Организация работы по освоению нетрадиционной техники рисования
статья по рисованию на тему

Колосова Татьяна Юрьевна

Использование нетрадиционных техник рисования в организации художественной деятельности детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Организация работы по освоению нетрадиционной техники рисования.

Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. В дошкольных учреждениях необходимо много внимания уделять фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач, чему способствуют занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Иными словами, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует решению ряда задач подготовки детей к школе.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как  рисование ладошкой, пальцами, обрывании бумаги, а в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняет художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии. Нетрадиционных техник великое множество: оттиск (пробкой, поролоном, печатками из картофеля, ластика, листьями и т. д.); акварель + восковые мелки ,свеча; черно-белый и цветной гоммаж; кляксография с трубочкой, с ниточкой; набрызг; пластилинография; тычок(жесткой кистью, полусухой, веником); акварельные мелки, сангина; монотипия пейзажная; рисование разноцветной пеной, картоном; батик.

В основе любого процесса детского творчества лежит экспериментирование.

Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников. В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний(познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п.( продуктивная форма экспериментирования).

Рисование для ребенка – своего рода экспериментирование с материалами и свойствами, художественными инструментами, образами, композициями, формами и пр. Первые «каляки-маляки», «наскальная» живопись на обоях, рисование палочкой на песке или пальцем на стекле, смешивание красок и открытие новых цветов – вот лишь общеизвестные примеры детского изобразительного экспериментирования.

Подвести ребенка к манипуляциям с красками можно несколькими способами: показ рисунков других детей, показ взрослым манеры действий с материалом или совместные действия, подобрать задания, сами собой предполагающие «свободную» манеру действий с материалами. Например, любой вариант техники монотипии или рисование на мокрой бумаге.

Ребенок стремится путем экспериментирования, собственного исследования, раскрыть свои возможности. Причем не стоит ограничивать его ни во времени, ни в пространстве (большой формат листа бумаги), ни в возможности применения каких-либо новых «технологий», придуманных малышом. Каракули – первый шаг в освоении пространства листа, желание проявить себя через образ, свое настроение через цветовое пятно. Цветовое пятно – это эксперимент с краской, ее возможностями (разбавление водой, смешивание). Как показывают практические исследования, чем раньше ребенок проявит активность в изобразительной деятельности, тем успешнее и креативнее будет изобразительная деятельность в дальнейшем.

Какие же условия способствуют успешному протеканию доизобразительной деятельности малыша?

-совместное сотрудничество взрослого и ребенка,

-использование игровых приемов («разговор красочек» - сюжетно-ролевая игровая

 деятельность по типу режиссерская игра),

-нетрадиционный подход к организации доизобразительного периода,

-рисование ладошкой, пальчиками,

-прием тычка кончиком кисти,

-рисование тампоном паралона,

-рисование тканями разных фактур,

-рисование водой на доске,

-разбрызгивание, распыление краски.

Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель. гуашь, пастель, тушь. уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин. глина, ракушки, клей, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте во время всего пребывания в детском саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.

Пусть каждый ребенок выберет тот материал, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве.  Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание пробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.

Для маленького ребенка художественные материалы обладают завораживающей, притягательной силой. Материал подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию адекватного свойствам материала художественного образа. Кроме того, разнообразие материалов дает возможность расширять сенсорный опыт, познавая их свойства и качества; создавать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

Было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с изобразительным творчеством детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей дошкольников через освоение нетрадиционных техник рисования (рисование песком).»

     Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающе...

Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования."

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Конспект проведения занятия с дошкольниками по освоению нетрадиционной техники рисования

Занятия по использованию нетрадиционных способов и техник рисования позволяют:      - повысить уровень теоретической подготовленности, аналитические умения....

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в младшей группе «Краски детства»

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в младшей группе «Краски детства»...

Конспект проведения работы с детьми по освоению нетрадиционных техник рисования

Конспект проведения работы с детьмипо освоению нетрадиционных техник рисованияв подготовительной группеподготовил воспитатель: Сверчкова К.А. Тема: «Гроздь винограда»Задачи: Обуч...