КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: «Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности (рисование)»
материал по рисованию (младшая группа) на тему

Цой Елена Анатольевна

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

Глава I. Теоретические основы сенсорного развития младших дошкольников.

1.1. Проблемы сенсорного развития младших дошкольников в исследованиях отечественных и зарубежных психологов………………………………………...

1.2.Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...

1.3. Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста………………………………………...................................

Вывод по I главе…………………………………………………………………….

Глава II. Опытно-экспериментальное изучение сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………..................

2.1 Подбор методик выявления уровня сенсорного развития. Констатирующий этап…………………………………………………………………………………..

2.2. Разработка и апробация методик, обучающих изобразительной деятельности………………………………………………………………………..

2.3. Контрольный этап……………………………………………………………...

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

Приложения ……………………………………………………………………….     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_na_pechat.docx143.34 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 (МПГУ)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра возрастной психологии

Бакалавриат:  Психология и педагогика дошкольного образования

Направление подготовки «Психолого-педагогическое образование»

Студентка 4 курса

Заочного отделения

Е.А. Цой

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ТЕМА: «Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности (рисование)»

Научный руководитель:

Кандидат психологических наук,

 Доцент А.Н. Макарова

«___»____________ 2016 г.

                                                       Москва – 2016г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

Глава I. Теоретические основы сенсорного развития младших дошкольников.

1.1. Проблемы сенсорного развития младших дошкольников в исследованиях отечественных и зарубежных психологов………………………………………...

1.2.Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...

1.3. Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста………………………………………...................................

Вывод по I главе…………………………………………………………………….

Глава II. Опытно-экспериментальное изучение сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………..................

2.1 Подбор методик выявления уровня сенсорного развития. Констатирующий этап…………………………………………………………………………………..

2.2. Разработка и апробация методик, обучающих изобразительной деятельности………………………………………………………………………..

2.3. Контрольный этап……………………………………………………………...

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

Приложения ……………………………………………………………………….        

Введение.

Актуальность исследования.

            Дошкольное детство является сензитивным для развития всех сторон личности ребенка. Однако, акцентируя внимания на определенном возрастном периоде, следует отметить те стороны развития дошкольника, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Таковым является сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

            Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. По словам А.Г. Маклакова, восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В период младшего дошкольного возраста ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Чувственный опыт является основным источником познания дошкольника. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.

            Сенсорное развитие имеет двойственное значение в развитии личности. С одной стороны, это возможность обеспечить получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – собственно фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

            Анализируя все имеющиеся виды деятельности младшего дошкольника в рамках дошкольного учреждения, важно отметить особую роль изобразительной деятельности.

           Рисование— вид изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко  волнует ребенка, вызывает положительные  эмоции. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только признаками отдельных, определенных предметов, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Они узнают и назовут их в любых предметах.

           Таким образом, первой и основной задачей изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте является развитие восприятие детей, обогащение сенсорного опыта путём выделения формы предметов, их цвета, свойств, а также пространственных отношений.

           Проблема нашего исследования заключается в недостаточном использовании потенциала изобразительной деятельности, как одного из средств сенсорного развития младших дошкольников.

            Цель: изучение особенностей сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

           Объект исследования: сенсорное развитие младших дошкольников.

           Предмет исследования: влияние изобразительной деятельности на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

            Гипотеза: мы предположили, что в ходе изобразительной деятельности совершенствуются сенсорные способности младших дошкольников: точный глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета, ритма, необходимые для творческого решения изобразительных задач.

            Задачи исследования:

    1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

    2) Выявить уровень сформированности сенсорных процессов детей младшего дошкольного возраста.

    3) Подобрать методы (разработать систему занятий по рисованию, направленную на развитие сенсорной сферы ребенка младшего дошкольного возраста.

     4) Попытаться разработать методические рекомендации.

           Методы исследования:

1.Теоретические: анализ теоретической литературы, обобщение полученной информации.

2.Практические: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

            Исследование проводилось на базе: МАДОУ «Детский сад №2 «Подсолнух», младшая группа, г. Звенигород.

           Теоретическая значимость работы заключается в том, что в работе описаны особенности сенсорного развития младших дошкольников; представлены психологические аспекты сенсорного развития младших дошкольников.

           Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты в ходе исследования сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте, представляют интерес для педагогов, психологов, родителей и могут быть использованы в практической деятельности.

           Структура и объем работы. Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 59 наименований, приложений.

Глава I. Теоретические основы исследования сенсорного развития

младших дошкольников.

1.1. Проблемы сенсорного развития младших дошкольников в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.

