Главные вкладки

    Примерный план - конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в рамках тематической недели: «Наши любимые птицы», Раф
    план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

    Рафикова Эльмира Тихфятовна

    Примерный план - конспект

    непосредственно – образовательной деятельности в                                      средней  группе по образовательной    области «Художественно – эстетическое  развитие» в рамках  тематической недели: «Наши любимые птицы», Рафиковой Э.Т., воспитатель структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Детский сад «Солнышко» с. Борское

     

    Тема НОД: «Птицы зимой»

    Направление развития: «Художественно - эстетическое»

    Вид детской деятельности: коммуникативная

    Интеграции с другими образовательными областями:

    - по задачам и содержанию психолого – педагогической работы: Познавательное развитие;

    - по средствам организации и оптимизации образовательного процесса: Художественно – эстетическое развитие; Речевое развитие.

     

    Задачи:

    - расширять знания детей о зимующих птицах, желание заботиться о них; формировать желание подкармливать птиц зимой, воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям («Познавательное развитие»);

    - формировать умения  детей рисовать ягоды рябины нетрадиционным способом  - пальчиком, изображая ягодки («Художественно – эстетическое развитие»);

    -  вызывать эмоциональную отзывчивость на пение птиц  («Художественно – эстетическое развитие»);

    - расширять представление о зимующих птицах путем прослушивания стихов и загадок о птицах, развивать внимание, память («Художественно – эстетическое развитие»);

    - развивать желание общаться с взрослыми и  со сверстниками через познавательную деятельность («Социально – коммуникативное развитие»).

     

    Методы и приемы:

    Словесные: беседа о зимующих птицах, объяснение рисования, вопросы: каких птиц называем зимующими?  Почему зимующим птицам трудно найти корм?   Как вы помогаете птицам? Какую пользу приносят совы? Где живет полярная сова? Назовите маленьких сов?

    Практические: показ (рисования нетрадиционным способом); показ слайдов; художественное слово -  стихотворение «Воробей» И.Тургенев,  «Синица» М. Песков; потешка «Птички»;

    Наглядные:  образец рисунка «Ветка рябины»;  иллюстрации  слайдов – картинок  с изображением птиц  - сороки, дятла, снегиря, воробья, синицы, совы.

     

     

    Материалы, инструменты, оборудование: проектор, слайды с изображением птиц, шапочки с изображением воробья и голубей для игры, образец веточки рябины, силуэты птичек, мольберт, ½ альбомного листа тонированной бумаги, на которой изображена ветка рябины, палитра с красной гуашью, салфетки.

     

    Формы организации совместной деятельности

     

    Детская деятельность

    Формы и методы организации

    Двигательная

     

    Хороводная  игра «Воробей и голуби».

    Игровая

    Хороводная  игра «Воробей и голуби»; Игра на внимание «Да или нет».

    Познавательно-исследовательская

    Рассматривание слайдов с изображением птиц: сороки, дятла, снегиря, воробья, синички.

    Коммуникативная

    Беседа о клесте и о совах.

    Чтение художественной литературы

    Стихотворение И. Тургенев «Воробей»; М.Песков «Синица»; Потешка «Птички».

    Продуктивная

     

    Рисование « Ветка рябины».

     

     

     

    Логика образовательной деятельности

    Структурные части

    Деятельность воспитателя

    Деятельность

    воспитанников

    Ожидаемые

    результаты

    1

    2

    3

    4

    Организационный момент

     

    Воспитатель предлагает послушать, как поют птицы (включает аудиозапись пение птиц) и  отгадать загадки? Озвучивает правило: кто правильно отгадает загадку, то на экране появится изображение этой птицы. (Слайд 1)

     

    Дети слушают произведение, отгадывают загадки.

     

    Узнают новое о птицах. Развивают память.

    Показ слайдов

     

    Воспитатель загадывает загадку о воробье.   Ходить не умеет,

    Хочет сделать шажок,

    Получается прыжок

     (Слайд 2)

    Дети слушают и отгадывают

    Узнают нового о птице – воробье.

     

    Показ воспитателем  картинки  воробья

    (Слайд 3).

     

    Смотрят

     

     

    Воспитатель загадывает загадку  о сороке.

         Белый бок и длинный хвост,

    Что за птица – вот вопрос? (Слайд 4)

     

    Дети слушают и отгадывают

    Узнают нового о птице – сороке

     

    Показ воспитателем  картинки сороки. (Слайд 5).

     

    Смотрят картинку

    Появляется интерес к птицам

     

    Воспитатель загадывает загадку о дятле

    Все время стучит,

    Деревья долбит,

    Но их не калечит,

    А только лечит.  

    (Слайд  6).

     

    Отгадывают загадку

    Расширяется словарный запас

     

    Показ воспитателем  картинки дятла.  (Слайд  7).

