Главные вкладки

    «Ознакомление детей с искусством»
    методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме

    Преобщение детей к искусству является частью формировани эстетической культуры личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл oznakomlenie_detey_s_iskusstvom.docx20.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Ознакомление детей с искусством»

         Искусство — средство эстетического восприятия, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента его рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты.     Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным.  Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении свей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

        Учитывая особенности искусства (тяготение разных видов искусства к взаимосвязи), мы используем интегрированный подход к изучению искусства дошкольниками.  Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Художественное воспитание является частью эстетического воспитания. Оно неотрывно связано с задачами эстетического воспитания, всестороннего развития ребенка. Знакомство с каждым видом искусства предполагает знание истории искусства в целом, особенностей языка искусства (средства выразительности, материалов), форм его проявления.

          Выделяется народное, профессиональное, самостоятельное искусство. -Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии. В первую очередь осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Желательно еще в дошкольном возрасте дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами (глина, дерево, ткань, шерсть, бисер и т.п.), а также в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой).

    - Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства (всевозможных выставок, театральных спектаклей).

    - Важным элементом знакомства с искусством является самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений, выставок детского творчества т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения.

        В нашей концепции эстетического воспитания искусство в педагогическом процессе используется нами в трех направлениях:

    Искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической  среды. Так на занятиях и вне может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении детского учреждения, в котором протекает жизнь и деятельность детей;

    В ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры;

    В развитии художественного творчества и способностей детей. Образы искусства являются эталонами прекрасного.

     В результате знакомства с искусством ребенок дошкольного возраста должен:

    знать:

    • виды искусства, средства выразительности каждого из них;
    • материалы, оборудование, необходимые каждому из видов искусства;
    • произведения и авторов разных видов искусства;
    • не менее 3-4 художников-графиков (И.Билибина, Ю.Васнецова, Е.Чарушина и т.п.);

                3-4 живописцев;

    • различные виды художественной, творческой деятельности, основной род занятий творческих людей (профессии).

     уметь:

    • работать с различными материалами;
    • самостоятельно подбирать средства выразительности;
    • использовать средства выразительности для создания художественного образа;
    • выражать эмоции и чувства в различных видах деятельности, в речи.

    Задачи знакомства с искусством детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

           Развивать интерес к искусству. Познакомить  с основными видами искусства  (народное — разных видов;  изобразительное, архитектура, музыка, литература, театр, балет, кино, цирк). Учить отличать виды искусства по произведениям, художественным образам. Знать средства выразительности, материалы и оборудование разных видов искусства. Уметь называть вид художественной деятельности, профессию и людей, которые работают в том или ином виде искусства. Уметь выражать в речи особенности искусства.

    Учить передавать предметы, явления, чувства разными средствами выразительности.

     Раскрыть перед детьми значение органов чувств человека для художественной деятельности, учить соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины и предметы народного декоративно-прикладного искусства рассматривают и т.п.).

    Познакомить в доступной форме с историей искусства, видами искусства.

    Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка. Учить видеть общее и особенное в искусстве. Формировать эмоционально положительное отношение к искусству.

    Развивать художественное восприятие, мышление, память, воображение.

    Учить различать народное и профессиональное искусство. Расширить спектр известных видов народного искусства  (различные виды материалов, различные регионы страны и мира). Развивать чувство любви и бережного отношения к произведениям народного и профессионального искусства.

    Производить беседы с детьми об искусстве, затрагивая темы: «Искусство в жизни людей, в быту», «Семья и художественное воспитание ребенка».

    Поощрять активное участие детей в художественной деятельности, как по собственному желанию, так и под руководством взрослых.

    Требования к знаниям по видам искусства

    1.Уметь называть вид, жанр искусства.

    2.Знать произведения данного вида искусства(5-6): автор, название.

    3.Знать средства выразительности разных видов искусства.

    4.Знать материалы и оборудование, необходимое для данного вида искусства.

    5.Уметь назвать профессии, связанные с искусством.

    6.Уметь назвать основные действия, с помощью которых воплощается данный вид искусства (писать, танцевать, играть роль и т.д.)

    7.Уметь выделять произведения разных видов искусства в окружающем мире.

    8.Уметь действовать сообразно данному виду искусства, знать технические приемы и умело ими пользоваться в свободной художественной деятельности.

    9.Уметь устанавливать связи между видами искусства.

    10.Уметь выразить чувства, мысли языком искусства.

        Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства (чтение специальной искусствоведческой литературы, справочников) и подбор иллюстрированного материала (репродукции, фотографии, изделия народных мастеров и т.д.).

          Для того, чтобы правильно организовать первое посещение музея или театра, и в дальнейшем походы в музеи, театры и на выставки, стали доброй традицией, как детского сада, так и семьи, педагогам и родителям следует прежде самим ознакомиться с основными понятиями того или иного вида искусства, а затем — в доступной форме — рассказать детям о том, что такое портрет, натюрморт, картина, пейзаж, мольберт; арка, балкон; композитор, архитектор, художник, поэт, писатель, певец, актер, исполнитель и т.п. детей необходимо спросить бывали они в музее, театре, цирке, на выставке; выявить круг их интересов; определить, что бы они хотели узнать, где побывать. Этот этап работы можно провести в форме беседы с ребенком или группой детей, задавая им вопросы: «любите ли вы рисовать? Какие названия цветов вы знаете? Как называется профессия человека, который сочиняет стихи? Видели ли вы кукольный спектакль в театре? Были ли в музее, на выставке?». И так далее.

    Целесообразно устроить постоянную выставку детских работ, организовать специальные помещения «Русская изба», «Комната отдыха», «Комната сказок» и т.д., где можно проводить интегрированные занятия по ознакомлению с искусством. Кроме того, в группе необходимо организовать уголок (зону искусства), где постоянно будут находиться различные   произведения искусства, в том числе те, с которыми дети знакомятся на занятиях. Обязательно должны быть созданы условия (художественная среда) для игр, игр — драматизаций, самостоятельной художественной деятельности с разными видами материалов, в которую по мере необходимости включается воспитатель.

          Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие. Обычно после спектакля, посещения музея, чтения книг и т.д. дети стремятся подражать актерам, певцам, танцорам, артистам цирка и т.д. Взрослый должен умело руководить их действиями, что бы не погасить интерес  , поддержать его. Для этого целесообразно организовать игры в балет, кукольный театр и т.п., провести занятия с целью обогащения знаний детей в той или иной художественной области, развития изобразительных, музыкальных способностей.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа над эмоциями во время ознакомления детей с искусством»

    Знакомить детей с эмоциями: радостью, страхом, удивлением, грустью, гневом, различать их по схематическим изображениям, понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом....

    Ознакомление детей с искусством

    Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством (3-4 г)...

    Консультация "Ознакомление детей с искусством"

    методика знакомства детей с искусством, дидактические игры...

    Планирование по ознакомлению детей с искусством 5-7 лет

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

    Занятие по ознакомлению детей с искусством графика

    Рассматривание иллюстрации Ю.Васнецова "Заинька"...

    Ознакомление детей с искусством

    Методическая разработка. Ознакомление детей с искусством...