Путешествие в сказочный мир русского костюма
презентация к уроку по рисованию (старшая группа) на тему

КОЖОКАР РИТА АМЕРБИЕВНА

В публикации описана красота  русского костюма ,красота работы умельцев .Всё это делалось в старину руками и это надо было уметь  делать .Умельцев было мало  но восновном это были женщины. Красота узоров завораживает глаз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon про красоту русской одежды746.09 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Путешествие в сказочный мир старинного русского костюма»

для подготовительной группыF:\сканирование00011.jpg

 

Цель: познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида, воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Материалы: дидактический иллюстрированный наглядный материал «Костюм»,  куколки в русских национальных костюмах, а также иллюстрации из книг А.Ю. Андреева «Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг», Ю. Каштанов «Русский костюм с Древней Руси до нашей дней».

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение), наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал).

Словарная работа: ярмарка, галун, венец, кокошник, наряд, понёва, губерния.

Ярмарка – большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.

Наряд – одежда, костюм.

Галун – тесьма, состоящая из золотых  и серебряных нитей. Использовалась для отделки костюмов.

Венец – головной убор в Древней Руси, украшенный драгоценными камнями.

Понёва – юбка из домотканой шерстяной ткани.

Кокошник – женский головной убор Древней Руси в виде небольшого вертикального козырька.

Губерния – основная административно-территориальная единица России в прежнее время (с начала XVIII в. По 30-е годы XX века).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, задумывались ли вы о том, когда человек начал носить одежду? Это произошло очень давно, но одежда служила только для защиты от холода и жары. Со временем одежда стала не только защищать человека от капризов погоды, но и приобрела особое значение в жизни человека.  Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем её: откуда он родом, какого возраста, богатый или бедный, женатый или холостой, чем занимается.

        Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, кто победнее, одежду делали из материала, который изготовили городские ремесленники, или ткали сами, проявляя при этом немалое мастерство. Русская крестьянка, которая долгими зимними вечерами готовила себе праздничную одежду, была настоящим художником. Мужские, женские и детские рубахи различались по цвету и материалу, из которого их шили. Излюбленным цветом на Руси был красный, и рубаха красного цвета считалась праздничной и выходной.

Воспитатель: Главные части мужской одежды – рубаха и порты. Поверх них надевали верхнюю одежду – кафтан. Кафтаны носили и бедные, и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

При работе их собирали в складки, иначе невозможно было что-либо делать.  Откуда и пошли поговорки: «Работать, засучив рукава», «Работать спустя рукава».

Ребята, как вы понимаете эти поговорки?

F:\сканирование00012.jpgC:\Users\Людмила\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканирование00010.jpg

        Воспитатель: Главной частью женской одежды была длинная рубаха (сорочка). Как говорилось в русской пословице: «Бабьи рубашки – те же мешки, рукава завяжи да что хочешь, положи». Дополнительно поверх сорочки женщины надевали понёва. Вы уже знаете, что так называлась самая древняя юбка у женщин. Понёва была черного, коричневого и красного цветов. Молодые женщины украшали понёву яркими узорами. А вот девочки понёву никогда не носили. Для этого им надо было еще подрасти.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы познакомились с одеждой древних жителей Руси, с её особенностями.

Что относится к одежде? Какую часть одежды в старину носили все: и мужчины, и женщины, и дети? Чем различалась одежда мужчин и женщин? Какую часть женской одежды никогда не носили девочки? Как выглядела одежда? Какой орнамент был на этой одежде?

(После ответов демонстрационный материал убирается.)

Воспитатель: А теперь давайте представим, что мы с вами мастера, которым предстоит выполнить сложную работу – украсить одежду жителей Древней Руси (на столах у детей разложены листы с изображением людей в древнерусской одежде, цветные карандаши, восковые мелки и фломастеры. Одежда нарисована простым карандашом. Во время рисования звучит музыка.)

Дети приступаю к выполнению задания. В ходе работы воспитатель индивидуально помогает детям, напоминает им об особенностях узора и цветовой гамме.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность на тему «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма"

 «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение, у неё ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшей группы «Сказочное путешествие с матрешкой в русскую избу».

Сформировать образные представления о мудром устроении внутреннего пространства избы;Познакомить детей со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, люлька или колыбелька);Познакомить д...

Путешествие в сказочный мир старинного женского костюма

Путешествие в сказочный мир старинного женского костюма...

Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)

Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....

Методическая разработка. Ознакомление детей подготовительной группы детского сада с русским народным творчеством путем передачи особенностей русского костюма на занятии по изо-деятельности .

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей своей страны, с ее обычаями, традициями, людьми, которые являются нашими предками просто необходимо. Без прошлого нет будущего!...

Занятие в средней группе по знакомству с русским костюмом. «Русский национальный костюм»

Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей....