Приглашаем на пленэр!
статья по рисованию (подготовительная группа) на тему

Бенда Галина Владимировна

В статье рассказывается, как организовать занятие по изодеятельности, которое развивало бы творческий потенциал ребенка и способствовало его  физическому оздоровлению. Есть решение: рисование на свежем воздухе, т.е. выход на пленэр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priglashaem_na_plener.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

 Приглашаем на пленэр.

    Каждый  воспитатель старается   так  организовать  свои  занятия,  том числе и по изодеятельности, чтобы  дети  воспринимали их  как игру, развлечение. Рисовать с дошкольниками,  одновременно развивая творческий потенциал, способствуя их  физическому оздоровлению и  стимулируя желание творить,  нужно  на свежем воздухе, т.е.  организовать выход на пленэр.

   Пленэр - это  живописный пейзаж, созданный на открытом воздухе. Это красавица-ива в парке, которая изменяется в разные времена года, одновременно оставаясь неизменной; это озеро, заросшее камышами, с веселой утиной семейкой и огромными облаками, отражающимися в спокойной глади воды; это родная улица, по которой идешь с мамой в детский сад...Рисуя на природе, дети учатся постигать красоту привычных глазу аллей, деревьев, учатся смотреть на знакомые предметы под другим углом зрения, при другом освещении. Выполняя зарисовки, дети развивают наблюдательность, цветовое восприятие, замечают игру света и тени, учатся отражать перспективу, воспроизводить в рисунке неуловимую игру полутонов утреннего и вечернего неба.

Выход на пленэр позволяет решить несколько важных задач развития ребенка, прежде всего его физического развития. Именно развития, так как выход на пленэр - это довольно длительная пешая прогулка, переход с одного места на другое в поисках подходящей натуры, интересного освещения, а значит, это довольно серьезная физическая нагрузка; к тому же  выходить на пленэр можно в различные времена года, в разную погоду: и когда тепло, и когда холодно.

Занятия длятся от 15 до 30 минут, в зависимости от погоды и заинтересованности детей, а это означает дополнительное пребывание на свежем воздухе. Именно на свежем, так как рисуем мы чаще всего в парке, в саду,  на поляне, на берегу реки. Это несомненная польза для растущего детского организма! К тому же дети несут необходимое оборудование, а значит, тренируются в выносливости.

Другая, не менее важная задача, решаемая в процессе занятий на пленэре, - это эстетическое развитие детей. В процессе изобразительной  мы слушаем музыку, читаем стихи и поем песни, соответствующие характеру натуры и времени года. Поэтому на  пленэр нужен еще один необходимый предмет - переносной магнитофон с набором кассет инструментальной, народной и современной музыки - и папку с подборкой стихов и песен о природе, о временах года

Задача занятий на пленэре - не просто научить ребенка видеть и правильно передавать форму и местоположение изображаемого объекта, а научить его видеть и замечать изменения, происходящие с ним в различные сезоны года, закрепить умение отражать эти изменения в рисунке, замечать основные цвета и их оттенки, дать понятие светотени, стараться добиться того, чтобы ребенок свободно и смело смешивал цвета. Какое оборудование мы используется на занятиях на пленэре? Прежде всего, небольшие легкие планшеты с прикрепленными на них листами чистой бумаги. Дети либо держат их на сгибе левой руки (если рисуют стоя), либо делают упор планшетом на колени (если рисуют сидя). Для тех, кто проявляет устойчивый интерес к рисованию и обладает определенными способностями, нужно взять собой несколько легких складных мольбертов. В теплое время дети рисуют, сидя на покрывале или коврике, расстеленных на земле. Что касается средств изображения, то выбор их довольно широк: это восковые, графитные, обычные цветные карандаши, а также фломастеры, гуашь, акварельные краски.

Накануне намечаем место, куда дети хотели бы пойти. Они обсуждают, что хотели бы рисовать, чем будут работать, и каждый сам решает, какое средство изображения для него предпочтительнее.

Я подбираю музыку, стихи и песни, которые будут звучать, предварительно осматриваю место пленэра, отмечая, есть ли возможность присесть, отдохнуть, особенно в зимний и осенний периоды. При выборе места, конечно, руководствуюсь необходимостью соблюдения правил техники безопасности. Зимой и осенью необходимы митенки (перчатки с отрезанными наполовину пальцами), чтобы руки у детей не замерзали.

Определив   место,  мы подходим близко к натуре (это может быть дерево, куст, группа деревьев, цветочная клумба, берег озера, здание и т.д.) и детально ее рассматриваем, поем песни, читаем стихи, затем ищем место, откуда наша натура смотрится наиболее выразительно и эффектно; при этом  не навязывается  определенный способ изображения,  а обращается  внимание лишь на отдельные детали, на цветовое решение. Дети выбирают для себя средства изображения, звучит музыка - работа началась! Дети обращаются за помощью и разъяснениями, но работают увлеченно и абсолютно самостоятельно. В конце занятия  устраивается небольшой вернисаж, дети рассматривают работы друзей, отмечают наиболее удачные, указывая, что именно удалось юному автору, - сходство с натурой, композиционное решение, сочетание цветов и оттенков...

В группах оформляется выставка рисунков , воспитатели работают над закреплением полученных на пленэре впечатлений. Это и беседа о проведенном занятии, и рисование по памяти и впечатлению, и аппликация на тему, и чтение стихов, и составление рассказов.

И педагогам, и родителям доставляет великое удовольствие видеть горящие глаза детей, слушать, как они радостно рассказывают о том, где были, что видели и рисовали, с какой важностью употребляют художественные термины и объясняют их значение, восхищаться яркими, наполненными любовью к родному краю рисунками. И в такие минуты приходит чувство, что дело, которому ты служишь, самое нужное и необходимое на свете!

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительному творчеству на пленэре с детьми подготовительной группы "Образы насекомых"

Консект для занятия по изобразительной деятельности на пленэре с детьми старшего дошкольного возраста...

«В нашем парке» - пешеходная экскурсия к озеру и пленэр для детей старшего дошкольного возраста

Целый комплекс педагогических задач позволяет решить такая форма образовательной деятельности как экскурсия. Она способна удовлетворить познавательные потребности ребёнка, позволяет соотнести  мо...

Домашние праздники с Дедом Морозом. Приглашать или не приглашать?

Сейчас очень популяны домашние праздники с приглашением Деда Мороза и Снегурочки. Как сделать этот праздник приятным, в первую очередь для ребёнка?...

Консультация для родителей "Рисуем с детьми на пленэре"

Рисование на природе развивает массу полезных навыков, которые отходят на второй план, когда ребенок рисует дома или во время занятий в детском саду....

Пленэр. Рисование

Пленэр  (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях....

НОД по рисованию на пленэре «Золотые краски Осени».

Очень часто следование программным требованиям и строгим традициям проведения занятий по изобразительному искусству гасит у детей желание рисовать. В нашем детском саду мы пришли к такому выводу: необ...