Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе дидактических игр и упражнений
учебно-методический материал

Кузина Светлана Александровна

Мастер класс для педагогов на тему"Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе дидактических игр и упражнений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Исследователь, первооткрыватель, наблюдатель, экспериментатор, испытатель….

Как вы думаете, уважаемые коллеги, о ком это я?

Вы правы! Конечно, о ребенке.

Испытывать, экспериментировать, исследовать, используя все органы чувств, - это  естественная деятельность маленького человека, пришедшего в огромный, разнообразный, удивительный мир.

Успешность  его умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Не случайно, что на протяжении ряда веков проблеме сенсорного развития придавалось большое значение.

Важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли зарубежные педагоги: Ян Амос Коменский, Мария Монтессори, Фридриг Фрёбель и отечественные педагоги Елизавета Ивановна Тихеева,  Алексей Николаевич Леонтьев, Светлана Леонидовна Новоселова, Александр Владимирович Запорожец, Нина Павловна Саккулина,  Леонид Абрамович Венгер и  многие другие. Такой большой список педагогов лишь подтверждает важность данной проблемы.

Известны различные системы сенсорного воспитания, разработанные данными педагогами.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость дальнейшего исследования сенсорного развития детей дошкольного возраста, формирования у них сенсорной культуры наиболее эффективными методами и средствами.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что содержание образовательной программы должно включать «формирование первичных представлений ….о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании…..и др.)».

Какие же методы и средства выбрать педагогу для успешного решения задач сенсорного развития?

Одним из ценнейших средств развития сенсорной активности детей является дидактическая игра.

В дидактической игре ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи: описывает предметы, группирует по различным свойствам и признакам, придумывает рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, классифицировать, обобщить, сделать правильный вывод. При этом необходимо проявить  сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию для достижения поставленной цели.  

Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. 

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми, поэтому выступает прекрасным средством воспитания коллективных отношений между игроками, формирует навыки взаимопомощи и сотрудничества.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и занимательно-игровое. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время и учитель, и участник игры.

Современные производители предлагают  широкие возможности и для родителей, и для дошкольной организации в приобретении самых разнообразных развивающих игр. Но существует и возможность изготовить игры своими руками, учитывая при этом интересы и потребности детей, особенности возраста, специфику группы и др. Кроме того – это позволяет педагогу реализовать свой творческий потенциал.

Для дальнейшей работы мне потребуются помощники – 6 человек, две фокус-группы.

Опираясь на технологические карты, вам нужно изготовить оборудование  для дидактических игр, а затем рассказать об использовании этих игр для решения задач  сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Время работы фокус-групп ограничено. Ориентироваться во временных рамках помогут песочные часы.

Работа с залом.

Пока мои помощники заняты изготовлением игр, мне бы хотелось продемонстрировать разработанное и изготовленное мной интерактивное игровое пособие  - лепбук «Чемодан чудес».

 «ЛЭПБУК» – представляет собой тематическую папку, в которой собраны материалы по сенсорному, математическому, познавательному развитию. На страницах папки расположены различные кармашки, окошки, мини-книжки-раскладушки, мешочки, выдвижные элементы, в которых находится дидактический материал. В чемодане чудес 17 разнообразных дидактических игр: «Найди пару», «Помоги спрятаться животным», «Какая фигура лишняя», «Найди цветок на ощупь» и др.

Пособие рассчитано на несколько лет. В паспорте лепбука описаны правила игр и их усложнения по мере взросления воспитанников.  

Пособие вызывает у детей живой интерес, предоставляет им возможность выбора игры и  партнеров по игре.

          Для сенсорного развития младших дошкольников  использую игры с сюрпризами.  Малыши очень любят игры такого рода, т.к. они способствуют созданию радостной,  комфортной атмосферы, атмосферы волшебства и загадочности. Одно из таких пособий «волшебные бутылочки».

Передайте, пожалуйста, бутылки по залу.

Вы видите, что они обклеены бумагой, в которой имеются вырезы в форме различных фруктов.  Мы с малышами рассматриваем  бутылочки, определяем, какой фрукт изображен на ней, выясняем цвет каждого фрукта.  

А затем предлагаю бутылочки потрясти.

Уважаемые коллеги, потрясите бутылки.

 Как вы можете себе представить, результат вызывает у детей радость и восторг. А значит будет иметь хороший эффект в решении задач сенсорного развития.

Уважаемые помощники, время истекло. Продемонстрируйте, что у вас получилось.

Выступления фокус-групп: цель и правила, варианты использования дидактических игр «Разложи, не ошибись», «».

Спасибо, уважаемые коллеги!

Нашу встречу (Своё выступление) мне хочется закончить словами немецкого психолога Тьерри Вильяма Прейера:

 «Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь…»

Наша задача – открыть эти двери как можно шире!

Спасибо! Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

Формирование сенсорных эталонов через дидактические игры и упражнения

Статья о значении сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста....

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....

Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада.

Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры  в условиях детского сада....

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЫ - УПРАЖНЕНИЯ

В данном пособии представлены игры-упражнения для развития мелкой моторики и координации движений. Эти игры также научат малышей самостоятельности.  Начав какое – либо упражнение, его необходимо ...