Методическая разработка по декоративно-прикладному творчеству.
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме

Фокина Вера Михайловна

Конспект НОД для подготовительной группы по теме "В поисках народной мудрости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_zanyatiya_mudrost_mastera.docx178.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по теме

 «В поисках народной мудрости».

Цели. Продолжить углублять понятие о народных промыслах. Закрепить знания о народных традициях и декоративно-прикладном творчестве.  Воспитать уважение к истории и культуре своего народа.

Задачи.

Образовательные:

- Закрепить знание основных центров народных промыслов: Филимоново (Тула), Дымка(Киров), Семеново, Городец, Гжель.

- Расширить знания об этапах производства изделий народных промыслов: Гжели, Дымково, Хохломы, Городца, Филимоновской игрушки.

-Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах;

- Закрепить знание элементов и колорита росписей;

 - Расширить знания о музейных профессиях;

- Закрепить знание букв и умение составлять слово.

Развивающие:

- Продолжать развивать творческие способности детей, их фантазию, воображение, художественный вкус;

- Развить познавательно-исследовательский интерес.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей любовь к Родине, традициям, культуре русского народа;

- Воспитывать способность детей выслушивать и дополнять ответы других, умение дружно работать в детском творческом коллективе;

- Доставить детям радость от совместного творческо-исследовательского процесса и прикосновения к прекрасному.

Материалы и оборудование:

- демонстрационный материал по темам: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Хохлома», «Гжель», «Городец»

- поделки выполненные руками детей по теме «Декоративно-прикладное творчество»;

- силуэты дымковских и филимоновских игрушек;

- народные игрушки и предметы народного творчества из музея группы;

- разрезная картинка (Гжельские часы)

- Картинки с символами земли, воды, растений, вспаханного поля и тд. ;

- картинки с элементами росписей для игр;

- красная и серая глина для подсказок;

-  опорные схемы по этапам производства: «Как рождается красота»,

- миникарта «Народные промыслы на карте России»,

-  имитация городецкой прялки

- аудиозаписи с народным фольклором для детей.

Подготовительная работа:

 - беседа о городе Семенове – столице народных промыслов;

- беседы по истории возникновения народных промыслов: «Дымковская игрушка», Филимоновская игрушка», «Хохлома», «Городец» «Гжель»;  

- просмотр презентаций о промыслах «Как рождается красота»;

- знакомство с весенними народными праздниками «Масленица», «Веснянка»;

- изучение древних символов Филимоновской росписи;

- знакомство с элементами и мотивами декоративной росписи изучаемых промыслов;

-декоративная роспись козлика по мотивам Филимоновской игрушки;

- пластилинография «Дымковская барыня», рисование и роспись «Хохломской птички», роспись тарелки по мотивам «Гжели», роспись досточки «Городецкие бутоны»;

- словарная работа: промысел, ярмарка, артель, ремесло, роспись, элемент, синька, завиток, лужение, вапление, штрих, криуль, травка, кустик, фоновая роспись, верховая роспись, розан, бутон, подмалевок, теневка, оживка,  мазок с тенью, «агашка»;

- знакомство с музейными профессиями и правилами поведения в музее;

- чтение пословиц и поговорок о труде.

Ход занятия

       Воспитатель: Дети, мы с вами живем в России – стране с великой историей и богатой народной культурой. Народную культуру, как и историю надо сохранять и беречь, а главное изучать. Центр декоративного творчества нашей страны находится в городе Семенове. С утра мы ждали большого гостя –мастера и хранителя изделий народных промыслов Ивана Кузьмича. Но приехать он не смог - приболел, ведь Ивану Кузьмичу уже 96 лет. Но он о нас не забыл и прислал посылку. Дети, я ее не открывала и не знаю, что в ней.

Давайте ее откроем. Воспитатель и дети открывают посылку и достают письмо. Дети, тут письмо, давайте его прочтем.

«Здравствуйте дорогие, дети. Пишет вам мастер Иван Кузьмич. В гости к вам приехать не смог, хотя и обещал. Старенький стал, захворал. Пора пришла отдыхать от дел, а мудрость и опыт вам предать.  «Мудрость» записал и где-то в вашем музее оставил. Вы в музей идите и «мудрость» мою найдите. А помогут вам мои подсказки.  До свидания. Ваш Иван Кузьмич.»

