Проект "Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе дидактических игр и упражнений"
проект

Кузина Светлана Александровна

Проект "Сенсорное развитие  младших дошкольников  в процессе  дидактических игр  и упражнений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_uspeshnyy_proekt.docx772.84 КБ

Предварительный просмотр:

         http://thestorydepartment.com/services/wp-content/uploads/2013/08/1858-vintage.jpgC:\Users\Admin\Downloads\IMG_20191017_075031.jpg

           http://clickwallpapers.com/1080p/white-and-green-abstract-wallpapers-background-On-Wallpaper-1080p-HD.jpg

C:\Users\Admin\Downloads\IMG_20191113_162300.jpgC:\Users\Admin\Downloads\IMG_20191029_110653.jpg

C:\Users\Admin\Downloads\IMG_20191017_092726.jpg

г.Болхов, 2020г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)

Тип проекта: познавательно-игровой

Постановка проблемы

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек, предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Ощущения и восприятие малыша необходимо развивать, совершенствовать. Наиболее благоприятный период для этого - дошкольное детство.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что содержание образовательной программы должно включать «формирование первичных представлений ….о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании…..и др.)».

Целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия ребенка – это сенсорное воспитание.

Актуальность проекта

Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального, нравственного, эстетического, речевого развития, основой для развития воображения, внимания, памяти,  дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Система сенсорного воспитания разработана советскими учеными, педагогами и психологами: А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др.

Проблемы сенсорного развития и воспитания дошкольников занимают центральное место в научных трудах Елизаветы Ивановны Тихеевой.

 Тихеева отмечала, что в качестве источника развития следует рассматривать внешний мир, окружающие ребенка предметы и явления, а основные средства развития -  труд, общение со взрослыми и сверстниками, дидактические игры и игровые упражнения.  

Роль дидактической игры в развитии сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста очень велика, ее невозможно переоценить, ведь  ребенок практически все в этом мире познает через игру.

В ходе дидактической игры дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

  Цель проекта 

  Задачи проекта

Целевая аудитория: 

-педагоги дошкольных образовательных организаций;

-родители (законные представители) дошкольников;

-дети дошкольного возраста.

Участники проекта:

-дети второй младшей группы,

-воспитатели,

-родители (законные представители).

Продукт проекта:

-игры и пособия на развитие сенсорных навыков;

-методические рекомендации для педагогов и родителей по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Перспективы развития:

1. Использование разработанных дидактических игр в работе с детьми  средней и старшей групп.

2. Разработка и изготовление  развивающих игр и пособий для детей подготовительной к школе группы.

3. Адаптация разработанных дидактических игр к работе с детьми с  ОВЗ и инвалидами.

Транслирование проекта:

- на педагогическом совете ДОУ,

- на районных методических объединениях педагогов ДОО,

- в информационных сетях.        

Содержание проекта

Этапы

Сроки  реализации

1 этап

информационно-аналитический

сентябрь

2 этап

проектировочный

октябрь

3 этап

практический (реализация проекта)

ноябрь-апрель

4 этап

диагностико-аналитический

май

  1. Информационно-аналитический этап

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, определить объем материала, который будет адресован детям.

Задачи:

Сбор и анализ  информации по данной проблеме:

изучение и анализ методической литературы;

- изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей в соответствие с ФГОС ДО.

         Пути реализации

Обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулировка цели и задач проекта, определение конечного результата, осознание необходимости повышения уровня профессиональной компетенции, определение объёма материала, который будет адресован детям.

Изучение исследований Л.Н.Павловой, Е.Б.Пилюгиной, М.Г.Борисенко, Л.А.Венгера,А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Е.И.Тихеевой, М.Монтессори, где освещаются основные вопросы сенсорного развития детей, психические возможности и педагогические условия познавательного развития, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей  трех-пяти  лет жизни.

  1. Проектировочный этап

Цель: разработать  систему дидактических  игр и упражнений  на развитие сенсорных навыков у младших дошкольников.

