«Воспитание патриотических чувств и качеств на примере пейзажной живописи русских художников.»
консультация по рисованию на тему

Лариса Михайловна Бурлакова

Консультация для педагогов по изобразительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_izo_-_burlakova_l.m.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников».

Консультация для педагогов

по теории и методики изобразительной деятельности на тему:

 «Воспитание патриотических чувств и качеств на примере пейзажной живописи русских художников.»

Исполнитель:  

Воспитатель

Бурлакова Лариса Михайловна

Г. Красноуфимск

Воспитание патриотических чувств и качеств на примере пейзажной живописи русских художников.

  1. Пейзажная живопись как источник формирования духовного мира человека

Ведение

    Искусство запечатлевает в себе дух жизни: высокое искусство – дух окрыленной жизни, низкое – дух жизни пошлой, злобной. Интонация искусства, главное его специфическое свойство, целостно вбирает в себя энергии, действующие в обществе и образующую атмосферу жизни: духовной бодрости или цинизма, великое упование или уныние, любовь либо ожесточение сердца.

     Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

    Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Детский сад – некий социальный институт, через который проходят дети. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и эстетическое воспитание личности происходит в сфере образования. Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.     Поэтому именно в детском саду должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь дошкольника. Ребенок в старшем дошкольном возрасте, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию.

  Основным содержанием патриотического развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительному влиянию общества. Каковы же наши традиционные источники патриотизма? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

         Базовые ценности должны лежать в основе уклада дошкольной жизни, определять непосредственно - образовательную деятельность детей. Иными словами, необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики и эстетики. Становится иной и современная стратегия развития детского сада: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знание центристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

  1.   Пейзажная живопись как источник формирования духовного мира человека.

     «.... Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине».  

   Человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, его эстетические взгляды и суждения являются показателями   его духовно нравственного развития. В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени, совокупность ее чувств и переживаний.

Художественная деятельность как неотъемлемая часть процесса духовного и  эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности:

•        Восприятие (потребление искусства);

•        Эстетические знания (искусствознание);

•        Художественная деятельность.

          Цель воспитания патриотических чувств и качеств на примере пейзажной живописи русских художников состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка. Решать данную цель, используя средства художественно-эстетического направления.

         Задачи воспитания патриотических чувств и качеств на примере пейзажной живописи русских художников:

• Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание ее внимательно рассматривать, ее красоту, получать радость от встречи с ней, осмысливать свое отношение к воспринимаемому пейзажу;

• Подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания. При этом он использует особый язык - средства выразительности живописи;

• Познакомить с цветом (колоритом) как средством передачи времени года, состояния природы, погоды, настроения; рисунком, передающим характерные особенности формы, величины объектов природы; композицией - построением картины, выбором формата полотна в зависимости от содержания изображаемого, построением планов (близко-далеко), выделением главного; сочетанием цветов (на светлом-темным, на темном-светлым и т.д.) Обучить сопоставлять настроение пейзажа с настроением, выраженным в других искусствах - музыке, поэзии, танце и т.д.;

• На доступном для детей уровне дать представление о пейзаже как особом жанре живописи и о некоторых его видах: первозданном природном пейзаже с ярко выраженным сезоном и измененном человеком - городском и сельском; о некоторых средствах выразительности пейзажной живописи;

• Обогатить словарь детей сенсорными, эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами, которые ребята смогут использовать в своих оценках и суждениях о произведении.

Задачей педагога является и накопление у детей опыта эстетически образного видения и восприятия красоты окружающего нас мира природы, развития наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, ассоциативного образного мышления. Ибо в дальнейшем при рассматривании художественного пейзажа происходит «накладывание» имеющихся жизненных впечатлений на воспринимаемый образ, это по-новому осветит их, поможет найти «свое» в изображении, произведении, глубже, проникновеннее осмыслить картину.

При знакомстве ребят с пейзажной живописью надо опираться на опыт непосредственного восприятия детьми природы соответственно его сезонам.

Пейзаж - это не просто изображение общих свойств природы, естественных закономерностей: времени года, суток, погоды, входящих в образную, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада, но это - и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи.

Природа бесконечно разнообразна. Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим, уникален.

• Первозданный природный пейзаж - леса, поля, луга, реки, озера, моря (лесной пейзаж, горный, морской);

• Сельский пейзаж, отражающий поэзию деревенского быта, его естественную связь с окружающей природой;

• Городской пейзаж, изображающий организованную человеком пространственную среду - здания, улицы, проспекты, площади, набережные, парки - его иногда выделяют отдельно;

• Индустриальный пейзаж показывает роль и значение человека - созидателя, строителя заводов, фабрик, мостов и т.д.;

Утверждается новый вид пейзажа - космический или фантастический. В нем отражен мир, который человек уже увидел, и тот, который построен или на научных данных, или на воображении художника.

• Исторический пейзаж - изображение местности в определенную эпоху.

По своему настроению пейзажи могут быть созвучны жанром литературы, что позволяет отметить их лирический, романтический, эпический, драматический и героический характер.

