Конспект совместной деятельности по теме "Декоративное панно"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме


Данный конспект поможет Вам сориентироваться в проведении открытого мероприятия с дошкольниками старшего дошкольного возраста по ознакомлению с промыслами России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx465.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №53 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Калининского района Санкт-Петербурга

 

Конспект совместной деятельности  по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

с русским народным декоративно-прикладным искусством

«Декоративное панно»

  с использованием ИКТ

http://bobrolet.ru/wp-content/gallery/dymkovskaya/dymkovskaya-toy03.jpg

 

Подготовила:

воспитатель

Пивницкая Екатерина Александровна

2012-2013

     Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с историей возникновения художественных промыслов России, с мастерами и мастерицами, со старейшинами  «росписи».
  2. Учить детей узнавать, сравнивать и называть виды декоративно-прикладного искусства: дымковский, филимоновский, гжельский, хохломской промыслы, учитывая особенности колорита, элементов рисунка в орнаменте, фонового решения и материалов из которых изготовлены изделия искусства.
  3. Способствовать развитию технических навыков и умений при составлении и прорисовки тех или иных  узоров декоративно-прикладного искусства: концом кисти, круговыми движениями, «примакиванием», определёнными мазками, всем ворсом кисти, используя тонкую или толстую кисти, или другие средства и т.д.
  4. Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении узоров.
  5. Обогатить и активизировать словарь детей словами по теме: донце, криуля, кудрина, парча, Дымковская слобода, Вятка, жгель, гжель, глина, гончар и т.д.
  6. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, прививать любовь и уважение к труду народных умельцев, воспитывать патриотизм и гордость за свою Родину.

Используемые технологии:

  1. ИКТ: презентация: «Декоративно- прикладное искусство» (авторская разработка).
  2. Логоритмика, пальчиковая гимнастика – упражнение «Вертушки» (технология Л.В. Яртовой).
  3. Игровые: декоративные кубики, декоративное лото (авторская разработка).
  4. Обследование предметов при помощи макета (сенсорное развитие, авторская разработка).
  5. «Ритм, интонация в детской речи» (О.А.Скоролупова, Н.Н.Алексахин).
  6. Музыкотерапия – русская народная музыка «Ярмарка».
  7. Моделирование (алгоритм работы с цветом и элементами росписи; алгоритм последовательности работы при практической деятельности; авторская разработка).

 

 Предварительная работа:

  1. Рассматривание изделий промыслов России, фотографий, иллюстраций, беседа о многообразии декоративно-прикладного искусства, о мастерах и мастерицах.
  2. Рассматривание материалов, из которых изготавливаются изделия.
  3. Знакомство с элементами дымковского узора, филимоновского. хохломского, гжельского, составление узоров.
  4. Посещение русской избы в детском саду, знакомство с деревенским бытом.
  5. Обогащение групповой комнаты изделиями, иллюстрациями, играми по декоративно-прикладному искусству.

Материалы к деятельности:

  1. Подготовленная презентация.
  2. Кубики по видам росписей.
  3. Коробка-макет для обследования изделий.
  4. Иллюстрации промыслов, карты нанесения узоров, изделия промыслов: дымковского, филимоновского, хохломского, гжельского.
  5. Заготовки разной формы для практической деятельности, с разным фоновым решением.
  6. Акварельные краски, тонкие, толстые кисти, палитры, тряпочки по количеству детей.
  7. Подобранная музыка для практической деятельности, диск для пальчиковой гимнастики.
  8. Дидактическая игра: «Декоративные узоры».
  9. Модели (последовательность при нанесении узоров, определение орнамента).

Организация совместной деятельности:

 - мероприятие проходит в музыкальном зале, презентация сопровождает всё мероприятие и является заголовками к определённым видам деятельностей;

-   дети работают в круге, полукруге, за столами;

- практическую деятельность сопровождает русская народная музыка «Ярмарка».

Ход совместной деятельности:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами попали в кладовую нашей страны, кладовую России (педагог обращает внимание на иллюстрации, оформление зала). Это кладовая народных художественных промыслов (Слайд № 1- декоративно-прикладное искусство в детском саду). Как много всего интересного! Ой, посмотрите какая удивительная вещь (педагог обращает внимание на коробку-макет). Посмотрите на этой необычной коробке узоры, да и в ней что-то есть (предлагает посмотреть), предварительно прочитав шуточную записку: коробка не проста и не пуста, поиграй, посмотри и всем нам расскажи. Ребята, я, кажется, поняла, загадочный персонаж хочет понять, знаете ли вы что-нибудь о росписях (Слайд № 2 – Россия)? Много интересных и известных мест в нашей стране: Дымковская слобода, под городом Вятка, где изготавливались дымковские игрушки, село Хохлома, куда свозилась вся деревянная утварь для ярмарок, где родился и процветает хохломской промысел, Филимоновская деревушка в Тульской области изготавливает филимоновские свистульки, гжельский промысел зародился недалеко от Москвы в  Раменском районе в селе под названием Гжель.  Работали над игрушками и изделиями мастера и мастерицы. У каждого мастера своё письмо, свой орнамент (педагог обращает внимание детей на слайд – Мастера и мастерицы – слайд № 3,4). Какие же изделия спрятаны персонажем в загадочной коробке, хотите узнать?  Поиграем (детям предлагается обследовать предметы, доставать и рассказывать, таким образом, дети демонстрируют имеющие представления о росписях)? Молодцы (слайд № 5 – виды промыслов). Назовём виды представленных промыслов (ребята выделяют хохломской, дымковский, филимоновский, гжельский промысел).

