Проект «Знакомство с русской народной росписью гжельских мастеров в старшей группе».
проект по рисованию (старшая группа) на тему

Панова Татьяна Николаевна

Тип проекта: Информационно – практико-ориентированный

Участники проекта: дети старшего возраста МКДОУ «Д/с №17» города Коркино.

Авторы проекта: воспитатели старшей группы с ТНР Панова Т.Н., Татаринова И.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gzhel.docx1014.79 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Д/с № 17»

C:\Users\Admin\Desktop\175239282.jpg

Проект

 «Знакомство с русской народной росписью гжельских мастеров в старшей группе».

Автор: Панова Т.Н.

Татаринова И.М.

C:\Users\Admin\Desktop\175239282.jpg

Коркино 2016г.

«Велика Россия наша,и талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Фарфоровые чашечки, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в подмосковье прославилась теперь

Известно всем в народе ее названье-Гжель»

И. Кадухина

Введение

Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:

“С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся”.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

 Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.

 Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведётся работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Немаловажное место отводится и занятиям декоративной лепкой. Воспитатель рассказывает детям о предметах народного искусства, обучает приёмам декоративной лепки.

 

 

Тип проекта: Информационно – практико-ориентированный

Участники проекта: дети старшего возраста МКДОУ «Д/с №17» города Коркино.

Авторы проекта: воспитатели старшей группы с ТНР Панова Т.Н., Татаринова И.М.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - приобщение дошкольников к  истокам русской народной культуры на примере гжельской керамики.

Проектом предусмотрен объект исследования: русское народное декоративно-прикладное искусство Гжель.

Предмет исследования: интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Цель проекта: Познакомить детей с русской народной росписью гжельских мастеров, с еехарактерными особенностями и техникой гжельских мастеров.

В соответствии с проблемой и целью исследования были определены его задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения, содержанием, средствами выразительности восприятие, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения.

Учить понимать содержание произведений искусства (яркость, нарядность, декоративность, которая проявляется как в цветовом декоре, так и в конструкции изделия), выделять средства выразительности (элементы узора, колорит, композиция).

Вызвать желание включать познанное – через искусство – в собственную художественно-эстетическую деятельность.

Развивающие:

      Развивать у детей интерес к народно-прикладному искусству.

      Развивать умение выделять Гжель среди других народных ремесел.

      Развивать эстетический вкус.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству через изделия Гжели.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордость за “умелые руки” народные.

Воспитывать желание продолжать традиции народных мастеров, быть трудолюбивыми, терпеливыми, самостоятельными.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на два месяца: 09.01.2016г. по 25.03.2016г.

Этапы:

1.Подготовительный этап 09.01.2016г. по 31.01.2016г.

2.Основной этап 01.02.2016г. по 15.03.2016г.

3.Заключительный этап 15.03.2016г. по 25.03.2016г.

 План мероприятий

1этап – Подготовительный

1.Изучение методической литературы по теме «Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 летнего возраста»

2.Составление проекта по работе с детьми.

3.Подбор пособий.

4.Консультация по теме «Ознакомление с гжельской росписью как средство развития художественно-творческих способностей детей» для родителей.

2этап – Основной

Непосредственно-образовательная деятельность.

            1.Презентация  «Знакомство с элементами гжельской росписи»

            2.Занятие по рисованию на тему:

«Знакомство с искусством гжельской    росписи»

             3.Презентация «Знакомство с глиной»

             4.Презентация мастер-класс «За гончарным кругом»

             5.Занятие по лепке «Горшочек из глины»

             6.Презентация «Сказочная гжель»

             7.Занятие «Роспись горшочков»

3этап – Заключительный

1.Презентация «Центр Изо»

2.Выставка работ

3.Презентация для родителей «Художественно-эстетическое творчество»

4.Обобщение опыта

5.Распространение опыта через сайт ДО в интернете.

Список литературы:  

Гомозова Ю.В. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художник М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К°», 1998.

Халезова Н.Б. Лепка в детском саду: Кн.для воспитателя дет.сада/ Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.

Приложение:

Конспект занятия по рисованию «Знакомство с искусством гжельской росписи»

Программное содержание:

Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме.

Развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.

Формировать умение передавать элементы росписи.

Закреплять умение рисовать акварелью.

Воспитывать интерес к народному декоративному искусству.

Вызывать положительный отклик на прекрасное.