• Лирический пейзаж (обычно небольшой по размеру) экспрессивен по настроению и отражает определенные чувства человека - восхищение, удовольствие, спокойствие, наслаждение красотой природы («Золотая осень» И. Остроухова, «Грачи прилетели» А. Саврасова).

• Романтический пейзаж передает бунтарское начало, стремление подняться над обыденным, вызывает яркие, сильные, страстные чувства. Это - буйство ветра, грозовые тучи, клубящиеся облака, тревожные закаты (И. Айвазовский «Волна»).

• Эпический пейзаж передает величественные картины природы, полной внутренней силы (И. Шишкин «Лесные дали», А. Васнецов «Родина»).

• Героический пейзаж - здесь природа предстает величественной, торжественной (высокие горы, могучие деревья, гладь океана. Иногда на фоне этого пейзажа изображаются герои и боги.

• Драматический - предвещает бурю, грозу, вызывает ощущения тревоги и беспокойства (И. Айвазовский «Девятый вал», Ф. Васильев «Болото»).

Художественные картины подчас воздействуют значительно сильнее, чем какое-либо интересное природное явление или объект. Они предают чувства и переживания языком искусства. И дело не только в том, что изображено, но и как изображено, насколько выразительно. Чтобы увидеть, что изображено, не требуется никакой художественной культуры.

Но почувствовать поэзию картины, музыку ее художественно-образного содержания, проникнуть в смысл идеи можно, если понимаешь язык искусства, т.е. те выразительные средства изображения, которые использует художник, ибо только тогда произведение начинает действовать на нас в полную силу.

Пейзажная картина - это сложное произведение, для понимания которого необходимо устанавливать многообразные пространственные, временные и причинно-следственные связи, поэтому она доступна для восприятия детей лишь с 4-го года жизни.

Успех художественного развития малышей во многом зависит от созданных взрослыми педагогических условий, руководство процессом эстетического и художественного восприятия, а также от правильного отбора конкретных произведений изобразительного искусства для детей определенного возраста.

Поэтому, отбирая произведения пейзажной живописи, надо руководствоваться следующими принципами:

• Произведения должны быть высокохудожественными как по содержанию, так и по форме выражения, т.е. «согреты теплотою чувств и ознаменованы большею или меньшею степенью истинного таланта». Глубокое содержание должно сочетаться в них с совершенством формы;

• Художественные образы картин должны быть понятны детям 4-7лет, соответствовать особенностям их художественного восприятия, опыта и интересов, оказывать эмоциональное воздействие, вызывать живой отклик, ассоциации и интерес;

• Картины должны быть разнообразны как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности.

Е.А. Флерина говорила: «Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которые оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности. Однообразие тематики, жанров и приемов исполнения тормозит общее и эстетическое развитие ребенка»;

• При подборе картин о природе следует учитывать принцип сезонности и краеведения (прежде чем рассматривать то или иное сезонное, временное или погодное явление, изображенное художником, следует дать детям возможность пронаблюдать его в жизни, а затем обратить их внимание на то, как художник передал это в своей картине).

  •  Принцип краеведения означает, что сначала следует познакомить детей с пейзажами, отражающими красоту родного края, а затем и с теми ландшафтами, о которых они уже имеют определенное представления, почерпнутые из литературы, телевидения, кино, иллюстраций, из посещения музея и художественных галерей, выставок.
  •  При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явления.
  •  В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения.
  •  Принцип концентричности - суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Этот принцип позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений, раскрывать перед ними новое в содержании и художественных средствах картины, воспитывать устойчивый интерес к живописи, развивать более яркие ассоциации и эстетические чувства.
  •  Отбирая произведения живописи для ознакомления детей дошкольного возраста, - учитывать индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений.
  •  Ознакомление детей с картинами, сходными по своему содержанию, но выполненными разными художниками, влияет на становление у дошкольников личностного эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса.
  •  И, конечно же, при подборе пейзажных картин следует учитывать возраст детей их умения и навыки.

Восприятие живописи, ее познание невозможны без эмоций, поэтому не следует ограничиваться только искусствоведческим рассказом или анализом содержания и выразительных средств произведения. Картины художников должны вызывать у детей определенные чувства, желание творить красоту и добро.

Поэтому в процессе ознакомления детей с живописью, особенно на первых этапах, оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий.

Эмоциональное отношение ребенка к картине - показатель возникшего интереса к произведению. На основе эмоционально-личностного отношения у дошкольника начинают закладываться ценностные ориентации, основы его мировоззренческой направленности. Учитывая это, педагог имеет возможность формировать нравственно-эстетические представления о добре и зле, красивом и безобразном в искусстве.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту - настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. Сравнение репродукций картин одной тематики между собой и с реальными явлениями действительности, установления в них сходства и различий способствуют проявлению у детей сильных эмоциональных чувств, что очень важно для творческого восприятия дошкольниками произведений искусства.

Используется прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. Как бы ставит ребенка в позицию «сотворчества» с художником.

