Интерактивные формы сотрудничества с родителями в ДОУ. Интерактивная игра «Выходной день»
методическая разработка на тему

 Людмила Павловна  Гимадиева

Предлагаю вашему вниманию сценарий выходного дня с элементами интерактивной игры для родителей детей дошкольного возраста на тему, как провести выходной день, применяя здоровьесберегающие технологии, тем самым совместив   приятное с полезным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyhodnoy_den.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 53»

Асбестовского городского округа

 

Интерактивные формы сотрудничества с родителями в ДОУ.

 «Выходной день»

Составитель: Гимадиева  Л.П.

 

 

 

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

 Одним из важнейших принципов взаимодействия логопеда,  педагога ДОУ,   с современными родителями является приоритет активных методов и форм взаимодействия.

 В современном мире формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

 Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т. е. соревнуются умы и таланты. Психологическая наука считает, что каждый коллектив обладает различными неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями.

 Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

 Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

 Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком) .

 Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.

 Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы педагога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую играет педагог. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

 Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с логопедом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.

 Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

 Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

 На родительских собраниях мы применяем различные интерактивные методы: это всем известные работы в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры, анкетирование. Так же используется такая форма работы как «Большой круг». Прием оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. Работа проходит в три этапа. Первый этап - участники рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему. Второй этап - в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Третий этап - по кругу каждый участник зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики);  по ходу проводится голосование по каждому пункту - не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

«Аквариум» - форма диалога, когда участникам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название - «аквариум». Этот прием обеспечивает возможность увидеть участников со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

 «Круглый стол» - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы. При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Предоставляется слово участникам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

 Предлагаю вашему вниманию сценарий выходного дня с элементами интерактивной игры для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Приятное с полезным» .

Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей по валеологическому воспитанию детей- которое включает   валеологическое просвещение родителей, побуждение на использование здоровьесберегающих технологий,  способствующих профилактике  речевых нарушений.

Этапы

Содержание

Примечание

1. Доброе утро, малыш

 

Солнышко

2. Надо, надо умываться по утрам и вечерам…

Днем

играем и развиваемся

Игры на кухне

«Игры с крупой»

Прогулка

Собираемся на прогулку

Выходим на прогулку

Игры с мячом

Раз, два, три, четыре, пять, Будем с мячиком играть.

Возвращение

Домой

Игры в ванной комнате

Вечер в кругу семьи

Ритуал

Засыпания

Колыбельная

ИТОГ

  • Самомассаж
  • Аурикулярный массаж
  • Плантарный
  • Бодрящая гимнастика

Солнышко

Солнышко проснулось,

 Малышей коснулось.

 Все вместе  потянулись,

Солнцу улыбнулись

  • Миогимнастика «Обезьянки»
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Чистка зубов и массаж языка зубной щеткой

Зайка серый умывается,

 Видно, в гости собирается.

 Вымыл носик,

 Вымыл ротик,

 Вымыл ухо,

 Вытер сухо!

Или

Водичка, водичка,

умой сынуле личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щечки розовели,

чтоб кусался зубок

улыбался роток

или

Вот глаза у нас какие

Голубые, голубые.

 Носик пуговкой у нас,

 Бровки ниточкой у глаз.

 Ушки маленькие,

 Губки аленькие.

 Шейка, щечки, лобик, ротик

 и наш пухленький животик.

-игры с прищепками

- Су-джок терапия

- массаж с пуговицами,  карандашами, кистью

- штриховки,

-ниткопись;

-Макаронные изделия

 -Соленое тесто

Игры с посудой - где большая ложка

Пересыпание круп.

 Предложите ребенку пересыпать крупу ложкой из миски в миску или из чашки в чашку или попросить его насыпать ее поровну в три маленькие чашечки. Покажите ему ,как держать ложку правильно, не в кулаке, а тремя пальцами.

 Пересыпание круп через воронку.

 Также как вы показывали ребенку как переливать воду через воронку покажите как пересыпать через нее крупу.

 Поиск игрушки.

 Возьмите большую миску насыпьте в нее много фасоли, пшена или чечевицы, Закопайте в глубине мелкие предметы, например маленьких зверушек, подвески от мобильного телефона.

 Помощник»

Я крупу перебираю,

 Мамочке помочь хочу.

 Я с закрытыми глазами

 Рис от гречки отличу.

 Сортировка круп.

 Предложите ребенка разложить крупинки: в первую гречку, во вторую - чечевицу, в третью горох. Эта игра развивает мышление, ведь сортировка это простейшая мыслительная операция.