           В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Как упоминалось выше: сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.[6]

           Развитие чувственного познания у ребенка младшего дошкольного возраста было положено в основу современных педагогических систем. Я.А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, И. Песталоцци, О. Декроли, Е.И. Тихеева разрабатывали конкретное содержание и методы ознакомления ребенка с миром вещей, с их свойствами и отношениями. Развитие восприятия и представлений включалось в их работах в более широкую педагогическую систему, подчинялось ее задачам. В системе М. Монтессори воспитание сенсорной культуры рассматривалось как центральная задача дошкольного воспитания. [29]  Этим в значительной степени определялась предложенная ею направленность сенсорного воспитания, заключавшаяся в обострении различительной чувствительности органов чувств. Особое внимание к развитию чувственного познания у маленьких детей вытекало из вопросов педагогической практики, соответствовало особенностям возраста, но авторы предложенных систем не имели в своем распоряжении научных знаний о закономерностях психического развития ребенка и поэтому не могли правильно определить место сенсорного воспитания, его задачи и методы. Частные достижения в области развития сенсорных процессов, во многих случаях весьма существенные, не приводили к продвижению в общем развитии ребенка. Поэтому в аспекте сенсорного развития основное внимание в дошкольной педагогике было уделено развитию деятельности, речи и речевых форм. Вместе с тем дальнейшие психологические исследования показали, что без направленного сенсорного воспитания, стихийно складывающиеся процессы восприятия не достигают у детей достаточного уровня, что в свою очередь тормозит умственное развитие ребенка в целом. Это и послужило основанием к тому, чтобы на новом уровне рассмотреть вопрос о сенсорном развитии и сенсорном воспитании детей дошкольного возраста. Подобное рассмотрение было предпринято в работах А.В. Запорожца, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова и их последователей.

            Разработке системы сенсорного развития предшествовало проведение экспериментальных исследований, направленных на выявление закономерностей развития восприятия в онтогенезе (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Т.О. Гиневская, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия и др.). Было выяснено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий. Перцептивные действия ориентируют практическую деятельность человека. В развитом восприятии это есть действия обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными мерками - сенсорными эталонами. [20]

           Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) - термин, предложенный А.В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. [19] Сенсорные эталоны - это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Примеры сенсорных эталонов - система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др. В усвоении и применении сенсорных эталонов проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта. Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета - спектральная гамма цветов и др.

            Именно через усвоение систем сенсорных эталонов, считает А.В. Запорожец, и происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта. В открытии этого факта и заключается принципиальное отличие понимания закономерностей сенсорного развития в отечественной психологии от концепций развития восприятия, выдвинутых рядом современных зарубежных психологов (Э.Д. Гибсон, Ж. Пиаже и др.) [18]

            Л.А. Венгер подчеркивал, что значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в формировании у ребенка сенсорной культуры, связанной с формированием общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей, созданных человечеством.[8]

            Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Л.А Венгер, Н.П. Сакулина и другие считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных задач дошкольного воспитания.[54]

            Таким образом, младший дошкольный возраст является сензитивным для сенсорного развития детей, для которого необходимо организовать содержательную, результативную деятельность.

1.2.Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного

возраста.

            В связи с развитием дошкольного образования, принятием новых ФГОС по дошкольному образованию, сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму величину высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием конструированием, развития речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков. [10]

            Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов. [13]

           Работа с эталонами - первый этап восприятия. В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности. На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям младшего дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены - обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. [20]

            В младшем дошкольном возрасте начинается формирование сенсорных эталонов - вначале как предметных, которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном - цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном - например, сказав, что яблоко - это неправильный круг.

           У ребенка на третьем году жизни появляется стремление более четко следовать образцу, который задан взрослым, совершенствуется координация движений руки под контролем глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом. На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). После 3-х лет идет ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. В активный словарь ребенка входят слова-названия, связанные с формой, цветом, величиной. Необходимо помнить, что в условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают "сенсорный голод", ведущий к значительным задержкам общего развития.

            Занятия рисованием и другими видами творчества также помогают сенсорному развитию, формированию речи ребенка, расширяют его кругозор, учат навыкам игры. Поэтому, чем раньше ребенка познакомить с разными видами творчества, тем интенсивнее будет их влияние на общее развитие малыша. [13]

  

1.3. Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

           Изобразительная деятельность ребенка давно привлекает внимание художников, педагогов и психологов (Ф. Фребель, И. Люке, Г. Кершенштейнер, Н. А. Рыбников, Р. Арнхейм и др.).

            По мнению А. В. Запорожца, изобразительная деятельное подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно, как указывает он же, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний идеальный план, который отсутствует в раннем детстве. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности не полностью внутренний, он нуждается в материальных опорах, рисунок - одна из таких опор. [19]

            Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Очевидно, что такое изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт - рисунок.

           Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, продуктивная деятельность, в том числе и рисование, совершается ребенком с определенным материалом, и каждый раз воплощение замысла осуществляется с помощью разных изобразительных средств, в разном материале ("домик из кубиков и "домик" на рисунке). Продукты изобразительной деятельности - не просто символы, обозначающие предмет, они модели действительности. А в модели каждый раз выступают какие-то новые характеристики действительности. В модели из реального предмета отделяются, абстрагируются отдельные признаки, и категориальное восприятие начинает свою самостоятельную жизнь. Категориальное восприятие (формы, цвета, величины и т.п.) возникает в материальной продуктивной деятельности: ребенок силой материала отделяет от предмета его свойства. Цвет как категория для ребенка начинает уже существовать. Первоначально (до этого) он опредмечен, конкретен, не существует отдельно от предмета. Только благодаря отрыву этих свойств от предмета становится возможной работа с этими свойствами на основе эталонов, мер. Как показали исследования Д. В. Запорожца, Л. А. Венгер и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. [9]

            Сенсорные эталоны -  это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т. д. В детском саду ребенок обучается рисованию. Овладение знаниями и умениями в этой области требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Выработка конструктивного видения предметов требует исследования формы предмета (образца, его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных представлений о форме, пропорциях предполагает знакомство с геометрическими фигурами и их разновидностями, сравнение объектов по величине в ходе рисования.