Дети и воспитатель идут к столам с поделками и изделиями декоративно-прикладного творчества. Дети и воспитатель оглядываются.

Воспитатель: странно, как же нам «мудрость» найти.

Дети предлагают заглянуть в посылку. Воспитатель и дети заглядывают в посылку и говорят, что там, что-то есть.

Воспитатель называет ребенка по имени и предлагает достать первую подсказку.

Дети вынимают последовательно одну из подсказок: кусочек синей глины, кусочек красной глины, гребень от прялки, кусочек «золота», баночку с синей гуашью.  Дальше сценарий разворачивается в зависимости от вынутой подсказки. Подсказок 5.

 1 подсказка (Кусочек темной глины)

   Дети рассматривают глину, высказывают предположения, аргументируют. Делают вывод, что это глина для филимоновкой игрушки.

     Дети подходят к столу с филимоновской игрушкой.

      Воспитатель: Дети, здесь какое-то послание из древности. На столе лежат карточки с элементами филимоновской росписи, нужно расшифровать древние символы, подобрав картинки.

Дети разгадывают символы, подбирая картинки. На обороте картинок буквы, из которых дети собирают слово «ЗЕМЛЯ»

        

Солнце

М

Засеянное поле

http://7lafa.com/dream/sev.jpg

Е

Вода на земле

 Дождь  

Л

Земля

   

З

Растения

           http://www.graycell.ru/picture/big/snop5.jpg

Я

Воспитатель хвалит детей за первую отгадку и вешает слово на доску

Дети подходят к посылке. Второй ребенок вынимает вторую подсказку.

2 подсказка (Кусочек красной глины)

   Дети отгадывают, что эта глина для дымковской игрушки и подходят к столу. На столе, кроме игрушек стоит побеленная фигурка индюка.

Воспитатель: Посмотрите, как красивы игрушки, кружочки, точечки, полоски. Дети, посмотрите, мастер оставил не расписанным индюка. Давайте выберем элементы дымковской росписи для украшения индюка. На столе лежат карточки с элементами росписи разных промыслов.

Дети выбирают карточки с элементами дымковской росписи. Если угадали правильно, на обороте карточек дети находят буквы к слову «КРАСИТ»

Воспитатель хвалит детей. Дети  вешают на доску вторую отгадку.

Третий ребенок вынимает третью подсказку

3 подсказка (Кусочек «золота»)

Дети высказывают свои догадки: «Надо искать золото или что-то, позолоченное».

Воспитатель: Дети, а что у нас в музее золотое или позолоченное.

Дети ходят по музею, рассматривают экспонаты и предполагают, что это, наверное, Хохломская посуда и подходят к столу с изделиями по мотивам хохломы. Убеждаются в том, что посуда действительно похожа на золотую.

Воспитатель: Дети, как вы думаете - это правда, что посуда сделана из золота.

Ответы детей: Нет не из золота. Посуда изготовлена из дерева липы, покрыта алюминиевым порошком и олифой. После обжига в печи алюминий и олифа желтеют и приобретает золотистый оттенок.

Воспитатель: совершенно верно. Только посмотрите, на одних горшочках золотой фон, а на других черный, а роспись одинаковая: травка, кустики, ягодки, птички.  Как такую роспись называют?

Ответы детей: Роспись по золотому фону– верховая, а  по черному – фоновая.

Воспитатель: Да, вы правы. Дети, посмотрите, а одна ваза до конца не расписана, может тут что-то есть. Вазу крутят со всех сторон. Воспитатель предлагает покрыть ее черной краской. Дети раскрашивают вазу черной гуашью и на ней проступает слово «ТРУД».  Дети рассматривают его через лупу.

Вот и 3-я отгадка, воспитатель вешает отгадку рядом с другими словами.

Воспитатель: Дети, вы наверное устали по музею ходить, давайте отдохнем.

Физкультминутка

Как живёшь? Вот так!

