Психолого-педагогические аспекты развития изобразительной деятельности детей раннего возраста
статья по рисованию (младшая группа) на тему

В статье рассматривается специфика становления предпосылок изобразительной деятельности в раннем возрасте и ее связь с развитием других видов детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskie_aspekty.docx291.96 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические аспекты развития изобразительной деятельности детей раннего возраста

Рассматривая специфику становления предпосылок изобразительной деятельности в раннем возрасте, надо отметить, что их формирование, как и развитие других видов детской деятельности - игры и изобразительной деятельности - возникают в рамках ведущего вида деятельности детей раннего возраста - предметной. Исследователи отмечают, что у детей раннего возраста наблюдается тесная взаимосвязь этих видов деятельности между собой. (В.С.Мухина, Т.Г.Казакова, Н.П.Сакулина).

Существует несколько теорий возникновения изобразительной деятельности в раннем возрасте:

  1. проявления общей ориентировочно-исследовательской активности ребенка, формирующейся в процессе овладения предметной деятельностью и общения с взрослыми людьми (Т.Г.Казакова, В.С.Мухина);
  2. «моторная» теория возникновения рисования (Р.Заззо, Ж.Люке, Г.Энг).

Исследователи процесса становления рисования у детей раннего возраста отметили ряд особенностей данного вида деятельности: Е.А.Флерина отмечает, что графические образы носят «временной» характер, то есть для ребенка важен образ в развитии, динамике; Н.П.Сакулина отмечает, что изображения являются для ребенка живыми. Исследователями отмечается появление некоторой обобщенности графической формы, то есть схематичности изображений (Е.А.Екжанова, Г.Кершенштейнер, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина) в раннем возрасте. Самыми яркими примерами схематических рисунков детей раннего возраста являются головоноги. Отмечается также непропорциональность, упрощенность изображения, неправильное пространственное расположение частей предмета, «прозрачность» и многоплановость изображений (В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский, Г.Кершенштейнер, К.М.Лепилов, В.С.Мухина).

Овладение цветом в развитии детского рисования было изучено 3.В.Денисовой, Е.А.Екжановой, Е.И.Игнатьевым, К.М.Лепиловым, В.С.Мухиной, Ю.А.Полуяновым, Е.А.Флериной. Ученые отмечают двоякое отношение детей дошкольного возраста к цвету в рисунках: использование цвета для передачи реальной окраски изображаемых предметов; цвет может не соответствовать реальности и употребляться в соответствии с предпочтениями и представлениями ребенка («нравится - не нравится», «красиво - некрасиво»).

В ряде работ исследователей отмечено использование детьми «неподражательных» цветов: когда предмет окрашивается не в соответствии с его реальным цветом, а опираясь на логику и выбор маленького «художника» (В.М.Бехтерев, Е.А. Екжанова, Е.И.Игнатьев, З.М.Истомина, А.А. Люблинская, В.С.Мухина).

Рассматривая качество изображений у детей раннего возраста, исследователи отмечают, что большое влияние оказывает эмоциональный фактор (Г.Кершенштейнер, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина). Чем больше предмет интересует ребенка, тем чаще и с большим количеством деталей создается его графическое и цветовое изображение.

Исследования процесса возникновения собственно изобразительной деятельности неоспоримо подтверждают, что одним из важнейших педагогических условий возникновения у детей раннего возраста интереса к рисованию является пример близкого взрослого, использующего изобразительные материалы и средства (Т.Г.Казакова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина).

Становление изобразительной деятельности детей раннего возраста тесно связано с совершенствованием важнейших психических функций - зрительного, пространственного и тактильного восприятия, особенностей памяти, воображения, моторной координации, речи и мышления. Занятия по развитию продуктивных видов деятельности способствуют развитию каждой из этих функций, и одновременно согласовывает их между собой, помогают ребенку упорядочить новые бурно усваиваемые знания.