           Таким образом, сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

             Решая задачи сенсорного развития, детское рисование решает задачи создания изображения как образа предмета. Художественные приемы, открываемые и используемые детьми, — это быстрые графические техники рисования карандашом, авторучкой, фломастерами, мелками; к выразительным художественным средствам следует отнести форму, ее конфигурацию и зримые очертания предметов — взаиморасположение элементов, и цвет для передачи предметного цвета в его однозначности (солнце — желтое, трава — зеленая, небо — синее, мишка — коричневый, цветок — красный или синий).

           Детьми осваиваются такие художественные средства, как композиционная выразительность — пропорциональность величин форм и их частей, взаиморасположение форм, расположение изображений в формате листа (картинной плоскости) — и живописность цвета и цветовых сочетаний . В ходе рисования отмечается всплеск интеллектуальной активности. Детьми делаются творческие попытки воплотить в изображении свои представления о том, что такое движение, пространство, время.

           А.И. Савенков отмечал, что процесс познания мира ребенком, неотделим от стремления, попробовать самому изобразить то, что он видит вокруг себя. Наша задача помочь ему в этом. Дети начинают рисовать в очень раннем возрасте. Первые каракули и в 2-3 года чисто случайны, но постепенно они приобретают характер сознательного рисунка. Рисунок становится языком, которым ребенок передает свою мысль. Эти рисунки очень своеобразны, отличаются не проницательностью и несоответствием форм. Природа с рождения дарит нам чувство красоты окружающего мира. Научиться видеть красоту и во что-то ее претворять – важная и сложная задача. Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются не развитыми, а значит и не реализованным в дальнейшем, а ведь в самом естестве человека заложено желание узнавать, привносить и создавать. Вопрос гармонического развития и творческой самореализации становится, чуть ли не самым главным вопросом для современного человека. [44]

Вывод по I главе.

            Современные педагогические исследования, посвященные сенсорному развитию дошкольников в различных видах деятельности, сыграли существенную роль в разработке проблем формирования сенсорной культуры ребенка младшего дошкольного возраста. В связи с вышесказанным, центральной задачей первой главы является теоретический обзор психолого-педагогической литературы, посвященной интересующей нас проблеме, на основе которого мы предполагаем, осуществить собственные исследования в области поиска и практического использования наиболее оптимальных педагогических и психологических условий и факторов для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
           Педагогика стремится усовершенствовать сенсорные процессы, начиная с раннего детства для того, чтобы ребенок воспринимал окружающее полно, разнообразно, разносторонне. Именно в этих целях выделяются задачи сенсорного развития из общепедагогических задач. Решение их обеспечивает полноценное формирование
 умений и навыков изобразительной деятельности, имеющую сенсорную основу и на ней развивающуюся. Таким образом, формирование умений и навыков изобразительной деятельности в раннем детстве способствует сенсорному развитию, которое решает важные задачи общего развития ребенка. 

Глава II. Опытно-экспериментальное изучение сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

  1.  Подбор методик выявления уровня сенсорного развития. Констатирующий этап.

            С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне   сенсорного    развития   достигаемого в младшем возрасте. С целью изучения особенностей сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности на базе МАДОУ «Детский сад №2 «Подсолнух» проходил эксперимент, в котором участвовало 10 детей  младшей группы. В эксперименте участвовало 2 группы детей младшего дошкольного возраста - экспериментальная и контрольная.
            На первом этапе эксперимента (констатирующем) была проведена диагностика. Целью данной диагностики было выявление уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей
младшего дошкольного возраста.
           Для диагностики знаний о качествах и свойствах предметов с детьми
младшего дошкольного возраста использовалась методика Пилюгиной Э.Г., которая основана на заданиях разного типа деятельности.
В заданиях использовались красный, желтый, зеленый цвет. 
Мы отобрали 7 заданий разного типа деятельности:
- Группировка предметов

- Выбор по образцу

- Элементарные конструктивные действия

В первых двух заданиях дети группировали предметы красного и зеленого цвета.
1 задание Детям предлагались две полоски гладкого картона 4x18 см красного и синего цвета и 6 кружков (3 красных и синих). Надо было 
положить кружки на «дорожку» так, чтобы они «спрятались».
2 задание Детям показывали 5 брусков, сложенных «башней» 
(наложенных один на другой), одного цвета: красного или синего. Ребенку давали 5 брусков красного и 5 брусков синего, перемешанных произвольно, и предлагали сделать «башню» такого же цвета, как у взрослого. Если ребенок не мог отобрать предметы соответствующего цвета и разместить их в заданном порядке, то взрослый детально демонстрировал выполнение задания.
Второе задание, как и предыдущее, могло быть выполнено по-разному, но наиболее высокий уровень его выполнения требовал применения более сложных действий с цветом, чем раскладывание кружков на «дорожках»: ребенок должен был соотносить цвет отбираемых, предметов с цветом образца, находившегося от него на некотором расстоянии.
           Следующая группа заданий предполагала выбор по образцу одного из двух цветовых объектов (брусков).