А плывёшь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Ждёшь обед? Вот так!
Машешь вслед? Вот так!
Утром спишь? Вот так!
А шалишь?

Воспитатель предлагает продолжить искать «Мудрость»

 Четвертый ребенок вынимает четвертую подсказку.

4 подсказка (Гребень от городецкой прялки)

Дети рассматривают гребень, находят кусочек шерстяной нитки и высказывают догадки. Воспитатель предлагает пройти по музею и посмотреть от чего эта деталь. Дети находят донце и копылок, вставляют гребень.

Воспитатель: Молодцы, быстро вы нашли недостающие детали. А как называется это устройство.

Дети отвечают, что это Городецкая прялка.

Воспитатель: Правильно, вот только купавки и розаны на донце прялки совсем повяли. Какие –то тусклые и бледные. Дети как нам оживить городецкие цветы.... Надо волшебные слова произнести.

Ответы детей: Сим-салабим, ерики-морики.

Воспитатель: Нет не помогает. Другие слова нужны.

Дети догадываются: замалевок, теневка и оживка.

Воспитатель предлагает отреставрировать донце. Дети поочереди оживляют цветы.

Воспитатель поднимает прялку, на его донце дети видят еще один ключ к отгадке. На донце прялки нарисована пиктограмма человека.

Дети подходят к доске, находят пиктограмму человека и вешают к другим найденным словам.

 

Пятый ребенок вынимает пятую подсказку.

5 подсказка (Баночка с синей гуашью)

Воспитатель: Странно, а зачем нам синяя краска.

Дети предполагают, что эта краска нужна для Гжели. Дети аргументируют, что для Гжели нужны только синяя краска и белая. Воспитатель спрашивает, для чего. Дети отвечают: Для выполнения мазка с тенью. Все подходят в столу с поделками по мотивам Гжели, рассматривают посуду, поделки и находят «черепки» (разрезанные картинки) настольных гжельских часов. Собирают разрезные картинки, на циферблате видят буквы и составляют слово СОЛНЦЕ

Воспитатель: Молодцы дети, вы нашли последнюю подсказку.

Дети подходят к доске, читают слова и рассматривают символы: ЧЕЛОВЕК, ТРУД, КРАСИТ, ЗЕМЛЯ, СОЛНЦЕ. Какая-то бессмыслица.

Воспитатель предлагает детям составить предложение, чтобы слова обрели смысл. Дети составляют пословицу «ЗЕМЛЮ КРАСИТ СОЛНЦЕ, А ЧЕЛОВЕКА ТРУД»

Воспитатель: Вот оказывается какую «мудрость» хотел нам передать старый мастер Иван Кузьмич. Дети, а какой смысл у этой народной мудрости. Вы, наверное, знаете еще пословицы и поговорки о труде.

 Ответы детей….

Воспитатель: Дети, спасибо вам, вы настоящие мастера и исследователи народного творчества. Сегодня же позвоню Ивану Кузьмичу и расскажу о том, как мыискали народную мудрость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие детского изо-творчества в совместной деятельности педагога и детей раннего возраста»

Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес  к произведениям изобразительного искусства, поэзии. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сфе...

Методическая разработка "Формирование музыкально-двигательного творчества в танце у детей дошкольного возраста" и сценарий праздника "Навруз"

Методическая разработка "Формирование музыкально-двигательного творчества в танце у детей дошкольного возраста"...

Методическая разработка на тему: "Художественное творчество для детей подготовительной группы "

Воспитывать в детях толерантность.-Вызвать эмоциональный отклик, доставить радость.Задачи:-Создать положительный настрой у детей.-Вызвать эмоциональную отзывчивость.-Развивать коммуника...

Методическая разработка занятия по художественному творчеству в средней группе " Ветка рябины" .

Методическая разработка занятия по художественному творчеству в средней группе " Ветка рябины"....

Методическая разработка занятия по художественному творчеству (рисование) с детьми ясельной группы «Курочка и цыплята».

Во время занятия познакомить детей с домашними птицами-курицей и цыплятами. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования - пальчиковым рисованием. Разучить несколько потешек....