Исследования Л.Н.Бачериковой подтвердили тесную взаимосвязь развития речевой и изобразительной деятельности, так как речь и рисование отражают одни и те же уровни деятельности мозга (первой и второй сигнальных систем) и имеют один и тот же характер взаимодействия. Л.Ф.Обухова и В.А.Борисова описали функцию и место речи в процессе изобразительной деятельности детей раннего и дошкольного возраста в зависимости от стадий развития детского рисунка. В ходе исследования было отмечено, что на стадии каракуль речь носит, по определению Л. С. Выготского, синкретический характер и изобилует высказываниями эмоционального характера. Переход к стадии примитивных изображений характеризуется констатирующей речью. Дети чаще всего рисуют, не имея предварительного замысла, и сообщают взрослому, что у них получилось.

Позже возникает предваряющая речь, в которой ребенок пытается спланировать, что он хочет изобразить.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Изобразительная деятельность на разных этапах развития ребенка является мощным стимулом его психического развития и формирования его личности.
  2. Предпосылки изобразительной деятельности закладывается именно в раннем возрасте на основе достаточной зрелости психомоторного развития ребенка, а дальнейшее вызревание и развертывание собственно изобразительной деятельности способствует совершенствованию высших психических функций и нормативному социальному и эмоционально - личностному развитию ребенка.
  3. В период раннего детства нормальное психическое, социальное и эмоциональное развитие ребенка возможно только в специально созданных взрослым условиях, в развернутой совместной деятельности «ребенок - взрослый». Формирование всех видов детской деятельности (в том числе изобразительной) происходит только под влиянием позитивной социальной ситуации развития.

Психолого-педагогические аспекты развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Изобразительная деятельность и, в частности, рисование является мощным средством коррекционной работы с детьми, имеющими различные аномалии развития.

Изобразительная деятельность включает в себя два компонента: восприятие искусства и исполнительство. Развитие восприятия искусства начинается в раннем детстве, когда ребенок учится всматриваться в окружающие его предметы, овладевает сенсорными эталонами. Поскольку аномальный ребенок в своем развитии проходит те же стадии, что и обычный, мы считаем необходимым остановиться на процессе развития изобразительной деятельности (возрастные ориентиры приведены для обычных детей, у детей с ограниченными возможностями здоровья они индивидуальны).

Восприятие искусства базируется на развитии сенсорного опыта, однако, оно имеет свои особенности, поскольку включает в себя несколько компонентов:

  1. Познавательный
  2. Эмоциональный.
  3. Нравственный (сопереживание):

Развитие исполнительства развивается постепенно и проходит ряд последовательных этапов.

1. Доизобразительный уровень:

а)        С 6 месяцев ребенок начинает манипуляции с бумагой, карандашами, пластилином (рвет, мнет, кидает);

б)        С 1,5-х лет начинается стадия «каракулей» (черкания) ребенок нечаянно оставляет следы на бумаге во время манипуляций с карандашом, в этот период его не интересует изображение, он просто получает удовольствие от самого движения. Учить ребенка рисовать в этот период совершенно бессмысленно, поскольку он еще не может соотносить зрительные образы с процессом рисования. Роль взрослого в этот период состоит в том, чтобы обращать внимание ребенка на то, что карандаш оставляет следы на бумаге, очень полезно рисовать при нем, а также учить его рассматривать картинки.

в)        С 2-2,5 лет у ребенка появляется возможность зрительного контроля за движением, хотя еще и несовершенного. Поэтому взрослый не всегда замечает качественные различия между рисунками этого периода и предыдущего, но они все-таки есть, поскольку раньше ребенок не мог произвольно заниматься рисованием, а теперь эта возможность у него появилась.

г)        С 2,5-3 лет ребенок начинает интерпретировать свои изображения. По качеству исполнения они мало отличаются от каракулей, однако, ребенок уже точно знает, что он хочет изобразить. Произвольные процессы в этом возрасте развиты еще недостаточно, поэтому не стоит удивляться, что, начав рисовать собачку, ребенок говорит через несколько секунд, что он рисует домик, затем птичку.