Задачи:

- разработка картотек игр и упражнений;

- изготовление дидактических игр и пособий;

- подбор консультаций для педагогов и родителей;

-разработка памяток и рекомендаций для родителей;

-обогащение развивающей предметно-пространственной среды и создание условий для успешного использования дидактических игр.

Пути реализации

Подбор и  систематизация игр и упражнений,  направленных на развитие сенсорики детей младшего дошкольного возраста.

Планирование работы с детьми, используя разнообразные виды детской деятельности.

Основополагающие  принципы:

  • психологической комфортности;
  • систематичности;
  • последовательности;
  • деятельности;
  • доступности;
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Подготовка  консультаций, памяток, рекомендаций по данной проблеме для родителей и педагогов.

Создание условий в группе для сенсорного развития малышей. Пополнение и обогащение сенсорного уголка: изготовление игр и пособий.

Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий.

  1. Практический этап (реализация проекта)

Цель: организовать совместную деятельность педагога и детей с целью  сенсорного развития воспитанников.

Задачи:

Использование  дидактических игр и упражнений на развитие сенсорных навыков в совместной деятельности педагога и детей.

Пути реализации

1)Организация совместной деятельности педагога и детей:

  • дидактические игры и упражнения:

а) игры направленные на развития зрительного восприятия (цвет, форма, величина);

б) игры направленные на развитие  слухового восприятия (слуховое внимание, тембр);  

в) игры направленные на  развитие мелкой моторики (предметы-вкладыши, дидактические игрушки, различные виды застежек (пуговицы, кнопки));

г) игры с цветным конструктором крупного размера, с пирамидками, разными по размеру, цвету, форме, игры с матрешками, геометрическими вкладышами и т.д.;

д) мозаика: настольная и напольная;

е) настольно-печатные дидактические игры;

  • чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок;
  • наблюдения, детское экспериментирование, простейшие опыты и др.

2)Включение работы по сенсорному развитию детей в различные режимные моменты: утренние и вечерние часы (индивидуальная и подгрупповая работа), подготовка к прогулке и прогулка, культурно-гигиенические мероприятия, организованная образовательная деятельность и т.д.

3)Самостоятельная деятельность детей.

4)Проведение консультаций, мастер-класса для родителей и педагогов, разработка памяток, рекомендаций для родителей, включение родителей в образовательный процесс.

Перспективный план работы по проекту

                                 

Месяц

Дидактические игры и упражнения

Продуктивная деятельность

Чтение художественной литературы

Наблюдения, детское экспериментирование

Сентябрь

Д/и «Собери пирамидку»

Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.

Д/и «Один - много»

отрабатывать умение различать количество предметов (один - много); учить детей согласовывать существительные со словами «один», «много»

Разрезные картинки

Развивать умение восстанавливать целое из частей

Рисование «Цветные шары» Учить с приемами изображения предметов овальной и круглой формы.

Аппликация «Красивые флажки»

Учить чередовать изображения по цвету.

Р.н. сказка «Репка»

Белорусская н. сказка «Пых»

С.Маршак «Что за грохот»

Потешка «Наши уточки с утра»

Наблюдения:

Рассматривание и сравнение овощей (по цвету, форме, величине)

Экспериментирование

Определи по вкусу (овощи и фрукты)

Октябрь

Д/и «Построим башню» 

Познакомить со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, определение величины предмета по отношению к друг другу (большой маленький).

Д/и «Веселые  матрешки»

Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Д/игра «Соедини картинки»

закреплять знание основных четырех цветов, развивать зрительное восприятие.

Лепка «Большие и маленькие морковки»  

Учить лепить предметы удлинённой формы

Рисование «Украшение фартука»

Развивать цветовое восприятие.

Р.н.сказка «Три медведя»

А.Барто «Кто как кричит»

К. Бальмонт «Осень»

Наблюдение

Рассматривание разноцветных листьев

Экспериментирование

Какие звуки издают предметы

Ноябрь

Д/и «Грибы на полянке»  

Учить детей различать количество предметов, обозначать словами один, много.

