Городецкая роспись (интегрированное занятие)
презентация урока для интерактивной доски по рисованию (старшая группа) по теме

Ермолаева Галина Геннадьевна

Введение

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания -  помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.

 Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников.

 

Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой – монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и оформительское искусство. В течение веков развивались и совершенствовались в единстве разные виды народного искусства: устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, архитектура.

 Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль.

                                                            Конспект интегрированного занятия по рисованию и развитию речи в старшей группе «Городецкая роспись»

           Цель: Продолжать развивать  у детей интерес к городецкой росписи, удивление, восхищение красотой и необычностью узора изделий, удобством в применении, эстетичностью оформления.

  Желание рисовать городецкие узоры. Закрепить  характерные элементы («купавка», «ромашка», «бутон», «розан).

Продолжать знакомить  с народным промыслом  города Городца.

Создание  узора  по мотивам городецкой росписи.

Вид деятельности: Декоративное рисование.

Задачи:

Образовательная: Эстетическое  познание  народного  декоративно – прикладного искусства; ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Продолжать знакомство с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, мышление.

Упражнять в подборе глаголов в прошедшем и настоящем времени.

Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая: Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

Воспитательная: Воспитание у детей интереса и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; приобщение детей к народному искусству; воспитание на образцах народного творчества. Воспитывать добрые чувства.

 

Оборудование для детей:

модель для раскрашивания «Закладка для книг»

гуашь

кисти

баночка для воды

лист бумаги

салфетка

простой карандаш

ластик

Оборудование для  воспитателя:

образцы городецкой росписи, открытки, репродукции

плакаты «Городецкая роспись»

презентация «Городецкая роспись»

 

Предварительная работа: рассматривание изделий и иллюстраций с городецкой росписью; чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, загадок; пение частушек; слушание народной музыки, песен; беседы о русском быте и традициях; рисование элементов городецкой росписи (розаны, купавки, ромашки, бубенчики,  кони, птицы), тонирование деревянных досок акриловыми красками.

Методические приемы: Рассмотреть предметы с городецкой росписью, определить, в чем отличие от других народных промыслов, художественное слово, сюрпризный момент.

                                                                                                                                              Ход занятия

Организационный момент: Входит в группу воспитатель в народном костюме. Звучит народная мелодия.

Воспитатель:  Здравствуйте дети, какое прекрасное утро. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу, и повторите мысленно за мной: «Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы». Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к чувствам друг друга на целый день.

Слайд №1 

Воспитатель: Дети послушайте, что я хочу вам рассказать. Сегодня утром к нам пришло письмо,  давайте его прочитаем. «Дорогие ребята! Пишут мастера из славного города Городца. У нас случилась беда, злой волшебник все наши краски сделал бесцветными. Теперь наши росписи стали невидимыми. Вам нужно расписать закладки для книг  своими волшебными красками  и тогда чары злого волшебника рассеются».

Воспитатель: Ребята, как же нам помочь  городецким мастерам?

Мы с вами отправимся  в исторический город Городец.

Воспитатель: А  мы с вами не поедем, а полетим  на ковре самолете. Занимайте места, мы  отправляется,  пока мы будем  лететь, будем играть в игру «Скажи наоборот»

Воспитатель: Я буду работать.

Дети: Мы будем отдыхать

Воспитатель: Я буду говорить

Дети: Мы будем молчать.

Воспитатель: Я буду стоять.

Дети: Мы будем лежать

Воспитатель: Я буду открывать.

Дети: Мы будем закрывать.

Вот мы и прилетели в город мастеров

 

2.  Беседа (показ слайдов города Городца)

Слайд № 2, 3

Есть на Волге город древний, по названью – Городец.

 Славится на всю Россию своей росписью, творец.

 Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Слайд №4

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой ярмаркой. Жители Городца и окрестных селений  славились как умелые плотники, резчики по дереву. Из дерева делали  все:  детские игрушки,  колыбели,  даже

корабли.

Особой известностью пользовались городецкие прялки. На расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты,

изображения фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из старой доброй сказки.

Воспитатель: Какие сказки вы знаете? («Иван-Царевич и Серый волк», « Жар-птица» и др.)

 

 Слайд №5

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Дети у меня есть волшебная шкатулочка, в которую мы будем собирать все наши знания о городецкой росписи.

Воспитатель: Что вы знаете о городецкой росписи?

Дети: Мастера городецкой росписи живут в городе Городце.

 

Слайд № 6

Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Дети: Розан, купавка, ромашка.

Воспитатель: На каких изделиях выполняется роспись?