           В третьем, четвертом и пятом задании ставилась задача выбора цвета.
3 задание Детям давали красный и синий бруски. Вначале ребенку предлагался выбор по образцу. Однако при этом вводились слова-названия цвета. Показывая красный брусок, поясняли: «Это красный»,— затем давали синий брусок и тоже поясняли: «Это синий». После того как ребенок рассмотрел предметы, названия повторялись еще раз. Далее по предъявлению наглядного и словесного образца ребенок находил такой же и давал его взрослому.
 В 4 задании Меняется цвет объектов и используются опредмеченные слова-названия. Показывая ребенку желтый брусок, говорили, что это лисичка. При показе красного следовало пояснение, что это белочка. Затем взрослый показывал ребенку желтый или красный брусок и предлагал найти такую же «лисичку» или «белочку» у себя. Выбор по образцу предъявлялся детям по 4 раза. Для предотвращения выработки реакции на определенное месторасположение предмета обращалось внимание на то, чтобы объекты
одного и того же цвета лежали в различных местах (если при первом предъявлении задания красный брусок лежал справа, то при повторном предъявлении он должен был находиться слева. Задание считалось выполненным, если ребенок во всех 4 случаях решал его верно. Если он 1 раз ошибался и 3 раза давал правильные ответы, ему снова предоставлялась возможность выполнить задание 4 раза. Если при повторном предъявлении задания малышом допускалась одна или более ошибок, результат считался отрицательным.
            Следующие задания предполагали элементарные конструктивные действия.
 
5 задание Ребенок строил башенку из двух кубиков, воспроизводя заданное в образце расположение красного и желтого предметов. Задание давалось 4 раза, всякий раз по новому образцу (одному из двух возможных). При размещении материала взрослый стремился предупредить возможность случайного правильного решения задания, помещая тот объект, который должен лежать снизу, дальше от ребенка.

6 задание чередование объектов по цвету. Педагог размещал 2 зеленых и 2 красных бруска «дорожкой», чередуя их по цвету: красный, желтый; красный, синий. Внимание ребенка фиксировалось на цвете предметов. Взяв руку малыша, взрослый дотрагивался ею до брусков, приговаривая: «Один, другой, один, другой». Разница в цвете подчеркивалась интонационно. Затем ребенку давали 2 красных и 2 синих бруска и предлагали сделать такую же «дорожку». Задание повторялось 4 раза и считалось выполненным в том случае, если ребенок, хоть один раз размещал предметы правильно.
При решении задач разных видов (конструктивного характера, цвета, формы) у детей раннего возраста обнаруживаются разные уровни сформированности знаний свойств предметов и объектов. 

            Каждый из 3-х уровней имеет свою характеристику:
I Высший уровень
характеризуется тем, что ребенок выполняет задание правильно, то есть задача поставленная взрослым решается им успешно, самостоятельно; помощь взрослого минимальная.

II Cредний уровеньпредполагает также позитивное решение малышом поставленной взрослым задачи; ребенок совершает менее 2 ошибок и справляется с заданием самостоятельно; объяснения взрослого носят направляющий характер.

III Низкий уровеньхарактеризуется пассивным поведением ребенка при решении задачи; при повторном объяснении взрослым задания малыш 
допускает более 3-х ошибок, он «теряет» задачу и переходит к простому манипулированию предметами (объектами).

            Обработка результатов: показатели активности оценивают по следующей шкале: 3балла –максимальная выраженность показателя, 2балла- средняя выраженность, 1 балл- низкая.

             Соответственно 1 уровень проявления активности- 14-18 баллов, 2 уровень- 7-14 баллов, 3 уровень-0-7баллов. 

             При обработке данных анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по 2 параметрам. Показатели оценивают по шкале баллов и определяют уровень проявления активности.

Анализ результатов исследования представлен в таблицах №1 и №2.

Таблица №1(контрольная группа)

ФИО

Показатели активности

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

Уровень активности

Ксюша Т.

3

3

3

3

3

3

Высокий

Вика С.

3

3

2

2

3

3

Высокий

Миша М.

2

2

2

1

1

1

Низкий

Рома Л.

3

2

2

2

3

3

Средний

Саша М.

2

2

1

1

1

1

Низкий

Таблица №2 (экспериментальная группа)

ФИО

Показатели активности

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

Уровень активности

Ваня Б.

3

3

3

2

2

3

Высокий

Дима П.

1

1

1

1

1

1

Низкий

Максим Б.

2

2

2

1

1

1

Низкий

Ева Б.

3

3

2

2

3

3

Средний

Даша С.

2

1

3

2

1

1

Низкий

           В результате диагностики уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста были выделены следующие показатели, которые представлены в диаграммах №1 и №2:

Контрольная группа (диаграмма№1):

Экспериментальная группа (диаграмма №2):

           

            Результаты диагностики показали небольшое количество детей с высоким уровнем развития, и большое количество детей с низким уровнем развития.

2.2. Разработка и апробация методик, обучающих изобразительной деятельности.

            В связи с тем, что результаты диагностики показали небольшое количество детей с высоким уровнем развития, и большое количество детей с низким уровнем развития, нами разрабатывается система занятий по изобразительной деятельности. В основу ее положен принцип системности, поскольку только исключительно четкая, продуманная структура средств развития сенсорных способностей, (в нашем случае изодеятельность) будет способствовать максимально эффективному развитию восприятия детей. Большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой, в том числе нетрадиционными. (Приложение №1) Разумеется, система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. (От меньшего к большему). Характер занятий направлен на формирование игровой мотивации, что дает возможность ребенку чувствовать непринужденность и комфорт в процессе деятельности. (Приложение №2) Важными методическими приемами остаются чтение стишков, песенок, потешек, использование музыкального сопровождения, выставки и галереи детских работ, периодические экскурсии, совместная деятельность детей с родителями на конкурах и мероприятиях.