Д/и «Разложи фигурки по домикам»  Учить раскладывать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.

Аппликация «В нашем городе построен большой дом» Развивать представления о геометрических фигурах.

Р.н. сказка «Теремок»

Потешка «Два веселых гуся»

Наблюдение

Кустарники и деревья, кустарники и трава

Экспериментирование

Что звучит

Декабрь

Д/и «Сравни ленточки»

Учить сравнивать два предмета по ширине, используя прием наложения и приложения, обозначать результаты измерения словами: длинный, короткий, длиннее, короче.

Д/и «Волшебные прищепки»

Развивать мелкую моторику рук, воображение

Д/и «Подбери ключ»

развивать сенсорные способности детей, учить находить силуэт ключа, который откроет замок;

развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, приемов зрительного наложения, памяти, наблюдательности и усидчивости.

Аппликация «Бусы на елку»

Закреплять знания о круглой и овальной формах.

Рисование «У кого какой домик»

Закреплять представления о различии предметов по величине

В. Сутеев «Снеговик- почтовик»

Р.н.сказка «Заюшкина избушка»

Сказка «Три поросенка»

Рассматривание

новогодних елочных игрушек

Экспериментирование

Изготовление разноцветных льдинок

Январь

Д/и «Сравни по высоте» 

Закреплять умение сравнивать предметы по высоте.

Д/и «Сделаем матрешке бусы»

Закреплять умение чередовать предметы по цвету, развивать мелкую моторику

Д/и «Тактильные мешочки» Развивать тактильные качества, мелкую моторику рук.

Рисование «Украшение платочка»

Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Лепка «Мы лепили снеговика»

Продолжить учить лепить круглые предметы.

С.Михалков «Дядя Степа»

Р.н.сказка «Три медведя»

Наблюдение

Сосульки на крыше

Экспериментирование

Окраска воды

Февраль

Д/и «Найди пару»

Учить детей находить одинаковые предметы, развивать внимание.

Д/и «Геометрическое лото»  

Познакомить со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой.

Д/и «Найди цветок на ощупь»

Учить различать предметы на ощупь, находить похожий по образцу.

Рисование «Украсим полосочку флажками»  

Закреплять умение рисовать предметы прямоугольной формы

Аппликация «Самолеты»  

Учить составлять изображения из деталей.

Д.Воронкова «Снег идет»

Н.Сладков «Следы на снегу»

Наблюдение

Следы на снегу

Экспериментирование

-Куда пропал снег

-Легкий-тяжелый

Март

Д/и «Собери гусеницу»

Учить соотносить по размеру части гусеницы и соединять их между собой, развивать мелкую моторику.

Д/и «Угадай, что звучит»

Учить ребенка различать и называть музыкальные инструменты. Развивать слуховое восприятие.

Д/и «Сложи из палочек» 

Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику

Аппликация «Открытка для мамы»  

Знакомить детей с особенностями праздничной открытки (яркая, веселая)

Способствовать формированию заботливого отношения к маме, желания сделать ей приятное

Р.н.сказка «Теремок»

В. Сутеев «Разные колеса»

Н.Калинина «Про снежный колобок»

Наблюдение

Капели, сосульки, таяние снега (закрепление понятий «холод, тепло»)

Экспериментирование

Почему сосулька растаяла в группе

Апрель

Д/и «Собери цепочку»

Развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, внимание, сосредоточенность; закреплять знания основных цветов; научить составлять цветную цепочку, чередуя последовательно элементы по образцу, закреплять навыки счета до 5-ти;

Игры с разноцветными крышками

Развивать мелкую моторику

Д/и «Чудесный мешочек» Закреплять умение действовать с предметами, окрашенными в разные цвета, умение подбирать предметы по цветовому тождеству

Лепка «Чашечка»

Закреплять интерес к лепке, упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления

К. Чуковский «Путаница»

А.Плещеев «Весна»

Наблюдение

Краски весны

Экспериментирование

Получение новых цветов путем смешения двух красок

Май

Д/и «Сравни предметы»

Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, умение раскладывать 3-5 предметов в ряд в порядке возрастания их длины.