     

    Смотрят окрас дятла и сравнивают с другими птицами

    Развивают память

     

    Воспитатель загадывает загадку о снегире.

         Красногрудый и красивый,

    Любит ягодки клевать.

    С первым снегом на рябине Он появится опять.  

    (Слайд  8).

     

     

    Запоминают загадку

    Проявляется положительные эмоции

     

    Показ воспитателем  картинки снегиря.

    (Слайд  9).

     

    Интересуются

     

     

    Воспитатель предлагает вспомнить стихотворения о зимующих птицах.

     

    Стихотворение читают дети: И.Тургенев «Воробей» и М. Песков «Синица».

     

    Показ воспитателем картинки  воробья.

     

    «Воробей».   И. Тургенев (чтение ребенком).

    Чуть живой. Не чирикает даже.

    Замерзает совсем воробей.

    Как заметит подводу с поклажей,

    Из-под крыши бросается к ней.

    И дрожит он над зернышком бедный,

    И летит к чердаку своему.

    И глядит, не становится вредным

    Оттого, что так трудно ему. (Слайд 10).

     

    Вспоминают

    Читают стихотворение

     

    Показ воспитателем картинки синички.

     

    «Синица»        

     М. Песков.

    Скачет шустрая синица,

    Ей на месте не сидится.

    Прыг-скок, прыг-скок,

    Завертелась, как волчок.

    Вот присела на минутку,

    Почесала клювом грудку.

    И с дорожки - на плетень,

    Тири - тири, тень – тень - тень. (Слайд  11).

    Смотрят картинку и вспоминают стихотворение

    Читают стихотворение

    Хороводная игра «Воробей и голуби»

    Воспитатель предлагает  поиграть в хороводную игру «Воробей и голуби».

    (выбирает ребенка, который будет исполнять роль воробья и одевает шапочку с изображением воробышка. Остальные дети надевают шапочки с изображением голубя. Воспитатель  произносит слова текста, дети выполняют соответствующие движения.)

    Среди белых голубей, скачет шустрый воробей

    (дети идут по кругу, изображая голубей, в центре один ребенок, он скачет как воробей).

    Воробушек –  пташка, серая рубашка.

    Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей.

    (дети  встают лицом в круг, идут приставным шагом.  Воробей пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его).

     

     

    Играют

    Развивают моторику, запоминают игру

    Беседа о зимующих птицах.

     

    Воспитатель предлагает  вопросы:  каких птиц можно назвать зимующими?  (сова, сорока, ворона, голубь, синица, воробей). Почему зимующим птицам трудно найти корм?   Как вы помогаете птицам? Какую пользу приносят совы? Где живет полярная сова? Назовите маленьких сов?

     

    Отвечают на вопросы

    Узнают новое, расширяется словарный запас

    Беседа о совах.

     

    Показ на мольберте  фотографии филина.

    Это крупная сова. У филина на голове перья растут особым образом, как будто нахмурил брови и ушки новострил.

    Про эту сову, что вы  можете сказать?  Показывает фотографию совы - полярной.  Это полярная сова, она живет на Севере, среди снегов, и потому перья у нее белые. Есть совы маленькие - сплюшки и сычики. Они могут жить рядом с человеком, на чердаках домов. Днем совы сидят в густых ветках елей или прячутся в дуплах деревьев, а ночью выходят на охоту. Совы – очень внимательные родители, своих маленьких  совят не только кормят и растят, но учат охотиться. Очень красивая птица сова, но не только за красоту ее надо беречь.  Скажите, какую пользу приносят совы?

     

    Рассматривают филина

    Узнают новое о сове – филине, уточняют и определяют какие где они живут

    Игра «Вспомни и скажи»

    Воспитатель предлагает  детям вспомнить, в какой сказке  встречались   с  совой. (Сказка Винни Пух и все, все.)

     

    Играют в игру

    Улучшается настроение, запоминают игру.

    Игра на внимание «Да или  нет»

    Воспитатель предлагает игру на внимание «Да или нет».

    (дети кивают головой, если воспитатель говорит правильно, и говорят при этом «Да!»). А если воспитатель допустит ошибку, то качают головой из стороны в сторону, и говорят «Нет!» Например: Снегирь зимующая птица. Скворец не улетает на юг. Воробей прыгает по дорожке. Сова днем летает. (Слайд 12).

    Воспитатель обращает внимание детей на слайды разных видов кормушек, сделанные руками родителей. (Слайд 13).

     

    Развивают память

    Развивают память

    Рассказ воспитателя о клесте.

     

    Воспитатель показывает картинку  клеста.