            Существует множество методов и приемов обучения детей рисованию (беседа (словесно-наглядный прием), наглядно-образный и игровые приемы), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического изобразительного восприятия.

            Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Основная задача обучения рисованию – помочь детьми познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Методы обучения рисованию:

• Рисование в воздухе – изображение линией и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать пальцем на любой гладкой поверхности (стекло, столе).

• Совместное рисование – совместные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Взрослый вкладывает карандаш в руку ребенка, берет ее в свою и водит по бумаге, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.

• Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка, недостающие детали которого ребенок должен дорисовать. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.

• Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.

            Свою работу на обучающем этапе я начала с составления перспективного плана и разработки конспектов по сенсомоторному развитию на занятиях по изобразительной деятельности с учетом результатов комплексной диагностики. При планировании занятий я сформулировала цели, подобрала методики и техники для работы, подготовила необходимые материалы и оборудование, продумала разнообразные формы организации детей на занятии: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за столами. Также мной использовалось чередование на занятии различных видов деятельности: организация практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др. Занятия носят развивающий характер, так как акцент ставлю не на результат (конечный продукт деятельности ребёнка), а на сам процесс его создания. Каждое занятие я делю на три части.

         В первой части обеспечиваю перцептуальное развитие, что подразумевает накопление богатого чувственного опыта. Свою основную задачу вижу в направлении и фокусировании внимания ребенка на сенсорные ощущения при обследовании предмета.

           Во второй части работы активизирую сенсомоторное развитие. Для этого включаю обследующее действие предмета и последующее перенесение полученного опыта в изобразительную деятельность.

            В третьей части работы провожу совместный анализ выполненных работ и побуждаю ребенка к улучшению изображения.

2.3. Контрольный этап.

            В результате эмпирического исследования были изучены особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности - рисования. Эксперимент проводился с 10 детьми младшей группы – контрольной и экспериментальной групп МАДОУ «Детский сад №2 «Подсолнух» г.о. Звенигород. В ходе констатирующего эксперимента была проведена диагностика выявления уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

           Данные диагностики выявили необходимость проведения специальной работы по формированию у детей представлений о свойствах предметов: величине, цвета, формы.

        Формирование представлений эталонной системы у малышей экспериментальной группы проводилось с использованием системы занятий по рисованию. В ходе эксперимента была отмечена высокая познавательная активность детей, интерес к изучению свойств предметов.

          На третьем этапе была проведена контрольная диагностика и подведены итоги проведенной работы.

            В ходе контрольной диагностики была отмечена положительная динамика в развитии представлений у детей экспериментальной группы раннего возраста о цвете, форме, величине  благодаря использованию специально подобранных занятий по рисованию.

Анализ результатов исследования представлен в таблицах №1 и №2.

Таблица №1(контрольная группа)

ФИО

Показатели активности

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

Уровень активности

Ксюша Т.

3

3

3

3

3

3

Высокий

Вика С.

3

3

2

2

3

3

Высокий

Миша М.

2

2

2

1

1

1

Низкий

Рома Л.

3

2

2

2

3

3

Средний

Саша М.

2

2

1

1

1

1

Низкий

Таблица №2 (экспериментальная группа)

ФИО

Показатели активности

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

Уровень активности

Ваня Б.

3

3

3

3

3

3

Высокий

Дима П.

2

2

2

2

2

3

Средний

Максим Б.

3

3

3

3

3

3

Высокий

Ева Б.

2

2

2

2

2

2

Средний

Даша С.

2

2

3

3

3

3

Высокий

           Итак, в результате контрольной диагностики уровня сформированности  знаний о свойствах  предметов у детей младшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп  были  выделены следующие показатели, которые представлены в диаграммах №1 и №2:

Контрольная группа (диаграмма №1) :

Экспериментальная группа (диаграмма №2)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста проходит успешно в процессе изобразительной деятельности.

Методические рекомендации.

Проведение диагностического исследования позволило попытаться разработать методические рекомендации, способствующие повышению уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

- Необходимо выделить условия планирования и индивидуальной работы с детьми, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание порисовать. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел.

- Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Необходимо учитывать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.

- Сенсорное воспитание необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.

- Проведение занятий должен предусматривать учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. При этом взрослый находится за спиной ребенка и действует его руками. Постепенно отпускает свои руки, давая возможность ребенку выполнять самостоятельно предложенные действия. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане.

- Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.

- В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.

            Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Заключение.

          В процессе данного исследования был изучен процесс использования занятий по рисованию в сенсорном образовании детей раннего возраста. В практической части данного исследования мы убедились, что изобразительная деятельность способствует развитию представлений у малышей о свойствах предметов.

            В теоретической части была дана общая характеристика проблемы сенсорного развития, изучена роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста, определена возможность решения задач сенсорного развития в процессе изобразительной деятельности. 
           В ходе в ходе изобразительной деятельности совершенствуются сенсорные способности младших дошкольников: точный глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета, ритма, необходимые для творческого решения изобразительных задач.

