художественно-изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком-либо виде искусства, но в любой другой области жизни человека.

Новизной данной программы дополнительного образования является новая, отличная от традиционных, форма развития в изобразительной деятельности. Представленные в программе различные техники ранее не использовались в работе с детьми.

Рисование — одно из самых любимых занятий детей.  Значение рисования для развития ребенка переоценить невозможно. Прежде всего, оно воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Это своеобразная игра. Увлекаясь рисованием, он придумывает сюжет, претворяет его в жизнь, видит результат своей работы, старается сделать лучше, красивее, выразительнее.  

Но рисование необычными способами, т. е использование нетрадиционных техник рисования, вызывает у детей еще больше положительных эмоций.

Благодаря этому происходит развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, чувства прекрасного.  У ребенка развивается глазомер, он учится ориентироваться на листе бумаги. Вырабатывается внимание, усидчивость. Реализуя свои задумки на бумаге, ребенок чувствует свободу, становится увереннее. Используя нетрадиционные техники рисования, ребенок не боится, что у него не получится, в результате у малыша проявляется интерес к рисованию и как следствие – желание творить. И конечно, развивается мелкая моторика рук, что очень важно для развития речи и подготовки руки к письму.

Цель программы – ознакомление детей с наиболее полным спектром различных нетрадиционных техник изобразительного  искусства.

Достижение данной цели невозможно без обучения дошкольников навыкам обращения с разнообразными художественными материалами как средствами творческой выразительности.

Задачи:

- развитие индивидуальных, личностных качеств, положительной мотивации, устойчивого интереса к творческой деятельности;

- развитие творческого воображения, образного и логического мышления;

- создание условий для экспериментирования с художественными материалами, изобразительно-выразительными средствами;

 

- воспитание чувства сотрудничества в совместной творческой работе.

            Принципы построения программы:

  1. Системность занятий.

Принцип опирается на следующие научные положения: ребенок только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения состоит из отдельных шагов и протекает тем успешнее, приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыков -- они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

  1. Доступность материала.

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся.

  1. От простого к сложному.

Оно означает необходимость последовательного перехода обучения от хорошо известного и понятного детям материала, с освоением которого они справляются сравнительно легко, к усвоению того, что представляет известные затруднения, преодоление которых требует затраты определенных усилий.

  1. Повторность материала.

Принцип повторности выражается и в концентрическом расположении программного материала. Умения, приобретаемые в одной группе, постепенно усложняются в других группах как в плане качества изображения, так и в плане выразительности образов. Принцип повторности осуществляется между предметными и сюжетными темами. Сюжетная тема может быть дана в том случае, если основные предметы, входящие в сюжет, дети уже изображали. Но это не простое повторение знакомой формы, а передача ее в действии, обусловленном сюжетом. Повторение изученного материала всегда должно включать элементы нового, что поможет избежать однообразия в обучении. Изображая предмет в какой-то новой ситуации, ребенок начинает творчески мыслить.

  1. Разнообразие тематики и изобразительных техник.

Все представленные в программе нетрадиционные художественно-графические техники изучены и апробированы. Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т.е. для проявления и развития детской одаренности в рисовании.

В младшем дошкольном возрасте используется   рисование пальчиком, рисование  ладонью, кулачком. Печатать кулачком или ладошкой будет интересно из разных позиций: боковым основанием, согнутыми пальчиками, а также с отведенным в сторону большим пальцем, разведенными в сторону пальцами или собранными вместе.

Для занятий необходимо приготовить гуашь. Налить  ее в такую емкость, в которую легко будет обмакнуть ручку или пальчики, смотря какой вид рисования выбирается. Либо  нанести краску кисточкой. Также приготовить салфетку и воду, чтобы вытереть ручки малыша. После того, как отпечаток подсохнет, дорисовать детали.  Посмотреть на полученный отпечаток и пофантазировать вместе с малышом, на что или на кого похоже изображение, какие детали надо дорисовать. Это может быть солнышко, ежик, цветок, бабочка, птичка и многое другое.

Пальчиком малыш может нарисовать снег, дождь, листья на дереве, цветок,  горошины на платье или на чашке. Заранее можно приготовить трафареты, которые юный художник будет украшать.

                            Рисование  тычком или ляпушкой.

         Для рисования тычком нужна жесткая кисточка и неразведенная гуашь. Смачивать кисть в воде не надо. Приготовьте трафарет пушистого зверька: зайчика или мишки.  Кисть необходимо держать вертикально и резко наносить на бумагу тычки. Такая техника дает эффект пушистости. Можно рисовать снег белой краской на синем фоне, снеговика.

Чтобы получить ляпушки, надо к фломастеру или карандашу прикрепить паралон, закрепив его нитью. Сделать  ляпушки разных размеров, а обмотав ватой спичку, можно получить  мини-ляпушку. Ляпушку также, как и жесткую кисть, держать надо вертикально, заполнять рисунок можно по шаблону или трафарету, обмакивая ляпушку в густую краску.