     Птица называется  Клест. Клест птица среднего размера. Эта птица питается семенами еловых и сосновых шишек, поэтому у него такой необычный клюв: верхняя часть изогнута вниз, а нижняя часть – вверх. У клеста все туловище красного цвета. Только крылья черные. Клест выводит птенцов зимой, чтобы прокормить их семенами шишек. Клесты  зимой  любят клевать ягоды с деревьев. А на каких деревьях есть ягоды зимой? (На рябине). (Слайд   14)

     

    Рассматривают клеста

    Узнают чем питается птица, какого размера, какой клюв

    Рисование: «Ветка рябины».

     

    Воспитатель  предлагает нарисовать на готовой веточке рябины ягоды нетрадиционным  способом - пальчиком. (Палец, макая  в краску, прикладывается на ветку рябины и оставляет пальчик след. Прикладывается палец несколько раз, чтобы получились много рябинок на ветке). Воспитатель напоминает, что  с красками надо обращаться очень аккуратно и необходимо пользоваться салфеткой, следит за осанкой детей. (Звучит спокойная музыка, дети рисуют).

     

    Рисуют, аккуратно работают красками, следят за осанкой, слушают музыку

    Проявляется желание рисовать, слушают музыку

    Потешка «Птички»

    Воспитатель читает потешку.

     

    Маленькие птички прилетели к нам,

    Маленьким птичкам ягодки я дам.

     

    (Дети,  рисуя веточки рябины, сажают на готовые ветки рябины силуэты птиц)

    (Звучит аудиозапись  пения птиц)

     

    Слушают  и проговаривают слова потешки

    Проговаривают потешку

    Релаксация

    Воспитатель предлагает отдохнуть и расслабится. ( Дети ложатся на коврик и представляют, что они в сказочном лесу).

    Воспитатель говорит, что птицы рады, что  им помогли выжить в такое холодное время года, поэтому  весело щебечут. Сообщает, что на прогулке будут  продолжать  следить за тем, чтобы у птиц всегда был корм в кормушках, потому что их нужно беречь, так как они приносят пользу человеку,  птицы будут  благодарны, и всегда будут радовать  своим веселым пением. (Слайд 15)

     

    Отдыхают, расслабляются

    Улучшается настроение, расслабляются

    Итог

    Воспитатель  подводит  итог с детьми.

    - Чем мы  сегодня занимались?

    - Что больше всего запомнилось?

    - Что было особенно трудным?

    - Что интересного узнали?

    - О чем еще хотели бы узнать?

    Воспитатель предлагает показать  рисунки   младшей группе полюбоваться и подарить им свои работы.

     

     

     

    Отвечают на вопросы

    Узнают новое, делают выводы, показывают свои рисунки и дарят младшей группе

     

    Список литературы:

    1.   Агеева М.Д.   Веселые загадки и пословицы,  загадки обманки  для

    всех детских праздников. – ТЦ. Сфера М.- 2004 -235с.

    2.Бакланов П.Я.  Знай и люби свой край М.Л  -  1998г-115с.

    3.Бондаренко Т.М   Экологические занятия с детьми 4-5 лет, ТЦ
    «Учитель» Воронеж..- 2007г - 35с.

    4. Воровская М. А.  Дидактические  игры в детском саду - 2005г- 50с.

    5.Петрова  Н.Н    Развивающие игры для
    дошкольников. Ярославль, Академия Холдинг. – 2009 – 120с.

    6.Лыкова И.А. Детское  худ. творчество. 2009г - 115с.

    7.  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Москва, Просвещение, 2011г- 303с.

    8. Комарова Т.С.   Изобразительная деятельность в детском саду –  Москва.2006г.- 264с.

    9. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

     

    Приложение

     

    Загадки о зимующих птицах.

     

    1. Ходить не умеет,

    Хочет сделать шажок,

    Получается прыжок  (Воробей).

     

    2. Белый бок и длинный хвост,

    Что за птица – вот вопрос? (Сорока)

     

    3. Все время стучит,

    Деревья долбит,

    Но их не калечит,

    А только лечит.  (Дятел).

     

    4. Красногрудый и красивый,

    Любит ягодки клевать.

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять (Снегирь)

     

    Стихи о зимующих птицах.

    «Воробей».   И. Тургенев.

    Чуть живой. Не чирикает даже.

    Замерзает совсем воробей.

    Как заметит подводу с поклажей,

    Из-под крыши бросается к ней.

    И дрожит он над зернышком бедный,

    И летит к чердаку своему.

    И глядит, не становится вредным

    Оттого, что так трудно ему.

     

    «Синица»          М. Песков.

    Скачет шустрая синица,

    Ей на месте не сидится.

    Прыг-скок, прыг-скок,

    Завертелась, как волчок.

    Вот присела на минутку,

    Почесала клювом грудку.

    И с дорожки - на плетень,

    Тири - тири, тень – тень - тень.

    Игры.

    Хороводная игра «Воробей и голуби».

    (Воспитатель выбирает ребенка, который будет исполнять роль воробья и одевает шапочку с изображением воробышка. Остальные дети надевают шапочки с изображением голубя. Воспитатель  произносит слова текста, дети выполняют соответствующие движения.)

