статья для воспитателей и родителей"О проблемах ребёнка расскажет его альбом"
статья по рисованию ( группа) по теме

Статья предназначена не только родителям , но и воспитателям для изучения психологического состояния детей по их рисункам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_problemah_rebenka_rasskazhetalbom.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

О ПРОБЛЕМАХ  РЕБЁНКА РАССКАЖЕТ…АЛЬБОМ ДЛЯ РИСОВАНИЯ

Рисуночные тесты как способ разобраться в проблемах ребенка прекрасно себя зарекомендовали. Организовывая краски на бумаге, ребенок попадает в новое пространство, где обучается решать самые сложные психологические проблемы. Цвета, как мостики, позволяют от темных, безрадостных эмоций и предчувствий переходить на более легкие переживания и радужные оттенки чувств. Через краски ребенок ищет выход, как перейти от тревоги к эмоции удивления и радости, удовлетворенности. Задача родителей - сделать этот путь увлекательным и результативным. Что нарисую, то и сбудется Многие знают известное произведение Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»,  где картина начинает жить независимой жизнью и влиять на художника.  Представьте себе, что такая мистическая взаимосвязь существует. Дети прогнозируют свое будущее рисунками.Займитесь с ребенком рисованием, направьте его в позитивное русло, и вы увидите, как жизнь ребенка, а значит, и ваша, улучшится.

1. Несуществующее животное

Дайте ребенку лист бумаги А-3 и набор из 18-ти цветных карандашей и предложите  нарисовать несуществующее животное.

О чем расскажет размер рисунка:

  • очень маленький рисунок означает робость;
  • если рисунок выходит за край листа - импульсивность, тревогу;
  • размещение себя в углу листа – неуверенность, невротизм;
  • сильный, неравномерный нажим и штрих – тревожность;
  • небрежный рисунок  с промахивающимися линиями – возбудимость, повышенная активность.

2. Прорисуй свой страх

Предложите ребенку нарисовать то, чего он боится. Это может быть страх перед чужими людьми, боязнь темноты, боязнь одному оставаться дома,  страх перед посещением школы или перед учителем, боязнь не справиться с заданием. Пусть это будет несколько рисунков. Кстати тут важно поэтапно предлагать и обсуждать страх, не исключено, что постепенно рисунок станет позитивно окрашенным, и проблема исчезнет.

Другой вариант теста - предложите ребенку нарисовать «хорошее настроение», красивый дом, праздник, здоровье, красоту. После серии таких рисунков даже простуды вылечиваются быстрее.

3. Мой дом

Цвет и характер рисунка, на котором ребенок изобразил свой дом, отражают психологический климат в семье:

  • если дом большой, в нем мало деталей – замкнутость;
  • маленький по сравнению с другими рисунками -  семейные связи ослаблены,  ребенок недооценивает себя;
  • дворец - завышенные требования, артистизм;
  • большие двери и окна- общительность;
  • решетки, рамы, заборы- подозрительность, агрессия;
  • большая, ярко выделенная крыша – фантазии, тревожность, мечтательность;
  • дом без людей – одиночество, люди в доме - открытость контактность.. 

Рисунок и цвет как ключ. Эти сигналы характерны для оценки любого рисунка вашего ребенка, применяйте их творчески.

Обедненная цветовая гамма. Необходимо отличать рисунки с цветовыми растяжками светлых тонов от рисунков с обедненной цветовой гаммой. В таком случае ребенок использует один или два цвета. Часто это бывает только простой карандаш, хотя вы предложили ему использовать все карандаши по желанию. Это значит, что ребенок пассивен, он от чего-то устал.

Одноцветные рисунки. Ваше чадо настаивает на одном цвете? Одноцветные рисунки еще могут говорить о недавно пережитом стрессе, о том, что ребенок находится на стадии восстановления и еще не нашел способ перейти к более положительно окрашенному эмоциональному фону.

Не хочет закрашивать. Пониженная плотность цвета наблюдается, когда рисунок очень слабый, нажим еле заметен, линии, как паутинки, дети не хотят вообще закрашивать рисунок. В таком случае перед вами негативно настроенный ребенок, действующий по принципу "Если все против меня, то я - против всех". Во всяком случае, ему так кажется. Обычно негативно настроенные дети - это дети заброшенные, на которых не обращают внимание. Причиной может быть и семья с повышенной опекой, где ребенка перехваливают, реагируют на каждую жалобу и решают каждую его мельчайшую проблему или каприз.