Материалы:изделия гжельских мастеров, альбомы, плакаты.

Альбомные листы, краски акварель, палитра, кисти, ватные палочки, банки с водой, салфетка (на каждого ребенка), музыкальное сопровождение на время рисования.

Методика проведения занятия:

Воспитатель: -Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев.

-Сегодня рано утром почтальон принес нам посылку. Как вы думаете, кто же прислал нам ее и что  в ней? (дети высказывают свои предположения)

-Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их рассмотрим.

-«Синие птицы по белому небу, море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых»

Нежно-голубое чудо – сказочная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Это посуда, сувениры, игрушки.

Гжель – это поселок в глубинке России, где гжельские мастера лепили из глины белого цвета и высокого качества посуду, статуэтки, шкатулки. Расписывали все вручную, используя голубой и синий цветв различных узорах. Узоры состоят из больших и маленьких цветов с лепестками от ярко-синего до голубого оттенка, сеточек, капелек, волнистых и прямых линий.

Педагог предлагает детям описать элементы узора, их расположение на изделии.

-Как можно передать на бумаге с помощью кисти и краски? Вызывает несколько детей к доске для показа приема рисования двух-трех листиков, капельки, дуги.

Педагог предлагает детям подготовить свои пальчики к работе:

«Наши синие цветы распустили лепестки,  кисти рук вместе, пальцы раздвигаются

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет»  тихий выдох,качающие движения пальчиками

Дети по желанию рисуют элементы росписи. Рассматривают все готовые рисунки. Отмечают вместе с детьми точное и красивое исполнение , большое число элементов.

Познавательное занятие в старшей группе «Знакомство с глиной»

Цель: Знакомство с гончарным искусством, развитие творческого экспериментирования при работе с глиной на объемных предметах.

Задачи:

Расширить основы эстетической культуры в процессе приобщения детей к художественно-творческой деятельности (работа с глиной).

Закрепить технологические знания и умения при работе с глиной.

Научить самим создавать прекрасное своими руками.

Развивать познавательный интерес к изучению народных промыслов; творческие способности детей, художественный вкуса, воображение.

Материалы к занятию. Глина, клеенки, баночки и салфетки на каждого ребенка.

Примечание. Занятие проводится за круглым столом; количество детей 6-7 человек; в студии подготовлена выставка работ; проектор; экран; компьютер. На столах подготовлены глина, клеенки, баночки и салфетки на каждого ребенка.

Структура занятия

Беседа с целью создания игровой мотивации.

Переход к продуктивной деятельности.

Изготовление поделки.

Оценка работ

Ход занятия

Здравствуйте ребята!

На экране студии дети видят знакомый город?

Педагог: Знакомый город, мы с вами там уже были. Что это за город и где он находится? Ответ детей: На вопрос педагога дети читают стих по очереди.

Не за полем, не за лесом,

Даже не за той рекой,

Город есть по интересам,

Где раздолье и покой.

Мастера и мастерицы

Там на улочках живут.

По ветвям порхают птицы,

А в горшках цветы цветут!

Все здесь сделано руками!

Здесь в почете любой труд!

Мастерицы с мастерами

Вышивают, вяжут, шьют.

Им известна масса техник,

Как за несколько минут

Из вещей ненужных, ветхих

Создать сказочный уют!

Пергамано, оригами,

Квиллинг, бисер, декупаж...

Часто мастерят ночами!

Труд их — высший пилотаж!

Если сложно Вам поверить,

Ждут Вас в гости мастера,

Распахнув все настежь двери

В мир чудес и ремесла!

Город ловких и умелых,

Город творческих умов,

Город славных рукоделов,

Город чудо-Мастеров

Педагог: В этом городе мы уже были в гостях у бумажной ленточки, а кто же на этот раз нас завет в гости? Посмотрите, на экране появился какой-то странный человечек? Кто это? Посмотрите, сколько интересных вещей он показывает нам? (На экране появляются предметы домашней утвари, сделанные из глины, поделки из глины).

На экране появляется загадка про глину:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

Педагог: Я поняла, мы попали в гости к мастеру Глинчик, я слышала про этого мастера, но никогда не была в его мастерской.

На экране появляется следующая загадка.

Педагог: Смотрите еще одна загадка от мастера Глинчика.

«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал».

Педагог обращается к детям: Вы можете ее отгадать?