Нетрадиционные техники рисования

По такому же принципу можно рисовать печатями. Сейчас их можно купить в магазинах.

Нетрадиционные техники рисования с детьми 4-7 лет

В среднем и старшем дошкольном возрасте к этим техникам рисования можно добавить более сложные. Рассмотрим некоторые из них.

Кляксография

На лист бумаги жидкой краской капаем кляксу. С помощью трубочки дуйте на кляксу с разных сторон. Что получится, подскажет ваша фантазия.

Нетрадиционные техники рисования

Монотипия

         С помощью этой техники хорошо рисовать симметричные предметы. Для этого сложите лист бумаги пополам и на одной половинке нарисуйте предмет. Пока краска не высохла, сложите снова лист вдвое. На второй половинке получится отпечаток. После этого изображение можно дорисовать и украсить.

Рисование листьями

Такое рисование хорошо проводить осенью. Соберите опавшие листья. Нанесите на листья краску со стороны прожилок и аккуратно приложите к бумаге, прижмите и снимите листик, взяв его за черешок.

Рисование смятой бумагой

Приготовьте  тонкий поролон, пропитанный гуашью, лист бумаги, на котором будете рисовать и мятую бумагу.  Прижмите сначала смятую бумагу к поролону, а затем нанесите оттиск на рисунок.

Рисование набрызгом

Понадобится старая зубная щетка и расческа, а также трафарет или шаблон. На щетку наберите немного краски и разбрызгивайте ее с помощью расчески. Можно наносить так краски разных цветов, получается красиво.

Рисование по мокрой бумаге

Бумагу смочите поролоном, а под низ подложите влажную салфетку. Рисовать надо красками, получается очень интересный «размытый» эффект.

Рисование манкой

Для рисования этим способом приготовьте бумагу темных тонов, клей ПВА, кисточку, манку. Сначала надо нарисовать картинку карандашом, а потом сначала обвести ее клеем и пока он не просох посыпать манкой.

Обрывание бумаги

Аналогично рисованию манкой, но на клей следует приклеивать кусочки бумаги, рисунок при этом получается объемным.

Чтобы дети полюбили изобразительное искусство, просто необходимо использовать  нетрадиционные техники рисования.

                         

                                          Формы работы с детьми:

Групповая беседа.

Воспитание основ культуры общения оценивается как одна из важнейших воспитательных задач. При этом отмечается низкий уровень общения  воспитанников детского сада. Некоторые исследователи раскрывают оригинальные методы и приемы организации игровой деятельности старших дошкольников, направленные на формирование культуры общения (Л.Б. Лидак), при этом выделяют вежливость в качестве одного из важных сторон культуры дошкольников (Е.Ю. Яницкая); освещают особенности проявления вежливого поведения детей.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения детей дошкольного возраста.

Метод показа.

Дидактические игры.

Экспериментирование с художественными материалами.

Использование стихов, загадок, считалок, пальчиковых игр; индивидуальный подход.

Анализ детских работ, создание коллективных композиций.

Занятия проводятся в специально оборудованном помещении – Изостудии детского сада. Для успешной реализации программы необходимы материальная база, изобразительные материалы.

                Результатами работы в данном направлении должны стать:

  • активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

  • умение находить новые способы для художественного изображения;

  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Итогами проверки знаний, умений, навыков по усвоению программы является диагностика.

Форма подведения итогов реализации программы – еженедельные выставки после каждого занятия, персональные выставки детских работ.

Для того чтобы ребенок развивался, надо:
- Создать условия для хорошего настроения.
- Развивать речь ребенка.
- Удовлетворять его потребность в движениях и совершенствовать их.
- Усложнять и разнообразить деятельность малыша.
- Воспитывать положительные чувства, дружеские взаимоотношения со взрослыми и детьми, положительные черты характера, т.е. формировать нравственные качества.
- Воспитывать любовь и интерес к художественному слову и изобразительной деятельности, т.е. способствовать эстетическому развитию.
- Развивать способность к самостоятельному творчеству на основе усвоенных средств художественного выражения развития продуктивного воображения.
Во время этих занятий у детей является потребность общаться с другими детьми и со взрослыми. Случайно подмеченное сходство в штрихах с каким-нибудь предметом вызывает радость и желание поделиться с другими. Эти занятия воспитывают у детей ряд положительных качеств характера: настойчивость, усидчивость и сообразительность.

Программа рассчитана на 1 год работы с детьми от 3-7 лет из расчета  1раз в неделю. Продолжительность занятий для детей младшего школьного возраста 15-20 минут, среднего возраста 20-25 минут, для детей старшего возраста 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня для детей первой подгруппы в 16.00, для детей второй подгруппы в 16.30.  В программе по 32 занятия для каждой возрастной группы. Для каждого занятия подобран материал.

