Конспект организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему: «Посуда с хохломской росписью»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Соловьева Марина Анатольевна

Конспект организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему:   «Посуда с хохломской росписью»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст детей – 5 лет.

Длительность – 25 минут.

Образовательная область – художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, речевая, двигательная, продуктивная, музыкальная. 

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.

Задачи:

Образовательные задачи:

- вызвать  у детей желание расписывать посуду по мотивам хохломской росписи.

- на основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы.

- уметь согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей, заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды листья, травка).

- совершенствовать умение рисовать концом кисти.

 Развивающие задачи:

 - упражнять детей в умении выполнять узор в определенной последовательности (кайма, изогнутая веточка, листья, ягоды, завитки, «травка»), сочетая цвета, характерные для хохломской росписи (золотой, красный, черный и немного зеленого);

- развивать точность движения руки, плавность, ритмичность;

- уметь творчески применять ранее усвоенные элементы хохломской росписи.

 Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству;

- способствовать воспитанию патриотических чувств.

  Планируемые результаты: дети знают основные отличительные особенности хохломской росписи, этапы изготовления хохломской посуды; дети имеют представление об элементах хохломской росписи, последовательности составления растительного орнамента; дети умеют самостоятельно создавать композицию на заготовке определенной формы, передавая колорит и элементы хохломской росписи.

  Оборудование: оборудование для показа презентации; запись мелодии русской народной мелодии, песни Ю. Тарана «Звезда России (Хохлома).

Демонстрационный материал:  выставка предметов с хохломской росписью;  образцы элементов хохломской росписи; презентация «Сказ о Хохломе».

Раздаточный материал: 

1.Гуашь желтого, зеленого, красного и черного цветов.

2. Кисти № 6, 3, тычки разных размеров;  баночки с водой.

3. Трафареты посуды из бумаги желтого цвета; бумага для упражнений.

Предварительная работа:

1. Знакомство с русским народными художественными промыслами.

2.Рассматривание иллюстраций и образцов изделий хохломской росписи.

3.Продуктивная деятельность: рисование элементов хохломской росписи.

Этапы ООД:

п/п

Этапы

занятия

Задача

педагога

Технологии, методы, приемы деятельности

Содержание эта

па занятия

1.

Мотивационно-проблемный

Адаптировать детей к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач воспитанниками под руководством педагога

Создание проблемной ситуации, которая вводит воспитанников в предмет темы, беседа педагога и воспитанников.

Использование ИКТ.

Педагог в беседе с воспитанниками о зиме подводит их к ознакомлению с народным промыслом Хохлома.

Рассказ о получении золотого фона.

2.

Деятельностный

Организовать деятельность воспитанников, направленную на решение проблемной ситуации, построение частных задач

Здоровьесберегающая технология.

Активизация имеющихся знаний и умений, организация продуктивной деятельности, создание условий для двигательной активности.

Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика.

Украшение силуэта посуды растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи под спокойную музыку.

3.

Контрольный

Организовать деятельность воспитанников, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям

Контроль выполнения самостоятельной работы, указания, оказание индивидуальной помощи.

Самоконтроль исполнения замысла, последовательности работы с учетом предоставленных материалов.

4.

Рефлексивный

Организовать оценку воспитанниками результатов своей деятельности, поставленной задачи, соотнесение правильности выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи, выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок, определение границ своих результатов.

Анализ работы детей, вопросы, уточнения, содействие в формулировке критериев для выводов.

Самооценка качества выполненной работы, выводы.

Ход занятия:

Дети входят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости давайте поздороваемся с ними  и подарим им свои улыбки. Молодцы! Теперь присаживайтесь поудобнее, давайте побеседуем.

Какое сейчас время года? (Зима). Правильно, а как называется первый месяц зимы? (Декабрь) Молодцы, а какие приметы зимы вы знаете? (…).

Гуляет русская зима,

Останови её попробуй,

Махнет рукой – бела земля.

Махнет другой - растут сугробы.

        Белит деревья и дома.

Морозит, устали не зная!

Гуляет русская зима,

Морозная не злая!