            Современная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

             Дети научились определять форму, величину, цвет предмета, образа. Могут из группы объектов выделить предметы по одному признаку (например выделить все круглые, даже предметы разной фактуры, величины, цвета). У детей сформировано умение целенаправленно обследовать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.

              Работа, проведенная по развитию сенсомоторики с детьми младшего дошкольного возраста дает хорошие результаты для занятий по разделу “Изобразительная деятельность”. Дети уже могут выразить свои эмоции при помощи цвета, например: при выполнении задания “Рисуем грустную, веселую музыку” дети хорошо умеют подбирать оттенки цветов, соответствующие грусти и веселому настроению.

                Из этого можно сделать следующий вывод: изобразительное творчество позволяет развивать не только психическую, но и физическую, телесную сферу. В результате систематически проведенных занятий по изобразительной деятельности у детей лучше развивается моторная и сенсорная функции, а сенсомоторное развитие влияет на познавательные функции. Все это в процессе социализации позволяет детям успешнее осваивать различные виды деятельности.

Список литературы.

  1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 1975.
  2. Бондаренко Н.Н. Сенсорное развитие детей раннего возраста // Ребенок в дет. саду. - 2012. - № 4. - С. 39-45.
  3.  Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй  младшей группе детского сада / Т.М. Бондаренко. Воронеж: Учитель, 2004. - 270 с.
  4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983, С. 147.
  5. Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. – 2006.
  6. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.
  7. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 1988.
  8. Венгер Л.А., Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Венгер Л.A., Мухина B.C. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. - с. 14.
  10. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  11. Вернадская М.Э. Критерии развития детей дошкольного возраста / М.Э. Вернадская, O.E. Громова // Педагогика ДОУ. 2003. - № 3. - С. 108-117
  12. Гамезо М.В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 1999. С. 135.
  13. Гирвиц Г. И. Расширение сенсорного опыта младших школьников в процессе предметно-практической деятельности // Школьный логопед. – 2007. - N 3. - С. 42-46
  14. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000. С. 31.
  15. Гиппенрейтер, В.В. Любимов, М.Б. Михалевский. Психология ощущений и восприятия: Учеб. пос. для вузов/ - 2-е изд. 2002.
  16. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] – Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – 380
  17.  Драмова Г.И. Статья «Система сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста». Выпуск №27 "Отечественные традиции в воспитании и современная школа" (ноябрь, 2015 г.)
  18. Дьяченко О. М., Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 128с.
  19. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 1978.
  20. Запорожец А. В. Психология, М., Учпедгиз, 1953. . 153.
  21. Запорожец А.В., Неверович Я.З « О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве. В сб. «Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников», под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович, М., «Просвещение», 1965.
  22. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. — М., 1967.
  23. Запорожец А.В. Вопросы психологии обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. //Советская педагогика. - 1968. - №7 -с.55-64.
  24. Запорожец, А.В. Развитие восприятия и деятельность  А.В.Запорожец. – М. Просвещение, 1980.
  25. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч. II. -- М., 1981
  26. Козлова С.А., Куликова Т.А./ Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Издательский центр Академия. – М., 1998.
  27. Комарова Т.С., Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др./ Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Учеб. пособие для уч. пед. учлилищ по спец. 03.08 «Дошк. восп.». Под ред. Т.С. Комаровой, 3-е изд., доп. раб. – М.: Просвещение, 1991.
  28. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду М., «Просвещение», 1977. С. 123.
  29. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание. – М., 2000. - №11.
  30. Крысько В.Г. // Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. С. 86.
  31. Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори – группе// Дошкольное воспитание. – М., 1998.
  32. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2000. С. 200.
  33. Морозова О.М., Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55
  34. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия. 2000. - 456с.
  35. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. С. 132.
  36. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
  37. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 2001.
  38. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/– М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996.
  39. Пилюгина Э.Г.Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе ознакомления с цветом. Дис. канд. пед. наук. - М., 1971. - 147 с.
  40. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. -1989. - №10. - С. 66-70
  41.  Плеханов А., Морозова О.М.: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35
  42. Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. - М: 1994. -С. 119-126.
  43.  Поддьяков Н.Н., В.Н.Аванесов. Сенсорное воспитание в детском саду. (Пособие для воспитателей). «Просвещение», 1981г.
  44. Поддъяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания. //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду; под ред. А.П. Усовой, Н.П. Са-кулиной. - М.: Просвещение, 1965 - 188с.
  45. Рубинштейн С.Л. // Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М., 1989.
  46. Савенков А. И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании // Детский сад от А до Я. — 2004. — № 2. — С. 22-56.
  47. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982. С. 167
  48. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
  49. Сорокина М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М., Издательский центр « Академия». – М., 2003.
  50. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961. С. 149.
  51. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности.// Дошкольное воспитание. – М., 2002. - №10.
  52. Трифонов Е.В. Психофизиология человека. Русско-англо-русская энциклопедия. - 14-е изд., 2011. // Режим доступа: http://www.tryphonov.narod.ru
  53. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  54. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., 2001.
  55. Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965
  56. Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А.М. Волумбаева. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.
  57. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  58. Шаталова Е.В. Статья "Сенсорное развитие младших дошкольников в непосредственно образовательной деятельности" (2011 / 2012 уч. год)
  59. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста : диагностика, игры, упражнения / Г.А. Широкова. – Ростов на/Д : Феникс, 2006. - 251 с.