    Среди белых голубей, скачет шустрый воробей

    (дети идут по кругу, изображая голубей, в центре один ребенок, он скачет как воробей).

    Воробушек –  пташка, серая рубашка.

    Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей.

    (дети  встают лицом в круг, идут приставным шагом.  Воробей пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его).

     

    Игра на внимание «Да или нет».

     

    Цель игры: развивать внимание.

    Ход игры:

    (дети кивают головой, если воспитатель говорит правильно, и говорят при этом «Да!»). А если воспитатель допустит ошибку, то качают головой из стороны в сторону, и говорят «Нет!» Например: Снегирь зимующая птица. Скворец не улетает на юг. Воробей прыгает по дорожке. Сова днем летает.

     

    Рассказ воспитателя о совах.

    Кто это? Правильно, филин. Это крупная сова. У филина на голове перья растут особым образом, как будто нахмурил брови и ушки навострил.

    Про эту сову, что вы  можете сказать?  Показывает фотографию совы - полярной.  Это полярная сова, она живет на Севере, среди снегов, и потому перья у нее белые. Есть совы маленькие - сплюшки и сычики. Они могут жить рядом с человеком, на чердаках домов. Днем совы сидят в густых ветках елей или прячутся в дуплах деревьев, а ночью выходят на охоту. Совы – очень внимательные родители, своих маленьких  совят не только кормят и растят, но учат охотиться. Очень красивая птица сова, но не только за красоту ее надо беречь. Какую пользу приносят совы?

     

    Рассказ воспитателя о клесте.

    Птица называется  Клест. Клест птица среднего размера. Эта птица питается семенами еловых и сосновых шишек, поэтому у него такой необычный клюв: верхняя часть изогнута вниз, а нижняя часть – вверх. У клеста все туловище красного цвета. Только крылья черные. Клест выводит птенцов зимой, чтобы

    прокормить их семенами шишек. Клесты  зимой  любят клевать ягоды с деревьев. А на каких деревьях есть ягоды зимой? (на рябине).

     

     

     

     

     

     

    Описание мультимедийных компонентов

     

     

    №1

    Титульный лист: название, автор

    №2

    Слышится пение  птиц (мотивация).

    Слышите, как поют птицы? Сейчас мы поговорим о них. Дети, вы любите отгадывать загадки? Если правильно отгадаете, то на экране появится изображение этой птицы. Послушайте.

     

    №3        

           Загадка о воробье.

             Ходить не умеет,

      Хочет сделать шажок,

     Получается прыжок

    (Воробей).

     

    №4

    Картинка воробей.

    №5

    З   Загадка о сороке.     

           Белый бок и длинный хвост,

    Чт  Что за птица – вот вопрос?

     

    №6

    Картинка о сороке.

    №7

           Загадка о дятле.

           Все  время стучит,

    Деревья долбит,

    Но их не калечит,

    А только лечит.

    №8

    К  Загадка о снегире.

           Красногрудый,

    Любит ягодки клевать.

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять

    №9

    Картинка снегиря.

    №10

    Стихотворение «Воробей»  И. Тургенев (чтение ребенком стихотворения).

    Чуть живой. Не чирикает даже.

    Замерзает совсем воробей.

    Как заметит подводу с поклажей,

    Из-под крыши бросается к ней.

    И дрожит он над зернышком бедный,

    И летит к чердаку своему.

    И глядит, не становится вредным

    Оттого, что так трудно ему.

    №11

    Стихотворение « Синица» М. Песков (чтение ребенком стихотворения).

    Скачет шустрая синица,

    Ей на месте не сидится.

    Прыг-скок, прыг-скок,

    Завертелась, как волчок.

    Вот присела на минутку,

    Почесала клювом грудку.

    И с дорожки - на плетень,

    Тири - тири, тень-тень-тень.

     

    №12

    Хороводная игра «Воробей и голуби»; беседа о совах; игра на внимание «Да или нет».

    №13

    Картинки с  кормушками.

    №14

    Беседа « О клесте и рябине».

    Рисование рябины нетрадиционным способом.

    №15

    Релаксация и итог.

     

     

     

    Описание работы со слайдами:

    Порядок слайдов обусловлен идеей «Птицы зимой». Алгоритм работы со слайдами таков: слайды №№1-15 просматриваются и анализируются детьми с комментариями взрослого без дополнительных манипуляций с компьютером.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rafikova_e.t._konspekt.docx318.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Примерный план - конспект

    непосредственно – образовательной деятельности в                                      средней  группе по образовательной    области «Художественно – эстетическое  развитие» в рамках  тематической недели: «Наши любимые птицы», Рафиковой Э.Т., воспитатель структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Детский сад «Солнышко» с. Борское

    Тема НОД: «Птицы зимой»

    Направление развития: «Художественно - эстетическое»

    Вид детской деятельности: коммуникативная

    Интеграции с другими образовательными областями:

    - по задачам и содержанию психолого – педагогической работы: Познавательное развитие;

    - по средствам организации и оптимизации образовательного процесса: Художественно – эстетическое развитие; Речевое развитие.