Входят гости (мальчик и девочка): Здравствуйте!

Педагог: Здравствуйте, Аленка сегодня занятие не у вас. Ты что-то хотела?

Аленка: Да, я хотела показать Вовке из тридевятого царства свои работы.

Вовка: А чем вы тут занимаетесь?

Педагог: Ребята так чем мы здесь занимаемся?

Ответ детей: Мы знакомимся с разными видами искусств и учимся различным ремеслам. Хотим стать мастерами «золотые руки».

Гости: Я тоже хочу, чтобы мои руки стали золотыми. Что для этого надо делать?

Педагог: Для начало, помогите отгадать нам загадку. (Повторяем загадку)

Вовка из сказки: Это печной горшок.

Педагог: Знаешь, а вот нам не понятно. Что такое «копанце», «топанце»…

Отгадку объясняет мальчик из прошлого:

«Копанцами» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. «Топанец» - ровное место во дворе или избе, где глину топтали ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердый как камень. А чтобы горшок не впитывал влаг, он должен был побывать «на обваре», его в горячем виде опускали в жидкую мучную болтушку.

Педагог: Спасибо! На примере этой загадки можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. Ребята вам все понятно? Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды.

Как печной горшок может «кормить людей»?Ответы детей: Люди используют керамическую посуды для того, чтобы кушать.

Педагог: А вот почему он в старости «пеленаться стал», вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы.

Педагог: Чтобы сделать посуду из глины, использовали специальное приспособление, которое называется гончарный круг - станок для формовки посуды и керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы изделий на гончарном круге мастер вытягивает из целого куска глины, формируя изделие. (Слайды работа гончара) Изобретение и распространение гончарного круга привело к появлению и обособлению специалистов-гончаров.

Педагог: Ребята давайте вспомним, как кусочек глины становится красивым керамическим горшком?

Как называется приспособление, которое используют для изготовления глиняных изделий?

Как называют мастеров которые работают на гончарном круге?

Педагог: Сколько интересного мы узнали о глиняной посуде!

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/21151_879f1ff1c9010c6e4857b4e9badea609.jpg.jpg

Конспект занятия по лепке «Народная культура и традиции»

Тема: Лепка  горшочка из глины.

Программное содержание:

Формировать умение работать с глиной. Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам;

Продолжать учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы.

Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки. Закреплять  следующие  приемы лепки (сжимание, вдавливание, выравнивание, суживание, сглаживание)

Закреплять навыки аккуратной лепки.

Материал и оборудование:

Доски для лепки,влажные  тряпочки,  вода, глина на каждого ребенка, фартук.Иллюстративный материал с изображением декоративной посуды, образцы декоративных горшочков из глины.

Предварительная работа.

Просмотр электронной презентации  «Волшебный гончарный круг», альбомы  старинной посуды из  глины,  история появления глины,

ХОД ЗАНЯТИЯ        

Организационный момент

Педагог приглашает детей на выставку глиняной посуды.

В группе на столе организована выставка глиняной посуды. ( горшочки разной формы) Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какая необычная выставка у нас в группе.

F:\DCIM\100SSCAM\SDC15654.JPG

А теперь послушайте мой рассказ. Люди уже с древних времен научились лепить посуду из глины. Затем ее сушили в печи и наносили узор. Таких людей называли гончарами, а гончарное искусство - керамикой. В такой посуде хранили  разные продукты  и даже воду, потому что такая посуда была  крепкой, легкой и не размокала от воды.

Как вы думаете, кто  сделал эту посуду?. (Мастера, гончары.)

Из какого материала сделана посуда?(из глины) , значит какая она (глиняная)

Давайте рассмотрим  горшочки, обговаривая части посуды ( широкое горлышко , дно, выпуклые стенки ), сходства и отличие, ее предназначение (что-для чего) и материал, из которого она сделана.

Педагог приглашает детей в свою гончарную мастерскую.

Я буду главным гончаром, а вы - мои  подмастерья. Педагог показывает способ лепки горшочка, правильное обращение с глиной.

F:\DCIM\100SSCAM\SDC15676.JPG

Ребята, а вы бы хотели слепить такие горшочки.

 Я знаю  волшебные слова:

Влево - вправо повернемся

Мастерами обернемся.

-Ребята, вот мы превратились в мастеров, но для работы нам

необходимо подготовить наши пальчики к работе.

