ОД по речевому развитию и художественно – эстетическому развитию в подготовительной группе "Летняя сказка зимой" (по мотивам городецкой росписи)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Воронцова Елена Викторовна

Конспект интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию и художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_gorodets.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированной образовательной деятельности

по речевому развитию и

художественно – эстетическому развитию

в подготовительной группе

«Летняя сказка зимой»

Воспитатель МБДОУ «детский сад 410»

Воронцова Е.В.

Нижний Новгород

2017 год


Цель:  Обогащать знания  детей  о народном творчестве посредством речевого развития и  художественно – эстетического  развития. 

Образовательные задачи:

  • систематизировать представления детей о старинном народном городецком промысле;
  • продолжать знакомство с историей городецкой росписи;
  • совершенствовать навыки речевого общения, умение читать стихи, отгадывать загадки, отвечать на вопросы развёрнутым предложением;
  • активизировать словарь: «Городецкая роспись», бутон, розан, купавка, подмалёвок,  тенёвка, оживка;
  • познакомить со способом изображения Городецкого коня;
  • продолжать прививать аккуратность в работе;
  • формировать умения работать в коллективе.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус;
  • развивать чувство композиции, умение красиво располагать заданный силуэт;
  • развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • продолжать развивать умение рисовать всей кистью и её концом.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к изучению русской истории и к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;
  • воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ;
  • воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами;
  • способствовать созданию положительного эмоционального настроения.

Предварительная работа:

  • беседы о городецкой росписи;
  • рассматривание изделий декоративно –прикладного искусства;
  • знакомство с техникой рисования городецкой росписи;
  • разучивание стихов о городецкой росписи.

Словарная работа: розан, купавка, бутон, роза, ромашка, подмалевок, теневка, оживка, гирлянда, цветочная полоса, ромб.

Основные методы и приёмы:

Словесные: загадки, вопросы, рассказ, художественное слово, напоминание, совет, поощрение.

Наглядный метод: рассматривание  изделий Городецкой росписи, показ образца,  показ  способов  изображения.

Игровые:  сюжетный танец.

Музыкальное сопровождение.

Оборудование:

Мультимедийная  установка, сказочные силуэты, предметы народных промыслов.

Ход занятия.

Дети  заходят в группу, приветствуют гостей,  занимают места, предложенные воспитателем.

Воспитатель. 

Ребята, сегодня в нашей группе гости.

Ребята, а  кто  такие гости? (Ответы)

Воспитатель.

Гости – это люди, которые навещают  кого – нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время.  Замечательно, когда  это время проходить интересно, с пользой. Я надеюсь, что наши гости сегодня увидят что – то интересное, узнают  о чём – то интересном, а возможно,  и  научатся чему – то интересному. А мы, на правах хозяев, будем наших гостей развлекать.

Чем же мы сегодня будем заниматься?  (Ответы)

Воспитатель.

Ребята, мы с вами уже немного знакомы с городецкой росписью. Давайте  и гостям  нашим расскажем о том, что знаем….

Веселись наш детский сад

Веселее нет ребят!

Мы с улыбкой на лице

Расскажем вам  о Городце.

Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.

Кто рисует Городец –

Ах, какой он молодец!

И листочки, и цветы –

Это все для красоты!

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Ох, Россия, ты Россия

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась

Воспитатель. 

Ребята, замечательные слова вы сказали о Городце и городецкой росписи. А теперь немного подробнее…. (По ходу ответом показывать изображение на экране)

-Почему роспись называется Городецкой?  

Ответы: (мастера жили в городе Городец, поэтому роспись  называется городецкой).

-  Какие предметы расписывают Городецкой росписью?

Ответы: (деревянную посуду, игрушки, мебель).

- Какие элементы встречаются в городецкой росписи?

Ответы:  ( цветы, листья, люди, кони, птицы).

- Какие цветы  используются в городецкой росписи?

1. Словно чудо   тут и там распускается… (розан).

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).

4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)

5. Красотой наделена,

Ароматна и нежна,

Стебель длинный,

Весь в шипах — королева цветника!.......... (роза)

- Какие композиции можно составить из цветов?

Ответы: (гирлянды, букет,  ромб, цветочная полоса, венок)

-  Какие этапы рисования есть в городецкой росписи?

Ответы: ( подмалёвок, тенёвка, оживка)

- Какие элементы росписи используют городецкие мастера, выполняя оживку?

Ответы: (точки, штрихи, капельки, завитки, линии, дуги)

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

Россия богата на сказки. Есть своя легенда и у городецкой росписи.  Село Городец очень красивое. Стоит оно на реке Волге. Берега здесь высокие, овражистые, все деревни на них. Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные и почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-Купалой, в других - Иваном-Травником. Везде его отмечали летом, в конце июня. У трав в эти дни кончается бурный рост, начинается цветение.  В Иванов день собирали цветы и травы, которые имели целебную силу: считалось, что они и от болезней спасут, и нечисть прогонят, и приворожат, и отвадят. Девушки плели веночки из цветов, а потом  пускали по реке венки – к какому берегу приплывет, оттуда и жених будет. В эту короткую ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через них.

Я предлагаю всем окунуться  в атмосферу чарующей праздничной ночи на Ивана Купала.