    Задачи:

    - расширять знания детей о зимующих птицах, желание заботиться о них; формировать желание подкармливать птиц зимой, воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям («Познавательное развитие»);

    - формировать умения  детей рисовать ягоды рябины нетрадиционным способом  - пальчиком, изображая ягодки («Художественно – эстетическое развитие»);

    -  вызывать эмоциональную отзывчивость на пение птиц  («Художественно – эстетическое развитие»);

    - расширять представление о зимующих птицах путем прослушивания стихов и загадок о птицах, развивать внимание, память («Художественно – эстетическое развитие»);

    - развивать желание общаться с взрослыми и  со сверстниками через познавательную деятельность («Социально – коммуникативное развитие»).

    Методы и приемы:

    Словесные: беседа о зимующих птицах, объяснение рисования, вопросы: каких птиц называем зимующими?  Почему зимующим птицам трудно найти корм?   Как вы помогаете птицам? Какую пользу приносят совы? Где живет полярная сова? Назовите маленьких сов?

    Практические: показ (рисования нетрадиционным способом); показ слайдов; художественное слово -  стихотворение «Воробей» И.Тургенев,  «Синица» М. Песков; потешка «Птички»;

    Наглядные:  образец рисунка «Ветка рябины»;  иллюстрации  слайдов – картинок  с изображением птиц  - сороки, дятла, снегиря, воробья, синицы, совы.

    Материалы, инструменты, оборудование: проектор, слайды с изображением птиц, шапочки с изображением воробья и голубей для игры, образец веточки рябины, силуэты птичек, мольберт, ½ альбомного листа тонированной бумаги, на которой изображена ветка рябины, палитра с красной гуашью, салфетки.

    Формы организации совместной деятельности

    Детская деятельность

    Формы и методы организации

    Двигательная

    Хороводная  игра «Воробей и голуби».

    Игровая

    Хороводная  игра «Воробей и голуби»; Игра на внимание «Да или нет».

    Познавательно-исследовательская

    Рассматривание слайдов с изображением птиц: сороки, дятла, снегиря, воробья, синички.

    Коммуникативная

    Беседа о клесте и о совах.

    Чтение художественной литературы

    Стихотворение И. Тургенев «Воробей»; М.Песков «Синица»; Потешка «Птички».

    Продуктивная

    Рисование « Ветка рябины».

    Логика образовательной деятельности

    Структурные части

    Деятельность воспитателя

    Деятельность

    воспитанников

    Ожидаемые

    результаты

    1

    2

    3

    4

    Организационный момент

    Воспитатель предлагает послушать, как поют птицы (включает аудиозапись пение птиц) и  отгадать загадки? Озвучивает правило: кто правильно отгадает загадку, то на экране появится изображение этой птицы. (Слайд 1)

    Дети слушают произведение, отгадывают загадки.

    Узнают новое о птицах. Развивают память.

    Показ слайдов

    Воспитатель загадывает загадку о воробье.   Ходить не умеет,

    Хочет сделать шажок,

    Получается прыжок

     (Слайд 2)

    Дети слушают и отгадывают

    Узнают нового о птице – воробье.

    Показ воспитателем  картинки  воробья 

    (Слайд 3).

    Смотрят

    Воспитатель загадывает загадку  о сороке.

         Белый бок и длинный хвост,

    Что за птица – вот вопрос? (Слайд 4)

    Дети слушают и отгадывают

    Узнают нового о птице – сороке

    Показ воспитателем  картинки сороки. (Слайд 5).

    Смотрят картинку

    Появляется интерес к птицам

    Воспитатель загадывает загадку о дятле

    Все время стучит,

    Деревья долбит,

    Но их не калечит,

    А только лечит.  

    (Слайд  6).

    Отгадывают загадку

    Расширяется словарный запас

    Показ воспитателем  картинки дятла.  (Слайд  7).

    Смотрят окрас дятла и сравнивают с другими птицами

    Развивают память

    Воспитатель загадывает загадку о снегире.

         Красногрудый и красивый,

    Любит ягодки клевать.

    С первым снегом на рябине Он появится опять.  

    (Слайд  8).

    Запоминают загадку

    Проявляется положительные эмоции

    Показ воспитателем  картинки снегиря.

    (Слайд  9).

    Интересуются

    Воспитатель предлагает вспомнить стихотворения о зимующих птицах.

    Стихотворение читают дети: И.Тургенев «Воробей» и М. Песков «Синица».

    Показ воспитателем картинки  воробья.

    «Воробей».   И. Тургенев (чтение ребенком).

