Конспект НОД по изодеятельности в средней группе на тему: «Ознакомление с искусством портрета "Автопортрет"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) по теме

Ольховик Светлана Васильевна

Цель: Продолжать знакомить детей с жанром живописи  - портрет.

 

Задачи:

Образовательные:

1.            Закрепить знания детей о жанре портрета.

2.            Учить детей рисовать автопортрет, передавать в рисунке особенности своего лица, соблюдать пропорции. Учить правильно располагать части лица.

3.            Учить добиваться выразительности через особенности внешнего вида, характер и настроение человека.

4.            Совершенствовать свободную ориентацию на листе бумаги.

 

Развивающие:

1.          Формировать интерес к искусству, развивать наблюдательность, творческую фантазию.

2.          Активизировать речь детей.

3.          Развивать способность определять эмоциональное состояние человека по изображениям.

 

Воспитательные:

1.            Воспитывать у детей эстетические чувства при восприятии предметов ИЗО, в частности жанра живописи-портрет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по изодеятельности в средней группе на тему:

«Ознакомление с  искусством портрета "Автопортрет"

Цель: Продолжать знакомить детей с жанром живописи  - портрет.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания детей о жанре портрета.
  2. Учить детей рисовать автопортрет, передавать в рисунке особенности своего лица, соблюдать пропорции. Учить правильно располагать части лица.
  3. Учить добиваться выразительности через особенности внешнего вида, характер и настроение человека.
  4. Совершенствовать свободную ориентацию на листе бумаги.

Развивающие:

  1. Формировать интерес к искусству, развивать наблюдательность, творческую фантазию.
  2. Активизировать речь детей.
  3. Развивать способность определять эмоциональное состояние человека по изображениям.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей эстетические чувства при восприятии предметов ИЗО, в частности жанра живописи-портрет.

Материал: зеркала, фломастер, карандаши, альбомный лист, иллюстрации.

Методические приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с автопортретами, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.

Словарная работа: Портрет, автопортрет, миниатюра, профиль, анфас,  фас и т.д.

Предварительная работа:

  • Рассматривание портретов художников и поэтов.
  • Рассматривание тематического словаря в картинках из серии «Мир человека» на тему: «Части тела».
  • Рисование простым карандашом портретов.
  • Дидактическая игра «Назови ласково», «Назови части головы», «Назови чего у человека по 2» и т.д.

ХОД НОД:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся. (Дети вместе с воспитателем здороваются с родителями)

Скажем, здравствуйте руками,
Скажем, здравствуйте глазами,
Скажем, здравствуйте мы ртом,
Станет радостней кругом!

– Ребята, сегодня вас ожидает сюрприз. Закройте глаза. (Дети закрывают глаза, воспитатель переодевается).


– Откройте глаза, мои внучатки. Это я к вам в гости пришла, Бабушка-Загадушка.

Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец,
Кто подскажет – молодец!
А вот моя первая загадка:

1. Ванька-встанька из волчка
В нём увидит толстячка
Иностранка кукла Синди
В нём красавицу увидит
Ну, а мой знакомый Сашка
В нём увидит замарашку. 
(Зеркало)

Верно, верно! Угадали!
Будто где его видали!
Я не просто так пришла, 
Зеркала вам принесла.
(Воспитатель раздает зеркала).

Вы, попробуйте, ребятки
Разгадать мои загадки
Никто ответа не подскажет
А зеркало вам их покажет.

Все мои загадки – о частях вашего тела. Вы сможете увидеть отгадки в своем отражении. Бабушка загадывает загадки, отгадки (картинки) выставляет на доску.

3. У зверюшки – на макушке,
А у нас – сбоку глаз. 
(Уши)

2. Он бывает самым разным
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым.  
(Нос)

4. Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят. 
(Глаза)

5. Их не сеют, не сажают, они
сами вырастают. 
(Волосы)

6. Есть у радости подруга в виде полукруга
На лице она живёт
То куда-то вдруг уйдёт
То внезапно возвратиться, 
грусть тоска её боится. 
(Улыбка)

Игра. «Выложи портрет» - ( вызываю 2 детей) мальчика и девочку.

Опять загадка - «Брат с братом через дорожку живут, а друг друга не видят» Что это за братья? (глаза) их мы будем выкладывать самые первые,  ведь они самые главные на лице.  Сразу сверху над глазами брови.

 Между двух светил я в середине один». Что это? (нос)

 Между кончиком носа и подбородком, посередине находится рот, в форме дуги - улыбка. Ведь у нас хорошее настроение!

 А теперь снова загадка «Их не сеют, не сажают, они сами вырастают» (волосы).

Какой красивый портрет у вас получился! Ребята, а вы знаете, что такое портрет?

Если видишь на картине
Чей-то профиль иль анфас,
Или может быть задорный
И веселый чей-то глаз,
Может, грустный или смелый,
Может, добрый или злой,
В нарисованной картине
Это главное – лицо.
Может папа или мама,
Может, дедушка и я
Нарисованы в картине
Может, вся моя семья.
Догадаться тут не сложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется - Портрет.

(Просмотр презентации «Шедевры мировой живописи в музеях России»)

Посмотрите, сколько здесь красивых картин выполненных знаменитыми художниками и художниками-любителями. – ребята, а скажите, что общего во всех этих картинах? – правильно, на них люди, лица. Этот жанр живописи и называется портрет.