                             

                             Учебно-тематический план

 Младшая - средняя группы  

Перечень разделов

Наименование темы

Количество занятий

Раздел 1.

Ознакомительный

  1. В гостях у королевы Кисточки.
  2. Цветные стихи в картинках.
  3. Волшебная палитра.
  4. Загадочная «клякса».
  5. Забавные отпечатки.

5

Раздел 2.

Натюрморт

  1. Кисть рябины.
  2. Листик желтый, листик красный.
  3. Подснежники.
  4. Букетов цветов.
  5. Цветы на подоконнике.

5

Раздел 3.

Пейзаж

  1. Выпал беленький снежок.
  2. Посмотри в свое окно.
  3. Волшебный карандашик.
  4. Солнечная поляна.
  5. Самолет над городом.

5

Раздел 4.

Декоративное рисование

  1. Картинка в рамочке.
  2. Узор на стекле.
  3. Веселые снеговики.
  4. Ёлочка-красавица.
  5. Заюшкина избушка.
  6. Хрупкие снежинки.
  7. Декоративные дорожки.
  8. Солнышко, нарядись.
  9. Новое платье мамы.
  10. Сказочная птица.

10

Раздел 5.

Животные

  1. «Веселые медвежата».
  2. Ежиная семейка.
  3. Котята.
  4. Снегирь.
  5. Птичий двор.
  6. Веселые осминожки.
  7. Пестрые бабочки.

7

Итого занятий

32

Старшая - подготовительная группы

Перечень разделов

Наименование тем

Количество занятий

Раздел 1.

Натюрморт

  1. Осенний вальс.
  2. Растения рядом с нами.
  3. Черемуха.
  4. Оттиски и отпечатки.
  5. Белая береза.
  6. Астры.

6

Раздел 2.

Пейзаж

  1. В волшебном царстве.
  2. Зимние напевы.
  3. Северное сияние.
  4. Посмотри в свое окно.
  5. Снег, снег, кружится.
  6. На морском дне.
  7. Космические просторы.
  8. Избушка на курьих ножках.
  9. Я рисую море, голубые дали.
  10. Ночной пейзаж.
  11. Прогулка по Африке.

11

Раздел 3.

Декоративное рисование

  1. Расписное оконце.
  2. Волшебный карандашик.
  3. Перо жар-птицы.
  4. Ожившая сказка.
  5. Морозный узор на стекле.
  6. Игривые рыбки.
  7. На далекой удивительной планете.
  8. Преврощалочка.
  9. Красивые картинки из разноцветной нитки.

9

Раздел 4.

Животные. Люди.

  1. В царстве королевы Кисточки.
  2. Мир дельфинов.
  3. Такие разные мамы.
  4. Цирковые собачки.
  5. Серебряное копытце.
  6. Волшебные попугайчики.

6

Итого занятий

32

Содержание

Младшая - средняя группы

Месяц

     №

Тема

Практическое занятие, нетрадиционная техника

Октябрь

1

2

3

4

В гостях у королевы Кисточки

Цветные стихи в картинках

Волшебная палитра

Веселые медвежата

Знакомства с разными видами мазка;

Рисование-эксперементирование с разными цветами спектра;

Рисование с постепенным смешиванием красок;

Рисование медведя и елок (тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой).

Ноябрь

1

2

3

4

Кисть рябины

Ежиная семейка

Листик желтый, листик красный

Картинка в рамочке

Рисование пальчиками и тонкой кистью;

Рисование штриховкой восковыми мелками;

Нанесение гуаши на листья, отпечатывание, создание композиции;

Умение располагать рисунок в рамке листа, отрабатывание нажима на карандаш.

Декабрь

1

2

3

4

5

Выпал беленький снежок

Узоры на стекле

Веселые снеговики

Ёлочка-красавица

Заюшкина избушка

Монотипия, рисование пальчиком;

Тонирование листа по - мокрому, рисование ватной палочкой;

 Рисование с использованием шаблона;

Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки;

Рисование с использованием восковых мелков прямыми и круговыми штрихами.

Январь

 

   1

2

3

Котята

Снегирь

Хрупкие снежинки

Рисование методом тычка жесткой кистью, акварель + восковой мел;

Рисование с отображением характерных особенностей внешнего вида;

Рисование ватной палочкой и зубочистками.

Февраль

1

2

3

4

Декоративные дорожки

Солнышко, нарядись

Плыви кораблик

Посмотри в свое окно

Знакомство с элементами декоративной росписи;

Рисование с использованием декоративных элементов;

Монотипия, печать;

Рисование на заданной форме восковыми мелками с последующим тонированием акварелью.