Физкультминутка

Мы зарядку начинаем,

Наши руки разминаем,

Вверх рука и вниз рука,

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки,

Нам сегодня не до скуки.

Дети проходят  в гончарную мастерскую. \

Педагог проговаривает  слова

Привезли мы глину с дальнего Урала.

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

(Самостоятельная работа детей, помощь, подсказ, напоминание,

индивидуальная работа)

F:\DCIM\100SSCAM\SDC15686.JPGF:\DCIM\100SSCAM\SDC15691.JPG

F:\DCIM\100SSCAM\SDC15706.JPGF:\DCIM\100SSCAM\SDC15707.JPG

После работы воспитатель предлагает детям вымыть руки и рассмотреть изделия вылепленные детьми, отметить наиболее удачные, выбрать для группы.

F:\DCIM\100SSCAM\SDC15723.JPG

– А теперь давайте на минуту закроем глаза и постараемся вспомнить самые интересные моменты занятия, что вам понравилось больше всего?(Ответы детей)

Педагог проговаривает  волшебные словаВлево - вправо повернемся и детьми мы обернемся.

Конспект занятия по рисованию: «Роспись горшочков» в старшей группе.

Программное содержание: Учить детей расписывать глиняные изделия, используя для этого сине-голубую гамму и элементы узора гжельской росписи. Закрепить работу кистью: всем ворсом - лепестки, концом кисти - точки, середина цветка.  Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции, творчество.

Материал  Изделия гжельских мастеров, иллюстрации предметов народного прикладного искусства с гжельской росписью, глиняные горшочки, гуашь синего и белого цвета, палитра, вода, кисти (тонкая и широкая), салфетки.

Предварительная работа Рассматривание керамических изделий, расположение  элементов узора.

Методика проведения непосредственно-образовательной деятельности

Воспитатель  Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему сказка так называется. Вы поймете сами.

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые мастера. Собрались они однажды, да стали думу думать, как бы им свое мастерство показать, да людей порадовать, свой край прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину белую, чудесную и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде  в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белую глину, белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов и капелек, полосочек, сеточек.  Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получилась роспись. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил. Чтобы они хорошими мастерами были. Вам понятно, почему моя сказка сине-голубая?Ответы детей.

Рассмотреть с детьми узор на горшочке, отдельные элементы узора. Спросить, как можно нарисовать цветок, лепестки, всей кистью или концом кисти, как расположить элементы росписи.  Чтоб узор был более красочный, вы можете получить новые оттенки, работая на палитре.

Воспитатель  Я вас приглашаю в творческую мастерскую, и попробовать расписать горшочек в гжельской росписи. Для этого нам нужно приготовить свои пальчики:

Пальчиковая гимнастика

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Воспитатель предлагает подумать, какой узор выберет каждый ребенок, как украсит свой горшочек. Побуждать использовать разнообразные приемы работы (всей кистью и ее концом).  

Педагог включает музыку. В процессе рисования обращать внимание на те элементы узора, которые дети могут воспроизвести. Рассмотреть все готовые горшочки, отметить точное и красивое исполнение.  Большее число элементов. Спросить детей, с каким настроением они рисовали.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская, звонкая гжель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание проекта: "Знакомство с искусством русских народных мастеров" в 2016-17 учебном году.

Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фальклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за...

Проект"Знакомство детей с русским-народным праздником Кузминки"

Данный проект знакомит детей с русским народным праздником Кузминки. Позволяет детям немножко прикоснуться к истории нашего народа....

Проект «Знакомство с истоками русской народной культуры».

Знакомство с истоками русской народной культуры...

Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Развлечение для детей старшего возраста "Ярмарка русской матрешки" в рамках творческого проекта "Знакомство дошкольников с русским народным творчеством"

Матрешка    Подобран информационно - познавательный материал об истории матрешки. Эстетично и ярко оформлена наглядная среда. Матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное пон...

Осенний праздник "Рябинник" в рамках творческого проекта "Знакомство дошкольников с русским народным творчеством"

Дети научились водить хороводы под народные песни о рябине, узнали много нового о ценных свойствах рябины и получили радость от знакомства с народными играми, танцами и песнями....

Знакомство с русской народной росписью гжельских мастеров в старшей группе.

Цель: Знакомить дошкольников с художественнымипромыслами в России, русским фольклором. Знакомство с народным промыслом Гжели....