С помощью этого жанра мы можем заглянуть в далёкое прошлое и узнать, как выглядели люди раньше, чем жили, чему радовались, что носили. Через портрет можно познакомиться со своими прапрабабушками, ведь раньше не было фотографий. Но с изобретением фотоаппарата люди не перестали рисовать портреты. Ведь в каждой картине присутствует, как бы душа человека, от неё исходит тепло.

 Но самая главная задача художника, рисующего портрет - постараться передать настроение человека, его характер.

Давайте рассмотрим внимательно портреты великих художников. На портрете мы с вами видим голову и часть туловища (плечи).

 А еще портрет может быть выполнен и в полный рост, на портрете могут быть дети и взрослые.

 Физминутка

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт:
Шейку моет, глазки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку. 
Раз, два, три, четыре, пять -
Хомка хочет сильным стать.

 Ребята, от одной из ваших мам поступило предложение организовать выставку портретов на тему «Папа, мама, я – дружная семья». У нас уже есть портреты мам и пап. Чего же нам не хватает для полного оформления выставки? (Наших портретов).

Согласна с вами. Только где же нам взять ваши портреты? (Нарисовать).  А кто будет рисовать вас? Ребята, есть еще такое понятие в живописи как автопортрет. Как вы думаете, что оно обозначает?

Ответы детей: это когда не кто-то тебя рисует, а когда ты сам себя рисуешь.

Да, когда человек сам себя рисует, когда человек сам является автором своего портрета.

Портрет — это изображение человека; автопортрет означает, что человек — сам автор своего портрета, он сам себя рисует» (пояснение).

Художники рисуют сами себя, глядя в зеркало, называя свои картины автопортретами. Запомнили это слово? Давайте повторим. (автопортрет).

 Сегодня мы будем учиться рисовать свой портрет, то есть автопортрет.

– А сейчас возьмите в руки зеркала и рассмотрите свое отражение в зеркале. Обратите внимание, какие цветом у вас волосы, длинные или короткие, какой нос, уши, глаза.  Где расположены на лице глаза, кончик носа, уши, рот.

Во время рисования можно поглядывать в зеркало, чтобы лучше и точнее передать черты своего лица. Старайтесь рисовать так, чтобы можно было узнать, кто изображен на этом рисунке.

 Глаза - они самые главные на лице, поэтому живут посередине лица, а похожи на что они? (на листочки, лодочки). Сверху над глазами лоб, положите на лист ладошку, под ладошкой должны быть глазки.

В середине глаза цветной кружок - радужка, раскрасьте его карандашом того цвета, какие в ваших глазах. В цветном шарике черная точка - зрачок. Не забудьте нарисовать ресницы. Сразу сверху над глазами брови. На что они похожи? (дуги).

- Нос его мы нарисуем черточкой, это кончик носа.

-Между кончиком носа и подбородком, посередине находится рот. Его можно нарисовать розовым карандашом, нарисуем дугой улыбку. Ведь у нас хорошее настроение! Сверху нарисуем две дуги (это верхняя губа), а снизу еще одну дугу. Раскрасим розовым.

Приступим к рисованию прически. Надо найти карандаш такого цвета, какие у вас волосы. А у тебя Даша? Дима? Женя?

Волосы бывают прямые и кудрявые, у всех разной длины. Рисовать их надо похожими. Волосы не могут торчать вверх, они рисуются сверху вниз линиями, создавая на голове целую шапку, могут падать на лоб (это челочка).

По ходу работы напомнить детям, чтобы они не забыли мелкие детали: брови, ресницы, челку и т.д., потому что все мелочи важны в рисунке. Именно они отражают неповторимый характер человека.

Повторить, что дети рисуют автопортрет – т.е. самих себя.  

Ребята, а какое у вас настроение? У меня хорошее. Настроение тоже можно нарисовать. Для этого надо раскрасить фон портрета подходящим цветом. Какого цвета хорошее настроение? Дети с помощью взрослого подбирают подходящую краску. Фон закрашивается.

В конце занятия рассмотреть портреты.

Ребята, что вы сейчас рисовали? (Автопортреты). Для чего? (для выставки ). Что вам помогло нарисовать самих себя? (зеркало)

 Какие замечательные у вас получились автопортреты! Полюбуйтесь.

 Как вы думаете, чей автопортрет более всего похож на автора? (Подарок для детей). Вечером дети оформляют выставку портретов на тему «Папа мама, я дружная семья».



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изодеятельности в средней группе "Жаворонушки"

Конспект занятия по изодеятельности в средней группе из соленого теста. Технология "Тестопластика"....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ « В ГОСТИ К ЛЕСНЫМ ЗВЕРЯМ»

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ   В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ « В ГОСТИ К ЛЕСНЫМ ЗВЕРЯМ»...

Конспект занятия по изодеятельности в средней группе для детей с нарушением слуха "Листопад"

Конспект занятия по изодеятельности в средней группе «Листопад»для детей с нарушением слуха           Программное содержание: передавать красоту осенн...

Конспект НОД по изодеятельности в средней группе по теме "Рисуем клоуна"

Данный конспект будет полезен воспитателям средней группы ДОУ, а также родителям и педагогам дополнительного образования. Этот конспект направлен на формирование умения изображать лицо клоуна, воспита...

Конспект занятия по изодеятельности в средней группе. Тема «Цветочная поляна»

Тема: Цветочная поляна. Программное содержание: Продолжать учить рисовать цветы нетрадиционным способом, пальчиками, приёмом примакивания и мазками. Побуждать самостоятельно рисовать травку. Упра...