Танец «Ивана Купала»

Говорили, что только в эту единственную ночь  расцветает таинственный цветок папоротника. Каков из себя тот цветок? Никто точно не знает: одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие сказывали, что плющ алый, похожий на уголек, а третьи говорили, что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде бы простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папоротника – это цветок счастья.

В Городце  появились русские умельцы, которые стали изображать цветок счастья в своих работах. Замечательно и то, что они делятся этим цветком счастья с нами, поднимают нам настроение, украшают быт.

В городе Городце жил один мастер. Иван. Лучше всех он умел разрисовывать  разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Очень Иван любил её. А какие подарки дарил!!!! Шкатулочку для рукоделия, тарелочку, досочку, игрушку, коробочку. (Воспитатель показывает).  Разрисовывал подарки с любовью, так, что изделия у него  получались радостные, светлые, согревали душу невесте, веселили её.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотели  захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер… Перемахнул конь за городские стены и пустился в путь. Не сумели враги остановить, задержать мастера и его коня. Конь был сильный, могучий и быстрый как ветер. Привел мастер подмогу и смогли жители отстоять родной город, победить врагов. С тех пор вороной чудо-конь стал символом городецких художников.

Городецкий конь  горделиво поднявший голову на круто изогнутой лебединой шее, бьющий оземь копытом. У него тонкие ноги скакуна, богатая упряжь, грива и пышный хвост, струящийся водопадом. Вот такого коня с растительным орнаментом, мы и будем рисовать с вами!

Рисовать будем волшебной кисточкой, у которой есть …

(Ответы) У кисточки есть носик, брюшко и пяточка.

Воспитатель: Давайте подготовим свои руки. Физическая минутка: ( стоя у столов) Дети повторяют движение руки.

«Кисточку возьмём вот так.

Это просто ну  пустяк,

вверх, вниз, вверх, вниз,

влево, вправо, влево, вправо.

А теперь кругом, кругом.

Рука, чтоб двигалась бегом»

Давайте повторим правила работы с кисточками.

--У вас есть кисточки с разными номерами. Крупный рисунок выполняем кистью с номером №2.  Более мелкие детали прорисовываем № 1.

--Перед работой  кисточку необходимо немного смочить  в воде и аккуратно удалить ненужное количество воды о салфетку. Аккуратно  набрать  на кисть небольшое количество краски. Сейчас я вам покажу,  как правильно нарисовать силуэт коня  (показ воспитателя). После показа, детей просят повторить за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения силуэта. Если возникают трудности у ребенка, помогает.

(Дети приступают к работе) Звучит народная музыка.

-- Рисуем гриву, хвост, седло. (Показ воспитателя)

Физкультминутка

Конь меня в дорогу ждёт (руки на поясе),

Бьёт копытом у ворот (поочерёдные поднимания согнутых в колене ног).

На ветру играет гривой

пышной, сказочно красивой. (покачивания головой).

Быстро на седло вскочу,

не поеду – полечу.              (наклоны туловища)

Там, за дальнею рекой,

Помашу я всем  рукой! (руки в стороны, махи над головой)

-- Оживка белой краской, тонкой кистью.

Воспитатель: ребята, покажите свои работы  и поделитесь своими впечатлениями:


Все работы  - не простые.

А волшебно-расписные.                                                                                           Простой, казалось бы, узор,                                                                                                    Но отвести не в силах взор.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он.

Что за чудо этот конь,

Настоящий конь-огонь!

Черный бок блестит,

Яркий глас косит,

Гордой головой качнет,

Пышной гривою тряхнет,

Тонкой ножкой землю бьет –

Прокатиться нас зовет.

Мы поскачем по лугам

С яркими цветами.

Сказочные те цветы

Рисовали сами –

Здесь ромашки и купавки,

Словно в капельках росы,

Расцветают здесь розаны

Удивительной красы.

Оживляют те цветы

Белая оживка.

О волшебных тех цветах

Всем ты расскажи-ка!

Любовались гости чудом,

Громко восхищалися,

Городецкой красотой,

Сраженные осталися.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастера,

Может быть и среди нас.

На ваших работах изображены цветы – это символ здоровья и процветания, изображён конь – это символ богатства.

Воспитатель:  ребята, я думаю, что с нашими гостями мы провели время с пользой.

Жизнь была бы глуше и суровей,

Красотой и радостью бедней,

Если б в красках, линиях и слове

Вы себя не отдали бы ей.

(Анна Попова)

Свои работы обязательно разместите на выставку, чтобы родители полюбовались ими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по развитию речи для детей подготовительной группы на тему: «Зимующие птицы»

Закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы; учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах; согласовывать существительные с числитель...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи».

Конспект содержит информацию о характерных для данной росписи образах, сюжетах, видах композиции и своеобразии городецкого орнамента, этапах выполнения росписи, а также об особенностях знакомства дошк...

Конспект Речевого развития педагога с детьми подготовительной группы на тему: «Сказка «Теремок»

КОНСПЕКТТЕМА: «Сказка «Теремок» Цель: Формировать у детей интерес к играм – драматизациям. ЗАДАЧИ:  Образовательные:-обогащение, расширение и активизирование словарного з...

Конспект занятия по речевому развитию в 1-ой младшей группе по сказке "Колобок"!

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе по сказке " Колобок"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей второй младшей группы на тему: "Зима недаром злится".

Цель: сформировать представления о времени года «весна».Задачи:- развивать наблюдательность, внимание, память, образное мышление;- расширять словарный запас (слова «сосульки», ...