Приложения №1

Конспект комплексной НОД по рисованию в младшей группе «Игрушка для Клепы» (неваляшка)

Цель: обучение рисованию нетрадиционными приемами изображения.

Задачи:

Обучающие:

- учить детей рисовать штампиками;

- упражнять детей в рисовании предметов круглой формы.

Развивающие:

- развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции) ;

- закреплять признаки и свойства предметов: цвет, форма, размер;

- развивать слуховое, зрительное восприятие, внимание, тактильное ощущение;

- развивать у детей артикуляционный аппарат, мелкую моторику.

Воспитывающие:

- воспитывать эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к изодеятельности;

- воспитывать у детей сочувствие к сказочному персонажу, побуждать к оказанию в помощи.

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, познание, коммуникация.

Оборудование и материалы: сказочный герой Клепа, игрушка неваляшка, платок, чудесная коробочка, мячики, обручи большой и маленький, мольберт, гуашь, листы бумаги с заранее нарисованными головами неваляшек и трафаретами с изображением круга по числу детей, штампики по числу детей.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети стоят произвольно.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей. Мы очень рады вас видеть.

Раздается плач Клепы.

Воспитатель: Ой, а кто это плачет? Давайте поищем.

Находят клоуна Клепу.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Клоун Клепа.

Воспитатель: Он плачет, значит какое у него настроение?

Дети: Грустное.

Воспитатель: Ребята, а давайте рассмешим Клепу. Смотрите на меня и делайте как я.

Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Лопатка», «Качели», «Болтушка».

Основная часть.

Воспитатель: Клепа, что случилось, почему тебе опять невесело?

Клепа: Я потерял любимую игрушку.

Воспитатель: Клепа потерял любимую игрушку, поэтому он такой грустный. Поможем Клепе найти игрушку. Пойдем со мной. Может она в этой необычной коробочке.

Дети подходят к коробочке, открывают ее.

Воспитатель: Ой, а что это?

Дети: Шарики.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, сколько шариков. Поиграем с ними?

Воспитатель высыпает из коробочки шарики.

Воспитатель: Ребята, а какие шарики по размеру?

Дети: Большие и маленькие.

Воспитатель: А теперь мы с вами наведем порядок. Разложим шарики в обручи. Как вы думаете, какие шарики положим в этот обруч?

Дети: Большие.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что обруч большой.

Воспитатель: А в этот обруч какие положим?

Дети: Маленькие.

Дети раскладывают шарики в обручи.

На диване стоит неваляшка, покрытая красивым платком.

Клепа: Какой красивый платок лежит.

Воспитатель вместе с детьми берет платок в руки и достает неваляшку. Смех Клепы.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а сейчас какое настроение у Клепы?

Дети: Радостное.

Воспитатель: Ребята, из каких частей состоит неваляшка?

Дети: Туловище, голова, ручки.

Воспитатель: Какой они формы?

Дети: Круглой.

Воспитатель: А какого цвета неваляшка?

Дети: Красного.

Воспитатель: А давайте в подарок Клепе нарисуем картинку-сюрприз, чтобы у него всегда было хорошее настроение. А Клепа вместе с неваляшкой посмотрит, как мы рисуем. И тоже научится рисовать. Чтобы нам свами красиво нарисовать сюрприз, разомнем пальчики вместе с неваляшкой (неваляшку ставим на пол) .

Кукла неваляшка

Пестрая рубашка.

По сторонам качается,

Всем мило улыбается.

1-2 строчки – сцепляем пальцы в замок и совершаем перекатывающие движения;

3-4 строчки – расправляем ладони (пальцы сомкнуты, соединяем их и наклоняем кисти то вправо, то влево.

Воспитатель приглашает детей сесть за столы.

Воспитатель: Встряхните ручки. Расслабьте их. У вас на столах лежит бумага с трафаретом, по этому трафарету мы будем закрашивать штампиком. Ребята, посмотрите, какую форму имеет трафарет.

Дети: Круг.

Воспитатель: А давайте, ребята, нарисуем в воздухе форму круга. Я сейчас вам покажу, как мы будем рисовать. А вы посмотрите. Я возьму штампик, обмакну в краску и буду способом примакивания закрашивать круг, не оставляя белых пятен.

Воспитатель: Положу штампик на тарелочку и открою трафарет. А что же, ребята, у нас получилось? На кого это похоже?

Дети: На неваляшку.

Воспитатель: Чего не хватает у неваляшки?

Дети: Ручек.

Воспитатель: Я дорисую ручки пальчиком. А теперь я возьму салфетку и вытру руки. У вас на столах лежат салфетки. А теперь вы нарисуйте ручки своей неваляшке.

Воспитатель: Ну вот у вас получилась неваляшка.

Итог занятия.

Воспитатель: Каких замечательных неваляшек вы нарисовали.

Клепа: А мне тоже понравились неваляшки. Напомните-ка мне, чем вы ее рисовали?

Дети: Штампиками, пальчиками.

Воспитатель: Вы сегодня не просто рисовали, вы сегодня сделали доброе дело. Помогли Клепе найти его любимую игрушку – неваляшку. Научили его рисовать штампиком.

