Сценарий мероприятия для детей и родителей "Мастер - класс роспись дымковской игрушки"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Егорова Юлия Викторовна

Совместный досуг для детей и родителей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.27 КБ
Файл dymkovskoe_predstavlenie.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

 « …недавно мы старались во всём подражать иностранцам, теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы занять вместо всех прочих, одну черту из западного образования - черту уважения к своему отечеству.»

К.Д. Ушинский

Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье  есть произведения народных мастеров - русские матрешки, гжельская  посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается. 

Уважаемые мамы и папы!

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.

У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.  

     Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка. 

Из истории…

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Мы уверены, что Ваш ребенок с удовольствием повторит дома то, что уже рисовал в  детском саду. Вместе с ребенком нанесите дымковский орнамент на трафарет, пусть Ваша лошадка оживет! На занятиях лепкой у детей формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.



Предварительный просмотр:

Задачи для родителей:

1. Учить родителей творческому взаимодействию с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества.

2. Учить речевому общению, диалогу с детьми.

3. Познакомить с традициями дымковской глиняной игрушки.

4. Учить приёмам росписи дымковской игрушки.

Для детей:

1. Закреплять знания детей о дымковской глиняной игрушке.

2. Учить приёмам росписи дымковской игрушки.

3. Учить совместному творчеству с родителями.

4. Прививать уважение и интерес к народному искусству, художественный вкус, стремление к творчеству.

5. Развивать детское воображение, фантазию.

Оборудование и материалы: дымкие игрушки, альбом для детского творчества И. А. Лыковой “Дымковская игрушка”, дощечки, салфетки бумажные.

 Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей и родителей сесть на стульчики, поставленные кругом в центре группы.

Воспитатель: Здравствуйте, наши дорогие детки! Здравствуйте, наши дорогие родители! Я очень рада видеть вас в нашей группе! Сегодня нам предстоит увлекательное занятие. Очень интересное и такое же полезное.

Но, сначала, послушайте наш рассказ.

Лера. Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали.

И село большое

Дымково назвали.

Женя. Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски -

Казалось бы, простой узор,

Но отвести не в силах взор!

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

– С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – “ Дымковская”(Показ слайдов).

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки Из небольшого глиняного шарика с отверстиям свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многлюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название -“Свистунья”. Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки – своих внучек.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, все это-настоящее чудо.

Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова

.

Такие игрушки сейчас очень дорогие, их необязательно покупать в магазине, можно сделать самим.

- И мы сейчас с вами представим, что превратились в настоящих дымковских мастериц! А кого будем расписывать - вы мне скажете сами.

Воспитатель читает рассказ К. Д. Ушинского “Лошадка”

Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива не шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей - челка, на ногах - щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные.

- Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.

Приглашаем всех за столы.

Рассмотрите игрушки, созданные вашими детьми.

(когда все найдут свои игрушки и тихо будут рассматривать)

Лиза. Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Автор: П. Синявский

В процессе росписи  есть несколько этапов:

Первый этап – подготовка поверхности древесины к росписи (очистка, ошкуривание).

Второй этап – грунтовка – нанесение на поверхность акриловой краски или специального грунтовочного состава плоской кистью или валиком.

Третий этап - После того, как поверхность древесины высохнет, на нее можно наносить рисунок.

Мы приготовили вам заготовки.

Для работы нам потребуются следующие материалы: заготовка лошадки, клей ПВА, широкая и тонкая кисти, вода, гуашь (синюю, белую, жёлтую, чёрную, красную) - слайд 2.

Первый шаг – грунтовка, смешиваем белила и клей ПВА – слайд 3

Широкой кистью наносим на заготовку, ждём, пока полностью высохнет – слайд 4

Пока загрунтованная заготовка сохнет, мы с вами рассмотрим элементы и узоры дымковской росписи.

Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики.

Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.

Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Игрушкам приписывали магическую силу. Конь олицетворял Солнце, солнечных богов, которым поклонялись древние славяне, считалось, что изображения коня в детской игрушке считалось пожеланием долголетия самому ребенку, должно принести удачу и благословение солнца. Лошадка одна из старинных игрушек. Сколько веков в нее играют дети, точно неизвестно. Как символ, конь нашел свое отражение во многих культурах и почти везде, как образ солнца. Есть легенда, в которой говорится, что, оседлав коня, человек смог управлять своим рассудком, говорят, что проживая детство, ребенок проживает историю развития человечества.

Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках, точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать - земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразными с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага - слайд 5,6.

Цвета яркие, нарядные: синий, голубой, зеленый, желто-оранжевый,

малиновый. Их может быть до 10.

Орнамент всегда прост: клетки, полости, круги, точки, ромбики, зигзаги, в

разных сочетаниях. Но эти простые на вид узоры несут в себе некую информацию,

напрямую связывают нас с природой, которая нас окружает. Так синяя волнистая полоса

– это что? (вода, перекрестные полоски – сруб колодца, круг с серединкой -

звездочкой - солнце и другие небесные светила.

Дымковское представление.

Взрослый (мама): День добрый людям добрым.

Хочу порадовать вас -

О дымковской игрушке

Скорей начать рассказ.

Посмотрите - мастерица

На скамеечке сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит… нет, не лепит, а творит!

Мастерица, отдохни, всем о дымке расскажи!

Вышла Маша из-за ширмы, говорит:

Дым валит из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали…

И село моё родное

Люди Дымково назвали.

Чем знаменито ДымковоИгрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

 А есть любовь людей.