Грязь в рисунке, когда цвета очень яркие сочетаются с темными. Рисунок небрежен и как бы затушевывается грязью. Такие дети одновременно  тревожны  и чувствительны и легко поддаются печальному настроению. Учите их накладывать краски рядом, не спеша, и наслаждаться сочетаниями. Таким путем цвет и рисунок начнут подсознательно воздействовать на ребенка и ситуация исправится. 

Работа с рисунком

По окончании каждого теста обязательно нужно похвалить ребенка и обсудить в свободной форме, что он изобразил. Задавайте ему наводящие вопросы, и вы узнаете еще много нового о вашей семье, состоянии ребенка в школе и среди друзей.

Примеры наводящих вопросов:

  1. Что переживает герой?
  2. Что он любит?
  3. Что не любит?
  4. Что происходит на рисунке?
  5. Что тебе нравится на рисунке?
  6. Что дальше будет происходить?
  7. Есть ли у персонажа мама, папа, братья и сестры?

Разумеется, трактовка рисунков должна быть комплексной. По одному  рисунку трудно о чем-то судить. Неплохо иметь серию рисунков, собранных в течение года.  И хотя подробно о ребенке  вы можете  узнать только от специалиста–психолога, но яркие тревожные сигналы родители могут заметить и сами.

И в заключении, еще один забавный тест. Предложите ребенку нарисовать семью животных, на его выбор. Пусть даже это будут разные животные.

Если в семейном  составе присутствуют:

  • Акулы, рыбы, лягушки - семья эмоционально холодная, тревожность, занятость членов семьи и недостаточное внимание к ребенку.
  • Мышь, воробей, бабочка- ребенок чувствует себя малозначимым.
  • Еж, дикобраз- ему приходится  защищаться, он упрямится.
  • Собаки – в семье ценят дружбу.
  • Кошки- семья больше опекается матерью.
  • Гиена, ехидна –  существует враждебность.
  • Тигры, волки -  сила, активность, агрессивность членов семьи.
  • Крокодил – агрессивность.
  • Слоны, и все очень крупные животные - ребенка тяготит излишняя опека.
  • Черепаха – потребность в защите.
  • Насекомые, мурашки, червяки –  чувство отверженности, не хватает любви.
  • Люди –  опека давит на ребенка.

Дети никогда не обманывают в своем творчестве. Ребенок, как зеркало, отражает свое состояние в рисунке и приписывает героям свои чувства. Эмоции на рисунке конкретизируются, тогда как на прямые вопросы детям сложно отвечать. И задача родителей – рассмотреть тревожные сигналы и помочь малышу справиться с проблемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья для воспитателей и родителей "Как избежать опасностей?"

В статье раскрыта актуальность вопроса безопасности дошкольников в современных условиях, представлена кратко информация о проекте «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольни...

Статья для воспитателей и родителей "Во сколько лет надо учить ребенка читатать"

В статье отображены главные аспекты обучения детей чтению, рассмотрены разные методики....

Статья для воспитателей и родителей «Живопись акварельными красками в технике мокрым по мокрому в детском саду»

Статья для воспитателей и родителей «Живопись акварельными красками в технике мокрым по мокрому в детском саду» Сухарева Елена Михайловна воспитательница детского сада № 81 Выборгског...

Статья для воспитателей и родителей "Изодеятельность и групповые игры для преодоления застенчивости у детей".

Как помочь застенчивому ребёнку? В статье даны практические советы по этому вопросу....

Статья "Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников"

Как найти подход к родителям воспитанников....

Статья «Роль воспитателя в социально-коммуникативном развитии ребёнка»

laquo;Роль воспитателя в социально-коммуникативном развитии ребёнка»  Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в...

Статья для воспитателей и родителей "Как научить ребенка правильно держать карандаш"

Многие взрослые замечают, что ребенок  неправильно держит карандаш или ручку. Является ли это проблемой? К чему это может привести в школе? Как научить ребенка правильно держать ручку? Материалы ...