Нетрадиционные формы работы по художественному творчеству для дошкольников
статья по рисованию на тему

инновационные формы работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы по художественному творчеству для дошкольников

Мельникова Татьяна Витальевна, воспитатель

АНО ДО Планета детства «Лада», ДС № 66 «Матрешка»

Г.Тольятти

Аннотация: в статье рассказывается о формах работы по бумагопластике в совместной, самостоятельной деятельности и в режимных моментах в детском саду.

Ключевые слова: дошкольное образование, художественное творчество, бумагопластика.

Истоки творческих сил человека восходят к детству. Художественное творчество детей является выражением индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме. Это – составная часть художественно-эстетического воспитания, средство развития личности (Художественно-педагогический словарь, 2005 г.).      

        Дошкольный возраст характеризуется повышением интереса детей к продуктивным видам деятельности (А.В. Бакушинский, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.Я. Лернер, Н.П. Сакулина, Е.М. Торшилова, Е.А. Флерина  и др.) и представляет собой наиболее благоприятный период для развития художественно-творческих способностей.

        В наши дни возродился интерес к художественному конструированию из бумаги. Многие современные исследователи детского художественного творчества по-новому рассматривают этот вид детской изобразительной деятельности и его значение для творческого развития ребенка-дошкольника. В научно-практических разработках Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, Г.Н. и Л.В. Пантелеевых, Л.А. Парамоновой и др. сочетаются классика и современность, традиции и новаторство.

        Л.А. Парамонова дала следующее определение данному виду изобразительной деятельности: «Бумажная пластика – это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала – бумаги».

       Исследователи утверждают, что работа с бумагой является мощным средством для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы дошкольников. Большое влияние оказывает работа с бумагой на умственное развитие ребенка, стимулирует мышление, активизирует психические процессы, развивает фантазию, творчество, расширяет игровой опыт, дает знания об окружающем мире, обогащает терминологию детей, формирует умение общения друг с другом.

        Бумажная пластика способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации, целенаправленности движений, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.

Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Работая с мелкими деталями и элементами, ребенок прекрасно развивает мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речи, совершая при этом физические (моторные) и умственные действия, формируя умения.

 В.А. Сухомлинский считал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 Приобретая знания, навыки, дети чувствуют себя комфортно и их радуют собственные умения. Освоение необходимых умений очень важно для ребенка. Если ребенок не получил соответствующих знаний, умений, навыков, это сковывает его самостоятельность. Задумав что-то изготовить и не найдя нужных способов, ребенок испытывает чувство неудовлетворенности, неуверенность в себе, дискомфорт.

        Разнообразие техник бумагопластики позволяет повысить интерес детей к занятиям, более плавно подвести к сложным приёмам работы.

Используемые техникив нашем детском саду предложены ниже:

Аппликация из скрученных салфеток – простой и доступный для любого возраста вид творчества. Для работы понадобятся бумажные салфетки различных цветов, контурный рисунок, клей ПВА. Салфетки разрезаются на квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются на рисунок.

Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Основа — лист картона с контурным рисунком, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (нужных цветов), инструмент — клей. 

Торцевание – это техника создания объемной картинки с помощью наклеивания на шаблон скрученных квадратиков гофрированной бумаги на стержене от ручки – торцовок. Для этого понадобится – стержень от гелиевой ручки, клей, гофрированная цветная бумага, контурный рисунок.

Квиллинг (бумагокручение) – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки (роллы), видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоские композиции. У детей хорошо получается накручивать на зубочистку.

Мозаика модульная – это способ создания изображения из маленьких элементов, одинакового размера, сложенных в технике «оригами».

Айрис фолдинг – «радужное складывание»: выбранный рисунок вырезается по контуру; с обратной стороны на рисунок наклеивать полоски бумаги, сложенные пополам, накладывая их друг на друга строго по часовой стрелке, заполняя всю поверхность силуэта в соответствии с заранее приготовленным шаблоном; изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги

Используемая литература:

1. Аппликация и бумагопластика// Цветной мир: научно-методический журнал. – 2008. –  №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы при коррекции произношения у дошкольников.

Нарушенное звукопроизношение является серьёзной проблемой, так как влечёт за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго ...

Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»

В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...

ПРОЕКТ «Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей дошкольников»

  Пусть ребенок чувствует красоту ивосторгается ею, пусть в его сердце ипамяти навсегда сохраняются образы,в которых воплощается Родина»В. А. Сухомлинский.Это один из моих первых...

ПРОЕКТ «Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей дошкольников»

Проект «Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей дошкольников» - один из моих первых проектов за время работы воспи...

Нетрадиционные формы работы учителя – логопеда с родителями дошкольников в условиях логопункта

Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности  ДОУ.  Сегодня возникла необходимость строить...