    Чуть живой. Не чирикает даже.

    Замерзает совсем воробей.

    Как заметит подводу с поклажей,

    Из-под крыши бросается к ней.

    И дрожит он над зернышком бедный,

    И летит к чердаку своему.

    И глядит, не становится вредным

    Оттого, что так трудно ему. (Слайд 10).

    Вспоминают

    Читают стихотворение

    Показ воспитателем картинки синички.

    «Синица»        

     М. Песков.

    Скачет шустрая синица,

    Ей на месте не сидится.

    Прыг-скок, прыг-скок,

    Завертелась, как волчок.

    Вот присела на минутку,

    Почесала клювом грудку.

    И с дорожки - на плетень,

    Тири - тири, тень – тень - тень. (Слайд  11).

    Смотрят картинку и вспоминают стихотворение

    Читают стихотворение

    Хороводная игра «Воробей и голуби»

    Воспитатель предлагает  поиграть в хороводную игру «Воробей и голуби».

    (выбирает ребенка, который будет исполнять роль воробья и одевает шапочку с изображением воробышка. Остальные дети надевают шапочки с изображением голубя. Воспитатель  произносит слова текста, дети выполняют соответствующие движения.) 

    Среди белых голубей, скачет шустрый воробей

    (дети идут по кругу, изображая голубей, в центре один ребенок, он скачет как воробей).

    Воробушек –  пташка, серая рубашка.

    Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей.

    (дети  встают лицом в круг, идут приставным шагом.  Воробей пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его).

    Играют

    Развивают моторику, запоминают игру

    Беседа о зимующих птицах.

    Воспитатель предлагает  вопросы:  каких птиц можно назвать зимующими?  (сова, сорока, ворона, голубь, синица, воробей). Почему зимующим птицам трудно найти корм?   Как вы помогаете птицам? Какую пользу приносят совы? Где живет полярная сова? Назовите маленьких сов?

    Отвечают на вопросы

    Узнают новое, расширяется словарный запас

    Беседа о совах.

    Показ на мольберте  фотографии филина.

    Это крупная сова. У филина на голове перья растут особым образом, как будто нахмурил брови и ушки новострил.

    Про эту сову, что вы  можете сказать?  Показывает фотографию совы - полярной.  Это полярная сова, она живет на Севере, среди снегов, и потому перья у нее белые. Есть совы маленькие - сплюшки и сычики. Они могут жить рядом с человеком, на чердаках домов. Днем совы сидят в густых ветках елей или прячутся в дуплах деревьев, а ночью выходят на охоту. Совы – очень внимательные родители, своих маленьких  совят не только кормят и растят, но учат охотиться. Очень красивая птица сова, но не только за красоту ее надо беречь.  Скажите, какую пользу приносят совы?

    Рассматривают филина

    Узнают новое о сове – филине, уточняют и определяют какие где они живут

    Игра «Вспомни и скажи»

    Воспитатель предлагает  детям вспомнить, в какой сказке  встречались   с  совой. (Сказка Винни Пух и все, все.)

    Играют в игру

    Улучшается настроение, запоминают игру.

    Игра на внимание «Да или  нет»

    Воспитатель предлагает игру на внимание «Да или нет».

    (дети кивают головой, если воспитатель говорит правильно, и говорят при этом «Да!»). А если воспитатель допустит ошибку, то качают головой из стороны в сторону, и говорят «Нет!» Например: Снегирь зимующая птица. Скворец не улетает на юг. Воробей прыгает по дорожке. Сова днем летает. (Слайд 12).

    Воспитатель обращает внимание детей на слайды разных видов кормушек, сделанные руками родителей. (Слайд 13).

    Развивают память

    Развивают память

    Рассказ воспитателя о клесте.

    Воспитатель показывает картинку  клеста.

     Птица называется  Клест. Клест птица среднего размера. Эта птица питается семенами еловых и сосновых шишек, поэтому у него такой необычный клюв: верхняя часть изогнута вниз, а нижняя часть – вверх. У клеста все туловище красного цвета. Только крылья черные. Клест выводит птенцов зимой, чтобы прокормить их семенами шишек. Клесты  зимой  любят клевать ягоды с деревьев. А на каких деревьях есть ягоды зимой? (На рябине). (Слайд   14)

    Рассматривают клеста

    Узнают чем питается птица, какого размера, какой клюв

    Рисование: «Ветка рябины».

    Воспитатель  предлагает нарисовать на готовой веточке рябины ягоды нетрадиционным  способом - пальчиком. (Палец, макая  в краску, прикладывается на ветку рябины и оставляет пальчик след. Прикладывается палец несколько раз, чтобы получились много рябинок на ветке). Воспитатель напоминает, что  с красками надо обращаться очень аккуратно и необходимо пользоваться салфеткой, следит за осанкой детей. (Звучит спокойная музыка, дети рисуют).

