Главные вкладки

    конспект ООД "Путешествие по сказочной стране Городец"
    презентация к уроку по рисованию (старшая группа) на тему

    Егорова Евгения Николаевна

    «Путешествие в сказочную страну Городец»

     

    Интеграция: художественное творчество, познание, художественная литература, труд, коммуникация, музыка.  

    Задачи в образовательных областях:

    Область «Художественное творчество»

    -        познакомить с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи.

    -        формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов городецкой росписи.

    -        дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

    Область «Познание»

    -        развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов  (цвет, форма, величина, расположение в пространстве) ;

    -        формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их;

    -        развивать глазомер.

    Область «Художественная литература»

    -        учить запоминать потешки, частушки, пословицы.

    Область «Труд»

    -        воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности;

    -        развивать умение доводить начатое дело до конца;

    -        воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.

    Область «Коммуникация»

    -          расширять и активизировать словарный запас.

    Область «Музыка»

    -        формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_v_skazochnuyu_stranu_gorodets.docx28.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    общеразвивающего вида «Детский сад № 44»

    Подготовила: воспитатель

    1 квалификационной категории

                                                                       ЕГОРОВА Е.Н.

    Г.О. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ

    «Путешествие в сказочную страну Городец»

    Интеграция: художественное творчество, познание, художественная литература, труд, коммуникация, музыка.  

    Задачи в образовательных областях:

    Область «Художественное творчество»

    • познакомить с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи.
    • формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов городецкой росписи.
    • дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

    Область «Познание»

    • развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов  (цвет, форма, величина, расположение в пространстве) ;
    • формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их;
    • развивать глазомер.

    Область «Художественная литература»

    • учить запоминать потешки, частушки, пословицы.

    Область «Труд»

    • воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности;
    • развивать умение доводить начатое дело до конца;
    • воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.

    Область «Коммуникация»

    -          расширять и активизировать словарный запас.

    Область «Музыка»

    • формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.

    Материалы, оборудование:

    Демонстрационное — таблицы с элементами городецкой росписи и характерными цветосочетаниями, рисунки — варианты узоров;

    Раздаточное — модель для раскрашивания «кухонная доска», гуашевые краски, баночки для воды, кисточки, салфетки;

    Информационные технологии: презентация «Городецкая роспись».

    ТСО - аудиозапись с народной музыкой «Кольцо души-девицы», «Из-за горочки туманик выходил», «Я на горку шла».  

       

    Словарная работа: коромысло, прялка, корыто, ставни, теневка, оживка.

    Методы и приемы:

    -      Словесный метод ( беседа, рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы к детям, пояснение, напоминание, совет, поощрение, уточнение приемов последовательности изображения).

    -        Наглядный метод ( рассматривание картин и книжных иллюстраций, показ образца,  прием показа способов изображения).

    • Игровой метод (ярмарка)

                                                 Ход образовательной деятельности

    Воспитатель: На берегу реки Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его князь Юрий Долгорукий, как сторожевую крепость. Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам — конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

         Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки. Корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.  

    Городецкая роспись — как ее нам не знать.

    Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

    Здесь такие букеты, что нельзя описать.

    Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

        Со временем мастера стали расписывать посуду, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота.  

    Желтый вечер, черный конь,

    И купавки, как огонь,

    Птицы смотрят из ларца -

    Чудо — роспись Городца!

                  Л. Куликова

         Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны — это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в городецкой росписи.

           Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. (Далее рассказ сопровождается показом поэтапной росписи).

       В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила:

    • Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка».
    • Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски- бордовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.
    • Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

    Воспитатель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

    Дети: Подмастерья.

    Воспитатель: Так вот вы — ученики- подмастерья. Начнем!

        В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.

    Воспитатель: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

    Дети: С городецкой росписью.

    Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

    Дети: Розан, купавка, ромашка.

    Воспитатель: На каких изделиях выполняется роспись?

    Дети: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).  

     В конце занятия устраивается ярмарка, которая сопровождается звучанием веселой народной музыки и игрой на деревянных ложках.  Вместе с ребятами мы отмечаем лучшие работы. Все дети заслуживают похвалы, воспитатель выделяет в игрушках то, что лучше всего удалось.                                                                                                                                              -   Молодцы, ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились городецкие мастера!

    «Глазам — радость, душе — отрада!»

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Путешествие в сказочную страну Городец

    Материал предназначен для педагогов, занимающихся народно-прикладным искусством...

    Презентация к конспекту по ФЭМП «Сказочная страна геометрических фигур» в средней группе (с 4 до 5 лет)

    Презентация к конспекту по ФЭМП«Сказочная страна геометрических фигур»в средней группе (с 4 до 5 лет)Цель: продолжать формировать знания о геометрических фигурах.Задачи: упражнять в о...

    Конспект занятия "Помощники сказочной страны"

    Конспект занятия по рисованию нетрадиционными техниками....

    Конспект занятия "В сказочной стране-Здоровье"

    Конспект занятия "В сказочной стране-Здоровье"...

    Конспект "Путешествие в сказочную страну"

    Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. 2. Развивать мышление, память, воображение. 3.Воспитывать ...