От дымковской игрушки идёт тепло и свет,

И он не иссякает десятки, сотни лет.

С папой и мамой об этих игрушках

Мы в книжках читали,

В детском саду их сами лепили,

Разрисовали.

О чём узнали,

мы вам с подружками расскажем,

А что успели сделать -

покажем.

1- Оказывается, вначале глиняные игрушки лепили, как свистульки.

2- Готовили их всю зиму к весенней ярмарке и празднику

''Свистопляска''.

Маша - Каждый мог играть свою музыку, радуясь солнцу и теплу.

1.- Чтобы обжечь свистульки, печи топили с утра до ночи,

Маша - и вся слобода была в дыму.

2.- От этого и возникли названия Дымководымковские игрушки.

 1. - Постепенно из обыкновенных свистулек игрушки превратились

в произведения искусства.

Маша - Кажется, что они очень просты,

2.- но, сколько труда в них вложено!

1.- Вначале их лепили из глины,

Маша - сушили и обжигали в горячей печке,

2.- купали в белилах, чтобы не пачкалась,

Маша - снова сушили,

1.- а потом расписывали.

2.- Узор был самый простой - круги и точки, прямые и волнистые

линии.

1.- Но мастерицы разрисовывали фигурки так, что было глаз не отвести!

Маша - Барышни получались нарядные,

2.- кавалеры - смешные,

1.- а птицы и животные – с особой выдумкой!

2. - Приглядитесь к ним, и они подарят вам минуты радости и удивления!

И так, грунтовка подсохла, приступаем к росписи.

Лучше всего использовать для росписи современные акриловые краски: они яркие, стойкие, имеют множество оттенков. Также подходят для росписи по дереву краски масляные, но они сохнут медленнее и менее разнообразны.

Мы с вами будем пользоваться художественной гуашью с добавлением клея ПВА.

Переходим к цветовому оформлению. Начнём расписывать лошадку с головы и гривы.

При работе с кистью важно уметь ее держать. Для этого возьмите ее как обычную ручку, затем установите вертикально, фиксируя положение большим, указательным и средним пальцами, причем, средний палец не касается поверхности, а лежит на железном обшлаге кисточки. Безымянный палец не играет никакой роли, главное – чтобы не мешал работе, а опора приходится на мизинец. Вот в таком состоянии попробуйте порисовать кисточкой овалы и покрутить ее вокруг своей оси. Для этого она должна свободно ходить в ваших пальцах. Во время работы помните, что кисть должна постоянно находиться перпендикулярно поверхности, если это вам не удобно, значит нужно поменять положение изделия, но не кисти. Краску на кисть набирайте равномерно. Набрав краску, снимите ее часть о край палитры, чтобы не дать кончику кисти разлохматиться.

Цвет является одним из основных средств эмоциональной выразительности. Цвета бывают теплыми (красный, оранжевый, желтый) и холодными (фиолетовый, синий, голубой). Зеленый цвет является уравновешивающим.

Р. Хен в книге «Азбука цветов» описал эмоциональную окраску цветов. Красный активный раздражитель, символизирующий сильные чувства, любовь, огонь, праздничность, поэтому это основной цвет народных орнаментов и картинок. Оранжевый не менее праздничный, но с радостным оттенком, ощущением перемен и всего нового, очень аппетитный цвет. Желтый – цвет солнца, веселья и легкости. Зеленый успокаивает и связывает не сочетаемые цвета в единое целое, цвет растительности. Черный уменьшает объем, служит контуром, тенью, усиливает действие красного и желтого, торжественный, серьезный. Синий - тяжелый, строгий, энергичный, отличается от него сине-голубой, символизирующий ясное, чистое небо, бесконечность, верность, спокойный, грустный цвет. Белый - нейтральный, несущий свет в темные красочные пятна, белые мазки придают объем фигурам, символизируют целомудрие, чистому, невинность. Детские игрушки должны быть яркими, жизнерадостными, поэтому не скупитесь на красный, желтый, салатовый цвета при росписи.

Игрушка готова!

Сегодня Вы узнали о приёмах росписи дымковской лошадки. Проявили интерес к традиционной культуре народа. Изготовили дымковскую лошадку.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

Лиза. В ней нету цвету дымного,

Что серости серее

В ней что – то есть от радуги,

От капелек росы

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

И злость, и хмурость

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда.

Спасибо за работу! Успехов во всех начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Мастер-класс "Роспись дымковской игрушки"

Познакомить с элементами и цветовой гаммой, технологией выполнения росписи дымковской игрушки....

Мастер-класс Лепка и роспись дымковской игрушки "Петушок"

Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольного и дополни тельного образования. Мастер-класс направлен на изготовление и пополнение развивающей среды группы по приобщению к истокам русской народно...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Дымковская игрушка» «Роспись дымковской игрушки «Барыни»

Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.Программное содержание:- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.- Развивать ...

Мастер-класс для педагогов "Роспись дымковской игрушки"

Чем знаменито Дымково?Игрушкою своей!В ней нету цвета дымного,Что серости сырей.В ней что-то есть от радуги,От капельки росы.В ней что-то есть от радости,Гремящей, как басы!...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Роспись дымковской игрушки»

Цель: знакомство с историей дымковского промысла, с технологией выполнения росписи народной глиняной игрушки.Задачи:- познакомить с декоративно – прикладным искусством &nd...

Мастер-класс «Роспись дымковской игрушки»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29381180","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Мастер-класс для воспитателей на тему  "Роспись дымковской игрушки" направле...