    Рисуют, аккуратно работают красками, следят за осанкой, слушают музыку

    Проявляется желание рисовать, слушают музыку

    Потешка «Птички»

    Воспитатель читает потешку.

    Маленькие птички прилетели к нам,

    Маленьким птичкам ягодки я дам.

    (Дети,  рисуя веточки рябины, сажают на готовые ветки рябины силуэты птиц)

    (Звучит аудиозапись  пения птиц)

    Слушают  и проговаривают слова потешки

    Проговаривают потешку

    Релаксация

    Воспитатель предлагает отдохнуть и расслабится. ( Дети ложатся на коврик и представляют, что они в сказочном лесу).

    Воспитатель говорит, что птицы рады, что  им помогли выжить в такое холодное время года, поэтому  весело щебечут. Сообщает, что на прогулке будут  продолжать  следить за тем, чтобы у птиц всегда был корм в кормушках, потому что их нужно беречь, так как они приносят пользу человеку,  птицы будут  благодарны, и всегда будут радовать  своим веселым пением. (Слайд 15)

    Отдыхают, расслабляются

    Улучшается настроение, расслабляются

    Итог

    Воспитатель  подводит  итог с детьми.

    - Чем мы  сегодня занимались?

    - Что больше всего запомнилось?

    - Что было особенно трудным?

    - Что интересного узнали?

    - О чем еще хотели бы узнать?

    Воспитатель предлагает показать  рисунки   младшей группе полюбоваться и подарить им свои работы.

    Отвечают на вопросы

    Узнают новое, делают выводы, показывают свои рисунки и дарят младшей группе

    Список литературы:

    1.        Агеева М.Д.   Веселые загадки и пословицы,  загадки обманки  для

    всех детских праздников. – ТЦ. Сфера М.- 2004 -235с.

    2.Бакланов П.Я.  Знай и люби свой край М.Л  -  1998г-115с.

    3.Бондаренко Т.М   Экологические занятия с детьми 4-5 лет, ТЦ
    «Учитель» Воронеж..- 2007г - 35с.

    4. Воровская М. А.  Дидактические  игры в детском саду - 2005г- 50с.

    5.Петрова  Н.Н    Развивающие игры для
    дошкольников. Ярославль, Академия Холдинг. – 2009 – 120с.

    6.Лыкова И.А. Детское  худ. творчество. 2009г - 115с.

    7.  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Москва, Просвещение, 2011г- 303с.

    8. Комарова Т.С.   Изобразительная деятельность в детском саду –  Москва.2006г.- 264с. 

    9. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

    Приложение

    Загадки о зимующих птицах.

    1. Ходить не умеет,

    Хочет сделать шажок,

    Получается прыжок  (Воробей).

    2. Белый бок и длинный хвост,

    Что за птица – вот вопрос? (Сорока)

    3. Все время стучит,

    Деревья долбит,

    Но их не калечит,

    А только лечит.  (Дятел).

    4. Красногрудый и красивый,

    Любит ягодки клевать.

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять (Снегирь)

    Стихи о зимующих птицах.

    «Воробей».   И. Тургенев.

    Чуть живой. Не чирикает даже.

    Замерзает совсем воробей.

    Как заметит подводу с поклажей,

    Из-под крыши бросается к ней.

    И дрожит он над зернышком бедный,

    И летит к чердаку своему.

    И глядит, не становится вредным

    Оттого, что так трудно ему.

    «Синица»          М. Песков.

    Скачет шустрая синица,

    Ей на месте не сидится.

    Прыг-скок, прыг-скок,

    Завертелась, как волчок.

    Вот присела на минутку,

    Почесала клювом грудку.

    И с дорожки - на плетень,

    Тири - тири, тень – тень - тень.

    Игры.

    Хороводная игра «Воробей и голуби».

    (Воспитатель выбирает ребенка, который будет исполнять роль воробья и одевает шапочку с изображением воробышка. Остальные дети надевают шапочки с изображением голубя. Воспитатель  произносит слова текста, дети выполняют соответствующие движения.)

    Среди белых голубей, скачет шустрый воробей

    (дети идут по кругу, изображая голубей, в центре один ребенок, он скачет как воробей).

    Воробушек –  пташка, серая рубашка.

    Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей.

    (дети  встают лицом в круг, идут приставным шагом.  Воробей пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его).

    Игра на внимание «Да или нет».

    Цель игры: развивать внимание.

    Ход игры:

    (дети кивают головой, если воспитатель говорит правильно, и говорят при этом «Да!»). А если воспитатель допустит ошибку, то качают головой из стороны в сторону, и говорят «Нет!» Например: Снегирь зимующая птица. Скворец не улетает на юг. Воробей прыгает по дорожке. Сова днем летает.

    Рассказ воспитателя о совах.

    Кто это? Правильно, филин. Это крупная сова. У филина на голове перья растут особым образом, как будто нахмурил брови и ушки навострил.