 Рисование на манке.

 Насыпьте на поднос манку тонким слоем, покажите малышу как можно пальчиками рисовать все, что захочется, с трехлетними малышами можно учиться писать буквы и цифры.  

 "Найди крышечку по размеру" (от 2 до 4 лет)

 Цели упражнения: развитие зрительной и моторной координации.

 Вам понадобится: 4-6 бутылочек или банок разных размеров с крышками (крышки можно хранить в небольшом контейнере). Расставьте бутылочки на столе перед ребенком;  медленно снимите крышки и закрутите обратно; сначала надевайте крышки, соответствующие размеру бутылочек, затем перемешайте крышки и дайте возможность ребенку самому подобрать нужные крышки к бутылочкам.

- Шнурование обуви, застегивание пуговиц 

Раз один шнурочек

 Пригласил второй!

 Встретиться со сказочной

снежною горой,

 С белоснежным замком

 И снеговиком!

 Потеплей оденься (оденемся)

 И гулять пойдем.

или

Я шнурую ботинки

 Я шнурую ботинки,

 Долго шнурую ботинки.

 Я продеваю шнурки

 В узкие круглые дырки.

Ходилка

 Большие ноги шли по дороге:

 Топ-топ-топ-топ (грубым голосом, медленно)

 Маленькие ножки бежали по дорожке:

 Топ-топ-топ-топ-топ (тоненьким голосом, быстро).

 Мне очень помогает, когда ребенок не хочет идти, куда мне надо. Я его беру за руку, читаю этот стишок с движениями и ребенок не капризничает

По ровненькой дорожке

Взрослый ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

 По ровненькой дорожке,

 По ровненькой дорожке

 Шагают наши ножки.

 Раз-два, раз-два,

 По камешкам, по камешкам,

 По камешкам, по камешкам...

 В яму - бух!

Взрослый снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст:

По ровненькой дорожке,

 По ровненькой дорожке.

 Устали наши ножки,

 Устали наши ножки.

 Вот наш дом -

 Здесь мы живем.

 По окончании текста малыши бегут в "дом" (заранее договариваются, где будет дом - на диване, стуле и т.д.).

КУЗНЕЧИКИ

Поднимайте плечики,

 Прыгайте, кузнечики.

 Прыг-скок, прыг-скок,

 стоп, сели.

 Травушку покушали,

 Тишину послушали.

 Выше, Выше высоко

 Прыгай на носках легко!

Лето

Как известно, игра является самым важным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. С одной стороны она выступает эффективным средством всестороннего развития малыша, а с другой – показателем этого развития.

Все дети с удовольствием играют. Каждый ребенок может найти для себя  любимую игру или игрушку. Играя ребенок развивается: он познает окружающих мир, учится использовать разные предметы исходя из их функционального назначения, получает радость от действия с ними.

Игра «Бросай мяч высоко!» направлена на развитие восприятия звуков речи (фонематическое восприятие), быстроты реакции, вычленение заданного звука в потоке звуков. Может быть несколько вариантов этой игры с мячом. Рассмотрим два из них.

Одной из самых первых игрушек, с которыми начинает знакомиться ребенок, не считая погремушек, является мяч. Мяч может быть разного цвета или размера, вместе с этими действия с ним будут аналогичными. Малыш учится его прокатывать, ловить, подбрасывать, бросать и т.д. Вследствие выполнения этих действий у ребенка крепнут руки, развивается точность и скоординированность движений, совершенствуется зрительно-моторная координация, т.е. происходит физическое развитие. Однако использовать мяч можно и не только для этого. В этой статье рассмотрим варианты игры с мячом и развития речи малыша. Итак, с мячом играем — речь развиваем!

Первый вариант подойдет для ребенка, который знает о том, что все звуки речи делятся на две группы – согласные и гласные. В небыстром темпе произносите разные звуки, например А – М – У – И – Т и т.д. Малышу нужно подбрасывать мяч, когда он услышит, например, гласный звук.

Игры с песком

 игры с водой

-дыхательные

«Хитрая мама"

Простясь до завтра с детским садом,                 (идут по кругу)

 Шагает дочка рядом с мамой                  

 Остановилась  по пути:                                      (ребенок  останавливается)                      

 Устала я шагать-идти!                  

 Зачем шагать? - сказала мать

 Попробуй зайцем поскакать,                              (скачут как зайцы)

 Вот так, еще давай-ка,

 Теперь попробуй, покажи-ка,                             (шаг носок к пятке)

Как семенит к норе ежиха:

 Теперь как бегает щенок,                                    (быстрый бег на носках)

 Ух, как! Стремглав не чуя ног!