Д/и «Летящие бабочки» Закреплять знания детей о цвете предметов, умение соотносить предметы по цвету.

Д/и «Какая фигура лишняя»

закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать логические связи.

Аппликация «Цветы и бабочки»

Упражнять в соотнесении предметов по цвету, способствовать развитию интереса к аппликации

В. Сутеев «Три котенка»

В.Осеева «Синие листья»

Сказка «Бычок-черный бочок, белые копытца»

Наблюдение

Облака на небе

Экспериментирование

 «Забавные лодочки» Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы(легкие) на воде держатся, другие(тяжелые) тонут.

                                                                                     

                                        

Взаимодействие с родителями

1)Консультации для родителей

«Роль дидактических игр по сенсорике в развитии детей дошкольного возраста»,

«Что такое сенсорика, и почему ее необходимо развивать» и др.

2)Мастер-класс для родителей «Игры по сенсорному развитию детей своими руками»

2) Индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей

3)Памятка для родителей «Сенсорное развитие детей  дома», «Игры на кухне» и др.

4)Изготовление родителями игр и пособий для сенсорного развития детей.

Презентация изготовленных игр на родительском собрании.

  1. Диагностико-аналитический этап

Цель: проанализировать результаты реализации проекта.

Задачи:

  • анализ результатов проектной деятельности,
  • формулирование основных выводов.

Пути реализации

Наблюдения за детьми:

  1. повысилась ли любознательность, пытливость малышей;
  2. сформировались ли знания  об определенных сенсорных эталонах;
  3. овладели ли дети рациональными приемами обследования;
  4. активны ли малыши при взаимодействии со взрослым в сенсорном уголке.

Ожидаемые результаты

- расширение круга сенсорных представлений у детей;

-овладение способами чувственного познания мира;

-развитие у детей наглядно-образного мышления, умения различать, сравнивать, соотносить предметы по цвету, форме, величине, звучанию и другим признакам;

-совершенствование всех видов детской деятельности;

-сформированность у воспитанников относительной самостоятельности в познавательной и практической деятельности;

-наличие у малышей познавательного интереса к окружающей действительности;

-повышение уровня компетентности педагогов и знаний родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

         -расширение и обогащение взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» по проблемам сенсорного развития детей.

Используемая литература

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. – С.424

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315

3. Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 2007. – С.368

4. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368

5. Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры [Текст] / Т. А. Фоменко // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 53-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-упражнения на развитие выразительности речи

Развитие восприятия мелодики, речевого темпа, тембра, интонации....

Дифференцированные игры-упражнения.

Игры-упражнения для детей с низким уровнем развития двигательной активности ...

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

Методическая разработка на тему "Дидактические игры, игры-упражнения, тренинги по обучению грамоте и подготовке детей к школе"

Данная методическая разработка ориентирована на учителей-логопедов, работающих с детьми с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемые игры составлены на основе игр, уже описан...

Материал по лексической теме «Весна»: дидактические игры, упражнения, игры-эксперименты и т.д. (в средней группе для детей с ТНР)

Материал по текущей лексической теме «Весна» в средней группе для детей с ТНР.Материал подойдет педагогам, логопедам и родителям....

Работа в младшей группе детского сада во всех режимных моментах через логоритмические игры, упражнения, пальчиковые игры.

О пользе и важности применения логоритмических игр в ежедневной работе с детьми младшей группы детского сада....

Методические рекомендации для педагогов и родителей: Пишу, играю, ум развиваю: занимательные игры, упражнения, уроки чистописания и логики с дорисовкой, штриховкой, лабиринтами, моделированием для детей старшего дошкольного возраста

В рекомендациях освещается теоретическая часть по формированию мышления дошкольников и представлены практические материалы (игровые упражнения по формированию коллиграфического письма, на развитие зри...