    Про эту сову, что вы  можете сказать?  Показывает фотографию совы - полярной.  Это полярная сова, она живет на Севере, среди снегов, и потому перья у нее белые. Есть совы маленькие - сплюшки и сычики. Они могут жить рядом с человеком, на чердаках домов. Днем совы сидят в густых ветках елей или прячутся в дуплах деревьев, а ночью выходят на охоту. Совы – очень внимательные родители, своих маленьких  совят не только кормят и растят, но учат охотиться. Очень красивая птица сова, но не только за красоту ее надо беречь. Какую пользу приносят совы?

    Рассказ воспитателя о клесте.

    Птица называется  Клест. Клест птица среднего размера. Эта птица питается семенами еловых и сосновых шишек, поэтому у него такой необычный клюв: верхняя часть изогнута вниз, а нижняя часть – вверх. У клеста все туловище красного цвета. Только крылья черные. Клест выводит птенцов зимой, чтобы

    прокормить их семенами шишек. Клесты  зимой  любят клевать ягоды с деревьев. А на каких деревьях есть ягоды зимой? (на рябине).

    Описание мультимедийных компонентов

    №1

    Титульный лист: название, автор

    №2

    Слышится пение  птиц (мотивация). 

    Слышите, как поют птицы? Сейчас мы поговорим о них. Дети, вы любите отгадывать загадки? Если правильно отгадаете, то на экране появится изображение этой птицы. Послушайте.

    №3        

           Загадка о воробье. 

             Ходить не умеет,

      Хочет сделать шажок,

     Получается прыжок

    (Воробей).

    №4

    Картинка воробей.

    №5

    З   Загадка о сороке.      

           Белый бок и длинный хвост,

    Чт  Что за птица – вот вопрос?

    №6

    Картинка о сороке.

    №7

           Загадка о дятле.

           Все  время стучит,

    Деревья долбит,

    Но их не калечит,

    А только лечит.

    №8

    К  Загадка о снегире.

           Красногрудый,

    Любит ягодки клевать.

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять

    №9

    Картинка снегиря.

    №10

    Стихотворение «Воробей»  И. Тургенев (чтение ребенком стихотворения).

    Чуть живой. Не чирикает даже.

    Замерзает совсем воробей.

    Как заметит подводу с поклажей,

    Из-под крыши бросается к ней.

    И дрожит он над зернышком бедный,

    И летит к чердаку своему.

    И глядит, не становится вредным

    Оттого, что так трудно ему.

    №11

    Стихотворение « Синица» М. Песков (чтение ребенком стихотворения).

    Скачет шустрая синица,

    Ей на месте не сидится.

    Прыг-скок, прыг-скок,

    Завертелась, как волчок.

    Вот присела на минутку,

    Почесала клювом грудку.

    И с дорожки - на плетень,

    Тири - тири, тень-тень-тень.

    №12

    Хороводная игра «Воробей и голуби»; беседа о совах; игра на внимание «Да или нет».

    №13

    Картинки с  кормушками.

    №14

    Беседа « О клесте и рябине».

    Рисование рябины нетрадиционным способом.

    №15

    Релаксация и итог.

    Описание работы со слайдами:

    Порядок слайдов обусловлен идеей «Птицы зимой». Алгоритм работы со слайдами таков: слайды №№1-15 просматриваются и анализируются детьми с комментариями взрослого без дополнительных манипуляций с компьютером.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Примерный план-конспект непосредственно–образовательной деятельности в рамках тематической недели: «Вода»

    Примерный план-конспект  непосредственно–образовательной деятельности  в рамках тематической недели: «Вода».    Тема НОД: «Сказка о воде, самом чудесном чуде на земле».Возраст: сре...

    Примерный план-конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках тематической недели: «Я вырасту здоровым»

    Примерный план-конспект непосредственно  образовательной деятельности  в рамках тематической недели: «Я вырасту здоровым». Тема НОД: «Волшебный ларец здоровья». Возраст: старший дошкольный....

    Примерный план – конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно-тематической недели «Вода»

    Примерный план – конспект  непосредственно- образовательной  деятельности по познавательному развитию для детей  старшего дошкольного возраста в рамках  проектно-тематической недел...

    Примерный план-конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Воздух»

    Примерный план-конспект  непосредственно - образовательной деятельности  по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической неде...

    Примерный план-конспект непосредственно–образовательной деятельности в рамках тематической недели: «Путешествия»

    Примерный план-конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках тематической недели: "Путешествия". Тема: "На поиски пираткого клада". Приоритетная область: "Познавательное развитие"....

    Примерный план конспект непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Веселый светофорик!» по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Красный, желтый, зеленый».

    Примерный план конспект  непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Веселый светофорик!» по  познавательному развитию во второй младшей гр...