конспект ООД "Путешествие по сказочной стране Городец"
презентация к уроку по рисованию (старшая группа) на тему

Егорова Евгения Николаевна

«Путешествие в сказочную страну Городец»

 

Интеграция: художественное творчество, познание, художественная литература, труд, коммуникация, музыка.  

Задачи в образовательных областях:

Область «Художественное творчество»

-        познакомить с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи.

-        формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов городецкой росписи.

-        дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Область «Познание»

-        развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов  (цвет, форма, величина, расположение в пространстве) ;

-        формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их;

-        развивать глазомер.

Область «Художественная литература»

-        учить запоминать потешки, частушки, пословицы.

Область «Труд»

-        воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности;

-        развивать умение доводить начатое дело до конца;

-        воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.

Область «Коммуникация»

-          расширять и активизировать словарный запас.

Область «Музыка»

-        формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazochnuyu_stranu_gorodets.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида «Детский сад № 44»

Подготовила: воспитатель

1 квалификационной категории

                                                                   ЕГОРОВА Е.Н.

Г.О. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ

«Путешествие в сказочную страну Городец»

Интеграция: художественное творчество, познание, художественная литература, труд, коммуникация, музыка.  

Задачи в образовательных областях:

Область «Художественное творчество»

  • познакомить с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи.
  • формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов городецкой росписи.
  • дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Область «Познание»

  • развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов  (цвет, форма, величина, расположение в пространстве) ;
  • формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их;
  • развивать глазомер.

Область «Художественная литература»

  • учить запоминать потешки, частушки, пословицы.

Область «Труд»

  • воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности;
  • развивать умение доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.

Область «Коммуникация»

-          расширять и активизировать словарный запас.

Область «Музыка»

  • формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.

Материалы, оборудование:

Демонстрационное — таблицы с элементами городецкой росписи и характерными цветосочетаниями, рисунки — варианты узоров;

Раздаточное — модель для раскрашивания «кухонная доска», гуашевые краски, баночки для воды, кисточки, салфетки;

Информационные технологии: презентация «Городецкая роспись».

ТСО - аудиозапись с народной музыкой «Кольцо души-девицы», «Из-за горочки туманик выходил», «Я на горку шла».  

   

Словарная работа: коромысло, прялка, корыто, ставни, теневка, оживка.

Методы и приемы:

-      Словесный метод ( беседа, рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы к детям, пояснение, напоминание, совет, поощрение, уточнение приемов последовательности изображения).

-        Наглядный метод ( рассматривание картин и книжных иллюстраций, показ образца,  прием показа способов изображения).

  • Игровой метод (ярмарка)

                                             Ход образовательной деятельности

Воспитатель: На берегу реки Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его князь Юрий Долгорукий, как сторожевую крепость. Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам — конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

     Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки. Корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.  

Городецкая роспись — как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

    Со временем мастера стали расписывать посуду, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота.  

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца -

Чудо — роспись Городца!

              Л. Куликова

     Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны — это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в городецкой росписи.

       Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. (Далее рассказ сопровождается показом поэтапной росписи).

   В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила:

  • Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка».
  • Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски- бордовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.
  • Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Воспитатель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Дети: Подмастерья.

Воспитатель: Так вот вы — ученики- подмастерья. Начнем!

    В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.

Воспитатель: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Дети: С городецкой росписью.

Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Дети: Розан, купавка, ромашка.

Воспитатель: На каких изделиях выполняется роспись?

Дети: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).  

 В конце занятия устраивается ярмарка, которая сопровождается звучанием веселой народной музыки и игрой на деревянных ложках.  Вместе с ребятами мы отмечаем лучшие работы. Все дети заслуживают похвалы, воспитатель выделяет в игрушках то, что лучше всего удалось.                                                                                                                                              -   Молодцы, ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились городецкие мастера!

«Глазам — радость, душе — отрада!»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в сказочную страну Городец

Материал предназначен для педагогов, занимающихся народно-прикладным искусством...

Презентация к конспекту по ФЭМП «Сказочная страна геометрических фигур» в средней группе (с 4 до 5 лет)

Презентация к конспекту по ФЭМП«Сказочная страна геометрических фигур»в средней группе (с 4 до 5 лет)Цель: продолжать формировать знания о геометрических фигурах.Задачи: упражнять в о...

Конспект занятия "Помощники сказочной страны"

Конспект занятия по рисованию нетрадиционными техниками....

Конспект занятия "В сказочной стране-Здоровье"

Конспект занятия "В сказочной стране-Здоровье"...

Конспект "Путешествие в сказочную страну"

Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. 2. Развивать мышление, память, воображение. 3.Воспитывать ...