 

Слайд № 7,8 

Дети: Роспись выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Воспитатель: Какие цвета используют  мастера для своих росписей? (красный, розовый, синий, голубой, зеленый, и для оживки берут черный и белый цвет).

Слайд №9

Воспитатель: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

Воспитатель:  Вы сегодня все отлично поработали. Наша шкатулочка пополнилась знаниями.

Воспитатель: Дети, кто знает стихотворение про городецкую роспись?

Слайд №10

Ребенок:

Наши доски расписные,

 Посмотрите вот какие.

 Все хотим вам показать

 И подробно описать.

 По розанам и купавкам

 Городецкий скачет конь,

 И цветами весь расписан,

 До чего ж красивый он.

Воспитатель: Как вы узнали, что это именно городецкая доска? (потому что она украшена городецкими узорами).

Воспитатель: Умницы, во всех узорах городецкой росписи есть бутоны, листья, розаны, купавки, цветы с узкими лепестками.

 

3. Творческая поисково-экспериментальная работа

 

 Слайд№11

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на закладке.

Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”.

Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? (У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазком кисти.)

Воспитатель: Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? (в белую краску добавить немного красной.). А как получить голубой цвет? (в белую краску добавить немного синей).

 

4. Физминутка:

В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки)

Дети наносят роспись на приготовленные заранее закладки (играет лирическая народная музыка).

 

5. Итог занятия

Воспитатель: Посмотрите дети на свои закладки, какие  росписи у вас получились как у настоящих мастеров - яркие и красочные. Этот говорит о том, что чары злого волшебника рассеялись  и приобрели цвет. Ребята, какие мы с вами молодцы помогли городецким  мастерам, за что они нам очень благодарны. И отправили нам угощенье расписные прянички.

Дети:

Была она некрашеной,

 Простою, неприглядной,

 А стала разукрашенной,

 И празднично нарядной.

У умельца закладочка

 Узором заиграет,

 Гирляндою из розочек.

Украшена по краю.

Воспитатель: Я очень рада,  что у вас получились такие прекрасные работы! Вы действительно настоящие мастера.

Выставка и анализ детских работ, самооценка.

 

Рефлексия.

Воспитатель: Давайте вспомним, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье?

Воспитатель: А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта.

Воспитатель: Давайте хором пожелаем друг другу: " Будьте здоровы!” Вы сегодня хорошо работали.

 

 Список литературы

 

1. Максимова З. По мотивам росписей Городца и Русского Севера [Текст] / З. Максимова // Народное творчество. – 2000. - №3. – С. 44–45.

         2. Народные художественные промыслы. По материалам Всесоюзной выставки, состоявшейся в Москве в 1979году [Текст] / К.И. Рождественский [и др.]; под ред. К.И. Рождественского. – М.: Советский художник, 1983. – 321с., ил.

          3. Народные художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова [и др.]; под ред. О.С. Поповой. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. – 192с., ил.

4. Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и роспись по дереву. Художественная обработка кости и металла. Керамическая игрушка [Текст]: практическое пособие для руководителей школ, кружков / В.А. Барадулин [и др.]; под ред. В.А. Барадулина. – М.: Просвещение, 1979. – 320с., ил.

         5. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / Н.М.Сокольникова. – М.: Академия,1999. – 368с., ил.

          6.Смелошова, Н.А. Воспитательный процесс [Текст]: изучение эффективности / Н.А. Смелошова. – М.: СМО, 2002. – 579 с.

           7. Супрун, Л.Я. Резьба и роспись по дереву [Текст] / Л.Я. Супрун. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 120с., ил. (Серия "Кем быть!?")

 

 

 

 

 

Приложение

 

      Презентация «Городецкая роспись» ( в электронном виде)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация городецкая роспись 984.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись". Конспект занятия по рисованию в старшей группе.

Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов д...

Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись". Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «подарок маме»

Цель: учить детей составлять узор из элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвет...

Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись". Конспект занятия.

Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких...

"Городецкая роспись" Конспект занятия в старшей группе

Занятие в рамках проекта "Народные промыслы"...

Консультация для воспитателей "Городецкая роспись на занятиях в старшей группе"

Городецкая роспись — одно из наиболее ярких и самобытных явление русской народной живописи. В старшей группе детского сада дети знакомятся с растительным орнаментом в городецкой росписи, уч...

"Городецкая роспись"-конспект занятия по рисованию в подготовительной группе

Ох,Россия ,ты ,Россия Славы не убавилось Городцом ,ты ГородцомНа весь мир ты прославилась!...