На улице снег, ветер, мороз, дремлют под снегом деревья, кусты, все звери забились в норы. А у нас тепло, уютно. В такие дни раньше собирался народ на посиделки, зиму-зимушку позабавить, да о ремеслах поговорить. Закончились работы в полях и огородах, убрали урожай. Чем заняться долгими зимними вечерами? Такими вечерами готовились люди к весенней ярмарке: ткали скатерти и полотенца; шили одежду; украшали вышивкой рубахи и сарафаны; плели лапти; лепили из глины и вырезали из дерева посуду и игрушки; расписывали их небывалой  красоты узорами. Свои готовые вещи складывали до весны в сундуки. А ни заглянуть ли  и нам в этот чудесный сундучок?

Посмотрите, какая красота! (Выставляет на стол посуду с хохломской росписью).

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

       - Ребята, что же это за посуда? (Посуда с хохломской росписью). Родиной хохломской посуды считается  торговое  село  Хохлома, что под Нижним Новгородом, куда свозили мастера по весне свои изделия из соседних сел и деревень на ярмарку. А столицей промысла в наши дни является город Семенов.

- Ребята так почему Хохлому называют золотой?  Ответы детей (воспитатель: после обжига посуда становится золотистой).

А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

- Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

- Кто скажет мне,  какой цвет использует  художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Молодцы, ребята!

- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем  рисовать такие узоры.

- Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,

Очень важный, из носика пар.

(руки на поясе, повороты туловища с «пружинкой»).

А вокруг расписные чашки,

Нет посуды хохломской ярче.

(кружиться на поскоке, руки на поясе)

Рядом с ними золотые ложки,

На них «травка» - это древняя роспись.

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

Вот с малинками поднос, Он нам все это принес.

Он нам все это принес.

(взяться за руки, образовать большой круг)

Хохлома, да хохлома

Наше чудо – дивное! (кружатся на топающем шаге)

Мы рисуем хохлому (присесть)

Красоты невиданной! (встать, руки в стороны, правую ногу вперед на пятку).

Мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи. Теперь настало время поработать в качестве мастеров-художников.

 У каждого из вас есть посуда, я предлагаю вам расписать ее своими, близкими сердцу узорами. Это будет настоящее творчество! Но для начала вспомним последовательность действий: кисть держим тремя пальцами почти вертикально; сначала рисуем кайму толстой кистью в один прием слева-направо; затем - слегка изогнутую ветвь - криуль; на ней рисуем листочки и ягодки; после – травку и завитки; и в конце – украшаем ягодки и листики. Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать. Разомните ладони, пальцы. Приготовьте руки для работы.

Пальчиковая гимнастика.

 Вот все пальчики мои, (сжимание-разжимание кулачков)

их как хочешь поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими) .

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (вращение кистями рук) .

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней) .

Не сидится им опять (сжимание-разжимание пальцев в «замке») .

Постучали, повертели, (по тексту)

Рисовать мы захотели. (встряхивание кистями)

  Дети рисуют. Играет негромкая музыка. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет. Дети закончили рисовать.  

 Воспитатель: Дети, у вас получились замечательные изделия народного промысла хохломы. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Я предлагаю рассмотреть ваши работы. Дети рассматривают их, выделяют наиболее удачные.

Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!

- Понравилось ли вам наше занятие?
- Что нового вы узнали?
- С какими трудностями вы столкнулись?

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек»

Конспект

организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию

 «Посуда с хохломской росписью»

Подготовила:

Соловьева М. А.

Провела:

16.12.2015

                               г.о.Химки, мкр. Сходня, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему «Сказочная гжель» (Старшая группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему «Сказочная гжель» (Старшая группа)...

Конспект организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию "Дымковские мастера" для детей среднего дошкольного возраста

Материал включает в себя практический материал по декоративному рисованию, который может быть использован вопитателями в своей работе....

Конспект организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию «Посуда с хохломской росписью» Подготовила

Приобщение детей к истокам народного декоративно -прикладного искусства, развитие творческих способностей....

Конспект организованной образовательной деятельности по ИЗО (рисование) на тему: «Приглашаем снегирей, съесть рябинку поскорей»

     Образовательная область: художественно-эстетическая   .Цель: реализация самостоятельной творческой деятельности детей, создание рисунка (снегиря).Задачи:...

Конспект организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию в средней группе «Яичко не простое, да и не золотое…»

Тема с указанием возрастной группы детей: организованная образовательная деятельность по декоративному рисованию в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Яичко не простое,...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему «Городецкая роспись деревянной доски»

Цель: продолжать знакомство детей с городецкой росписью, её колоритом, основными элементами узора.Задачи:Обучающие:Побуждать самостоятельно, придумывать узор по мотивам городецкой росписи, з...