 Ребята,  из каких материалов изготавливались данные изделия, все ли из одного или нет (слайд  № 6 – рассказ про глину, слайд № 7 – рассказ про дерево)? Значит, изделия получались глиняные и деревянные. Это их отличие. Рассмотрите игрушки и изделия, похожи  они по цветовой гамме, по узорам (слайд № 8 – цвета и оттенки)? Педагог предлагает поиграть в игру «Расписные кубики», где нужно находить загаданный промысел и уметь объяснить или убедить всех, что это именно он.

Игра с кубиками по заданным узорам:

- дымка (слайд № 9 –дымковская игрушка, узоры, элементы росписи; слайд № 10 – дымковская игрушка). Рассказывание про дымковскую игрушку:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нет цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

- филимоновка (слайд № 11 – филимоновская игрушка, узоры, элементы росписи; слайд № 12 – филимоновская игрушка, рассказывание  стиха):

Филимоновская деревушка

Синий лес, холмы и косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Узор из кругов и линий

Обегает игрушек край

Красно -  зелёный, порою синий

В руки взяв, смотри и играй.

- гжель (слайд № 13 – гжельские орнаменты, элементы росписи; слайд № 14 – гжельские изделия, рассказывание стихотворения):

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская, звонкая Гжель!

 

Кто придумал это слово,

Это слово немудрёно?

Жгелью раньше гжель звалась,

Была пёстрой, а сейчас –

Это чудо синее на блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завитки и точки

Расцветут на белой глине

Синее цветочки.

- хохлома (слайд №15– хохломские узоры, элементы росписи; слайд №16 -  хохломские изделия, рассказывание стихотворения о хохломском промысле):

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы.

Рощи – перелески, шёлковые всплески

Солнечно – медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская,

 В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней наша Хохлома.

Молодцы, какие вы у меня. Хотели бы попробовать себя в роли мастеров и мастериц (слайд № 17 – мастера и мастерицы получились бы из нас)? Детям предлагаются на выбор листы-заготовки разные по форме, размеру, с разным фоновым решением; ребята после выбора рассаживаются для практической деятельности. Педагог с детьми рассматривают заготовки, ещё раз коротко обращаются к элементам росписи и их оттенкам (использование моделирования) и приступают к росписи данной заготовки (при работе с красками, при составлении узоров звучит русская народная музыка «Ярмарка»). Перед работой с красками выполняется пальчиковая гимнастика (логоритмика Л.В. Яртова «Вертушки»), повторяется алгоритм работы с красками и палитрой, ребята вспоминают правила и последовательность работы (использование моделирования; слайд № 18 – творческая деятельность детей). Во время практической деятельности педагог поддерживает своих воспитанников:

Мастера стараются

Дело получается.

 - Какие интересные и удивительные получились ваши работы, рассмотрим их. Мне очень хочется узнать, какие росписи вы нарисовали, почему их выбрали (беседа педагога с детьми, рассматривание творческих работ).

 - Попробуем объединить их ребята в одну большую коллективную работу, посмотрите, получилась карта (рассуждения и комментарии детей), настоящее декоративное панно.

  -  Мы сумели показать сегодня   ваши умения, знания и даже сказочный персонаж замер от удивления, хотя и подсматривал за нами. Ой, а это что (педагог подходит к появившемуся подарочному мешку)  - подарок (читает записку: удивили, молодцы, получите все призы; воспитатель поощряет ребят угощением и вручает игру по декоративно-прикладному искусству «Русские узоры»).

 -  Сказочный персонаж наградил вас, ребята и подарил игру, в которой множество неизведанных вами росписей. Будем их мы изучать? Понравилось вам в кладовой русских народных промыслов?

Что ж пора и в группу возвращаться, со сказочной кладовой пора прощаться (слайд № 19 – всем спасибо за внимание, говорим вам до свидания, дети прощаются с гостями и проходят в группу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое

Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...

конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Бабы-Яги" (совместная работа с Зайцевой Мариной Иосифовной)

конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Бабы-Яги" (совместная работа с Зайцевой Мариной Иосифовной)...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации детской деятельности в режиме дня во второй группе раннего возраста экспериментальная деятельность

Тема: Тонет – не тонетЦель: развитие у детей познавательного интереса, желания заниматься поисково-познавательной деятельностью....