  1. изобразительный период:

а)        В возрасте 3-5 лет дети начинают изображать элементарные сюжеты. Уровень развития исполнительства гораздо более совершенен и иногда окружающие могут понять, что изображено на рисунке. Дети очень любят рисовать человека и способны передать свое отношение к нему при помощи различных изобразительных средств, они пытаются передать движения. В этот период их очень увлекает процесс рассматривания своих рисунков. Дети очень любят рассказывать о том, что они изобразили.

б)        В 4-5 лет начинается стадия рисования по наблюдению. С этот период ведущее значение имеет формирование навыков наблюдения за объектом, а не техника рисования. Дальнейшее совершенствование изобразительной деятельности ребенка в большей степени зависит от обучения.

В свете вышесказанного становится, очевидно, что дети с ограниченными возможностями здоровья в структуре дефекта которых отмечаются серьезные двигательные нарушения с большим трудом овладевают изобразительной деятельностью. При этом страдает не только техника рисования, но и умение понимать и читать изображения. Основные трудности в овладении изобразительной деятельностью детьми с ограниченными возможностями здоровья обусловлены:

1. Нарушением мелкой моторики, что приводит к неточному изображению контуров предметов, нет возможности долго отрабатывать движения, необходимые в рисовании. При тяжелых степенях инвалидизирующих заболеваний овладение изобразительной деятельностью вообще невозможно.

  1. Нарушением зрительно-моторной координации и оптико-пространственного восприятия. При этом возникает неумение ребенка ориентироваться в области листа: дети теряют направление линий, зачастую меняют их на противоположные, иногда наблюдается игнорирование какой-либо стороны листа, при рисовании с натуры может наблюдаться зеркальное изображение, грубо нарушенное соотношение размеров изображаемых предметов.
  2. Нарушением сенсорной сферы: недостаточное восприятие цвета приводит к тому, что дети плохо различают цвета и особенно оттенки цветов, в своих рисунках часто использую только основные цвета, недостаточно хорошо дифференцируют форму предмета.
  3. Бедностью представлений об окружающем мире в связи с социальной изоляцией, малым запасом знаний и представлений.
  4. Слаборазвитыми любознательностью и воображением

Частым негативным отношением к процессу изодеятельности, как к слишком сложному и недосягаемому. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по возможности необходимо одновременно развивать оба компонента изобразительной деятельности, а при невозможности развития исполнительства больше внимания уделять развитию восприятия искусства. Как указывал Л. С. Выготский, в коррекционной работе следует больше внимания уделять не исправлению первичного дефекта, т.е. двигательной недостаточности, а строить работу' на преодолении вторичных дефектов: корректировать недостатки восприятия, внимания, пространственных представлений, расширять словарный запас, повышать общую осведомленность. Эти задачи решаются, в частности, на занятиях по эстеготерапии, проводящихся в нашем объединении. Дети знакомятся с шедеврами мирового искусства, учатся понимать и сопереживать им, обсуждать увиденное. Целям и содержанию таких занятий посвящены отдельно разработанные рекомендации.

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_3196.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития изобразительной деятельности детей раннего возраста.

В статье последовательно рассмотрена методика обучения детей ранненго возраста изобразительной деятельности. Даны методические рекомендации педагогам при работе изобразительной деятельностью с детьми,...

Статья на тему: Педагогические условия возникновения и развития изобразительной деятельности детей раннего возраста

Педагогические условия возникновения и развития изобразительной деятельности детей раннего возрастаДети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Их привлекают не только де...

«КАЛЯКИ-МАЛЯКИ» или развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста (2-3 года).

Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах».Дени Дидро  Расскажу Вам о неко...

Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста в соответствии ФГОС

Одним из любимых занятий дошкольников является рисование. Оно способствует творческому развитию. Специально для детей в группе воспитаьтель организуют уголок рисования(детского творчества).В статье я ...

Основные аспекты развития творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность

Данная презентация раскрывает основные аспекты эмоционального развития детей раннего возраста через театрализованную деятельность...

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье  содержится обоснование актуальности проблемы  организации психолого-педагогических условий  развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобр...