Консультация для педагогов и родителей «Пишу, играю, ум развиваю: занимательные игры, упражнения, уроки чистописания и логики с дорисовкой, штриховкой, лабиринтами, моделированием для детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Казакова Лидия Владимировна

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка.

Результаты исследований психологов показывают,  что уровень интеллектуально-творческого развития дошкольника, достигаемый им к 6-7 годам, существенно зависит от того, насколько продуманным и верным было обучение ребенка  в семье и детском саду, в какой мере характер занятий соответствовал возрастным и психологическим особенностям ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

«Пишу, играю, ум развиваю: занимательные игры, упражнения, уроки чистописания и логики с дорисовкой, штриховкой, лабиринтами, моделированием для детей старшего дошкольного возраста»

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка.

Результаты исследований психологов показывают,  что уровень интеллектуально-творческого развития дошкольника, достигаемый им к 6-7 годам, существенно зависит от того, насколько продуманным и верным было обучение ребенка  в семье и детском саду, в какой мере характер занятий соответствовал возрастным и психологическим особенностям ребенка.

А.Р. Лурия считал, что «не всякая деятельность ребенка сама  по себе оказывает эффективное влияние на его интеллектуальное развитие. В каждой деятельности надо найти такой метод ее организации, чтобы ребенок не только приобретал новые умения, но и переходил на более высокую ступень психического развития».

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…».

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является наиболее сложным. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Выделяют  следующие компоненты готовности к письму: зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие, слуховую память, слухо-моторную координацию, развитие мелкой моторики рук.

Считается, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, т.к. именно к шести – семи годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Мы понимаем, что в настоящее время многие дети в школе, на первом этапе обучения, испытывают затруднения с письмом. У дошкольников быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание элементов письма, нередко встречается «зеркальное» письмо. Дети не различают «лево», «право», «лист», «страница», «строка», они не укладывается в общий темп работы.

 Для развития мелкой моторики рук и подготовке руки к письму  для детей старшего дошкольного возраста необходимо  подбирать  задания и упражнения для развитие графических навыков детей старшего дошкольного возраста, подготовки  руки к письму в своей педагогической практике  применяю:

1.Рисование линий, фигурных дорожек. Прошу ребёнка  провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки, провести линию посередине фигурной дорожки.

2.По контурам.  Необходимо  соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

3.Штриховки с различным направлением движения руки.  Штриховка - одно из важнейших упражнений. Дошкольнику необходимо   выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.

4.Рисование по точкам. Дети соединяют точки согласно инструкции под рисунком.

5. Графические диктанты.

6. Раскрашивание Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

7.Обводка шаблонов, трафаретов. Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны,  обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

  • во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
  • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
  • в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребёнка формируются воображение и символическая функция сознания.

В занимательных играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей старшего дошкольного возраста. Они учатся учитывать интересы друг друга, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.  

С целью формирования у детей навыков  решения элементарных интеллектуальных  задач в абстрактной, отвлечённой форме применяю «Гимнастику ума». В ходе которой  формулирую  4 задачи в абстрактной форме и предлагаю детям решить их без опоры на наглядность.

  1. Как ты разделишь между семью детьми 7 книг, лежащих в коробке так, чтобы каждый ребёнок получил по одной книге и чтобы одна книга осталась в коробке? (Одному ребёнку достанется книга вместе с коробкой.)
  2.  По дороге шли 3 женщины, две из них – дочери и две – мамы. Возможно ли это? (3 женщины – это бабушка, мама и дочь.)
  3. Представь, что ты спортсмен. Ты и еще трое твоих друзей-спортсменов тренируетесь на стадионе. К вам присоединились еще двое спортсменов. Сколько всего спортсменов будут отдыхать на скамейке после тренировок? (6)
  4. Год назад тебе было 5 лет. Сколько лет тебе тогда сейчас? А сколько тебе будет лет через год?

Данные игровые гимнастики – это не развлечение или забава, а большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил, источник физического и психического развития ребенка, могущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей.  

Игры служат подготовительной ступенью к развитию  интеллектуальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, оказывают благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха, моторики. Через игру дети получают развитие таких интеллектуальных процессов, как память, мышление, воображение. Для развития логики применяю упражнения  «Разложи по порядку», «Закончи цепочку», «Чей предмет?», «Убери лишнее».

В педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения, основанная на психологических исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и других. В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно находить ответы на многие вопросы: в чем гармония сочетания фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства, а также реализуется потребность дошкольника в творческих проявлениях.  

Освоение разнообразных развивающих игр возможно на разных уровнях детской активности и самостоятельности. Все развивающие игры многовариативны, подходы к их решению многообразны, неиссякаемы, поэтому у каждого есть возможность проявить в игре особенности своей личности.  

Технология руководства предусматривает создание комфортных условий, где царит атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания, гуманистическая система взаимодействия в увлекательной игровой деятельности.  

Познавательная активность, интерес к поиску проявляются лишь в том случае, где нет принуждения. Важным условием такого подхода в  обучении является широкое использование такой формы педагогического общения, при которой ребенок чувствовал бы себя не только как обучающийся, но и как самостоятельно действующая личность.

Анализируя методическую литературу по дошкольной педагогике, просматривая публикации в периодической литературе, в сети интернет, обращает на себя внимание активное использование педагогами метода наглядного моделирования.  Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо.  В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Для этого необходимо создать условия для ребенка во всех режимных моментах, а также:  

‒ учитывать индивидуальные особенности;

‒ использовать всевозможный дидактический материал, в соответствии с уровнем подготовки;

‒ формировать интерес к занимательным играм;

‒ проводить совместную работу с родителями.

Благодаря использованию занимательные игр, упражнений, уроков чистописания и логики с дорисовкой, штриховкой, лабиринтами, моделированием для детей старшего дошкольного возраста, которые происходят в доступной и увлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка.

Результаты проделанной работы свидетельствуют о том, что начинать работу в данном направлении необходимо с младшего дошкольного  возраста. Уже в этом возрасте можно и нужно развивать  ум ребенка,  и тогда при переходе на более высокую ступень развития (старший дошкольный возраст) дети придут с определенным «багажом» знаний, умеющими размышлять, строить элементарные умозаключения, делать простейшие выводы, доказывать свою точку зрения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руководство инновационной деятельностью педагогов.Формирование перцептивного моделирования у детей старшего дошкольного возраста».

        Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструиров...

«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.

Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....

Конспект занятия по развитию творческого мышления «Путешествие по лабиринту фантазии» для детей старшего дошкольного возраста

При развитие наглядно-действенного мышления учить детей выходить за рамки привычных мыслительных стереотипов, развивать оригинальность ...

Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "

Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...

РАЗВИТИЕ ПЛОСКОСТНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Для детей с задержкой психического развития одним из актуальных вопросов является всестороннее развитие и коррекция нарушений. Именно конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельнос...

НОД на тему: «Капитошка в гостях». С использованием технологий: исследования в обучении, моделирование. (для детей старшего дошкольного возраста)

НОД способствует развитию общения, расширению знаний об окружающем мире,формированию основ безопасного поведения в природе и быту....