Клепа: Ребята, большое вам спасибо.

Дети: Пожалуйста.

Воспитатель: Клепе у нас очень понравилось. Ребята, давайте сфотографируемся с Клепой на память.

Приложение №2

Конспект занятия в младшей группе «В гостях у Осени».

Занятие по сенсорике, на закрепление пройденного материала для детей младшего дошкольного возраста. Составлено с учётом возрастных особенностей, в игровой форме, комплексное, с использованием разных видов деятельности (экспериментирование, рисование, дидактические игры, игры на поддувание, беседа)

Задачи:

•        закрепить основные цвета спектра, название геометрических фигур;

•        развивать действия соотношения геометрических фигур с эталоном;

•        закрепить название овощей и фруктов;

•        закрепить свойства предмета: тяжёлые предметы тонут, лёгкие – не тонут;

•        развивать мелкую моторику рук, умение отвечать на вопросы воспитателя;

•        воспитывать любовь к природе.

 Материал: листики разного размера и цвета, листы, с нарисованными геометрическими фигурками и фигуры, грибы разного размера, 2 корзинки, разные по размеру, таз с водой, камни, лист с дерева, мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Раздаточный материал: листочки, с нарисованными тучками, синие мелки, домики с мышками.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Мотивация

Входит Осень (под музыку)

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Осень. Как я рада встрече с вами. Осень – красивое время года. Всё кругом яркое, нарядное, как в сказке. Осенью с деревьев опадают листья.

– Посмотрите на листики и скажите, какого они цвета? Возьмите по листику, положите на ладошку и подуйте на них. Листики падают медленно, плавно. Они ложатся на землю и покрывают её разноцветным ковром.

2. Основная часть

Дидактическая игра «Фигуры»

– А сейчас я приглашаю вас на лесную поляну. Но, что здесь произошло, полянка была украшена фигурками, а ветерок осенний подул и все украшения сдул. Чтобы полянка снова стала красивой, давайте её снова украсим разноцветными фигурками.

– Как называются эти фигуры? Возьмите со своих подносов фигуры и разложите их в окошечки. Молодцы, ребята, полянка снова стала яркой, пёстрой, разноцветной.

Дидактическая игра «Большой, маленький»

– А мы дальше пойдём и в осенний лес зайдём. Посмотрите, как красиво кругом.

– Ребята, что растёт в лесу? Грибы разные по размеру.

– Это, какой гриб?

– А это?

– Большие грибы мы будем собирать в большую корзинку, а маленькие – в маленькую.

Хорошо мы погуляли,

Много здесь грибов набрали,

Постарались малыши –

Все грибочки хороши.

– Давайте посмотрим, правильно ли вы разложили грибы.

Рисование «Дождик»

– Ребята, в лесу стало прохладно. Подул сильный ветер. Веточки на деревьях закачались. На небе появились тучи (дети садятся за столы).

Из тучи стали капать дождинки.

– Дождинки, какого цвета?

– Сядьте прямо, возьмите мелки и нарисуйте дождик. Начался сильный дождь (рисунки выставить на доску). Мышки испугались дождя и поспешили в свои домики.

Чтобы мышки не промокли, закройте дверку в домике таким же цветом, что и домик. Молодцы! Мышкам в домиках тепло и уютно.

Дождик закончился, после него появилась большая лужа.

Экспериментирование

– Вы любите играть с водой? Возьмите по камушку и положите в воду.

– Что произошло с камушками?

– Почему?

– А что произойдёт с листиком, если я его положу в воду? Давайте посмотрим.

– Листик утонул?

– Почему?

– Предметы тяжёлые тонут, а лёгкие плавают.

Дидактическая игра «Фрукты, овощи»

– Дальше пойдём в огород зайдём. В огороде мешок. Посмотрим, что в нём (дети достают фрукты и овощи, называют их, определяют цвет). Это всё фрукты и овощи. Они очень полезны, в них много витамин, но все они разные по форме. Одни круглые, другие – овальные. Разложите их в две тарелочки: круглые в круглую, овальные в овальную (проверка правильности выполнения).

3. Итог занятия

– Ребята, чем занимались, что нового узнали сегодня?

Я хочу на прощанье

Всем здоровья пожелать

Ну, а мне пора бежать

Зиму вам пора встречать.

– До, свидания! (Уход под музыку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности

Сенсорное развитие предполагает формирвоание у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к фунционированию ...

Конспект по продуктивному виду деятельности рисование во 2-ой младшей группе. Тема: «Цыплёнок».

В помощь молодому специалисту, конспект по рисованию во 2-ой младшей группе....

Доклад на тему "Сенсорное развитие младших дошкольников"

Дидактические игры по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Презентация и доклад....

Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности (рисование)

         Проблема нашего исследования заключается в недостаточном использовании потенциала изобразительной деятельности, как одного из средств сенсорного развития младш...

Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: «Эмоциональное развитие старших дошкольников в процессе музыкально-театрализованной деятельности»

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характер...

План по самообразованию на тему «Сенсорное развитие младших дошкольников в игровой деятельности»

План по самообразованию на тему «Сенсорное развитие младших дошкольников в игровой деятельности»...

Отчет по самообразованию. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»

Сенсорное развитие детей враннем возрасте является главной составляющей полноценного развития!...