Красота родной природы, красочность изображений вызывают у детей эстетические эмоции и ассоциации, которые способствуют воспитанию лучших человеческих качеств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, к родному краю, к Родине. С детства научившись понимать природу, ценить её красоту и разнообразие, узнавать её в поэтическом описании, ребёнок и в более старшем возрасте будет испытывать на себе её благотворное влияние. Если ребенок в процессе восприятия живописи опирается на свой жизненный опыт, это один из показателей высокого уровня понимания им произведений искусства и адекватного отношения к нему. Эмоциональность личностных оценок, наличие в них образных сравнений и эпитетов говорят о благоприятном влиянии искусства на интеллектуальное развитие ребенка, его монологической речи и эмоциональной сферы. Более полное познание детьми произведения живописи позволяет воспитателю не только развивать интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное сознание.

Заключение.

Живопись раскрывает перед ребенком красоту окружающей природы и красоту человека, приобщает его к нравственно-эстетическим идеалам общества.

Художниками могут стать не многие, но уметь воспринимать искусство, разбираться в нем, любить его может и должен каждый человек. Каждый растущий человек независимо от будущей специальности должен искусство воспринять, сделать своим. А помогать в этом должны взрослые.

Восприятие искусства - это напряженная работа чувства и мысли, особый интеллектуально-эмоциональный труд души. По линиям, цветом пятнам предстоит ребенку создавать художественную картину мира, проделать как бы встречный путь к авторскому замыслу. Этот особый труд души человека будет желанным в том случае, если он будет к нему подготовлен, а такую подготовку, возможно, начинать с детства.

Искусство живописных образов помогает нам видеть, понимать красоту окружающего, эмоционально откликаться на нее. Жизнь становится богаче, интереснее, духовно насыщение и одухотворение. Красота вдохновляет на создание красоты вокруг себя - как в продуктивной деятельности, так и в человеческих взаимоотношениях.

По словам В.А. Сухомлинского, «…то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического восприятия. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности».

Как отмечает Б.М. Неменский, «…искусство и вообще эстетическое развитие может и должно играть в нашей системе просвещения гораздо более серьезную роль уже сегодня. И начиная с детского сада, с самого нежного возраста».

Дети дошкольного возраста видят живопись несколько иначе, чем взрослые, но видят и понимают на своем уровне, иногда поражая нас своими высказываниями, умеют откликаться на красоту произведения, которое волнует и нас; правда, с трудом, а иногда и не объясняя, почему оно им нравится. Открыв окно ребенку в мир живописи, слегка дав прикоснуться нежной, эмоциональной душой к прекрасному миру красок, должны постоянно и постепенно вводить малыша в этот мир, углубляя понимание искусства и утончая чувства.

«…Тонкий, отзывчивый человек, способный быть счастливым и делать счастливыми других, редко появляется сам собой.

Воспитать человека таким, развить в нем культуру чувств, наполнить жизнь его радостью - это самое главное». Ю.Н. Хижняк.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. - СПб: Детство-Пресс, 2004.- с.272 / Библиотека программы «Детство»

2. Курочкина Н.А. авт.-сост. Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство - маленьким); Учебно-наглядное пособие. - СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. - с.40 + цв. вкл. с.32 / Библиотека программы «Детство»

3. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Корзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - с.152

4. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. - с.96.

5. Копцева Т.А. Природа и художник.- М.: ТЦ «Сфера», 2001. - с.208

6. Из опыта работы: Астафьева Н.А., Воробьева В.Т., Воробьева Н.П. и др. Дошкольникам о художниках детской книги.; Сост. Доронова Т.Н. - М.: Просвещение, 1991.-с.126.

7. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. - М.: 1961. -с. 33-34.

8. Ушинский К.Д. О наглядности обучения. Избр. пед.соч. Т.2. - М.: Просвещение, 1954. - с.642.

9. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 199 Пейзаж в детском творчестве

10. Вачянц  А.М. «Вариации прекрасного». Введение в мировую художественную культуру. /учебное пособие. – М: ООО «Издательство МХК»2003 г. – с 232.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воспитание патриотических чувств и любви к малой Родине средствами русских народных танцев

В материале представлен проект по развитию патриотических чувств  для детей подготовительной группы...

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к русским народным играм"

...через детей последующих поколений детские игры повторяются, сноваоживляются в памяти живущихпоколений и снова молодеют...                    ...

Презентация к занятию по развитию связной речи старших дошкольников "Золотая осень в пейзажной живописи русских художников"

Данная презентация является иллюстративным материалом к занятию по развитию связной речи старших дошкольников.  Презентация составлена в программе Microsoft PowerPoint. Рекомендована д...

Воспитание патриотических чувств у детей на примере событий Великой Отечественной войны.

Воспитание патриотических чувств у детей  на примере событий Великой Отечественной войны....

"Ярмарка" -презентация Беседа для дошкольников по ознакомлению с бытом и традициями русского народа в живописи русских художников c использованием ЭОР

Ярмарка - это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой...

Воспитание патриотических чувств на примере пейзажной живописи

Материал поможет воспитателю в беседе со старшими дошкольниками о любви к родной природе. Изобразительное искусство, как одна из форм познания действительности, является важнейшей частью всестороннего...