Март

   

   1

   2

   3

   4

Цветные фантазии

Новое платье для мамы

Птичий двор

На что похожа клякса

«Растягивание» воскового мелка, сочетание воска и акварели

Рисование на готовой форме с использованием элементов декоративной росписи

Рисование методом тычка клеевой кистью, скомканной бумагой

Кляксография, дорисовывание тонкой кистью

Апрель

 

  1

   2

   3

   4

Подснежники

Сказочная птица

Веселые осминожки

Волшебный карандашик

Тонирование листа по сырому, рисование пальчиками

Рисование крыльев и хвоста ладошками

Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель

Рисование восковыми мелками с последующим покрытием акварелью

Май

1

2

3

4

Салют над городом

Букетов цветов

Пестрые бабочки

Солнечная поляна

Смешивание красок, набрызг зубной щеткой, печать по трафарету

Рисование ладошками и пальчиками

Монотипия

Рисование мать-и-мачехи (тычок клеевой кистью)

                         

                             Старшая - подготовительная группы

Месяц

Тема

Практическое занятие нетрадиционные техника

Октябрь

1

2

3

4

В волшебном царстве

Осенний вальс

Растения рядом с нами

Астры

Рассматривание разных оттенков спектра

Тиснение листьев восковыми мелками

Рисование с натуры

Рисование пастелью

Ноябрь

1

2

3

4

Расписное оконце

Волшебный карандашик

Мир дельфинов

Снег, снег, кружится

Витражное рисование

Знакомство с каракулеграфией

Рисование пастелью

Рисование пейзажа (черно-белый граттаж)

Декабрь

1

2

3

4

5

Перо жар-птицы

Серебряное копытце

Северное сияние

Морозный узор на стекле

Зимние напевы

Сочетание графических, аппликативных, коллеграфических элементов

Рисование гелевыми ручками на темном фоне

Рисование пастелью

Рисование в технике фотокопия (свеча + гуашь)

Рисование поролоном, пенопластом, ватными палочками

Январь

1

2

3

«Ожившая сказка»

Посмотри в свое окно

Игривые рыбки

Рисование сказочных сюжетов

Рисование по замыслу (восковой мел и акварель)

Декоративное рисование с элементами письма

Февраль

1

2

3

4

На морском дне

Превращалочка

Такие разные мамы

Корабли пустыни

Силуэтное рисование (ватные палочки, нить)

Кляксография с трубочкой

Рисование фигуры человека

Использование шаблона и трафарета

Март

1

2

3

4

Черемуха

Я рисую море – голубые дали

Оттиски и отпечатки

Ночной пейзаж

Рисование тычком ватной палочкой, торцом карандаша на черном фоне

Рисование  экспериментирование с использованием пены для бритья

Экспериментирование с разными материалами и инструментами

Черно-белый граттаж

Апрель

1

2

3

4

Космические просторы

На далекой удивительной планете

Красивые картинки из разноцветной нитки

Прогулка по Африке

Рисование пастелью и витражом

Рисование – фантазия (восковой мел, акварель)

Рисование кистью (акварель, клей ПВА, нитки)

Рисование африканских животных и растений из геометрических фигур

Май

1

2

3

4

Избушка на курьих ножках

Белая береза

Цирковые собачки

В царстве королевы Кисточки

Барельеф

Рисование в технике – батик

Рисование по схеме

Рисование сюжетных картин без использования кисточки

Приложение № 1

Методическое обеспечение

  • Устойчивые столы с легко моющим покрытием;

  • Изобразительные материалы и принадлежности (гуашь, тушь, акварель, восковые мелки, простые карандаши, пастель, уголь, сангвина);

  • Кисти разных размеров и жесткости, емкости для воды, губки, салфетки;

  • Бумага, тонированная и цветная, картон, трафареты, шаблоны, печатки, трубочки для коктейля, клей ПВА, пробки, искусственные цветы, пенопласт;

  • Репродукции картин известных художников, изделия мастеров народных промыслов России, тематический подбор картинок, фотографий, развивающие игры.

Список используемой литературы

  1. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»  часть 1, часть 2;
  2. И.В. Новикова «Объемная аппликация и ИЗО деятельность в детском саду»;
  3. Т.Н. Доронова, С. Г. Якобсон «Обучение детей рисованию. Лепке, аппликации в игре»;
  4. И.А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду» Занятия в ИЗО студии;
  5. Т.Н. Зенина «Родительские собрания в детском саду». М., 2006
  6. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Я – ребенок, и я … имею право!..» М., 2007;
  7. В.А. Сухомлинский «О воспитании» М., 1975;
  8. Д.И. Фельдштейн «Развитие в пространстве-времени детства». М., 1998;
  9. Н.В. Микляева «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей». М.. 2004;
  10.  Материалы Интернет – сайтов по теме.