 Как за птенцом крадется кошка?                         (крадутся на носках)

 Неслышно, вкрадчиво и осторожно.

 А как ступает слон большой?                                (высоко поднимая колено)

 Трясутся стены дома!

 А как бельчонок?                                                (прыжки из стороны в сторону)

 Но постой! Вот мы уже и дома!

Для развития тактильных ощущений полезно выжимать мочалки. Хорошо, если мочалки разные по материалу и жесткости.

Проводите его ладошкой по предметам с разной поверхностью (полотенце, кафель, мочалка, шланг). Не торопитесь и не забудьте при этом называть предметы.

Игры

Для освоения формы предметов можно заполнять разные ёмкости водой (это могут быть пластиковые баночки и стаканчики с горлышком разной ширины), а потом переливать её из одной в другую.

Научите малыша бить по воде ладошками, поднимая фонтаны брызг.

Прячьте с малышом резиновый мячик под воду, а потом отпускайте, чтобы он выпрыгивал из воды.

Множество игр можно придумать с пенной для ванны, мыльными пузырями, резиновыми игрушками. Ваш кроха может сам «искупать» своих любимых зверят, кукол, а вы назовете их части тела.

Он будет не только осваивать новые слова, но и заботиться о ком-то. Мытьё игрушек под струёй воды является хорошим массажем.

Игра с мыльной пеной

 Во время того, как вы мылите малыша, возьмите мыльную пену и рисуйте ею на ванной, на стенах. Рисовать можно не только забавные рожицы, но и закреплять с ребенком недавно пройденный материал: буквы, геометрические фигуры, цифры и т.д. А когда вы моете волосы малышу, рисование может отвлечь его от неприятной процедуры. Еще можно поиграть в мыльный баскетбол. Возьмите мыльные «мячики» в ладошку и бросайте в мишень (миску, ковш).

Игрушки из мочалок

Возьмите небольшие мочалки или махровые салфетки разных цветов, вырежьте их в форме рыбок, цветочков, мячиков. Не делайте их слишком маленькими или большими. Предложите малышу во время купания помыть ноги красной рыбкой, а нос зеленым мячиков, ушко красной рыбкой. Таким образом, малыш будет учить названия частей тела и цвета.

Подходите к купанию творчески, придумывая собственные домашние игры.

- чтение,

- разговор о пройденном дне, о впечатлениях полученных за день.

- Легкий массаж «Заиньки устали»

 Маленькие заиньки

Захотели баиньки.

Захотели баиньки,

Потому что маленьки.

Спи мя радость усни, в доме погасли огни

Будьте здоровы, счастливы, пусть ваши  глаза всегда радуются успехами ваших детей. Ловите моменты пока ваши дети маленькие, это, увы, ненадолго малыши быстро растут, становятся взрослыми и такими же занятыми, как мы.  

 Получайте удовольствие от общения с ребенком. Найдите возможность насладиться этим неповторимым временем.

 

Зайка проделывает движения в соответствии с текстом.

Выполнение движений  в соответствии

с текстом

При словах "По ровненькой дорожке" дети идут шагом.

 На слова "По камешкам, по камешкам" - прыжки на двух ногах, слегка продвигаясь вперед.

 На слова "В яму - бух!" присаживаются на корточки. "

 Вылезли из ямы", - дети поднимаются.

с текстом.

Движения:

 Делать движения плечами,

 прыгать на двух ногах,

 прислушиваться

 и опять прыгать.

 

Малыши знакомы с водой ещё до рождения, она успокаивает, расслабляет. Водные процедуры могут стать не только средством гигиены, но и отличным временем для развития вашего ребенка.

Поглаживание ребенка по спине, голове, ножкам, ручкам. Медленно в одном направлении, одновременно проговаривая слова

Колыбельная роль в развитии ребенка

Её прямая функция – успокоить, убаюкать маленького ребёнка. Мудрый народ, не знакомый,  с основами психологии, путём многолетних наблюдений понял, что сделать это можно не бурной, удалой песней, а тихой, монотонной, умиротворяющей мелодией.  Это- необходимость сохранения и развития традиции пения детям колыбельных песен в современных семьях.

Литература

http://babygy.com/igryi-v-vannoy

http://nattik.ru/?p=2527 Играем и развиваемся

 Крупенчук Мяч и речь

Ю.Соколова  Речь и движение

Л.В.Томашевская , Е.Ю.Герц Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду

Гимадиева Л.П. , учитель-логопед, МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» АГО