Нетрадиционные формы работы по художественному творчеству для дошкольников
статья по рисованию на тему
инновационные формы работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы работы по художественному творчеству для дошкольников
Мельникова Татьяна Витальевна, воспитатель
АНО ДО Планета детства «Лада», ДС № 66 «Матрешка»
Г.Тольятти
Аннотация: в статье рассказывается о формах работы по бумагопластике в совместной, самостоятельной деятельности и в режимных моментах в детском саду.
Ключевые слова: дошкольное образование, художественное творчество, бумагопластика.
Истоки творческих сил человека восходят к детству. Художественное творчество детей является выражением индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме. Это – составная часть художественно-эстетического воспитания, средство развития личности (Художественно-педагогический словарь, 2005 г.).
Дошкольный возраст характеризуется повышением интереса детей к продуктивным видам деятельности (А.В. Бакушинский, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.Я. Лернер, Н.П. Сакулина, Е.М. Торшилова, Е.А. Флерина и др.) и представляет собой наиболее благоприятный период для развития художественно-творческих способностей.
В наши дни возродился интерес к художественному конструированию из бумаги. Многие современные исследователи детского художественного творчества по-новому рассматривают этот вид детской изобразительной деятельности и его значение для творческого развития ребенка-дошкольника. В научно-практических разработках Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, Г.Н. и Л.В. Пантелеевых, Л.А. Парамоновой и др. сочетаются классика и современность, традиции и новаторство.
Л.А. Парамонова дала следующее определение данному виду изобразительной деятельности: «Бумажная пластика – это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала – бумаги».
Исследователи утверждают, что работа с бумагой является мощным средством для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы дошкольников. Большое влияние оказывает работа с бумагой на умственное развитие ребенка, стимулирует мышление, активизирует психические процессы, развивает фантазию, творчество, расширяет игровой опыт, дает знания об окружающем мире, обогащает терминологию детей, формирует умение общения друг с другом.
Бумажная пластика способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации, целенаправленности движений, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.
Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Работая с мелкими деталями и элементами, ребенок прекрасно развивает мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речи, совершая при этом физические (моторные) и умственные действия, формируя умения.
В.А. Сухомлинский считал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Приобретая знания, навыки, дети чувствуют себя комфортно и их радуют собственные умения. Освоение необходимых умений очень важно для ребенка. Если ребенок не получил соответствующих знаний, умений, навыков, это сковывает его самостоятельность. Задумав что-то изготовить и не найдя нужных способов, ребенок испытывает чувство неудовлетворенности, неуверенность в себе, дискомфорт.
Разнообразие техник бумагопластики позволяет повысить интерес детей к занятиям, более плавно подвести к сложным приёмам работы.
Используемые техникив нашем детском саду предложены ниже:
Аппликация из скрученных салфеток – простой и доступный для любого возраста вид творчества. Для работы понадобятся бумажные салфетки различных цветов, контурный рисунок, клей ПВА. Салфетки разрезаются на квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются на рисунок.
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Основа — лист картона с контурным рисунком, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (нужных цветов), инструмент — клей.
Торцевание – это техника создания объемной картинки с помощью наклеивания на шаблон скрученных квадратиков гофрированной бумаги на стержене от ручки – торцовок. Для этого понадобится – стержень от гелиевой ручки, клей, гофрированная цветная бумага, контурный рисунок.
Квиллинг (бумагокручение) – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки (роллы), видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоские композиции. У детей хорошо получается накручивать на зубочистку.
Мозаика модульная – это способ создания изображения из маленьких элементов, одинакового размера, сложенных в технике «оригами».
Айрис фолдинг – «радужное складывание»: выбранный рисунок вырезается по контуру; с обратной стороны на рисунок наклеивать полоски бумаги, сложенные пополам, накладывая их друг на друга строго по часовой стрелке, заполняя всю поверхность силуэта в соответствии с заранее приготовленным шаблоном; изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги
Используемая литература:
1. Аппликация и бумагопластика// Цветной мир: научно-методический журнал. – 2008. – №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/03/picture-141737-1441300338.jpg)
Нетрадиционные формы работы при коррекции произношения у дошкольников.
Нарушенное звукопроизношение является серьёзной проблемой, так как влечёт за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/07/picture-772256-1712481399.jpg)
Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»
В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/24/picture-1044938-1529840495.jpg)
План работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования» Направление: «Художественное творчество»
План работы по самобразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/07/picture-1332585-1620414198.jpg)
ПРОЕКТ «Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей дошкольников»
Пусть ребенок чувствует красоту ивосторгается ею, пусть в его сердце ипамяти навсегда сохраняются образы,в которых воплощается Родина»В. А. Сухомлинский.Это один из моих первых...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/14/picture-836829-1620981284.jpg)
ПРОЕКТ «Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей дошкольников»
Проект «Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей дошкольников» - один из моих первых проектов за время работы воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/03/picture-1349275-1633227299.jpg)
Нетрадиционные формы работы учителя – логопеда с родителями дошкольников в условиях логопункта
Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Сегодня возникла необходимость строить...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/03/picture-1455455-1675445088.jpg)
Непосредственная образовательная деятельность. Использование нетрадиционных форм обучения в художественном творчестве (печатание сжатой бумагой).
Презентация к уроку по рисованию (старшая группа)....